Новая редакция ст. 238 УКУ с комментариями.

1. Сокрытие или умышленное искажение служебным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья и такой, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасностью –

наказываются штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные повторно или в местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации, или такие, которые повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 238 УК Украины

1. Согласно ст. 25 Закона Украины от 26 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ЗУ. Том 2.— К., 1991.— С. 61) порядок предоставления информации о состоянии и заболевания населения определяется Кабинетом Министров Украины.

2. Предметами утаивания или искажения являются: а) сведения о состоянии экологической обстановки, то есть информация о состоянии радиоактивного и другого загрязнения воды, воздуха, продуктов и т. п; б) сведения о состоянии заболевания людей в районах с повышенной экологической опасностью.

3. Субъектами преступления являются должностные лица, ответственные за сбор, обобщение такой информации и предоставление ее соответствующим государственным органам.

4. Если в результате утаивания или искажения (фальсификации) такой информации произошла гибель людей или вызвано иные тяжкие последствия или утаивание или искажение было совершено повторно, то деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 238 ЮС.

Другой комментарий к статье 238 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом этого преступления является порядок информирования об экологическом или радиационное загрязнение территории, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также на состояние заболеваемости населения на этих территориях.

2. Предметом преступления являются сведения об экологическом, в том числе радиационном, состоянии в определенных районах или на определенных территориях. Это состояние, согласно ст. 33 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г. № 1264-ХІІ, определяется соблюдением или нарушением существующих экологических нормативов.

3. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями:

а) сокрытие или умышленное искажение служебным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья и такой, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир;

б) сокрытие или умышленное искажение служебным лицом сведений о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасностью.

Сокрытие может выражаться в бездействии ответственного служебного лица или несвоевременном информировании о ней резкую смену (или значительное превышение установленных нормативов и обычного для данной местности степени радиации) экологического или радиационного состояния, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья и возможностью реального негативного влияния такого состояния на здоровье людей, растительный и животный мир, а также на состояние заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасностью.

В соответствии с ч. 2 в. 25 указанного Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” порядок информирования о состоянии окружающей природной среды определяется КМУ. Постановлением КМУ от 17 ноября 2001 г. № 1520 (в редакции постановления от 16 июня 2004 г. № 770) утверждено Положение О государственной экологической инспекции. Согласно ч. 1 п. 4 организует и осуществляет государственный контроль за:

– соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов (кроме недр и лесов), экологической и рамках своей компетенции радиационной безопасности, в сфере обращения с отходами центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в части осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами;

– соблюдением правил, нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами; выполнением требований заключений государственной экологической экспертизы в сфере использования и охраны природных ресурсов (кроме недр и лесов); соблюдением условий выданных разрешений, лимитов и квот на специальное использование природных ресурсов (кроме недр и лесов), выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и допустимые уровни вредного воздействия физических и биологических факторов на его состояние, трансграничное перемещение объектов растительного и животного мира;

– соблюдением требований экологической и рамках своей компетенции радиационной безопасности, в том числе: в процессе проведения научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство открытий, изобретений, использования новой техники, а также оборудования, технологий и систем, импортируемых; на военных и оборонных объектах, объектах органов внутренних дел, Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний, СБУ и Государственной пограничной службы в местах их постоянной дислокации, а также во время передислокации войск и военной техники с использованием автомобильных, воздушных, железнодорожных и плавучих транспортных средств, проведения военных учений, маневров; в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности таможен назначения и отправления; в процессе транспортировки, хранения, применения, утилизации, уничтожения и обезвреживания пестицидов и агрохимикатов, опасных химических веществ, производственных, бытовых и других видов отходов; в зонах наблюдения атомных электростанций, на объектах, использующих источники ионизирующего излучения.

Кроме этого, постановлением КМУ от 27 июля 1995 г. № 554 утвержден Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.

Также Законом Украины “Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000 – 2015 годы” от 21 сентября 2000 г. № 1989-III вводится мониторинг состояния экологической сети – система наблюдений за изменениями компонентов окружающей среды в пределах экологической сети с целью своевременного выявления негативных тенденций в их состоянии, оценки возможных последствий таких изменений, прогнозирования, предотвращения негативным процессам, ликвидации их последствий (см. абз. 7 п.1 разд. 1 Общегосударственной программы формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы).

Умышленное искажение должностным лицом указанных выше сведений пролегает в намеренном их искажении, что искажает реальный смысл.

4. Негативное влияние на здоровье людей – это причинение определенного вреда здоровью людей в виде повышения уровней конкретных заболеваний, наступления наследственных изменений, уменьшение продолжительности жизни.

5.по конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 238, является формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния (действия или бездействия), заключающееся в умышленном сокрытии или искажении должностным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья и такой, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасностью.

6. квалифицирующими признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 238, являются:

а) повторность названных деяний;

б) совершение их в местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации;

в) причинение указанными деяниями гибели людей или иных тяжких последствий.

7. О понятии повторности см. комментарий к ст.32.

8. Зона чрезвычайной экологической ситуации-это отдельная местность Украины, на которой возникла чрезвычайная экологическая ситуация, то есть ситуация, при которой на отдельной местности произошли негативные изменения в окружающей природной среде, требующие применения чрезвычайных мер со стороны государства (см. абз. 2 ст. 1 Закона Украины “о зоне чрезвычайной экологической ситуации” от 13 июля 2000 г. № 1908-III). В свою очередь, негативными изменениями в окружающей природной среде следует считать потерю, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности в этих условиях (см. ч. 3 ст. 1 указанного Закона Украины “о зоне чрезвычайной экологической ситуации”).

Согласно ст. 5 этого закона основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации являются:

– значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей природной среды, определенных законодательством;

– возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинения значительного материального вреда юридическим, физическим лицам или окружающей природной среде вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов;

– негативные изменения, которые произошли в окружающей природной среде на значительной территории и которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства;

– негативные изменения, что произошли в окружающей природной среде и существенно ограничивают или исключают возможность проживания населения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующей территории;

– значительное увеличение уровня заболеваемости населения вследствие негативных изменений в окружающей природной среде.

Порядок объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации предусмотрен ст. 6 названного Закона Украины “о зоне чрезвычайной экологической ситуации”.

9. Под гибелью людей следует понимать наступление смерти хотя бы одного лица.

10. Другие тяжкие последствия – это результат резкого ухудшения экологического или радиационного состояния, вызвавшего загрязнение земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья, в результате чего значительно пострадали здоровье людей, растительный и животный мир. Подробнее о содержании понятия “другие тяжкие последствия” см. п. 19 комментария к ст. 236.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в отношении установленного порядка информирования об экологическом или радиационное загрязнение, а также относительно состояния заболеваемости населения и косвенным умыслом или неосторожностью – в отношении общественно опасных последствий указанных деяний.

12. Субъектом преступления является только должностное лицо, ответственное за представление сведений о экологическое состояние и заболеваемость населения.