Новая редакция ст. 260 УКУ с комментариями.
1. Создание не предусмотренных законами Украины военизированных формирований или участие в их деятельности –
наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Создание не предусмотренных законом вооруженных формирований или участие в их деятельности –
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Руководство указанными в частях первой или второй настоящей статьи формированиями, их финансирование, поставка им оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или военной техники –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
4. Участие в составе предусмотренных частями первой или второй настоящей статьи формирований в нападении на предприятия, учреждения, организации или на граждан –
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
5. Деяние, предусмотренное частью четвертой этой статьи, что привело к гибели людей или других тяжких последствий, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
6. Освобождается от уголовной ответственности по этой статье лицо, находившееся в составе указанных в этой статье формирований, за действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, если она добровольно вышла из такого формирования и сообщила о его существовании органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Примечание. 1. Под военизированными следует понимать формирования, которые имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалие, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная или строевая или физическая подготовка.
2. Под вооруженными формированиями следует понимать военизированные группы, которые незаконно имеют на вооружении пригодное для использования огнестрельное, взрывчатое или другое оружие.
Комментарий к ст. 260 УК Украины
1. На территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом (ч. 6 ст. 17 Конституции Украины). Создание незаконных военизированных или вооруженных формирований или групп посягает на общественную безопасность.
2. Согласно действующему законодательству, в Украине создаются:
а) Вооруженные Силы Украины; б) Национальная гвардия Украины; в) Служба безопасности Украины; г) формирования и подразделения МВД; д) Пограничные войска Украины; е) Управление охраны высших должностных лиц Украины и некоторые другие.
3. Составом преступления является создание (организация) непредусмотренных законодательством военизированных или вооруженных формирований или групп и активное участие в деятельности таких формирований или групп.
4. Создание незаконных военизированных или вооруженных формирований или групп и активное участие в их деятельности совершаются умышленно и с целью использования таких формирований или групп для достижения политических целей – решение политических проблем с применением военной силы.
5. Руководство незаконным военизированным или вооруженным формированием его оружием, боеприпасами или военной техникой, как и участие в составе такого формирования группы (ч. Ст. 260 УК Украины), отличается от бандитизма (ст. 257 УК Украины) политической целью и политическими проблемами, для решения которых создаются и действуют такие формирования и группы.
6. Ответственность по ст. 260 УК наступает с шестнадцати лет. Ответственными являются организаторы и руководители военизированных формирований и групп, а также лица, непосредственно участвовавшие в нападении, совершенном военизированным формированием или группой. Если участие в таком нападении принимали лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, то они подлежат уголовной ответственности только за преступления, указанные в ч. 2 ст. 22 УК, которые эти лица непосредственно совершили или принимали участие в их совершении.
7. Часть 6 ст. 260 УК предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности участника незаконного военизированного формирования или группы при условии, что он добровольно вышел из такого формирования группы и сообщил об их существовании органы государственной власти.
Другой комментарий к статье 260 Уголовного кодекса Украины
1. не предусмотренные законом военизированные или вооруженные формирования являются специальными видами преступной организации (см. Комментарий к ч. 4 ст. 28 ). Общественная опасность этого преступления заключается в том, что создание и существование неконтролируемых обществом и государством военизированных и вооруженных формирований являются источниками повышенной опасности для общества, дает возможность их использования для совершения преступлений, перерастание в банды, противостояние с органами власти, ведет к необходимости обуздания их силой со всеми вытекающими из этого последствиями и др.
2. Объективная сторона преступления проявляется в следующих формах:
– создание не предусмотренных законами Украины военизированных формирований (ч. 1 ст. 260);
– участие в их деятельности (ч. 1 ст. 260);
– создание не предусмотренных законом вооруженных формирований (ч. 2 ст. 260);
– участие в их деятельности (ч. 2 ст. 260).
3. Под военизированными следует понимать формирования, которые имеют организационную структуру военного типа – единоначалие, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная или строевая или физическая подготовка (примечание 1 к ст.260).
4. Под вооруженными формированиями следует понимать военизированные группы, которые незаконно имеют на вооружении пригодное для использования огнестрельное, взрывчатое или другое оружие (примечание 2 к ст.260).
5. понятия оружия и вооруженности те же, что и при характеристике бандитизма (см. Комментарий к ст. 257).
6. С объективной стороны обязательным является незаконность создания военизированного или вооруженного формирования. В соответствии с Конституцией Украины ” на территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом” (ч. 6 ст. 17), “политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований” (ч. 2 ст. 37).
Согласно Закону Украины “об объединении граждан “от 16 июня 1992 г. № 2460-ХІІ не подлежат легализации, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается, когда их целью является” создание незаконных военизированных формирований “(см. абз. 6 ст. 4),” ограничение общепризнанных прав человека” (см. абз. 7 ст. 4).
Незаконными являются военизированные формирования, создание которых запрещено Конституцией Украины, а также военизированные и вооруженные формирования, не предусмотренные законами Украины.
7. Незаконными являются и те военизированные или вооруженные формирования, которые вопреки Конституции Украины и законам Украины создаются по решениям органов власти или органов местного самоуправления.
8. Под созданием не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований необходимо понимать их образования (организацию, учреждение). Создание незаконного военизированного или вооруженного формирования может проявляться в различных действиях, которые привели к организации такого формирования. Понятие создания преступного формирования дано при анализе преступления, предусмотренного ст. 255.
9. Преступление с формальным составом. Считается законченным с момента создания военизированного или вооруженного формирования, даже если не совершено ни одного действия, ради которого они были созданы. Если виновному не удалось создать военизированное или вооруженное формирование, его действия следует квалифицировать как покушение на создание соответствующего формирования.
10. Участии в деятельности не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований считается членство в таких формированиях, пребывания в их составе и выполнении каких-либо действий для их успешного функционирования. Части 1 и 2 ст. 260 предусматривают ответственность за участие в деятельности формирования. Поэтому сам факт дачи согласия на вступление, как и вступление к военизированного или вооруженного формирования, если лицу не удалось по причинам, не зависящим от его воли, принять участие в деятельности такого формирования, следует квалифицировать как покушение на участие в деятельности военизированного или вооруженного формирования.
11. С субъективной стороны эти преступления могут быть совершены только с прямым умыслом.
12. Цели и мотивы создания не предусмотренного законом военизированного или вооруженного формирования могут быть различными. Эти формирования создаются, как правило, для выполнения задач, присущих силовым структурам (обеспечение безопасности объектов или лиц – защита, оборона, охрана, принуждение и тому подобное).
13. Субъект преступления – любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
14. понятие руководства преступным военизированным или вооруженным формированием (ч. 2 ст. 260) дано при анализе преступления, предусмотренного ст. 255.преступление считается законченным с момента совершения действий, которые означают руководство военизированным или вооруженным формированием.
15. под финансированием незаконного военизированного или вооруженного формирования (ч. 3 ст. 260) следует понимать обеспечение их деньгами, валютными ценностями, драгоценностями и тому подобное.
16. поставка незаконному военизированному или вооруженному формированию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или военной техники (ч. 3 ст. 260) означает предоставление, доставление и т.п. указанных предметов этому формированию.
17. о понятии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и военной техники см. Комментарий к ст. 257, 262, 410.
18. участие в составе предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 260 (ч. 4 ст. 260) военизированных или вооруженных формирований в нападении на предприятия, учреждения или граждан имеет место в тех случаях, когда как члены соответствующего незаконного формирования, так и другие лица, не члены такого формирования, совместно непосредственно совершают указанное нападение, то есть являются его соисполнителями.
19. Под нападением на предприятия, учреждения или граждан следует понимать действия, связанные с применением насилия или с реальной возможностью его немедленного применения для достижения того или иного результата: захвата предприятий или учреждений, установления над ними контроля, воспрепятствование работе, остановки функционирования, их использование и тому подобное.
20. совершение в составе незаконного военизированного или вооруженного формирования других преступлений необходимо квалифицировать по совокупности ч. 1 или 2 ст. 260 и статьи особой части УК, которая предусматривает ответственность за эти преступления.
21.для квалификации действий виновного по ч. 5 ст. 260 достаточно гибели одного человека. О понятии других тяжких последствий см. Комментарий к ст. 258.
22. согласно ч. 6 ст. 260 лицо освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, при наличии двух условий:
а) добровольности выхода из преступного формирования;
б) сообщение о его существовании органам государственной власти или местного самоуправления.
23. Добровольность означает окончательный выход лица из разных мотивов с преступного формирования по собственной воле, при осознании им возможности и в дальнейшем участвовать в нем. Здесь имеет место не добровольный отказ от преступления (см. комментарии к ст. 17 и 31), а добровольное прекращение участия в продолжающемся преступлении. Если лицо, находившееся в составе не предусмотренного законом военизированного или вооруженного формирования, добровольно вышло из него и уведомило о его существовании органы государственной власти или местного самоуправления, но добровольно не сдало органам власти оружие, оно освобождается от уголовной ответственности по ст. 260, но несет ответственность по ст. 263.