Новая редакция ст. 284 УКУ с комментариями.

Неоказание помощи капитаном судна в случае столкновения с другим судном экипажу и пассажирам последнего, а также встреченным в море или на другом водном пути лицам, терпящим бедствие, если он имел возможность оказать такую помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, –

наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к ст. 284 УК Украины

1. Международной брюссельской конвенцией от 23 сентября 1910 г. о подаче помощи и спасении людей на море на капитанов всех морских судов возложена обязанность оказывать помощь всем терпящим бедствие людям при условии, что такая помощь может быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

2. Состав преступления образует непредставление помощи при столкновении судов, независимо от того, виновен ли капитан судна в столкновении, а так же непредставление помощи встреченным на море лицам, потерпевшим бедствие. Если столкновение судов произошло вследствие нарушения капитаном судна правил безопасности движения, то деяние содержит совокупность преступлений, предусмотренных статьями 276 и 284 УК.

3. Ответственности по ст. 284 УК подлежит только капитан судна или лицо, исполняющее обязанности капитана.

Другой комментарий к статье 284 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является безопасность судоходства, здоровье, жизнь и собственность людей. Положения по безопасности судоходства, спасения людей на море закрепленные Брюссельскими конвенциями от 23 сентября 1910 г. и от 10 мая 1952 г., Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Эти международно-правовые акты устанавливают единые правила уголовной юрисдикции по делам о спасении на море (”Международная конвенция об унификации некоторых правил в отношении уголовной юрисдикции по делам столкновения судов и других событий, связанных с судоходством ” от 10 мая 1952 г.).

На уровне национального законодательства положения о спасании на море имплементированы в “Кодекс торгового мореплавания Украины” и другие нормативные акты, регулирующие безопасность судоходства. Капитан судна обязан оказать помощь судну и лицам, терпящим бедствие, если он может это сделать без серьезной угрозы для своего судна и лиц, находящихся на нем: оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать с максимальной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такие действия с его стороны можно разумно рассчитывать.

В соответствии со ст. 60 КТМ на капитанов каждого из столкнувшихся судов возлагается обязанность после столкновения подать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, насколько это возможно без серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и судна.

2. Объективная сторона преступления находит свое проявление в бездействии – уклонении капитана судна от выполнения обязанности предоставления помощи:

– другому судну, столкнувшемуся с ним, его экипажу и пассажирам;

– встреченным в море или на другом водном пути лицам, потерпевшим бедствие.

Обязанность оказания помощи судну, с которым произошло столкновение, не зависит от наличия вины экипажей судов, а возникает из факта столкновения судов. Законодательство и другие нормативные акты, регулирующие безопасность судоходства и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта, не дают исчерпывающего перечня действий, которые капитан судна должен осуществить для спасения судна, которое столкнулось с ним, экипажу и пассажирам последнего, а также других лиц, терпящим бедствие на море или других водных путях. В каждом конкретном случае необходимо установить, имел возможность капитан судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, а также лицам, которые испытали бедствия.

Потерпевшие могут находиться в воде, на транспортных, спасательных средствах или на других предметах, оказавшихся в море, реке или озере.

3. Обязательным условием ответственности капитана за неоказание помощи судну, с которым произошло столкновение, и лицам, терпящим бедствие, является наличие у него реальной возможности оказать такую помощь без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров. Ссылки в данных случаях на такие обстоятельства, как жаль имущественного характера (вследствие изменения курса движения, возможных гражданско-правовых санкций за нарушение договора, наличие на судне продуктов, которые быстро становятся непригодными, и тому подобное), не могут исключать уголовную ответственность капитана.

4. Данное преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи судну или лицам, терпящим бедствие, независимо от последствий, которые наступили (судно затонуло, экипаж и пассажиры погибли др).

5. Если столкновение судов произошло по вине капитана, который нарушил правила безопасности движения или эксплуатации водного транспорта и не оказал помощи судну, с которым произошло столкновение, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.276 и 284.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

7. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и занимает должность капитана судна выполняет его обязанности. Исключается ответственность за данное преступление частных судоводителей водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок и т. п). За неоказание помощи на море или на другом водном пути они могут нести ответственность по ст. 135.