Новая редакция ст. 211 УКУ с комментариями.

1. Издание служебным лицом нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, –

наказывается штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 211 УК Украины

1. Издание нормативных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета является специальным видом нарушения Закона о бюджетной системе Украины от 5 декабря 1990 г. в редакции от 28 апреля 1995 г. (ЗУ. Том 1.- К.,- 1996.-С. 65-69), которым предусмотрено, что бюджеты всех уровней должны выполняться в тех же объемах, которые утверждены соответствующим советом.

2. Состав преступления образует издание нормативных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета в крупных размерах (см. Примечание 2 к ст. 210 УК Украины).

3. Нормативными актами, которыми изменяется размер доходов или расходов бюджета вопреки установленному законом порядку объемах, могут быть постановления, приказы, распоряжения, инструкции, которыми устанавливаются обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, т. е. которые являются обязательными для выполнения их всеми подчиненными предприятиями, учреждениями или организациями.

4. Если предметом деяния были бюджетные средства в особо крупном размере (см. примечание 3 к ст. 210 УК), то преступление квалифицируется по ч. 2 ст. 211 УК.

5. Издание нормативных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки закону, совершается умышленно, издать нормативный акт неосторожно невозможно.

6. Субъектами ответственности по ст. 211 УК являются должностные лица органов исполнительной власти, которые наделены полномочиями выдавать или утверждать нормативные акты, которыми изменяются порядок и условия формирования или использования бюджетных средств. Издание таких актов должностными лицами, не имеющими полномочий на издание таких актов, образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 211 и ст. 365 УК.

7. Ответственность за издание нормативных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки закону, наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 211 Уголовного кодекса Украины

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок исполнения государственного бюджета и местных бюджетов по доходам и расходам.

2. Под нормативно-правовыми актами, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядке, следует понимать любые нормативные акты (постановления, приказы, инструкции, разъяснения и т. п), содержащие одну или несколько обязательных для исполнения правовых норм (правил поведения), рассчитанных на неопределенный круг физических лиц, предприятий, учреждений, организаций и неоднократное применение, независимо от срока их действия (постоянные или ограниченные определенным временем), а также акты межведомственного характера, которые изменяют утвержденные законами, в том числе Законом о Государственном бюджете, основания и порядок исчисления и уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательных платежей (объекты налогообложения, плательщики налогов, сборов, других обязательных платежей, льготы по налогообложению, проценты распределения платежей между бюджетами различных уровней и тому подобное) или же определенные утвержденным бюджетом размеры его расходов (как в целом, так и по отдельным статьям) или нарушают принцип пропорциональности финансирования последних (увеличивают или уменьшают расходы по отдельным статьям бюджета, позволяют снижать расходы по защищенным статьям бюджета, не предусматривают пропорционального сокращения его расходов в установленных законодательством случаях и тому подобное).

3. Распорядительные акты – это акты (приказы, распоряжения), издаваемые должностным лицом, действие которых распространяется на четко определенный ими круг лиц, то есть персонифицированные, и которые имеют разовое применение. Такие акты могут касаться незаконного увольнения конкретных налогоплательщиков от их уплаты, предоставления льгот по уплате налогов или предоставление разрешения использовать бюджетные средства не по целевому назначению или в размере, превышающих утвержденные пределы расходов, и тому подобное.

4. С объективной стороны преступление характеризуется только действиями – изданием нормативно-правовых актов, вопреки установленном законом порядке изменяют доходы или расходы бюджета.

5. Под изданием нормативно-правовых актов надо понимать:

– подписание должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, актов, содержащих предписания, обязательные для выполнения неограниченным кругом объектов управления (физических и юридических лиц);

– утверждение должностным лицом своими приказами актов (постановлений, правил, порядка, инструкций, разъяснений и т. п), принятых (одобренных рекомендованных) коллегиальными совещательными органами (коллегиями министерств, центральных ведомств), решения которых внедряются руководителями соответствующих органов исполнительной власти, поскольку именно они несут персональную ответственность за выполнение задач и осуществление функций, возложенных на эти органы.

Издание должностным лицом распорядительных актов, которыми изменяются доходы и расходы бюджета, – это подписание должностным лицом приказа или распоряжения, которыми изменяются упомянутые доходы или расходы. При этом выполнение таких приказов (распоряжений) другим служебным лицом является использованием бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, а потому, если такое лицо осознавало, что разрешение на использование бюджетных средств является незаконным, его действия должны квалифицироваться по ст. 210.

К актам распорядительного характера, которыми изменяются доходы бюджета, относятся акты (постановления, приказы, распоряжения и тому подобное), которыми определено ими круг лиц 1) вопреки установленном действующим законодательством порядке освобождается от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, 2) незаконно получает льготы по налогам, сборов, других обязательных платежей, 3) незаконно лишается этих льгот, 4) незаконно подвергается штрафным (финансовым) санкциям (штрафам).

6. издание нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, признается преступлением в случае, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных (ч. 1 ст. 211) или особо крупных (ч. 2 ст. 211) размерах.

7. законченным преступление считается с момента издания указанного в диспозиции ч. 1 ст. 211 нормативно-правового или распорядительного акта, независимо от последствий, находящихся за пределами состава преступления. Поэтому причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, интересам юридических лиц или государственным или общественным интересам вследствие выполнения незаконно выданных актов, изменяющих доходы и расходы бюджетов, должно получать самостоятельную уголовно-правовую оценку (см.: п. 12 комментария к ст. 210).

8. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

9. Субъектом преступления в форме издания нормативно-правовых актов являются должностные лица: 1) органов исполнительной власти и их структурных подразделений, наделенные правом издавать или утверждать своими приказами нормативно-правовые акты (инструкции, положения, разъяснения, правила и другие), которыми конкретизируются, изменяются или разъясняются порядок и основания формирования доходной и расходования расходной частей бюджетов нижестоящих бюджетных учреждений и организаций (высшие должностные лица КМУ, руководители министерств и других центральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти), или акты межведомственного характера (акты КМУ, МФ, Главного управления Государственного казначейства, ГНА, НБУ, Государственной таможенной службы, Пенсионного фонда и другие), или акты государственных администраций и исполнительных комитетов советов относительно доходов и расходов местных бюджетов. Издание нормативных актов должностными лицами, не имеющими на это права, должно квалифицироваться в зависимости от причиненного вреда по соответствующей части ст. 365 (см.: п. 14 комментария к ст. 210); а субъектом преступления в форме издания распорядительного акта – 2) любое служебное лицо-распорядитель бюджетных средств, выдающее распорядительный акт.

10. Частью 2 ст.211 установлена ответственность за два квалифицированные виды рассматриваемого преступления. О понятии особо крупного размера бюджетных средств см.: п. 3 примечания к ст. 210.о повторности совершения преступления – ст. 32 и комментарий к ней.