Новая редакция ст. 171 УКУ с комментариями.
1. Незаконное изъятие собранных, обработанных, подготовленных журналистом материалов и технических средств, которыми он пользуется в связи со своей профессиональной деятельностью, незаконный отказ в доступе журналиста к информации, незаконная запрет на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц, критики субъекта властных полномочий, а так же любое другое умышленное препятствование осуществлению журналистом законной профессиональной деятельности –
наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Влияние в любой форме на журналиста с целью препятствования выполнению им профессиональных обязанностей или преследование журналиста в связи с его законной профессиональной деятельностью –
наказываются штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения или по предварительному сговору группой лиц, –
наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к ст. 171 УК Украины
1. Профессиональная деятельность журналистов регламентируется законом Украины от 16 ноября 1992 г. «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине» (ВВР.— 1993.- № 1,- Ст. 1).
Согласно ст. 26 этого закона журналист имеет право:
1) на свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации;
2) посещать государственные органы власти, органы местного и регионального самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации и быть принятым их должностными лицами;
3) открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4) на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничения этого доступа обусловливаются только спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми действующим законодательством Украины;
5) преимущества на получение открытой по режиму доступа информации;
6) на бесплатное удовлетворение запроса по доступу к официальным документам;
7) по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, который удостоверяет его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;
8) обращаться к специалистам для проверки полученных информационных материалов;
9) распространять подготовленные им сообщения и материалы за собственной подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно);
10) отказываться от публикации материала за собственной “Подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора;
11) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.
На журналиста законом возложены также обязанности. Журналист обязан:
1) придерживаться программы деятельности печатного средства массовой информации, с редакцией которого он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, руководствоваться положениями Устава редакции;
2) подавать для публикации объективную и достоверную информацию;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставляющих информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства;
4) отказываться от поручения редактора (главного редактора) или редакции, если оно не может быть выполнено без нарушения закона;
5) представляться и предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации;
6) исполнять обязанности участника информационных отношений;
7) воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг и тому подобное.
Журналист несет ответственность в рамках действующего законодательства за превышение своих прав и невыполнение обязанностей.
Статья 41 закона Украины о печатных средствах массовой информации определяет виды нарушений, которые образуют состав преступления, предусмотренной ст. 171 УК. Законом установлено, что редакции, учредители, издатели, распространители, государственные органы, организации и объединения граждан несут ответственность за нарушение законодательства о печатных средствах массовой информации.
Нарушениями законодательства Украины о печатных средствах массовой информации:
1) нарушения, предусмотренные статьей 47 Закона Украины «Об информации» (об опровержении информации);
2) незаконное изъятие или уничтожение тиража или его части;
3) нарушение прав журналиста, установленных настоящим законом;
4) нарушение положений статьи 3 настоящего Закона;
5) злоупотребление правами журналиста;
6) получение свидетельства о государственной регистрации путем обмана;
7) незаконное изготовление и распространение продукции печатного средства массовой информации без его регистрации или после прекращения его деятельности, уклонение от перерегистрации;
8) нарушение порядка размещения данных, отправки контрольных экземпляров;
9) нарушение права требования относительно публикации опровержения и порядка его публикации, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона.
За эти нарушения виновные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой» административной или уголовной ответственности согласно с действующим законодательством Украины.
Статья 43 Закона Украины «о печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» установила правовую защиту журналистов.
Профессиональный журналист редакции при исполнении служебных обязанностей, отмечается в ст. 43 закона, находится под ее правовой и социальной защитой. Честь, достоинство, неприкосновенность журналиста охраняются законом.
2 препятствование законной профессиональной деятельности журналистов заключается в умышленном нарушении их прав при исполнении ими своих профессиональных обязанностей.
3. Состав преступления образует любое существенное препятствие, совершенное умышленно, независимо от мотивов и способов совершения такого препятствия.
4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с применением насилия, оскорблением или нанесением журналисту телесных повреждений, образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 121-122, 125, 126 и ст. 171 УК, а в случае причинения смерти – п. 8 ч. 2 ст. 115 и ст. 171 УК.
5. Ответственными за препятствование законной профессиональной деятельности журналистов есть все вменяемые лица, достигшие возраста шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 171 Уголовного кодекса Украины
1. Конституцией Украины гарантируется право граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, а также право на свободное собирание, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом (ч. 1, 2 ст. 34). В реализации указанных прав значительную роль играют средства массовой информации (печатные, телерадиоорганизации, информационные агентства).
2. Статьей 171 предусмотрена ответственность за два отдельных состава преступления, поскольку в каждой из частей вв.171 предусмотрена ответственность за различные по характеру и способу совершения деяния. Оба состава преступления являются формальными, они считаются законченными с момента совершения любого из указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 171 деяний.
3. Журналист-это творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается подготовкой информации для средств массовой информации, выполняет редакционно-должностные служебные обязанности в средстве массовой информации ( в штате или на внештатных началах) – в соответствии с профессиональными названиями должностей (работы) журналиста, которые указываются в государственном классификаторе профессий Украины (абз.12 ч. 1 ст. 1 Закона Украины “О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов” от 23 сентября 1997 г.).
К средствам массовой информации относятся:
– печатные средства массовой информации (периодические и такие, что продлеваются, издания, которые выходят под постоянным названием, с периодичностью один и больше номеров (выпусков) на протяжении года на основании свидетельства о государственной регистрации, и которые осуществляют деятельность по сбору, созданию, редактированию, подготовке информации для печати с целью ее распространения среди читателей), деятельность которых регламентируется Законом Украины “О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине” от 16 ноября 1992 г.;
– телерадиоорганизации (юридические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке, которые имеют право производить и распространять телерадиопередачи и программы: редакции, студии, агентства, объединения, ассоциации, компании, радиостанции и тому подобное), деятельность которых регламентируется Законом Украины “О телевидении и радиовещании” от 21 декабря 1993 г.;
– информационные агентства (зарегистрированные как юридические лица субъекты информационной деятельности, действующие с целью предоставления информационных услуг), деятельность которых регламентируется Законом Украины “Об информационных агентствах” от 28 февраля 1995 г.
4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171, получает проявление в препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов.
Законной профессиональная деятельность журналистов должна считаться в случае, если она осуществляется с соблюдением нормативно определенного порядка ее осуществления, то есть в пределах предоставленных журналистам прав и возложенных на них обязанностей.
Препятствованием законной деятельности журналистов должны считаться деяния (действия или бездействие), которыми создаются преграды (ограничения, запреты) по реализации журналистами предоставленных им законом прав при осуществлении профессиональной деятельности.
Права и обязанности журналистов печатных средств массовой информации при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей определены ст. 26 Закона Украины “о печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине”, согласно которой журналист имеет право:
– на свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации;
– посещать государственные органы власти, органы местного и регионального самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации и быть принятым их должностными лицами;
– открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом;
– на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничение этого доступа обуславливается только спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми действующим законодательством Украины;
– преимущества на получение открытой по режиму доступа информации;
– на бесплатное удовлетворение запроса по доступу к официальным документам;
– по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, который удостоверяет его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;
– обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;
– распространять подготовленные им сообщения и материалы за собственной подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно);
– отказываться от публикации материала за собственной подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора;
– на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.
Обязанности журналистов средств массовой информации определены ч. 3 ст. 26 Закона Украины “о печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине”, согласно которой журналист обязан:
– придерживаться программы деятельности печатного средства массовой информации, с редакцией которого он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, руководствоваться положениями Устава редакции;
– подавать для публикации объективную и достоверную информацию;
– удовлетворять просьбы лиц, предоставляющих информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства;
– отказываться от поручений редактора (главного редактора) или редакции, если оно не может быть выполнено без нарушений Закона;
– представляться и предъявлять удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации;
– исполнять обязанности участника информационных отношений;
– воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг и тому подобное. Аналогичные по содержанию права и обязанности в отношении творческих работников телерадиоорганизаций предусмотрены ст. 38 (права) и ст. 39 (обязанности) Закона Украины “О телевидении и радиовещании”. Журналисты информационных агентств (творческие работники, которые собирают, получают, создают и готовят информацию для информационного агентства и действуют от его имени на основании трудовых или иных договорных отношений с ним или по его уполномочию), согласно ст. 21 Закона Украины “Об информационных агентствах”, имеют права и выполняют обязанности, определенные действующим законодательством Украины о прессе, телевидении и радиовещании.
Создание в любой форме препятствий реализации журналистами любых указанных прав, при условии, что журналист реализует правомерно, то есть выполняя при этом возложенные на него законом обязанности, должно считаться препятствованием его законной профессиональной деятельности. Например, как препятствование законной профессиональной деятельности журналистов должны считаться умышленная незаконная отказ предоставить журналисту статистические данные или разрешение ознакомиться с архивными, библиотечными или музейными фондами или незаконное недопущение журналистов в район стихийного бедствия, катастроф, аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях.
Препятствованием законной профессиональной деятельности журналистов является, в частности вмешательство в формах, не предусмотренных законодательством Украины или договором, заключенным между учредителем (соучредителями) и редакцией средства массовой информации в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации со стороны учредителей (соучредителей) средств массовой информации, органов государственной власти или органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно значимой информации, наложение запрета на показ отдельных лиц или распространение информации о них, запрета критиковать органы государственной власти или органы местного самоуправления или их должностных лиц.
Препятствованием законной деятельности журналиста должно признаваться и незаконная цензура, под которой понимается требование, обращенное к журналисту предварительно согласовывать информацию, которая им распространяется и/или наложение запрета или препятствование в любой другой форме тиражированию или распространению информации со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Цензура допускается лишь в случаях, когда она идет от автора информации или иного субъекта авторского права и (или) смежных прав на нее или запрет наложен судом (см. ст. 45-1 Закона Украины “Об информации”, которой он дополнен Законом от 3 апреля 2003 г.).
5. Преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 171, признается преступлением только при условии, что оно осуществляется либо 1) служебным лицом, либо 2) по предварительному сговору группой лиц. Под преследованием следует понимать различные формы посягательства на законные права, свободы и интересы журналиста или его близких, их ущемления, ограничения (различные угрозы, запугивания, травля, например, угроза убийством, причинением телесных повреждений, уничтожением или повреждением имущества), физическое или психическое принуждение к совершению определенных действий (требования опровергнуть обнародованную информацию и тому подобное), увольнения с работы, лишения вознаграждения, распространение ложных сведений или сведений, порочащих честь и достоинство журналиста, компрометируют его, и тому подобное. Применение физического насилия к журналисту или его близким не охватывается составом данного преступления и требует самостоятельной квалификации по совокупности с ч. 2 ст. 171.совершение деяний, подпадающих и под действие ч. 1 ст. 171, и под действие ч. 2 настоящей статьи, образует совокупность предусмотренных ими составов преступлений и должно квалифицироваться и по ч. 1, и по ч. 2 настоящей статьи.
6. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 171, характеризуются лишь умышленной виной, вид умысла прямой. Мотивы и цель совершения предусмотренных ч. 1 или ч. 2 действий могут быть разными. Мотивом преследования журналистов за выполнение профессиональных обязанностей, за критику является, как правило, мотив мести за обнародование журналистом определенной информации. Целью таких действий может быть недопущение обнародования определенной информации или ознакомления с ней определенных учреждений, организаций, отдельных лиц, прекращение профессиональной деятельности журналиста или ее ограничения, причинение вреда правам, свободам, интересам, личным благам журналистов и тому подобное.
7. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171, и субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171, при совершении преследования журналистов за выполнение профессиональных обязанностей или за критику, группой лиц по предварительному сговору, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом преследования журналиста за выполнение профессиональных обязанностей или за критику, совершенного единолично, может быть только служебное лицо. Осуществление преследования единолично лицом, не являющимся служебным, состава предусмотренного ч. 2 ст. 171 преступления не образует (например, преследование, осуществляемое непосредственно лицом, в отношении которого распространена определенная информация, или преследование, осуществляемое по заказу других лиц).
Для квалификации действий как совершенных по предварительному сговору группой лиц необходимо, чтобы по крайней мере две из них действовали как соисполнители, и которые договорились о совместном совершении таких действий заранее, то есть до начала их совершения.