Новая редакция ст. 279 УКУ с комментариями.
1. Блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения или другим способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей, или наступления других тяжких последствий, –
наказывается штрафом от пятидесяти до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Комментарий к ст. 279 УК Украины
1. Блокировкой признается совершение препятствий деятельности транспортных коммуникаций. Способами блокировки могут быть: а) устройство препятствий — завалов, ям, насыпей и т. п; б) установление постов и другие способы (выключение сигнализации, электроэнергии и тому подобное).
2. Обязательным признаком преступления является наступление последствий — нарушение нормальной работы транспорта или создание опасности для жизни людей или наступления других тяжких последствий (ч. 1 ст. 279 УК Украины). Часть 2 статьи 279 УК предусматривает ответственность за захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации, то есть установление контроля за их деятельностью или принуждение к совершению указанных действий.
3. Блокирование транспортных коммуникаций или захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации, которое повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, подпадает под признаки ч. Ст. 279 УК.
4. Если блокирование транспортных коммуникаций было соединено с умышленным уничтожением или повреждением путей сообщения или транспортных средств, то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 277, 279 УК.
5. Ответственность за блокирование транспортных коммуникаций или захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного учреждения наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 279 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом преступления является нормальная работа транспорта, а также здоровье, жизнь людей, собственность и охраняемые законом интересы транспортных предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере перевозок.
2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 279, являются транспортные коммуникации, то есть пути сообщения, сооружения и технические системы на них, средства связи и сигнализации, а также другие транспортные коммуникации, обеспечивающие нормальную работу транспорта (см. комментарии к ст. 276, 277).
Пути сообщения на автомобильном транспорте-это автомобильные дороги, улицы (определение и классификацию см. В Законе Украины “О дорожном движении” от 30 июня 1993 г. № 3353-ХІІ и в Законе Украины “Об автомобильном транспорте” от 5 апреля 2001 г. № 2344-III). На городском электрическом транспорте (трамвае, троллейбусе, фуникулере) пути сообщения включают: рельсовые пути, стрелки, контактную сеть и др.
К сооружениям на указанных путях сообщения относятся мосты, путепроводы, тоннели, транспортные развязки и тому подобное.
Средства связи или сигнализации – это светофоры, дорожные знаки, сигналы и другое оборудование.
К предмету этого преступления также относятся магистральные газо -, нефте-и продуктопроводы (о магистральном трубопроводе и его объектах см. Комментарий к ст. 292).
3. Объективная сторона преступления определена в законе путем указания на способы его совершения:
– устройство препятствий;
– отключение энергоснабжения;
– другие способы.
4. Как помехи могут быть использованы транспортные средства, шлагбаумы, тросы, завалы, гидротехнические сооружения и иные объекты и предметы, которые нарушают (или могут нарушить) нормальную и безопасную работу транспорта.
5. Отключение энергоснабжения как способ блокирования транспортных коммуникаций – это прекращение подачи энергии, что используется для обеспечения нормальной работы транспорта.
6. Под другими способами блокирование транспортных коммуникаций понимают такие действия, как установление постоянных или временных постов на железнодорожных путях, автомагистралях, взлетно-посадочных полосах, включение средств связи или сигнализации в блокуючому режиме, установки знаков, запрещающих движение транспортных средств, устройство препятствий для восприятия знаков, сигналов и другой информации, перекрытие задвижек магистральных трубопроводов. Указанные действия признаются преступными только при условии, что они нарушили нормальную работу транспорта или создавали опасность для жизни людей, или вызвали наступление иных тяжких последствий. Возможно совершение этого преступления и путем бездействия.
7. Под нарушением нормальной работы транспорта следует понимать нарушение расписания, графика движения поездов, речных, морских или воздушных судов, перевозок на автомобильном транспорте, существенное усложнение дальнейшего передвижения пассажиров и грузов по времени и маршрутам.
8. Создание опасности для жизни людей как признак преступления означает, что в результате блокирования транспортных коммуникаций была создана реальная угроза причинения вреда жизни работников транспорта или других лиц (см. комментарий к ст.276).
9. Как иные тяжкие последствия рассматриваются средней тяжести или тяжкие телесные повреждения, причиненные одному или нескольким потерпевшим. Это также повреждение или уничтожение государственного, коммунального или частного имущества (транспортных средств, коммуникаций), которые нанесли большой имущественный ущерб, и т.д. (см. Комментарий к ст. 286).
С учетом этого определяется и момент окончания преступления.
10. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, мотивы и цель на квалификацию не влияют, а учитываются при назначении наказания.
11. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом им может быть работник транспорта.
12. Часть 2 ст. 279 предусматривает ответственность за захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации. Такой захват может проявляться в занятии летного поля, здания вокзала, порта, служебных или производственных помещений транспортных предприятий.
13. действия, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 279, квалифицируются по ч. 3 ст. 279, если они повлекли гибель хотя бы одного человека или наступление других тяжких последствий.
14. Если блокирование транспортных коммуникаций совершенное путем умышленного повреждения или разрушение путей сообщения или транспортных средств, то такие действия надо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.277 и 279. При их отграничении следует обращать внимание на субъективную сторону преступлений, поскольку блокирование транспортных коммуникаций, как правило, совершается с целью привлечения внимания, влияния на решение, отказа от определенных действий органов государственной власти или местного самоуправления по решению социально-экономических вопросов жизнедеятельности граждан.
15. В случае, когда лицо желало или сознательно допускало такие последствия, как причинение потерпевшему телесных повреждений, смерти или повреждения имущества, ее действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.279 и соответствующими статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья личности, собственности и общественной безопасности.