Новая редакция ст. 277 УКУ с комментариями.

1. Умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, а также другие действия, направленные на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, если это повлекло или могло повлечь аварию поезда, судна или нарушило нормальную работу транспорта, или создало опасность для жизни людей или наступления других тяжких последствий, –

наказываются штрафом от пятидесяти до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, если они причинили пострадавшему средней тяжести или тяжелые телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

Комментарий к ст. 277 УК Украины

1. Общественная опасность деяния, предусмотренного ст. 277

УК, заключается в посягательстве на общественную безопасность, в угрозе нанесения материального ущерба, в создании опасности для жизни и здоровья людей.

2. Транспортными средствами как предметами преступления являются поезда, суда (воздушные или морские или речные), а также пассажирские и грузовые платформы, мосты, виадуки, тоннели, эстакады, шлюзы, причалы и тому подобное.

3. Средства связи и сигнализации — это светофоры, семафоры, радиомаяки, локаторы, телефон и др.

4. Разрушением или повреждением путей сообщения, средств связи или сигнализации производства признается их до такого состояния, при котором они неспособны к действию, к выполнению своего назначения.

5. Деяние образует состав преступления, если уничтожение или повреждение путей сообщения или транспортных средств была создана опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий — телесных повреждений нескольким потерпевшим, большого материального ущерба и тому подобное (ч. 1 ст. 277 УК Украины), или если совершенными действиями были причинены хотя бы одному потерпевшему тяжкие или средней тяжести телесные повреждения или был нанесен большой материальный ущерб (ч. 2 ст. 277 УК Украины), или если вследствие разрушения путей сообщения или транспортных средств наступила гибель людей (ч. Ст. 277 УК Украины).

6. Преступление, предусмотренное ст. 277 УК, совершается умышленно. Неосторожное причинение вреда, предусмотренного ст. 277 УК, влечет за собой ответственность по ст. 196 УК.

7. Субъектами ответственности за это деяние является вменяемые лица, достигшие четырнадцати лет (ч. 2 ст. 22 УК Украины).

Другой комментарий к статье 277 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является безопасность движения или эксплуатации транспорта и его нормальная работа, жизнь и здоровье людей, собственность, а также окружающей среды.

2. Предметом преступления е пути сообщения, сооружения на них, транспортные средства железнодорожного, воздушного, а также водного транспорта, средства связи или сигнализации (относительно вида подвижного состава и других транспортных средств и путей сообщения см. Комментарий к ст. 276).

К сооружениям на путях сообщения надо относить пассажирские и грузовые платформы, мосты, виадуки, путепроводы, тоннели, эстакады, гидроузлы, шлюзы, причалы и тому подобное. Средства связи или сигнализации – это светофоры, семафоры, радиостанции, радиомаяки, радиопеленгаторы, локаторы, телефон и тому подобное.

Для четкого определения предмета этого преступления необходимо учитывать, что его определяющим признаком является способность по своему назначению, техническому состоянию, по соответствию нормативным требованиям обеспечивать безопасное движение или эксплуатацию указанных видов транспорта.

Сооружения, не обеспечивающие безопасность движения указанных видов транспорта, не относятся к предмету этого преступления.

3. С объективной стороны преступление выражается в умышленном разрушении или повреждении путей сообщения, транспортных средств, коммуникаций, средств связи или сигнализации, а также совершения иных деяний, которые приводят указанные предметы в непригодное для эксплуатации состояние.

4. Под разрушением транспортных средств и других транспортных коммуникаций нужно понимать полное или частичное их уничтожение и непригодность для дальнейшего целевого использования (взрыв на железной дороге, сожжение подвижного состава, разрушение железнодорожных мостов, уничтожение взлетных полос, затопления судна и тому подобное).

5. Повреждение предметов преступления – это приведение их в такое состояние, когда они частично или временно теряют способность к использованию по назначению (развинчивания рельсов, обрыв телефонных или телеграфных проводов, приведение к непригодности для использования букс вагонов и тому подобное).

6. Под иными действиями, направленными на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, надо понимать такие действия, как выключение средств связи или сигнализации или их блокировки, устройства препятствий для восприятия знаков, сигналов и другой информации, прекращение подачи энергии в контактную сеть и тому подобное. Указанные действия признаются преступными только при условии, если они повлекли или могли повлечь нарушение нормальной работы транспорта.

7. Преступление считается оконченным с момента разрушения или повреждения путей сообщения, транспортных средств или совершение других действий, направленных на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, если это повлекло или могло повлечь аварию поезда, судна или нарушило нормальную работу транспорта, или создало опасность для жизни людей или наступления других тяжких последствий.

8. последствиями по ч. 1 ст. 277 является крушение поезда, судна, нарушение нормальной работы транспорта или создание опасности для жизни людей или наступление других тяжелых последствий.

9. Как аварию следует рассматривать транспортное происшествие, что не повлекло за собой тяжких последствий. Она связана со столкновением судов, сходом поездов с рельсов и другими инцидентами, которые не повлекли причинения средней тяжести или тяжких телесных повреждений или гибели людей, повреждения подвижного состава или судов до уровня капитального ремонта и тому подобное.

10. Под нарушением нормальной работы транспорта следует понимать нарушение расписания, графика движения поездов или водных или воздушных судов, существенное усложнение дальнейшего передвижения пассажиров и грузов.

11. О создании опасности для жизни людей или наступления других тяжких последствий см. комментарий к ст.276.

12. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом относительно разрушения или повреждения путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, относительно аварии поезда, судна или нарушения нормальной работы транспорта или возможности их наступления – умыслом или неосторожностью.

Психическое отношение субъекта преступления к последствиям, предусмотренным в ч. 2 и 3 ст. 277, должно быть неосторожным.

13. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста. При этом Закон не ограничивает круг субъектов данного преступления.

14. Часть 2 ст. 277 устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они повлекли одному или нескольким потерпевшим средней тяжести или тяжкие телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб, который определяется с учетом его размера и других конкретных обстоятельств дела.

15.по части 3 ст. 277 квалифицируются деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, то есть смерть одного или нескольких лиц. Причинение потерпевшему смерти охватывается ст. 277 и не требует дополнительной квалификации.

16. если субъект по неосторожности разрушил, повредил или другими действиями привел в негодность пути сообщения, транспортные средства, средства связи или сигнализации, что повлекло за собой гибель потерпевших или другие тяжкие последствия, то подобные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 277, а в зависимости от других признаков могут квалифицироваться по ст. 196 или ст. 291.

Если транспортные средства, сооружения или их оборудование разрушаются субъектом или повреждаются, то такие действия квалифицируются по ст. 277 и по совокупности в зависимости от способа похищения – как преступления против собственности по ст. 185-187, ст. 189-191.

Похищение электрических сетей, кабельных линий связи, сигнализации и их оборудования путем демонтажа или другим средством надо квалифицировать по совокупности преступлений – как повреждение путей сообщения и транспортных средств по ст. 277 и ст. 188.при этом ч. 3 ст. 188 предусматривает такой квалифицирующий признак, как особо тяжкие последствия, к которым по ст. 277 относятся: гибель человека; перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией и услугами связи, вследствие которой прекращена деятельность промышленных предприятий или нарушено функционирование транспорта (см. Примечание к ст. 188). Если повреждение указанных предметов совершается в процессе хулиганства, такие действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 277 и ст. 296.

Умышленное разрушение или повреждение транспортных путей сообщения, сооружений на них и других предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 277, а также совершение других действий, направленных на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние с целью ослабления государства, квалифицируется при наличии оснований как диверсия – по ст. 113.