Новая редакция ст. 51 УКУ с комментариями.
К лицам, признанным виновными в совершении преступления, судом могут быть применены следующие виды наказаний:
1) штраф;
2) лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4) общественные работы;
5) исправительные работы;
6) служебные ограничения для военнослужащих;
7) конфискация имущества;
8) арест;
9) ограничение свободы;
10) содержание в дисциплинарной воинской части;
11) лишение свободы на определенный срок;
12) пожизненное лишение свободы.
Подробнее: https://kodeksy.com.ua/ka/ugolovnyj_kodeks_ukraini/statja-51.htm
Комментарий к ст. 51 УК Украины
1. Статья 51 УК содержит систему уголовно-правовых наказаний, установленные законодательством Украины. Системой наказаний называется исчерпывающий перечень наказаний, которые могут применяться судом и который составлен в определенной последовательности, по определенному порядку.
2. Система наказаний в ст. 51 УК построена по принципу расположения наказаний соответственно степени их строгости от менее строгих (штраф) до более суровых (пожизненного лишения свободы).
3. Юридическое значение системы наказаний заключается в том, что суд может применить к осужденному только то наказание, которое есть в системе.
4. Статья 51 УК определяет также порядок назначения наказаний: одни из них могут применяться только как основные (п. 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 ст. 51) другие могут применяться лишь как дополнительные (п. 2, 7), а некоторые наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные. Основные наказания назначаются только самостоятельно, а дополнительные — только совместно с основными.
Другой комментарий к статье 51 Уголовного кодекса Украины
1. Указанные в статье виды наказания образуют систему, под которой понимается предусмотренный уголовным законом исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном порядке, в зависимости от степени их тяжести.
В перечень видов наказаний вошли формулировки, что были и в Уголовном кодексе 1960 года: штраф, конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. В то же время, в действующем Кодексе название некоторых из них изменена:
— вместо “лишения воинских, специальных званий, рангов, чинов, квалификационных классов и государственных наград” — “лишение военного, специального звания, ранга> чина или квалификационного класса”;
— вместо “лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью” — “лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью”;
— вместо “исправительных работ без лишения свободы” — “исправительные работы”;
— вместо “направление в дисциплинарный батальон” — “держание в дисциплинарном батальоне военнослужащих”.
Введены новые виды наказаний: общественные работы, служебные ограничения для военнослужащих, арест, ограничение свободы.
Исключены такие виды наказаний, как общественное выговор и лишение родительских прав.
Ст. 51 должна применяться с учетом ст. 98, которая устанавливает перечень видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам.
2. Увеличение перечня видов наказаний в действующем Кодексе и их разнообразие обусловлено конкретными историческими факторами, которые сложились на момент его принятия, а именно особенностями социальных, политических, экономических и культурных правоотношений, и призвано создать предпосылки для достижения цели наказания, что зафиксировано в ч. 2 ст. 50. Это отражает общую тенденцию развития института наказания: применение суровых видов наказаний за тяжкие преступления и в то же время расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении менее опасных преступлений.
3. Система видов наказаний является открытой, изменяющейся в зависимости от конкретных исторических этапов жизни страны, что проявляется через правотворчество законодателя в ее изменениях. Но в отношении правоохранительных, правоприменительных органов, наоборот, замыкается, обязательным и завершенной, что не подлежит любым изменениям, сокращениям, дополнениям и обеспечивает единство наказуемого политики. Для суда, который единственный имеет право подвергнуть уголовному наказанию лицо, признанное виновным в совершении преступления, в законодательстве установлены обязательные пределы и порядок применения отдельных видов наказаний (например, лишения свободы на определенный срок говорится в ст. 63, о пожизненное лишение свободы — в ст. 64 и в отношении других — в ст. 53-62). Вместе с тем, основной функцией системы наказания е диф – ційовано-индивидуальный подход к назначению наказания лицам, которые признаны виновными в совершении преступления.
По этому поводу Верховный Суд Украины в постановлении Пленума “Об усилении судебной защиты прав и свобод человека и гражданина” от ЗО мая 1997 г. № 7 отметил, что уголовное наказание наиболее существенно ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина. Поэтому оно должно назначаться осужденным в строгом соответствии с требованиями закона о его общие начала и цели с учетом обстоятельств конкретного дела и данных о личности подсудимого. При назначении наказания недопустимо учитывать обстоятельства, не предусмотренные законом. Например, на статистические данные о количестве осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на динамику или структуру наказаний за предыдущие периоды и тому подобное.
4. Действующим Кодексом изменена последовательность видов наказания. В отличие от предыдущего кодекса законодатель построил перечень видов наказания на основе перехода от более мягкого к наи – более строгого (в Уголовном кодексе 1960 года, наоборот — от более строгого к наиболее мягкого). В таком же порядке возрастающей тяжести расположены альтернативные санкции к конкретным видам преступлений в Особенной части Кодекса. Например, за совершение хулиганства без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 206 Уголовного кодекса 1960 года) предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, или исправительные работы на тот же срок, или штрафом от тридцати до восьмидесяти минимальных размеров заработной платы. Ч. 1 ст. 296 (хулиганство) перечисляет виды наказаний в обратном порядке: штраф до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет.
5. Определены в перечне виды наказания находятся между собой в определенном соотношении: одни применяются только как основные, другие — только как дополнительные, а отдельные могут быть как основными, так и дополнительными. Границы их применения выделены законодателем в отдельную ст. 52.
6. За возможностью определения срока вида наказания можно сгруппировать в срочные и разовые. К срочным относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные работы, исправительные работы, служебное ограничения для военнослужащих, арест, ограничение воли, держание в дисциплинарном батальоне военнослужащих, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Разовыми видами наказания являются штраф, лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, а также конфискация имущества.
7. Указанные в ст. 51 виды наказаний позволяют суду по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного в сочетании:
— влияния на психологическую структуру лица путем изоляции от общества, что является наиболее уязвимым для осужденного видом наказания (арест, ограничение свободы, содержание военнослужащих в дисциплинарном батальоне, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы);
— лишение имущественных выгод (штраф, конфискация мяйня, исправительные работы, служебные ограничения для военнослужащих);
— ограничение личных неимущественных прав и интересов (общественные работы);
— ограничения возможностей в будущем на протяжении определенного срока выковывать работу по профессии (лишение военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
8. Наказание за кругом осужденных, в которых они могут быть применены, классифицируются на такие виды:
-общие, то есть применяемые к любому лицу, признанному судом виновным в совершении преступления (лишение свободы на определенный срок, штраф, конфискация имущества);
— специальные, применяемые только к ограниченной группе виновных лиц;
— лишение военного специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (касаются только военнослужащих);
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении должностных лиц и других, которые использовали свое должностное положение для совершения преступления;
— общественные работы, к которым привлекаются инвалиды i И П групп, беременные женщины, лица, дрсягли пенсионного возраста, военнослужащие срочной службы;
— исправительные работы, которые нельзя применять к беременным женщинам и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нетрудоспособных, несовершеннолетних до 16 лет и дрсягли пенсионного возраста, военнослужащих, работников правоохранительных органов, нотариусов, судей, прокуроров, адвокатов, государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления;
— служебные ограничения и содержания в дисциплинарном батальоне для военнослужащих;
— арест, который не применяется в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет;
— ограничение свободы не применяется к несовершеннолетним, беременным женщинам и имеющим детей до 14 лет, лиц пенсионного возраста, военнослужащих срочной службы, инвалидов i И II групп;
— пожизненное лишение свободы, которое не применяется в отношении несовершеннолетних до 18 лет, лиц, которым более 65 лет, и беременных женщин.
9. Действующий Кодекс по-новому решает вопрос ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания. Если Уголовный кодекс 1960 года предусматривал в Общей части за злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ (ст. ЗО) и штрафа (ч. Ст. 32) замене неотбытого наказания другим и совсем не предполагал такой ответственности за злостное уклонение от некоторых іипттг наказаний, то действующий Кодекс вводит ст. 389, 390, согласно которым за уклонение от выплаты штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных или исправительных работ, ограничения или лишения свободы такие лица привлекаются к уголовной ответственности.
10. Суд, а также учреждения и органы, исполняющие решение суда по уголовным делам, обязаны считаться с волей законодателя относительно наказуемого политики и применять все необходимые меры по ее наиболее эффективной реализации.