Новая редакция ст. 236 УКУ с комментариями.
Нарушение порядка осуществления оценки воздействия на окружающую среду, правил экологической безопасности во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов, если это повлекло гибель людей, экологическое загрязнение значительных территорий или другие тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к ст. 236 УК Украины
1. Правила экологической безопасности установлены Законом Украины от 26 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ЗУ. Том 2.— К., 1991. – С. 60-63).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. № 554 (ЗП Украины – 1995.- № 10 – Ст. 252) утвержден перечень видов деятельности и объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность.
2. Состав преступления образует нарушение установленного порядка проведения экологической экспертизы, правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию или ликвидации экологически опасных предприятий, сооружений или иных объектов, если такое нарушение повлекло гибель людей, экологическое загрязнение значительных территорий или другие тяжкие последствия (заболевания значительного количества людей или потери ими трудоспособности или большой материальный ущерб).
3. Нарушение правил экологической безопасности признается законченным преступлением с момента наступления указанных преступных последствий.
4. Нарушение правил экологической безопасности совершается неосторожно. Умышленное причинение вреда, предусмотренного ст. 236 УК, квалифицируется по ст. 113 УК как диверсия.
5. Ответственными за нарушение правил экологической безопасности являются лица, на которых возложены обязанности соблюдения правил экологической безопасности и которые достигли возраста шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 236 Уголовного кодекса Украины
1. преступления, предусмотренные разд. VIII особой части УК, имеют общий родовой объект, которым является окружающая среда, то есть окружающая среда, окружающая человека и создающая условия для его жизни.
2. Терминологический оборот “экологическая безопасность”, используемое законодателем в названии этой статьи, обозначает состояние защищенности окружающей среды от нарушения экологического равновесия в результате неправомерного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Кроме этого, экологическая безопасность объединяет в себе целый ряд мероприятий, направленных на недопущение истощения и уничтожения природных ресурсов, заболеваемости и смертности людей.
Законом Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г. № 1264-ХІІ предполагается такая система мер обеспечения экологической безопасности:
– экологические требования по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов (ст. 51);
– охрана окружающей природной среды при применении средств защиты растений, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 52);
– охрана окружающей среды от неконтролируемого и вредного биологического воздействия (ст. 53);
– охрана окружающей природной среды от акустического, электромагнитного, ионизирующего и другого вредного воздействия физических факторов и радиоактивного загрязнения (ст. 54);
– охрана окружающей природной среды от загрязнения отходами (ст. 55);
– экологическая безопасность транспортных средств (ст. 56);
– соблюдение требований экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем (ст. 57);
– требования экологической безопасности в отношении военных оборонных объектов и военной деятельности (ст. 58).
Экологическая безопасность обеспечивается:
а) экологическим нормированием и лимитированием;
б) выдачей разрешений на использование природных ресурсов;
в) экологическим мониторингом;
г) контролем в области охраны окружающей среды;
г) прокурорским надзором за соблюдением природоохранного законодательства;
д) экологической экспертизой.
3. Объектом этого преступления является порядок обеспечения окружающей среды, пригодного и безопасного для жизни и здоровья людей, а также сохранение экологического равновесия путем стандартизации, нормирования и лимитирования использования природных ресурсов и негативных воздействий на окружающую природную среду.
4. Предметом преступления являются предприятия, сооружения, передвижные средства и другие объекты, проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация которых создает опасность негативного влияния на окружающую среду и неправомерное использование природных ресурсов.
Предприятие – это единый имущественный комплекс, используемый для осуществления хозяйственной деятельности. В состав предприятия как единого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также право на торговую марку или другое обозначение и другие права, если другое не установлено договором или законом. Предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью. Предприятие или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды или других сделок (ст. 191 ГК). Согласно ст. 62 ГК предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, созданным компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Если иное не установлено законом, предприятие действует на основе устава. Оно является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом. При этом ни одно предприятие не может иметь в своем составе других юридических лиц.
Статьей 63 ГК предусмотрено, что в зависимости от форм собственности в Украине могут действовать предприятия таких видов:
– частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);
– предприятие, действующее на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);
– коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной общины;
– государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;
– предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества различных форм собственности).
В случае если в уставном фонде предприятия иностранная инвестиция составляет не менее десяти процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием.
В зависимости от способа образования (основания) и формирования уставного фонда в Украине действуют предприятия унитарные (ч. 4 ст. 63, ст. 73-78 ГК) и корпоративные (ч. 5 ст. 63 ГК). Также предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации за год могут быть отнесены к малым, средним или крупным (ч. 7 ст. 63 ГК).
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ГК предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.). Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами (ч. 2 ст. 64 ГК).
Следовательно, учитывая содержание диспозиции ст.236, предприятие следует рассматривать как единый имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, право на торговую марку или другое обозначение и другие права (со всем оборудованием, которое к нему относится, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализацией, газо- и теплопроводом, электроснабжения, радиофикация, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию или расширение которого (имущественного комплекса в целом) должен быть составлен отдельный проект и смета (см. п.2.9. Положение о финансировании и государственном кредитовании капитального строительства, которое осуществляется на территории Украины, утвержденного приказом Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по делам градостроительства и архитектуры от 23 сентября 1996 г. № 127/201/173). Строительство, расширение и реконструкция таких предприятий осуществляются, как правило, по единой проектно-сметной документации со сводным сметным расчетом стоимости строительства, на которые в установленном порядке утверждается титул строения (п. 2.5 настоящего Положения).
Сооружение – это объект строительства (мост, тоннель, платформа и т. п) со всеми устройствами (галереями, эстакадами и тому подобное), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, относящимися к нему, а также, за необходимости, с инженерными сетями, которые прилегают к нему. На строительство этого объекта должен быть составлен отдельный проект и смета или сметный расчет (см. подпункт 2.1.1 п. 2. 1 “элементы строительства” разд. 2 Правил определения стоимости строительства (ДБН д. 1.1-1-2000), утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27 августа 2000 г. № 174). Согласно п. 6 разд. 2 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 7 мая 2002 г. № 81 и абз. 4 п. 1 Письма ГНАУ “об отдельных вопросах налогообложения, связанных со строительством” от 23 февраля 2004 г. № 1299/16/15-1116 к структурным (временных) частей (компонентов) сооружений следует также относить приспособления и устройства на объектах строительства, такие как помосты, лестницы, переходные мостики, ходовые доски (все названные предметы легко перемещаются по строительной площадке). Кроме этого, в абз.1 подпункта 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции закона от 24 декабря 2002 г. № 349-IV составляющими компонентами сооружений называются жилые дома и их части (в частности, квартиры и места общего пользования).
Передвижные средства – любые приборы, оборудование, устройства, имеют ходовую часть и предназначены для перевозки людей и/или груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов (то есть транспортные средства: все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и другие механические транспортные средства – см.. абз. 64 п.1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10 октября 2001 г. № 1306, а также абз. 8 п.1.3 разд. 1 Правил применения оружия, боевой техники, вооружения кораблей (катеров), самолетов и вертолетов Пограничных войск, специальных средств и мер физического воздействия во время охраны государственной границы и исключительной (морской) экономической зоны Украины, утвержденных приказом Председателя Госкомграницы Украины от 29 октября 1998 г. № 450), технического обслуживания (например, средства, предназначенные для заправки горючим, маслами и специальными жидкостями, или для зарядки воздушных судов сжатым и сжиженным газом, средства обеспечения воздушных судов электро – и пнемоенергією для запуска двигателей и для проверки электро – и радиооборудования (см. пп.4.4.2 п. 4. 4 разд. 4 Положения о порядке использования аэродромов в Украине, утвержденного приказом Министерства обороны и Министерства транспорта Украины от 20 июня 2003 г. № 191/446) и тому подобное), радиосвязи (в частности, такие нестационарные узлы связи как антенны, локаторы, разного рода передатчики и др.) др.
Другие объекты – это любые стационарные или нестационарные объекты хозяйственного и/или промышленного назначения, проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация которых может негативно повлиять на окружающую среду и неправомерное использование природных ресурсов (например, специально отведенные для складирования и/или переработки отходов места, радиоактивные хранилища и тому подобное).
5. Объективная сторона преступления включает: а) деяние в виде нарушения порядка проведения экологической экспертизы, правил экологической безопасности во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации или ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов; б) общественно опасные последствия и в) причинная связь между ними.
6. Экологическая экспертиза – это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности (см. ст. 1 Закона Украины “Об экологической экспертизе” от 9 февраля 1995 г. № 45/95-ВР в редакции от 6 апреля 2000 г.).
Основные принципы организации экологической экспертизы определены ст.26-28 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”, а конкретный механизм ее осуществления (проведения) регламентирован указанным Законом Украины “Об экологической экспертизе”.
До экологической экспертизы включают: проверку, анализ, оценку проектов хозяйственной деятельности и подготовку заключений об их соответствии нормам и правилам охраны окружающей природной среды.
Экологической экспертизе подлежат:
а) технико-экономические обоснования и расчеты проектов на строительство и реконструкцию предприятий и других объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды;
б) проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, что негативно влияет на окружающую природную среду;
в) документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемой за рубежом;
г) материалы, вещества, продукция, хозяйственные решения, системы и объекты, внедрение или реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и негативного влияния на окружающую среду или создание опасности для здоровья людей.
В соответствии со ст. 12 Закона Украины “Об экологической экспертизе” в Украине осуществляется проведение государственной, общественной и других видов экологической экспертизы. При этом только выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения, а выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений о дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. Исходя из этих положений уголовная ответственность по данной статье УК наступает не только за нарушение порядка проведения государственной, но и любой другой (в т. ч. общественной) экологической экспертизы, поскольку последние могут быть учтены при ее проведении и принятии решений о дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. Следовательно, именно при необоснованном непринятии во внимание выводов общественной и/или иной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы, а также о дальнейшей реализации ее (их) объекта может быть нарушен порядок проведения экологической экспертизы.
Государственной экологической экспертизе подлежат:
– государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;
– проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем управления промышленной застройки, другая предплановых и предпроектная документация;
– инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;
– документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;
– проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, деятельности, что может негативно влиять на состояние окружающей природной среды;
– документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе закупаемых заграницей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей природной среде (см. ч. 1 ст. 14 Закона Украины “Об экологической экспертизе”).
Однако следует иметь в виду, что условием квалификации действий лица по ст. 236 является то, что указанные объекты государственной экологической экспертизы должны быть связаны с проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией или ликвидацией предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов материального мира.
По результатам государственной экологической экспертизы готовится заключение, содержащее оценку экологической допустимости реализации деятельности, которая предусмотрена проектами. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования всех программ и проектов. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация программ, проектов и решений запрещается.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться независимо от государственной экологической экспертизы. Инициатором ее проведения в отношении любых проектов хозяйственной деятельности, которые требуют учета общественного мнения, могут быть группы местного населения или общественные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. Это, например, временные эколого-экспертные формирования, которые создаются на добровольных началах и включают соответствующих специалистов. Выводы общественной экологической экспертизы могут учитываться органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, а также органами, заинтересованными в реализации проектных решений.
Другие экологические экспертизы могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертными органами и формированиями (см. ч. 1 ст. 17 указанного Закона Украины “Об экологической экспертизе”).
Следовательно, нарушением порядка проведения экологической экспертизы следует считать осуществление таких действий или бездействия, которые связаны с тем, что: при наличии всех условий и оснований для проведения экологической экспертизы объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность, уполномоченные на это органы (субъекты) незаконно удерживаются от этого; экологическая экспертиза проводится или не уполномоченными на это органами (субъектами), или с нарушением порядка (процедуры) его проведения и тому подобное.
7. Экологическая стандартизация и нормирование проводятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований относительно охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности (см. ст.31 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”).
Правила (нормативы) экологической безопасности представляют собой обязательные к выполнению нормы и правила (экологические нормативы и экологические стандарты), определяющие допустимые уровни негативного воздействия на окружающую среду и неправомерного использования природных ресурсов.
Экологические нормативы устанавливаются и вводятся в действие Минэкоресурсов и МОЗ Украины в виде научно обоснованных лимитов использования природных ресурсов, которые не позволяют нарушать природные процессы в экосистемах и предусматривают возможность восстановления указанных ресурсов, сохранения экологического равновесия и рекультивации земель.
Действующее законодательство Украины предусматривает следующие лимиты по использованию водных, лесных, рыбных ресурсов и недр, атмосферного воздуха (при этом нормативы использования атмосферного воздуха для производственных нужд на сегодня пока не разработаны):
а) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде;
б) предельно допустимые уровни акустического (шумового), радиационного, электромагнитного и другого вредного влияния на окружающей среде;
в) предельно допустимые концентрации (содержание) вредных веществ в продуктах питания;
г) предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни допустимого вредного влияния на него физических и биологических факторов;
г) предельно допустимые объемы образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух, нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных (транспортных) средств и допустимые нормы вредного физического воздействия на человека этих источников.
Предприятия, учреждения, организации и физические лица – предприниматели обязаны в соответствии с Порядком проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан – субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения, утвержденного постановлением КМУ от 13 марта 2002 г. № 302, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы в поверхностные и подземные воды.
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками представляет собой официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам – предпринимателям эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного в разрешении срока. Такое разрешение в соответствии с п. 2 указанного Порядка проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан – субъектов предпринимательской деятельности, получивших такие разрешения, выдается на безвозмездной основе территориальными органами Минэкоресурсов по согласованию с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы на срок не менее пяти лет.
Следует иметь в виду, что согласно Порядку получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов, утвержденным постановлением КМУ от 20 июня 1995 г. № 440, обязательным является получение разрешения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и видов их деятельности, а также гражданами-предпринимателями, которые, соблюдая нормы, гарантирующие безопасность для здоровья населения и окружающей природной среды, осуществляющие производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов. Без этого разрешения осуществление указанной деятельности запрещается. Разрешение выдается Минприроды по согласованию с МИНЗДРАВОМ, Госнадзорохрантруда, Минтрансом, МВД согласно Перечню ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологий и других биологических агентов, производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизация которых осуществляются при наличии разрешения (Приложение к указанному Порядку получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов). При этом выдача разрешений на производство и использование пестицидов и агрохимикатов осуществляется в установленном порядке после их государственной регистрации в Минприроды (см. п. 3 указанного порядка получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов в редакции Постановления КМУ от 7 мая 1998 г. № 656 и от 16 июня 2004 г. № 769).
Согласно ст. 22 Закона Украины “об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” от 8 февраля 1995 г. № 39/95-ВР субъекты предпринимательской деятельности должны получать у Минэкоресурсов специальное разрешение (лицензию) на использование источников ионизирующего излучения. Порядок и условия осуществления разрешительной деятельности в сфере использования дополнительных источников ионизирующего излучения, направленной на защиту интересов национальной безопасности, предотвращение превышения допустимых норм облучения людей и загрязнения окружающей среды, а также соблюдение требований режима нераспространения ядерного оружия, определяются Законом Украины “О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии” от 11 января 2000 г. № 1370-XIV в редакции от 15 мая 2003 г. № 747-IV, а также Порядком лицензирования отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии, утвержденным постановлением КМУ от 6 декабря 2000 г. № 1782.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона Украины ” О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии” такая разрешительная деятельность предусматривает:
1) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии;
2) лицензирование деятельности эксплуатирующей организации, то есть назначенного государством юридического лица, которое:
а) осуществляет деятельность, связанную с выбором площадки, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, снятием с эксплуатации ядерной установки или выбором площадки, проектированием, строительством, эксплуатацией, закрытием хранилища для захоронения радиоактивных отходов;
б) обеспечивает ядерную и радиационную безопасность и несет ответственность за ядерный ущерб на отдельном этапе жизненного цикла ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов и выдаче этой организации отдельных разрешений на выполнение определенных видов работ или операций на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и снятия с эксплуатации ядерной установки и на этапах эксплуатации и закрытия хранилища для захоронения радиоактивных отходов;
3) лицензирование деятельности, связанной с осуществлением персоналом непосредственного управления реакторной установкой атомных электростанций;
4) обязательную сертификацию источников ионизирующего излучения, элементов, важных для безопасности ядерных установок, упаковок для хранения, перевозки и захоронения радиоактивных отходов, транспортных упаковок для перевозки источников ионизирующего излучения и транспортных упаковок для перевозки ядерных материалов;
5) государственную регистрацию источников ионизирующего излучения.
Согласно ч. 1, 3 ст. 7 Закона Украины” О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии “и п. 2 Постановления КМУ” Об утверждении порядка лицензирования отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии ” от 6 декабря 2000 г. № 1782 в редакции Постановления КМУ от 9 августа 2001 г. № 1006, от 12 сентября 2002 г. № 1362 Государственным комитетом ядерного регулирования осуществляется лицензирование таких видов деятельности в сфере использования ядерной энергии:
– проектирование ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов;
– переработка урановых руд;
– перевозка радиоактивных материалов;
– переработка, хранение и захоронение радиоактивных отходов;
– производство, хранение, техническое обслуживание источников ионизирующего излучения;
– использование источников ионизирующего излучения;
– подготовка персонала для эксплуатации ядерной установки (по перечню должностей и специальностей, который определяется КМУ);
– деятельность, связанная с обеспечением физической защиты ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и ядерных установок (относительно перечней видов такой деятельности см. ч. 1 ст. 7 Закона Украины “О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии” в редакции от 15 мая 2003 г., а также п. 1 указанного порядка лицензирования отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии в редакции Постановления КМУ от 4 февраля 2004 г. № 125).
Требования и условия безопасности осуществления деятельности по использованию источников ионизирующего излучения регулируются также Требованиями и условиями безопасности (лицензионными условиями) осуществления деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, утвержденных приказом Государственного комитета ядерного регулирования Украины от 2 декабря 2002 г. № 125. Согласно этих лицензионных условий КМУ определяет также исчерпывающий перечень источников ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых освобождается от лицензирования (подробнее см. Перечень источников ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых освобождается от лицензирования, утвержден постановлением КМУ от 1 июля 2002 г. № 912).
Экологические стандарты в области охраны окружающей природной среды являются обязательными для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, другие вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов (см. ч. 1 ст. 32 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” в редакции от 6 апреля 2000 г.).
Таким образом, нарушения правил экологической безопасности образуют действия или бездействие, которые связаны с невыполнением требований соответствующих норм, правил (экологических нормативов и/или экологических стандартов), определяющих допустимые уровни негативного воздействия на окружающую среду и неправомерного использования природных ресурсов.
8. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.236, является время совершения преступления. Так, согласно диспозиции ст. 263 Нарушение порядка проведения экологической экспертизы и правил экологической безопасности должно быть осуществлено во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов.
9. Проектирование – это разработка и утверждение документации (проекта), состоящая из чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов и определяющая планировочные, архитектурные, инженерные и/или технологические решения и конструктивные особенности (свойства) предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов, их основные параметры (градостроительные, объемно-планировочные, конструктивные и др), стоимостные показатели и организацию конструирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и/или ликвидации этих объектов (см., например, ст. 1 Закона Украины “Об архитектурной деятельности” от 20 мая 1999 г. № 687-XIV).
10. Размещением предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов является совершение всех операций относительно их предоставления (продажа, аренда) для эксплуатации в специально отведенном в соответствии с проектной документацией месте, безопасного в течение длительного времени.
11. Строительство охватывает сооружение нового объекта, реконструкция, расширение, достройка, реставрация и ремонт объектов и выполнение монтажных работ (см. абз. 4 п.2 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 18 “Строительные контракты”, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28 апреля 2001 г. № 205 в редакции приказа от 23 мая 2003 г. № 363).
12. Реконструкцией следует считать переоборудование существующих производственных мощностей, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе научно-технических достижений, осуществляемое по комплексному проекту предприятия с целью увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, улучшения условий труда и охраны окружающей среды (см. абз.3 п.46 разд. VIII Правил применения Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, утвержденных постановлением ВРУ от 27 июня 1995 г. № 247/95-ВР в редакции от 14 июля 1995 г.).
13. Ввод в эксплуатацию – это хозяйственные операции (процесс), отражающие (отражает) начало использования новых (построенных, сконструированных) и/или реконструированных предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов.
14. Эксплуатацией следует считать использование предприятия, сооружения, передвижных средств и других объектов в соответствии с их функциональным назначением и проведением необходимых мер к сохранению состояния конструкций, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, которые определены требованиями технической документации (см. абз. 8 разд. 2 Правил обследований, оценки технического состояния и паспортизации производственных зданий и сооружений, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины и Госнадзорохрантруда Украины от 27 ноября 1997 года № 32/288).
15. Ответственность по ст.236 наступает лишь в случае, если нарушение порядка проведения экологической экспертизы и/или нарушение правил экологической безопасности во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов) причинило определенные последствия – гибель людей, экологическое загрязнение значительных территорий или другие тяжкие последствия.
16. Под гибелью людей следует понимать смерть хотя бы одного человека.
17. Экологическое загрязнение – это поступление в окружающую природную среду веществ и энергии, которые наносят или могут нанести ущерб экологическому равновесию, жизни и здоровью людей, привести к уничтожению или повреждению природных ресурсов. Причинами экологических загрязнений могут быть как последствия природных катаклизмов (перемещение материков, цунами, извержения вулканов, землетрясения, оползни, эрозия земли, загнивание лесов), так и последствия деятельности человека. Деятельность человека может носить либо антропогенный характер (когда люди загрязняют окружающую среду самим фактом своей жизнедеятельности), либо техногенный характер (загрязнение окружающей среды вследствие функционирования предприятий, технологических процессов, испытаний, работы транспорта, а также промышленных и других экологических аварий).
Поскольку любая деятельность человека приводит в большей или меньшей степени к загрязнению окружающей среды, весомым при квалификации экологических правонарушений является анализ причин и характера загрязнений.
Ответственность по ст. 236 наступает за техногенные загрязнения окружающей среды или совершение деяний (действия или бездействия), которые привели к экологической аварии. Техногенное загрязнение окружающей среды может быть основанием привлечения к уголовной ответственности только в случае превышения субъектами хозяйственной деятельности экологических нормативов (нормативов экологической безопасности), то есть предельно допустимых концентраций, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, предельно допустимых уровней акустического или радиационного загрязнения окружающей среды и др.
18. Согласно ст. 1 Закона Украины “о планировании и застройке территорий” от 20 апреля 2000 г. № 1699-III территорией считается часть земной поверхности в определенных пределах (границах) со свойственными ей географическим положением, природными и созданными деятельностью людей условиями и ресурсами, а также с воздушным пространством и расположенными под ней недрами.
Решение вопроса о наличии загрязнения значительных территорий относится к компетенции суда с учетом фактических обстоятельств дела, размеров причиненного вреда и тому подобное.
В пункте 8 Постановления ПВСУ “О судебной практике по делам о преступлениях и других правонарушениях против окружающей среды” от 10 декабря 2004 г. № 17 разъясняется, что ответственность за нарушение правил экологической безопасности наступает, в частности, при условии, что оно повлекло за собой экологическое загрязнение значительных территорий. Под таким загрязнением необходимо понимать существенное ухудшение экологической обстановки вследствие значительного опыления, задымления, выбросов радиоактивных, химических, бактериологических и других веществ, представляющих опасность для человека, окружающей среды, материальных ценностей и тому подобное. Выясняя вопрос о том, является ли значительной территория, на которой произошло экологическое загрязнение, надо учитывать данные о ее площади, экологической уникальности, принадлежности к природно-заповедному фонду или другому объекту общегосударственного значения.
19. Понятием “иные тяжкие последствия” охватываются случаи массового заболевания людей, массовое уничтожения объектов животного или растительного мира, истощение природных ресурсов, длительный простой предприятий.
Под массовым заболеванием людей следует понимать заболевания значительного количества людей на одной территории, которые являются опасными для их жизни и здоровья или совмещены с устойчивой потерей трудоспособности, заражение эпидемическими или инфекционными болезнями нескольких лиц, появление отклонений в развитии детей, значительное снижение продолжительности жизни, защитных возможностей иммунной системы.
Массовое уничтожение объектов животного или растительного мира означает:
а) приведение в негодное состояние растений на больших площадях, в крупном размере или на значительную сумму;
б) приведение в негодное или в частично непригодное состояние угодий;
в) уничтожение или приведение в негодное или в частично непригодное состояние урожая сельскохозяйственных растений в большом количестве или на значительную сумму;
г) уничтожение значительного количества животных;
г) уничтожение посевного материала, земель и насаждений;
д) уничтожение и отравление значительного количества рыбы.
Под истощением природных ресурсов следует понимать их нерациональное использование, что привело к снижению производительности или несоответствию доступных запасов ресурсов и безопасных условий их использования, к уменьшению стока поверхностных вод или сокращению запасов подземных вод.
20. обязательным при квалификации преступления, предусмотренного ст. 236, является установление причинной связи между указанным деянием и общественно опасным следствием (последствиями).
21. По особенностям конструкции состав данного преступления является материальным. Преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий, предусмотренных диспозицией ст. 236.
22. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины к последствиям, само же нарушение порядка проведения экологической экспертизы и правил экологической безопасности является умышленным.
Мотивами этого преступления могут быть корыстная заинтересованность, то есть экономия средств, нужных для проведения экологической экспертизы и выполнения ее выводов; экономия затрат, необходимых на учет требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов, или, например, желание ускорить решение этих проблем за счет сокращения сроков на экологические выводы и тому подобное.
23. Субъектом преступления могут быть должностные лица, а также работники предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены определенные обязанности: проведение экологической экспертизы, учета в работе выводов экологической экспертизы, определения экологических нормативов, выдача разрешений на использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, контроль за соблюдением установленных экологических нормативов, в том числе определенных в разрешениях на использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.
Физическое лицо может быть субъектом преступления, если оно занимается хозяйственной деятельностью как физическое лицо – предприниматель или в случаях экологических аварий и катастроф, которые произошли по его вине. В случаях умышленного уничтожения, повреждения природных ресурсов, находящихся в чужой собственности, если это не привело к последствиям, предусмотренным ст. 236, лицом, которому уже исполнилось 14 лет, ответственность при соответствующих обстоятельствах может наступать по ст. 194, 347, 352 или 378.
24. Нарушение правил экологической безопасности, установленных Законом Украины “Об охране окружающей природной среды”, можно квалифицировать таким образом:
– осуществление нарушения экологических требований относительно размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов (ст. 51 этого закона) и нарушения правил экологической безопасности транспортных средств (ст. 56 Закона) следует квалифицировать по ст. 236;
– нарушение правил охраны окружающей природной среды при применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 52 упомянутого закона) подлежит квалификации по ст. 239;
– нарушение требований охраны окружающей природной среды и вредного биологического воздействия (ст. 53 Закона) следует квалифицировать по другим статьям УК.
25. Привлечение лиц к уголовной ответственности по ст.236 не освобождает их от обязанности возместить причиненные убытки. В данном случае возмещение выступает своеобразным средством реализации международно-правового принципа “загрязнитель платит”, закрепленного в ст. 66 Конституции Украины.