Новая редакция ст. 242 УКУ с комментариями.

1. Нарушение правил охраны вод (водных объектов), если это повлекло загрязнение поверхностных или подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменение их природных свойств, или истощение водных источников и создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды, –

наказывается штрафом от одной тысячи до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, если они повлекли гибель или заболевание людей, массовую гибель объектов животного и растительного мира или другие тяжкие последствия, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 242 УК Украины

1. Предметом загрязнения являются все водные объекты на территории Украины – реки, озера, водоемы, водные источники, подземные воды и др.

2. Загрязнением признается выливание или выбрасывание в водоемы (реки, озера) неочищенной сточной воды, отходов производства, горюче-смазочных материалов, повлекших изменение природных свойств воды или истощение водных источников и создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды.

3. Загрязнение воды, которое привело к заболеванию людей, уничтожения объектов животного или растительного мира либо причинившее иные тяжкие последствия, квалифицируется по ч. 2 ст. 242 УК.

4. Загрязнение воды может быть совершено умышленно (при безразличном отношении к наступлению предусмотренных законом последствий) и неосторожно.

5. Ответственность за загрязнение воды наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 242 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является установленный порядок сохранения, использования, воспроизводства и охраны вод (водных объектов) от загрязнения, негативного изменения их природных свойств и истощения.

2. Предмет преступления-водные объекты на территории Украины, перечисленные в диспозиции ч. 1 настоящей статьи (в частности, поверхностные и подземные воды, водоносные горизонты, источники питьевых и лечебных вод). Внутренние морские воды и территориальное море Украины к предмету этого преступления не относятся.

Постановлением КМУ от 25 марта 1999 г. № 465 утверждены Правила охраны поверхностных вод от загрязнения обратными водами. Эти Правила направлены на предупреждение и устранение загрязнения поверхностных водных объектов, воспроизводство водных ресурсов и обеспечение безопасных условий водопользования. Они являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами – субъектами хозяйствования, деятельность которых по сбросу обратных вод в водные объекты влияет или может повлиять на состояние поверхностных вод.

В соответствии с абз. 4 п. 2 настоящих Правил поверхностные воды характеризуются категорией качества – показателем степени загрязненности водного объекта, который определяется по совокупности установленных показателей состава и свойств воды и соблюдение которого является обязательным в течение определенного времени.

Статья 1 ВК определяет:

– воды – все воды (поверхностные, подземные, морские), что входят в состав природных звеньев круговорота воды;

– водный объект-природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредотачиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт);

воды поверхностные – воды разных водных объектов, находящихся на земной поверхности;

– воды подземные – воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во всех физических состояниях;

– водоносный горизонт – однородная пластовая толща горных пород, где постоянно находятся воды.

Согласно ч. 1 ст. 62 ВК водные объекты, имеющие природные лечебные свойства, относятся к категории лечебных, если они включены в специальный перечень. Такой перечень водных объектов, относящихся к категории лечебных, утвержден постановлением КМУ от 11 декабря 1996 г. № 1499.

Вода питьевая-вода, которая по органолептическим свойствам, химическому и микробиологическому составу и радиологическим показателям соответствует государственным стандартам и санитарному законодательству (см. абз. 3 ст. 1 Закона Украины “О питьевой воде и питьевом водоснабжении” от 10 января 2002 г. № 2918-III).

Источниками питьевых и лечебных вод следует признавать водные объекты, вода которых используется или может использоваться для питьевого водоснабжения или удовлетворения лечебных потребностей водопользователей после соответствующей обработки или без нее (см., например, ст. 1 Закона Украины “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”).

3. Объективная сторона преступления состоит из:

– деяния (действия или бездействия), что выражается в нарушении правил охраны вод (водных объектов);

– предусмотренных в законе общественно опасных последствий в виде загрязнения поверхностных или подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменения их природных свойств, или истощение водных источников и создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды;

– причинной связи между указанным деянием и последствиями.

Нарушение правил охраны вод (водных объектов) – это действие или бездействие, связанное, в частности, с невыполнением установленных нормативно-правовыми актами экологических стандартов и нормативов в области охраны вод (водных объектов). Такое нарушение может происходить путем: несоблюдения водопользователем установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, лимитов использования воды и лимитов сбрасывания загрязняющих веществ, а также санитарных и других требований по благоустройству своей территории; уклонение водопользователем от принятия мер, направленных на предотвращение загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с нее; нарушение правил контроля за качеством и количеством сброшенных в водные объекты обратных вод и загрязняющих веществ и за качеством воды водных объектов в контрольных створах, а также нарушение правил представления соответствующим органам отчеты в порядке, определенном ВК и другими законодательными актами Украины; нарушение правил принятия технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарных и других мероприятий по охране вод от исчерпания, улучшение их состояния, а также прекращению сброса загрязненных сточных вод; осуществление специального водопользования (то есть забора воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сбрасывание загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов) без соответствующего разрешения; уклонение от неотложных работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, которые могут вызвать ухудшение качества воды и предоставление необходимых технических средств для ликвидации аварий на объектах других водопользователей; уклонение от обеспечения новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других строительных объектов устройствами и очистными сооружениями необходимой мощности, которые предотвращают загрязнение и засорение вод или их вредному действию, и необходимой измерительной аппаратурой, которая осуществляет учет объемов забора и сброса воды; нарушение правил ввода в эксплуатацию (или эксплуатации) водоприемников и других сооружений во время ввода в действие (или эксплуатации) осушительных систем; уклонение от оснащения гидротехнических сооружений устройствами для пропуска паводковых вод, а также эксплуатационных скважин на воду водорегулюючими и контрольно-измерительными устройствами; нарушения сельскохозяйственными, лесохозяйственными предприятиями и отдельными гражданами установленных правил хранения, транспортировки и использования удобрений, химических средств защиты растений и других токсических препаратов и веществ.

Для оценки возможностей использования воды из водных объектов для нужд населения и отраслей экономики устанавливаются нормативы, которые обеспечивают безопасные условия водопользования, а именно: предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других потребностей населения; предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства; допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других потребностей населения (ч. 1 ст. 36 ВК). Следовательно, несоблюдение требований таких нормативов образует нарушение правил охраны вод (водных объектов).

4. непосредственно в диспозиции ч. 1 ст. 242 общественно опасными последствиями нарушения правил охраны вод (водных объектов) названы: загрязнение поверхностных или подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод, или изменение их природных свойств, или истощение водных источников.

Загрязнение выражается в сбросе или другом поступлении к водным объектам, а также в образовании в них вредных веществ (получении дополнительных к естественному состоянию примесей), что значительно ухудшает состояние и усложняет использование вод, создает опасность для жизни, здоровья людей, а также для животного и растительного мира, для окружающей среды.

Водный кодекс устанавливает предельно допустимые концентрации вещества в воде, выше которых вода считается непригодной для конкретных целей водопользования.

Согласно абз. 24 ст.1 ВК загрязняющее вещество – это вещество, которое привносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека.

О понятии “вещества” см. п. 7 комментария к ст. 239.

Изменение природных свойств водных объектов-это ухудшение по сравнению с предыдущим состоянием их химического, физического или биологического состава вследствие техногенного вмешательства, создавшего опасность для жизни, здоровья людей, животного и растительного мира, а также для окружающей среды.

Истощение водных источников – утрате водными объектами своих запасов, а также ухудшение качества вод.

5. Состав преступления – материальный, поэтому для признания его оконченным необходимо установить: деяние в виде нарушения правил, регламентирующих порядок охраны водных объектов; последствия в виде загрязнения, изменения свойств вод или истощение водных источников; причинная связь между нарушением правил и фактическими последствиями такого деяния.

6. о понятии создания опасности для жизни, здоровья людей или для окружающей среды см. п. 11 комментария к ст. 239.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Психическое отношение лица к последствиям, предусмотренным в ч. 2 ст. 242, характеризуется лишь неосторожностью.

8. Субъектом преступления может быть только лицо, на которое возложена обязанность придерживаться специальных правил охраны вод (водных объектов). Это, например, работники тех предприятий, учреждений или организаций, которые откачивают шахтные, карьерные и рудничные воды для предотвращения затопления шахт, карьеров и рудников во время добычи полезных ископаемых; эксплуатируют дренажные системы для ликвидации подтопления, заболачивания или вторичного засоления орошаемых земель; имеют накопители промышленных загрязненных сточных или шахтных, карьерных, рудничных вод и тому подобное.

9. квалифицирующими признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 242, является совершение указанных в ч. 1 деяний, если они повлекли: 1) гибель или заболевание людей, 2) массовую гибель объектов животного и растительного мира или 3) другие тяжелые последствия.

Под гибелью людей следует понимать наступление смерти хотя бы одного человека.

Заболевание людей-это ухудшение состояния здоровья хотя бы одного человека, сопряженное с устойчивой потерей трудоспособности, заражением эпидемическими или инфекционными болезнями нескольких лиц, появлением отклонений в развитии детей, значительным снижением продолжительности жизни, защитных возможностей иммунной системы.

О понятии массовой гибели объектов животного и растительного мира и других тяжких последствий см. п. 19 комментария к ст. 236.