Новая редакция ст. 283 УКУ с комментариями.

1. Самовольная без крайней необходимости остановка поезда стоп-краном или путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, –

наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Те же действия, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Комментарий к ст. 283 УК Украины

1. Самовольной признается остановка поезда, которая была совершена без надлежащего разрешения и без уважительной потребности. Правомерной может быть остановка поезда стоп-краном, разъединением воздушной тормозной системы или иным способом только в состоянии крайней необходимости ( ст. 38 УК Украины ).

2. Обязательным признаком преступления является наступление преступных последствий: а) создание угрозы для жизни людей или наступления других тяжких последствий, или б) причинения вреда здоровью хотя бы одному потерпевшему (ч. 1 ст. 283 УК Украины) при наступления смерти хотя бы одного человека или иных тяжких последствий — аварии, нарушения движения поездов, повреждение подвижного состава и тому подобное (ч. 2 ст. 283 УК Украины).

Другой комментарий к статье 283 Уголовного кодекса Украины

1. объектом преступления является безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте, комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение его безаварийной работы (см. ст. 11 Закона Украины “О железнодорожном транспорте” от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР). Уголовно-правовая норма охраняет также здоровье, жизнь людей, собственность.

2. Предметом преступного посягательства могут быть пассажирские, грузовые, почтово-багажные, хозяйственные, специальные (пожарные, ремонтные и др) и любые другие поезда, которые двигаются по рельсам. Поезд-сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, которые имеют установленные сигналы (см. Правила технической эксплуатации железных дорог Украины, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 20 декабря 1996 г. № 411).

3. Объективную сторону преступления образуют активные самовольные действия, которые вызывают остановка поезда без разрешения или указания работника железнодорожного транспорта (начальника поезда, машиниста, проводника вагона и др.).

4. Деяние характеризуется в Законе как совершенное без необходимости. Причина для самопроизвольного остановки поезда должна быть достаточно весомой и оправданной, с целью устранения более значительной и реальной опасности для жизни или здоровья людей, то есть когда лицо действует в состоянии крайней необходимости (см. Комментарий к ст. 39).

5. Самовольная без крайней необходимости остановка поезда может быть осуществлено стоп-краном или путем разъединения воздушной тормозной магистрали. Стоп-краны в пассажирских вагонах и моторвагонном подвижном составе устанавливаются в тамбурах, внутри вагонов и пломбируются (см. п. 11. 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).

Согласно п.14 Правил поведения граждан на железнодорожном транспорте (утверждены постановлением КМУ от 10 ноября 1995 г. № 903) пассажирам разрешается самостоятельно пользоваться стоп-краном для остановки поезда в случае возникновения непредвиденных аварийных обстоятельств (пожара, экстренной эвакуации или необходимости срочного оказания медицинской помощи пассажиру и тому подобное).

Другие обстоятельства личного или имущественного характера (необходимость перевозки груза, желание не отстать от поезда и тому подобное) не могут оправдывать самовольная остановка поезда через создание опасности для людей.

Самовольная остановка поезда для преследования и задержания опасного преступника может быть признана оправданной, если это не повлекло за собой гибели людей или других тяжких последствий.

Поскольку перечень таких деяний в законе не является исчерпывающим, преступление может быть совершено другим способом, а именно: применение ручного тормоза, разъединение автосцепки, подача сигналов, использование радиосвязи и другие действия, направленные на остановку поезда.

6. Обязательным признаком объективной стороны преступления является создание угрозы гибели людей или наступления других тяжких последствий или причинение потерпевшим легкого телесного повреждения, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную потерю трудоспособности.

7. Субъективная сторона характеризуется умыслом на самовольное без необходимости остановки поезда и неосторожным отношением к последствиям, указанным в ст. 283.

8. Субъектом преступления могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16 лет и не являются работниками железной дороги, поскольку работники железной дороги за аналогичные действия несут ответственность по ст.276.

9. частью 2 ст. 283 предусмотрена ответственность за квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если он повлек гибель людей или другие тяжкие последствия (см. Комментарий к ст. 276).

В случае остановки поезда вследствие умышленного разрушения или повреждения путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или средств связи или сигнализации совершенное образует состав преступления, предусмотренного ст. 277.

10. В случае, когда самовольная остановка поезда является способом захвата железнодорожного подвижного состава, содеянное охватывается ст.278 и не требует дополнительной квалификации по ст.283.

Остановка поезда с умыслом вызвать аварию, человеческие жертвы и т.п. При наличии других признаков может образовывать преступление против основ национальной безопасности Украины (ст. 113) или против лица (ст. 115) или преступление против собственности (ст. 194) и тому подобное.