Новая редакция ст. 210 УКУ с комментариями.

1. Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, а так же осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, –

наказываются штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. 1. К бюджетным средствам относятся средства, включаемые в государственный бюджет и местные бюджеты независимо от источника их формирования.

2. Крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

3. Особо крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в три тысячи и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Комментарий к ст. 210 УК Украины

1. Деяние, предусмотренное ст. 210 УК, является специальным видом злоупотребления властью или должностными полномочиями (ст. 364 УК Украины).

2. Законом Украины от 5 декабря 1990 г. «О бюджетной системе Украины» (ЗУ. Том 1.- 1996.- С. 51-54) нарушениями законодательства о бюджетной системе признаются использования средств государственного бюджета на цели, не предусмотренные Законом о Государственном бюджете Украины или в объемах, превышающих предел расходов, утвержденную Законом о Государственном бюджете Украины.

3. Состав преступления образуют:

а) использование должностным лицом бюджетных средств не по их назначению или в больших объемах, чем было предусмотрено;

б) несоблюдение требований по использованию расходов бюджета (сокращение или непропорциональное использования), если эти действия были совершены с бюджетными средствами в крупных размерах, то есть на сумму в сто и более раз больше необлагаемого минимума доходов граждан.

4. Преступление признается совершенным при отягчающих обстоятельствах, если оно было совершено повторно (второй раз) или группой лиц или в особо крупных размерах (когда размер бюджетных средств составляет тысячу и более необлагаемых минимумов доходов граждан) и квалифицируется по ч. 2 ст. 210 УК.

5. Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины совершается умышленно. Ошибка в использовании бюджетных средств состава преступления не образует.

6. Ответственными за нарушение законодательства о бюджетной системе есть должностные лица, которые наделены полномочиями распоряжаться бюджетными средствами.

Перечень должностных лиц, которые являются распорядителями средств государственного бюджета, определен постановлением Кабинета Министров Украины от 8 января 2000 года № 13 «О совершенствовании системы главных распорядителей средств государственного бюджета» (ОВУ.- 2000.- № 2.- Ст. 36).

7. Ответственность за нарушение законодательства о бюджетной системе Украины наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 210 Уголовного кодекса Украины

1. Предметом преступления являются бюджетные средства-доходы бюджетов, образующиеся за счет налоговых, неналоговых и других поступлений на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты) (п. 19 ст. 2 БК).

2. Бюджетная система Украины является совокупностью государственного бюджета и местных бюджетов. Под бюджетом понимается план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода. Сводный бюджет Украины включает показатели государственного бюджета Украины, сводного бюджета АРК и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя. Местными бюджетами признаются бюджет АРК, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и объединений).

3. В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины, которая предусматривает осуществления созданным при МФ Указом Президента Украины от 27 апреля 1995 г. № 335 Государственным казначейством Украины:

– операций со средствами государственного бюджета;

– расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;

– контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

– бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении государственного бюджета (ст. 48 БК).

Государственное казначейство Украины действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением КМУ от 31 июля 1995 г. № 590.

Введено кассовое выполнение государственного бюджета Украины ст. 41 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 1999 год” от 31 декабря 1998 г., которой установлено, что с 1 января 1999 г. кассовое выполнение государственного бюджета Украины по доходам осуществляется органами Государственного казначейства Украины, а с 1 апреля 1999 г. расходы государственного бюджета Украины осуществляются через регистрационные счета учреждений и организаций в органах Государственного казначейства Украины. Согласно ст. 53 Закона Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2001 год” от 7 декабря 2000 г. при исполнении бюджетов всех уровней применяется кассовый метод учета, что предусматривает регистрацию операций по доходам, расходам и финансированием разницы между доходами и расходами в бухгалтерском учете в момент проведения соответствующих платежей и отражение всех операций по исполнению бюджета на время их регистрации в учете. П. 1. 6 “основных направлений бюджетной политики на 2002 год (бюджетная резолюция)”, одобренных постановлением ВРУ от 21 июня 2001 г., предусматривает обеспечение в течение 2002 г. перехода на полное казначейское обслуживание бюджетов всех уровней. Указом Президента Украины “Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере” от 25 декабря 2001 г. МФ и Государственному казначейству Украины поручено обеспечить в соответствии с законодательством казначейское обслуживание местных бюджетов, которое, согласно Указу Президента Украины от 5 декабря 2002 г. “О неотложных мерах по совершенствованию механизмов казначейского обслуживания” должно быть обеспечено КМУ в течение 2003 года. Статьей 7214 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год”, которым этот Закон дополнен Законом от 9 июля 2003 г., КМУ поручено в полном объеме обеспечить внедрение в 2003 г. казначейского обслуживания местных бюджетов по расходам.

4. Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается МФ, согласно бюджетных назначений. Министр финансов Украины в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи государственного бюджета Украины установленному бюджетному назначению (ч. 1, 3 ст. 49 БК). Местный бюджет выполняется по росписи, утверждаемой руководителем местного финансового органа, который в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи местного бюджета установленному бюджетному назначению (ч. 3 ст. 78 БК).

Постановлением КМУ от 28 февраля 2002 г. № 228 утвержден Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований по выполнению смет бюджетных учреждений, согласно которому всеми бюджетными учреждениями составляются сметы, которые являются основным плановым документом, предоставляющим бюджетному учреждению полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями. Бюджетное назначение-это полномочия, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств БК, Законом О Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Смета имеет две составляющие: общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций; специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций. План ассигнований из общего фонда бюджета учреждения – это помесячное распределение ассигнований, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации. Он регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года. Бюджетное ассигнование-это полномочия, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.

Сметы, планы ассигнований и штатные росписи утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения, за исключением смет, указанных в п. 33 указанного порядка.

Все распорядители бюджетных средств открывают в органах Государственного казначейства на свое имя регистрационные счета для обеспечения учета бюджетных средств, выделенных им на соответствующий год, в результате чего создается общегосударственная система единого казначейского счета для казначейского исполнения Государственного бюджета (см. “Инструкция об открытии регистрационных счетов органами Государственного казначейства Украины” от 9 апреля 1997 г. № 32, утвержденную приказом Главного управления Государственного казначейства Украины. Приказом Государственного казначейства Украины от 19 октября 2000 г. № 103 утвержден “Порядок учета обязательств распорядителей средств бюджета в органах Государственного казначейства”.

5. В статье 116 БК дается определение понятия бюджетного правонарушения: это несоблюдение участниками бюджетного процесса установленного БК и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета.

Непосредственно в БК правонарушением, связанным с несоблюдением установленного порядка исполнения бюджета, признано нецелевое использование бюджетных средств (ст. 119), что является одной из форм совершения преступления, предусмотренного ст. 210.бюджетными правонарушениями являются и другие деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 210 и 211.

6. С объективной стороны состав преступления, предусмотренного ст.210, характеризуется совершением одного из четырех деяний:

– использованием бюджетных средств вопреки их целевому назначению;

– использованием бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов;

несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета, как это установлено действующим бюджетным законодательством;

несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Первые две формы совершения преступления представляют собой лишь действия, а именно принятие должностным лицом решений, которыми предусматривается финансирование отдельных статей расходов в размерах, превышающих установленные утвержденным бюджетом. Две другие формы совершения преступления могут проявляться как в активных действиях, так и в бездействии служебного лица. Например, путем бездействия преступление будет совершено в случае, если доходы бюджета сокращаются, но распорядители бюджетных средств или лица, которые их используют, не принимают решения о сокращении расходов по всем или отдельным (кроме защищенных) статьям.

7. Все формы нарушения законодательства о бюджетной системе тесно взаимосвязаны. При совершении любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 210 нарушений в нем одновременно содержатся и признаки остальных нарушений.

Изменение руководителем размеров и соотношения расходов утвержденной сметы с нарушением указанного порядка, если размер отдельных из них будет превышать утвержденный сметой, должна квалифицироваться как использование должностным лицом бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов. При этом в деянии служебного лица содержатся признаки и других деяний, предусмотренных ст. 210, – несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджета (поскольку одни расходы незаконно увеличиваются, а другие – уменьшаются) и использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению. Таким образом, использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, как правило, а непропорциональное сокращение расходов бюджета при его дефиците, как и использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению, всегда является одновременно и непропорциональным финансированием расходов бюджета. Использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, не будет одновременно непропорциональным финансированием расходов бюджета лишь в случаях, когда превышение утвержденных пределов расходов осуществляется пропорционально по всем статьям расходов бюджета. По сути, непропорциональное финансирование расходов бюджета является родовым понятием относительно всех указанных в диспозиции ч. 1 ст. 210 способов нарушения законодательства о бюджетной системе.

8. Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению – это расходование их на цели, не отвечающие бюджетным назначениям, установленным Законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, и выделенным бюджетным ассигнованиям (ст.119 БК). Нецелевым использованием бюджетных средств является их расходование в любой форме (денежными средствами, путем взаимозачетов и расчетов векселями, предоставлением налоговых льгот или товарного кредита) вопреки назначением, которые определены для этих средств соответствующими сметами доходов и расходов, решением органов власти или заключенными с кредиторами договорами (см. абз.1 п. 3 “Порядка обеспечения органами государственной контрольно-ревизионной службы возврата средств государственного и местных бюджетов и государственных целевых фондов, использованных предприятиями, учреждениями и организациями не по целевому назначению и/или не возвращенных бюджетам или фондам займов и кредитов”, утвержденного Приказом МФ от 14 ноября 2000 г. № 275). То есть финансирование за счет бюджетных средств расходов, вообще не предусмотренных расходными статьями утвержденного бюджета, или же финансирование одних статей за счет других статей расходов.

Нецелевым использованием бюджетных средств должен признаваться также направление бюджетных средств на банковские депозиты; приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью получения прибыли и/или последующей продажи; осуществление за счет бюджетных средств взносов в уставный фонд другого юридического лица или предоставлении ему благотворительной помощи, использование средств, которые имели целевое направление, с другой целью; расходование бюджетных средств при отсутствии первичных документов, подтверждающих осуществление хозяйственных операций; расходование бюджетных средств сверх установленных нормативов, в случае если такие виды расходования не разрешены нормативно-правовыми актами или не оговорены отдельно при выделении средств (см. абз. 2 п. 3 указанного порядка).

Как использование бюджетных средств не в соответствии с целевым назначением должно квалифицироваться и их использование с нарушением определенного законодательными актами порядка целевого использования. В частности, ст. 28 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 1998 год” от 30 декабря 1997 г. с целью защиты отечественного товаропроизводителя запрещает предприятиям, учреждениям и организациям, которые финансируются из бюджета независимо от форм собственности, использовать бюджетные средства на приобретение оборудования, техники, промышленных и продовольственных товаров импортного производства, а также на пользование услугами иностранных предприятий, учреждений и организаций, если такие же товары производятся или услуги предоставляются предприятиями Украины.

Использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетом, в зависимости от мотивов и целей его совершения, может содержать признаки и других преступлений, например превышение власти или служебных полномочий, похищение имущества или за владение им. В частности, использование бюджетных средств на цели, финансирование которых вообще не предусмотрено утвержденным бюджетом, но затраты на которые могут осуществляться в соответствии с бюджетной классификацией (см.: разд. II “Расходы бюджета” приложения № 3 к Постановлению ВРУ от 12 июля 1996 г. “О структуре бюджетной классификации Украины”; разд. II “классификация расходов бюджета ” приложения № 1 к приказу МФ от 27 декабря 2001 г. № 604), которым утверждена бюджетная классификация, по сути, является превышением власти или служебных полномочий, поскольку бюджеты всех уровней и статьи их расходов утверждаются коллегиальными органами, а потому принятие должностным лицом решения об использовании бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетом, является явным выходом за пределы предоставленных такому лицу законом прав и служебных полномочий и должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 365. ПВСУ в подпункте ” в ” абз.2 п. 5 Постановления “О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” от 26 декабря 2003 г. № 15 разъяснил, что совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально, должно квалифицироваться как превышение власти или служебных полномочий.

Частью 1 ст. 59 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год” от 27 ноября 2003 г. и ч. 1 ст. 50 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. предусмотрено, что как нецелевое использование бюджетных средств квалифицируется осуществление из соответствующего местного бюджета расходов, которые должны проводиться согласно БК из другого бюджета.

Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению может быть способом совершения других, более тяжких преступлений, например завладения имуществом. Последнее имеет место, в частности, при незаконном использовании служебными лицами бюджетных средств на строительство или ремонт принадлежащего им на праве частной собственности жилья, благоустройство земельных участков, оплату обучения в учебных заведениях их детей и тому подобное.

9. Использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, – это финансирование отдельных или всех расходных статей бюджета, в том числе и с соблюдением принципа пропорционального финансирования расходов бюджета, в размерах, превышающих те, которые утверждены бюджетом. Такое финансирование может осуществляться за счет дополнительных, более определенные, поступлений в бюджет в результате увеличения его доходной части, а также за счет использования средств, предназначенных на финансирование других расходов бюджетов (в последнем случае одновременно будет иметь место как использование этих средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, так и использования их не в соответствии с целевым назначением).

Как использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, надо рассматривать, например, увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фонду государственного бюджета Украины на оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов, на капитальные расходы за счет уменьшения бюджетных назначений на текущие расходы, что запрещено ч. 3 ст. 17 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2002 год” от 20 декабря 2001 г., Утверждение смет и планов ассигнований, а также осуществление расходов в сумме, что превышает утвержденные бюджетные назначения (см. п. 41 порядка).

Статьей 23 Закона Украины “О Государственном бюджете на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. запрещается увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фондам Государственного бюджета Украины на: оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов; расходы развития за счет уменьшения бюджетных назначений на расходы потребления; расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти, за счет других расходов.

10. Несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета может, в частности, признаваться:

– непринятие решений о пропорциональном сокращении расходов по всем расходным статьям бюджета в случае уменьшения поступлений в него;

– непредставление органам, что утвердили бюджет, предложений по принятию решений о пропорциональное сокращение расходов бюджетов в предусмотренных законодательством случаях;

– сокращение расходов не по всем, а лишь по отдельным статьям расходов бюджета в случае уменьшения поступлений в него, то есть непропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджета (кроме защищенных);

– пропорциональное сокращение расходов бюджета по всем, в том числе и по защищенным статьям бюджета в случае уменьшения поступлений в бюджет (при этом несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета проявляется в том, что оно распространяется и на защищенные статьи расходов, которые ему не подлежат).

Статья 26 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2000 год”, ст. 30 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2001 год” и ст. 21 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2002 год” от 20 декабря 2001 г., а также ст. 46 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год” предусматривали, что финансирование расходов государственного бюджета Украины по защищенным статьям и по социальной защите инвалидов осуществляется в первоочередном порядке и пропорционально по распорядителям средств государственного бюджета Украины. Указанные статьи, а также ст. 30 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год” от 26 декабря 2002 г. и ст. 32 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. определяют и перечень защищенных статей расходов общего фонда государственного бюджета Украины соответственно на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 годы по экономической структуре расходов. В частности, к защищенным статьям расходов общего фонда Государственного бюджета Украины на 2002 г. отнесены: оплата труда работников бюджетных учреждений (код 1110); начисления на заработную плату (код 1120); приобретение медикаментов и перевязочных материалов (код 1132); обеспечение продуктами питания (код 1133); выплата процентов по государственному долгу (код 1200); трансферты населению (код 1340); трансферты местным бюджетам (код 1320). Эти же статьи расходов общего фонда государственного бюджета признаны как защищенные Законами О Государственном бюджете Украины также на 2003, 2004 и 2005 годы. Кроме того, защищенными расходами Государственного бюджета Украины на 2003, 2004 и 2005 годы определены расходы на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих и обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, а на 2004 г. – дополнительно определены расходы на реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, разведывательную деятельность в сфере военной обороны (ч. 2 ст. 46 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год”), а ч. 2 ст. 32 Закона Украины” О Государственном бюджете Украины на 2005 год” – также расходы на обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, и расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями i-IV уровней аккредитации, фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.

11. С 1998 г. внедрен бюджетная роспись по месяцам (см.: п.2 постановления КМУ “О состоянии внедрения казначейского исполнения смет расходов” от 1 сентября 1997 г. № 963). Несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджета проявляется в непропорциональном финансировании определенных бюджетом статей расходов: финансирование в полном объеме одних статей расходов при одновременном уменьшении его объема по другим статьям или вообще нефинансирование отдельных статей; несоблюдение сроков финансирования расходов по отдельным статьям, что приводит к задолженности, например, по выплате пенсий, заработной платы и тому подобное.

12. преступление считается законченным с момента совершения любого из четырех названных в диспозиции ч. 1 ст. 210 деяний, если их предметом были бюджетные средства в крупном (ч. 1 ст. 210) или особо крупном (ч. 2 ст. 210) размере. В соответствии с примечанием к ст.210, крупным размером бюджетных средств считается сумма, в тысячу и более раз, а особо крупным размером – сумма, в три тысячи и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.

Последствия нарушения законодательства о бюджетной системе находятся за пределами состава данного преступления, а поэтому должны учитываться при определении меры наказания за совершенное преступление, а в необходимых случаях – получать самостоятельную уголовно-правовую квалификацию. В частности, причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или интересам юридических лиц, или государственным или общественным интересам должно квалифицироваться в зависимости от размера причиненного вреда по ст. 364 или ст. 365. Совершение должностным лицом деяния, направленного на нарушение законодательства о бюджетной системе (например, издание приказа об использовании бюджетных средств в крупных размерах вопреки их целевому назначению), если такое нарушение не произошло по независящим от него обстоятельствам, следует квалифицировать как покушение на совершение преступления.

В тех случаях, когда бюджетные средства были предметом нескольких различных по своему содержанию нарушений законодательства о бюджетной системе (например, имели место использования этих средств вопреки их целевому назначению, в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, а также несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета), а крупный размер таких средств образуется лишь “по совокупности” этих нарушений, рассматривать последние как единое нарушение законодательства о бюджетной системе Украины можно только при наличии признаков продолжаемого преступления. О таком преступлении будет свидетельствовать, в частности, наличие единого умысла на совершение нескольких нарушений законодательства о бюджетной системе, предметом которых были бюджетные средства в крупном размере. То же касается и нескольких нарушений законодательства о бюджетной системе Украины, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах.

13. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

14. Субъектом преступления может быть любое должностное лицо, наделенное правом распоряжаться бюджетными средствами, в том числе соответствующие служебные лица предприятий, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет бюджета, которые действующим бюджетным законодательством признаются распорядителями или получателями бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей средств бюджета на соответствующий год и распорядителей средств бюджета низшего уровня. Главные распорядители бюджетных средств-это бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии с ч. 1 ст. 22 БК определяются и утверждаются непосредственно законом О государственном бюджете или решением о местном бюджете на соответствующий год путем установления им бюджетных назначений. Распорядитель средств бюджета низшего уровня – это распорядитель, который в своей деятельности соответствующему главному распорядителю и (или) деятельность которого координируется через него. Распорядители низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядители низшего уровня, в процессе составления, утверждения и исполнения смет пользуются относительно них правами, определенными для главных распорядителей (см.: п.6-7 упоминаемого Порядке).

Субъектами преступления в форме несоблюдения требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета и несоблюдения требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджетов всех уровней могут быть только служебные лица, отнесенные к категориям главных распорядителей и распорядителей низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядители низшего уровня.

Субъектами преступления в формах использования бюджетных средств вопреки их целевому назначению и использованию бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, могут быть служебные лица получателей средств государственного бюджета – предприятий и хозрасчетных организаций, общественных и других организаций, не имеющие статуса бюджетного учреждения, которые получают средства из бюджета как финансовую поддержку или уполномоченные органами государственной власти на выполнение общегосударственных программ, предоставление услуг непосредственно через распорядителей и тратят бюджетные средства на основании плана использования бюджетных средств (см.: п.8, 9 Порядка), а также служебные лица органов государственной власти, по решениям которых из местных бюджетов осуществлены расходы, которые должны проводиться в соответствии с БК из другого бюджета (см.: ч. 1 ст. 59 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год”; ч. 1 ст. 50 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год”).

Субъектами преступления могут быть и служебные лица субъектов хозяйственной деятельности – юридических лиц небюджетной сферы, если полученные как дотации, субсидии или субвенции бюджетные средства расходуются ими не в соответствии с их целевым назначением. При наличии в действиях таких лиц еще и признаков мошенничества с финансовыми ресурсами совершенное надо квалифицировать по совокупности преступлений – по соответствующим частям ст. 210 и ст. 222. Совершение предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 210 деяний должностными лицами, которые не являются распорядителями или получателями бюджетных средств, квалифицируется как превышение власти или служебных полномочий, поскольку ими в таком случае совершаются действия, относящиеся к компетенции вышестоящего служебного лица или служебного лица другого ведомства (а эти действия согласно подпункту “а” абз.2 п. 5 Постановления ПВСУ “о судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” от 26 декабря 2003 г. № 15 должны квалифицироваться именно так).

15. квалифицированными видами нарушения законодательства о бюджетной системе является совершение предусмотренных ч. 1 ст. 210 деяний: повторно; по предварительному сговору группой лиц; относительно бюджетных средств в особо крупных размерах.

Повторным является совершение любого деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 210, лицом, ранее совершившим одно или несколько таких деяний, независимо от их последовательности и наличия или отсутствия судимости за них. При этом необходимо, чтобы умысел на совершение каждого нарушения законодательства о бюджетной системе возникал у виновного лица самостоятельно. Если же при совершении первого деяния умыслом служебного лица охватывались и последующие деяния (эпизоды), связанные с нарушением законодательства о бюджетной системе, все совершенное должно рассматриваться как единственное продлеваемое преступление и в зависимости от размера бюджетных средств, которые были предметом нарушений, должно квалифицироваться по ч. 1 или ч. 2 ст. 210.

Совершенным по предварительному сговору группой лиц надо считать такое нарушение законодательства о бюджетной системе, в котором принимали участие как соисполнители, предварительно договорившись о его совершении, по крайней мере два служебных лица, являющиеся субъектами данного преступления.

Содержание понятия “особо большой размер бюджетных средств” раскрыто в примечании к ст. 210 и в п. 12 комментария.

16. поскольку законодательство о бюджетной системе нарушается служебным лицом путем использования им власти или служебного положения вопреки интересам службы или совершением действий, выходящих за пределы предоставленных ей законом прав и полномочий, то преступление, предусмотренное ст. 210, по своему содержанию является ничем иным, как злоупотреблением властью или служебным положением (ст. 364) или же превышением власти или служебных полномочий (ст. 365).

Вместе с тем нормы, предусмотренные ст. 210 и ст. 364 или ст. 365, не могут рассматриваться как специальная и общая, поскольку:

– с субъективной стороны злоупотребление властью или служебным положением предусматривает наличие специальных мотивов (корыстный мотив, другие личные интересы, интересы третьих лиц), а мотивы совершения преступления, предусмотренного ст. 210, могут быть разными и на квалификацию не влияют;

– злоупотребление властью или служебным положением, а также основной и особо квалифицированный составы превышения власти или служебных полномочий относятся к так называемым материальным составам преступлений, поскольку обязательным их признаком является причинение существенного вреда (основные составы) или причинение тяжких последствий (ч. 2 ст. 364 и ч. 3 ст. 365), а ст. 210 предусматривает ответственность за преступление с формальным составом.

17. Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению могут спровоцировать забастовки, массовые беспорядки и тому подобное. Психическое отношение служебных лиц к таким последствиям характеризуется, как правило, неосторожной виной, но возможен и косвенный умысел. Поскольку указанные последствия находятся вне состава преступления, предусмотренного ст. 210, они при наличии оснований должны получать самостоятельную уголовно-правовую оценку.