Новая редакция ст. 237 УКУ с комментариями.
Уклонение от проведения или ненадлежащее проведение на территории, подвергшейся загрязнению опасными веществами или излучением, дезактивационных или других обновительных мер по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения лицом, на которое возложена такая обязанность, если это повлекло гибель людей или другие тяжкие последствия, –
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к ст. 237 УК Украины
1. Законом Украины от 26 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ЗУ. Том 2.— К., 1991.— С. 60-63) и Положением о Государственной экологической инспекции Министерства экологии и природных ресурсов Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 1998 г. (ОВУ.- 1998.-№ 9.— С. 348) предусмотрен перечень мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.
2. Состав преступления образует одно из деяний, указанных в ст. 237 УК:
а) уклонения от проведения на загрязненной территории дезактивационных или других обновительных мер по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения,
б) ненадлежащее проведение таких мероприятий, если такое бездействие привело к гибели людей или наступления других тяжких последствий (заболевания людей, большие материальные убытки и т. п).
3. Уклонение от проведения на загрязненной территории дезактивационных или других обновительных мер по ликвидации последствий экологического загрязнения совершается умышленно (уклонение не может быть неосторожным), а ненадлежащее проведение таких мероприятий может быть умышленным и неосторожным.
4. Ответственными за непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения являются лица, на которых были возложены обязанности принять меры, которые достигли возраста шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 237 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом данного преступления выступают отношения в сфере защиты населения, которое находится на территории, подвергшейся загрязнению опасными веществами или излучением, от негативных последствий такого загрязнения.
2. С объективной стороны преступление характеризуется совершением одного из двух альтернативных деяний:
– уклонение от проведения дезактивационных или других восстановительных мероприятий;
– ненадлежащее проведение дезактивационных или иных восстановительных мероприятий.
Уклонение – это непроведение (не совершения) действий по устранению или ликвидации последствий экологического загрязнения, обязательных в соответствии с требованиями действующего законодательства или решениями уполномоченных органов.
Уклонение может заключаться: в непроведении соответствующих мероприятий; уничтожении или сокрытии материалов, техники, средств, оборудования, машин и механизмов, необходимых для эффективной ликвидации вредных для окружающей среды последствий; неотдании соответствующих приказов, распоряжений или указаний; оставлении места происшествия без соответствующего разрешения; сокрытии информации и тому подобное.
Ненадлежащее проведение-это осуществление дезактивационных или иных возобновляемых мероприятий с нарушением действующих требований, норм, стандартов и правил, что приводит к значительному снижению их эффективности и уменьшению возможности ликвидации и устранения последствий экологического загрязнения.
Под территорией, подвергшейся загрязнению опасными веществами или излучением, следует понимать определенную территорию Украины, включая ее недра и атмосферный воздух, подвергшейся негативному воздействию излучения, веществ, материалов, изделий или отходов производственной или иной деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут причинить вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей и животных или к уничтожению растительности.
Опасными веществами следует считать: газы; легковоспламеняющиеся растворы; легковоспламеняющиеся твердые вещества; вещества, склонные к самовозгоранию; вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой; окисляющие вещества; органические пероксиды, токсические вещества; инфекционные вещества, коррозионные вещества, другие опасные вещества и изделия (см. ст. 1 Закона Украины “о перевозке опасных грузов” от 6 апреля 2000 г. № 1644-III). Кроме этого, к опасным веществам относятся:
а) некоторые химические вещества – химические соединения и смеси, которые под воздействием внешнего импульса способны к самопоширення с большой скоростью химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла (порох, тротил, аммониты, аммоналы и т. п);
б) едкие вещества – то есть химически активные вещества, имеющие раздражающее, денатурирующее или деструктивное воздействие на живые ткани и некоторые неорганические материалы (в частности, все виды кислот и щелочей);
в) радиоактивные материалы природного или искусственного происхождения источники ионизирующего излучения, находящихся в любом состоянии или виде;
г) ядерные материалы – любые выходные или специально расщепляющиеся материалы (уран, торий, плутоний и другие вещества, содержащие одну или несколько их соединений).
Под излучением понимается выделение источниками ионизирующего излучения электромагнитных или корпускулярных лучей.
Под уклонением от проведения или ненадлежащим проведением дезактивационных мероприятий следует считать: уклонения от осуществления мероприятий по выявлению или невиявленню радиационной обстановки из-за халатности или ошибочную оценку; уклонение от организации и осуществления дозиметрического контроля или его ненадлежащее ведение; ненадлежащее разработку типовых режимов радиационной защиты; необеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты, обеспечения некачественными или непригодными средствами или в недостаточном количестве; ненадлежащую организацию и проведение специальной обработки или ее непроведение вообще и тому подобное.
Уклонением от проведения или ненадлежащим проведением других восстановительных мероприятий по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения уклонение от проведения или ненадлежащее проведение мероприятий биологического, химического и медицинского характера.
Уклонением от проведения или ненадлежащим образом проведением восстановительных мероприятий биологического характера следует считать уклонение от проведения или ненадлежащее проведение комплекса мероприятий по введению режимов карантина и обсервации, нарушения режимов, некачественное или неполное знеуражування очага поражения, ненадлежащее или неполное обеззараживание людей, животных, несвоевременную или недостаточную локализацию зоны биологического поражения, проведение экстренной и специфической профилактики, ее некачественное или неполное проведение, недодержування протиепідеміологічного режима.
Под уклонением от проведения или ненадлежащим проведением восстановительных мероприятий химического характера понимается уклонение от проведения или ненадлежащее проведение комплекса мероприятий по выявлению и оценке химической обстановки, ее неправильная оценка, уклонение от организации и осуществления химического контроля или его ненадлежащее проведение, ненадлежащее разработка режимов химической защиты, необеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, обеспечения некачественными, непригодными средствами или в недостаточном количестве, ненадлежащая организация или ненадлежащее проведение специальной обработки или ее непроведение вообще и тому подобное.
Уклонением от проведения или ненадлежащим проведением восстановительных мер медицинского характера является развертывание недостаточного количества лечебных учреждений или их нерозгортання вообще, несвоевременное применение или неприменение профилактических медицинских препаратов и санитарно-эпидемиологических мероприятий, небрежный контроль за качеством пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды и источниками водоснабжения или его отсутствие вообще, отсутствие контроля или ненадлежащий контроль за состоянием атмосферного воздуха и осадков, за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуацией и тому подобное.
Решением органов государственной власти, местного самоуправления, аварийно-спасательных служб на соответствующих служебных лиц могут возлагаться и другие обязанности по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения.
При определенных обстоятельствах ответственность по ст. 237 должны нести лица, уклоняющиеся от осуществления или ненадлежаще осуществляющие: информирование и опрос об экологическом загрязнении или экологическом состоянии на определенной территории, эвакуационные мероприятия или мероприятия по укрытию в защитных сооружениях и тому подобное.
Ликвидацией последствий экологического загрязнения является комплекс мер, направленных на прекращение действия опасных для людей и окружающей среды факторов, сохранение жизни и здоровья людей, животных, растительности, а также на локализацию зон экологического загрязнения и ликвидации его источника.
Устранением последствий экологического загрязнения считается комплекс мероприятий, направленных на уменьшение влияния опасных для окружающей среды и людей факторов.
3. предусмотренный ст. 237 состав преступления является материальным и считается законченным с момента наступления: а) гибели людей или б) иных тяжких последствий.
4. Под гибелью людей следует понимать гибель хотя бы одного человека.
5. Понятие “иные тяжкие последствия” является оценочным, оно охватывает случаи наступления экологической катастрофы или повышенной экологической опасности, массовой гибели животных или уничтожения растений, причинения значительного материального ущерба, повышенной заболеваемости населения, расширения зоны поражения опасными веществами или излучением и тому подобное. Подробнее о содержании понятия “другие тяжкие последствия” – см. п. 19 комментария к ст. 236.
6. С субъективной стороны преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к последствиям должно быть либо неосторожным, либо характеризоваться косвенным умыслом. В случае если относительно последствий лицо действовало с прямым умыслом и желало их наступления, то его деяния следует квалифицировать как преступление против жизни или здоровья лица, собственности, национальной безопасности Украины, общественного порядка или безопасности человечества.
7. Статья 237 предусматривает обязательное наличие специального субъекта, которым является лицо, на которое возложена обязанность осуществлять дезактивационные или другие восстановительные мероприятия по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения. Такими субъектами могут выступать:
– служебные лица, руководители и владельцы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, на которых Законом Украины “Об охране окружающей природной среды” возложена обязанность немедленно приступить к ликвидации последствий экологического загрязнения;
– должностные лица местных государственных администраций и органов местного самоуправления, на которых Законом Украины “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера” возлагается обязанность обеспечения и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– служебные лица Государственного комитета ядерного регулирования Украины, осуществляющие функции согласно Закону Украины ” Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”;
– служебные лица Министерства экологии и природных ресурсов, осуществляющие функции по координации такой деятельности в соответствии с Законом Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г. № 1264-ХІІ;
– служебные лица Министерства чрезвычайных ситуаций, военнослужащие войск гражданской обороны;
– другие военнослужащие, привлеченные в установленном законом порядке к участию в ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения (например, военнослужащие химических войск);
– члены аварийно-спасательных служб и формирований, созданных в соответствии с Законом Украины “Об аварийно-спасательных службах” от 14 декабря 1999 г. № 1281-XIV;
– другие лица (например, работники медицинской или санитарноэпидемиологической службы, пожарной охраны и тому подобное).
8. следует учитывать, что составы таких преступлений, как служебная халатность (ст. 367) и ненадлежащее проведение на территории, подвергшейся загрязнению опасными веществами или излучением, дезактивационных или иных восстановительных мероприятий, соотносятся как общий и специальный составы, а потому деяния, предусмотренные ст. 237, дополнительной квалификации по ст. 367 не требуют.
Если уклонение от проведения таких мероприятий было соединено со злоупотреблением властью или служебным положением или превышением служебных полномочий, совершенное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 237, 364, 365.
Военнослужащий за уклонение от осуществления таких мероприятий или ненадлежащее их осуществление может нести ответственность по ст. 237 как за отдельные военные преступления.