Новая редакция ст. 278 УКУ с комментариями.

1. Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или соединенные с насилием, которое не является опасным для жизни или здоровья потерпевшего, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или соединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Комментарий к ст. 278 УК Украины

1. Деяние, предусмотренное ст. 278 УК, посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье людей.

2. Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна — это противоправное, самовольное завладение такими транспортными средствами с целью дальнейшего их использования по собственному желанию.

3. Предметами деяния, предусмотренного ст. 278, признаются: а) железнодорожный подвижной состав; б) воздушные, морские или речные суда, а также в) вокзалы, аэродромы, порты и другие транспортные предприятия, учреждения, организации.

4. Угон или захват транспортных средств или вокзалов, портов, аэродромов и т. п, совершенные по предварительному сговору группой лиц или с применением насилия, которое не является опасным для жизни или здоровья потерпевшего, квалифицируется по ч. 2 ст. 278 УК, а если угон или захват транспортных средств или предприятий были совершенные организованной группой или объединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или повлекшие за собой гибель одного или более лиц или причинение тяжких телесных повреждений или иных тяжких последствий,— по ч. Ст. 278 УК. Неудачная, попытка угнать или захватить транспортное средство или транспортное учреждение квалифицируется как покушение на совершение преступления по ст. 15 и ст. 278 УК.

5. Угон или захват транспортных средств совершаются умышленно.

6. Ответственность за такое деяние наступает с четырнадцати лет (ч. 2 ст. 22 УК Украины).

Другой комментарий к статье 278 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является нормальная и безопасная работа транспорта, здоровья и жизни людей, а также собственность.

2. Предметом преступного посягательства является железнодорожный подвижной состав, а также воздушные и морские или речные суда (см. Комментарий к ст. 276).

3. Объективная сторона преступления характеризуется угоном или захватом железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна. На отдельных видах транспорта, например воздушном, для обеспечения безопасности персонала действует “Инструкция о порядке обеспечения авиационной безопасности во время выполнения авиационных перевозок и работ из аэропортов других государств”, утвержденная приказом Министерства транспорта Украины от 17 января 2002 г. № 16.

4. Угон – это незаконное, противоправное, самовольное завладение железнодорожным подвижным составом, воздушным, морским или речным судном, независимо от места его нахождения и подчиненности, с целью его дальнейшего передвижения по маршруту, избранному виновным.

5. Захват указанных видов транспортных средств – это незаконное противоправное, самовольное завладение ими, независимо от места их нахождения, с целью угона или иного противоправного контроля в личных или иных целях.

6. Угон транспортного средства признается оконченным с момента завладения им и начале движения от места его нахождения (железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов – от места стоянки воздушного судна – с момента начала осуществления полета, независимо от его продолжительности). В тех случаях, когда субъект завладевает транспортным средством в процессе его движения, угон нужно считать законченным с момента выполнения таких действий.

7. Захват транспортного средства может быть совершен в процессе его движения или в месте стоянки. Таким образом, захват образует оконченное преступление с момента завладения транспортным средством, независимо от места его нахождения (стоянка, пункт транзита, движение по маршруту и тому подобное).

8. Угон, как и захват, может осуществляться виновным непосредственно или опосредованно: виновный или сам управляет транспортным средством, или заставляет это делать работников указанных видов транспорта (машиниста, пилота или штурмана).

9. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства, когда виновный не смог довести свой преступный умысел до конца (сдвинуть с места локомотив, установить контроль за экипажем судна, проникнуть в кабину самолета и тому подобное) по причинам, не зависящим от него, квалифицируется как покушение на преступление, предусмотренное ст.278.

10. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Относительно последствий, указанных в ч. 3 ст. 278, вина может быть умышленной или неосторожной.

11. Субъект преступления – лицо, которое до совершения преступления достигло 14-летнего возраста. Это могут быть как работники указанных видов транспорта, так и посторонние лица.

12. Часть 2 ст. 278 предусматривает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, – то есть если их совместно совершили несколько лиц (два или более), которые заранее, до начала преступления, договорились о совместном их совершении (см. Комментарий к ч. 2 ст. 28), или соединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего (см. Комментарий к ст. 186).

13. действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 278, совершенные организованной группой, – то есть если в их приготовлении или совершении принимали участие три лица и более, которые предварительно организовались в устойчивое объединение для совершения этого и другого (других) преступлений, объединенных единым планом с распределением функций участников группы, направленных на достижение плана, известного всем участникам группы (см. Комментарий к ч. 3 ст. 28), или такие же действия, соединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего (см. Комментарий к ст. 187), или повлекли гибель людей (см. комментарий к ст. 276) или иные тяжкие последствия (см. Комментарий к ст. 276), – квалифицируются по ч. 3 ст. 278.

14. Угон или захват транспортного средства, которые сопровождались убийством по неосторожности, охватываются составом этого преступления, а если умышленным убийством, то подлежат квалификации по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 278 и ст. 115).

15. если угон или захват транспортного средства совершены с целью государственной измены, диверсии, бандитизма, террористического акта, действия виновного нужно квалифицировать по ст. 111, 113, 257, 258 и ст. 278, если же с целью захвата заложников – по ст. 146, 278.

16. Если субъектом этого преступления являются работники указанных видов транспорта, которые допустили нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, ответственность наступает по совокупности преступлений – по ст.276 и ст.278.

17. Угон или захват транспортных средств, связанные с незаконным пересечением государственной границы, незаконной переправкой лиц через государственную границу Украины, нарушением правил международных полетов, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений-по ст. 278, 331, 332 или 334.