Новая редакция ст. 105 УКУ с комментариями.

1. Несовершеннолетний, совершивший уголовный проступок или нетяжкое преступление, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора не требует применения наказания.

2. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предостережение;

2) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

3) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, которые их заменяют, или под надзор педагогического или трудового коллектива с его согласия, а также отдельных граждан по их просьбе;

4) возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего имущество, средства или заработок, обязанности возмещения причиненных имущественных убытков;

5) направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет. Условия пребывания в этих учреждениях несовершеннолетних и порядок их оставления определяются законом.

3. К несовершеннолетнему может быть применено несколько принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных в части второй этой статьи. Продолжительность мер воспитательного характера, предусмотренных в пунктах 2 и 3 части второй настоящей статьи, устанавливается судом, который их назначает.

4. Суд может также признать необходимым назначить несовершеннолетнему воспитателя в порядке, предусмотренном законом.

Комментарий к ст. 105 УК Украины

1. Статья 105 УК предусматривает принудительные меры воспитательного характера могут применяться к лицу, которое совершило преступление небольшой общественной опасности в возрасте до восемнадцати лет, если будет признано возможным ее исправление без применения мер уголовного наказания.

2. При решении целесообразности применения принудительных мер воспитательного характера учитываются:

общественная опасность преступления, мотивы его совершения, общественное поведение лица к совершению преступления, отношение к учебе или к труду и такие другие обстоятельства.

3. Принудительные меры воспитательного характера не является мерой уголовного наказания ( ст. 51 УК Украины ).

Они могут быть применены к несовершеннолетнему, который совершил преступление, только при условии, что это преступление не представляет большой общественной опасности, а исправление несовершеннолетнего возможно без применения уголовного наказания.

При признании преступления не представляет большой общественной опасности, учитывается совокупность всех обстоятельств дела, а именно:

объект посягательства, способ, обстоятельства, стадии совершения преступления, формы вины, мотивы виновного, его роль и характер участия в осуществлении преступного умысла (если преступление совершено в соучастии), тяжести последствий, которые наступили или могли наступить и тому подобное.

Решая вопрос о возможности или невозможности применения принудительной меры воспитательного характера, учитываются наряду с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления и данными о личности несовершеннолетнего и возможность его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания.

Принудительные меры воспитательного характера могут применяться к лицу, которое до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, совершило общественно опасное деяние, предусмотренное УК. Вместе с тем применение принудительных мер воспитательного характера к детям, совершившим малозначительные деяния, недопустимо.

4. Передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, допускается только при наличии данных об их способности обеспечить воспитательное влияние на него и постоянный контроль за его поведением. Под лицами, заменяющими родителей, следует понимать усыновителей, опекунов и попечителей.

Другим гражданам несовершеннолетний может быть передан под надзор только по их просьбе. Передача несовершеннолетнего под надзор педагогическому или трудовому коллективу возможна только с согласия этого коллектива. Отдельные граждане, которым несовершеннолетний по решению суда передан под надзор, обязаны осуществлять воспитательное воздействие на него и постоянный контроль за его поведением.

Решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или отдельным гражданам, суд должен исходить из данных, положительно их характеризующих. Недопустимо передавать несовершеннолетнего под надзор отцу или матери, которые лишены родительских прав, а также родителям или другим лицам, которые из-за своего поведения не способны положительно влиять на него.

Несовершеннолетний может быть передан под надзор педагогическому коллективу учебного заведения только по месту обучения, трудовому коллективу по месту работы при условии, что этот коллектив способен осуществлять надлежащий контроль за поведением несовершеннолетнего и положительно влиять на его воспитание.

5. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб как принудительная мера воспитательного характера может применяться только к несовершеннолетним, достигшим 15 лет, имеет имущество или доходы и не требует применения другого принудительного мероприятия воспитательного характера.

(П. З, 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 3 декабря 1997 г. № 12).

6. В специальных учебно-воспитательных учреждений предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 105 УК, несовершеннолетние направляются, когда они вышли из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не поддаются воспитательному воздействию и не могут быть исправлены путем применения других принудительных мер воспитательного характера. Вместе с тем не могут направляться в эти учреждения лица, признанные инвалидами а также те, которым по заключению соответствующих специалистов пребывание в таких заведениях противопоказано по состоянию здоровья. К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся обще-образовательные школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации. Статус указанных учебно-воспитательных учреждений определен Законом Украины от 24 января 1995 г. «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних». Сеть этих учреждений и положения о них утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от

13 октября 1993 г. № 859 (с изменениями, внесенными постановлением от 11 августа 1995 г. № 646).

7. Несовершеннолетний направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение до его исправления на срок, определенный судом. Этот срок не может превышать трех лет. В общеобразовательную школу социальной реабилитации направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до

14 лет включительно, а в профессиональное училище социальной реабилитации-от 14 до 18 лет (п. 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда Украины № 12 от 3 декабря 1997 г.).

8. Статья 105 УК содержит исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к несовершеннолетним.

9. Принудительные меры воспитательного характера могут быть применены следователем (ч. 1 ст. 7-3 УПК), прокурором (ст. 7-3 УПК) и судом (ст 232-1 УПК).

Другой комментарий к статье 105 Уголовного кодекса Украины

1. Принудительные меры воспитательного характера, возможность назначения которых закреплена в ч. 1 этой статьи, е особой формой реализации уголовной ответственности и заключаются в освобождении судом несовершеннолетнего от наказания, предусмотренного за инкриминируемое ему преступление санкцией соответствующей статьи действующего Кодекса. Иначе говоря, несовершеннолетний, который осужден за преступление небольшой или средней степени ‘тяжести, может быть освобожден от реального наказания независимо от того, вчинював вия ранее подобные или более тяжкие преступления, но при условии обязательного искреннего раскаяния по поводу содеянного и последующего безупречного поведения.

Так реализуется негативная оценка государства в отношении совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, что имеет определенное сходство (только внешне) с институтом освобождения от отбывания наказания с испытанием (см. комментарий к ст. 104).

2. Порядок увольнения регулируется нормами уголовно – процессуального законодательства. Например, если суд при исследовании материалов уголовного дела, учитывая объективные факторы, а также данные, характеризующие преступника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, приходит к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего с помощью принудительных мер воспитательного характера, что освобождает его от реального наказания, руководствуясь при этом ст. 448 УПК Украины.

3. О юридическую природу и сущность освобождения от уголовной ответственности по основаниям, указанным в ст. 97, о отличия этого института от освобождения от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного характера — см. пп. 1, 3, 4, абз. 2 п. 6 комментария к ст. 97.

4. Исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного характера, содержится в ч. 2 ст. 105, построенный по принципу последовательного перехода от менее строгих мер к более строгим.

Расширенное толкование данного перечня не допускается. Однако, как указано в ч. Ст. 105, к несовершеннолетнему могут быть применены одновременно несколько принудительных мер воспитательного характера соответствующей продолжительности, которые не делятся на основные и дополнительные.

Выбирая ту или иную меру и устанавливая срок его действия (в случаях, предусмотренных пп. 2, 3 ч. 2 ст. 105), суд обосновывает свое решение данными о личности несовершеннолетнего и обстоятельствами дела.

5. Суд может признать необходимым назначить несовершеннолетнему, к которому приняты принудительные меры воспитательного характера, судебного воспитателя, сославшись на мотивы такого решения в постановлении или определении. Полномочия судебного воспитателя определяются Положением, утверждаемым Верховным Судом, Министерством юстиции и Министерством образования и науки Украины.

6. Предостережение, как мера воспитательного характера, реализует цели исправления и превенции путем разъяснения подростку характера и степени опасности совершенного им деяния, негативных последствий причиненного вреда и повторного преступления, если такой будет иметь место.

7. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм развлечений и отдыха, в том числе связанных с управлением механическими транспортными средствами, ограничение пребывания вне помещением в определенный период суток, выезда в другую местность без разрешения специального государственного органа и тому подобное. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование вернуться в учебное заведение или трудоустраиваться при помощи специализированного государственного органа.

8. Назначая несовершеннолетнему принудительную меру воспитательного характера в виде передачи его под надзор родителей или лиц, их заменяющих, а также отдельных граждан по их просьбе, судам необходимо выяснять возможность осуществления указанными лицами присмотра за несовершеннолетним (характер их работы, образ жизни и тому подобное), положительного влияния в интересах его исправления и перевоспитания.

Закон не содержит рекомендаций относительно необходимости получения разрешения от родителей или лиц, их заменяющих, на осуществление надзора за несовершеннолетним отдельными гражданами, а также педагогическими и трудовыми коллективами по их просьбе. Однако получение такого разрешения от органа, применяющего эту принудительную меру воспитательного характера, представляется целесообразным. Форма разрешения на осуществление надзора принципиального значения не имеет, однако с процессуальной точки зрения лучше отдать предпочтение письменной форме.

9. Обязанность возместить причиненные имущественные убытки возлагается на несовершеннолетнего при наличии у него соответствующих трудовых навыков, самостоятельного заработка и при условии достижения 15-летнего возраста.

Под самостоятельным заработком понимается не только плата за выполнение постоянной или временной работы, но и доходы от предпринимательской деятельности, стипендия и другие выплаты.

Трудовые навыки несовершеннолетнего используются для возмещения причиненного вреда с учетом положений ст. 51, 55, 63, 190, 192, 193 КЗОТ Украины (о сокращении продолжительности работы; о запрещении работы в ночное время и сверхурочно; работы, на которых запрещается использование труда лиц моложе 18 лет; о нормах выработки для молодых работников).

10. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 105 уголовное наказание несовершеннолетнему может быть заменено направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий 3 лет.

Это наиболее строгая принудительная мера воспитательного характера, связанная с существенными ограничениями относительно места пребывания, свободного общения, установлением специальных требований режима обучения, труда и тому подобное. Его назначение оправдано в отношении подростков, которые вышли из-под контроля родителей (лиц, их заменяющих), и тех, что нуждаются в изоляции от негативного влияния среды, в которой они постоянно находились.

11. Перечень типа специальных учебно-воспитательных учреждений, условия пребывания в них несовершеннолетних и другие вопросы, связанные с порядком продления сроков содержания, увольнения, определяются Законом Украины “Про органы и службы в делах несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних” от 24 января 1995 г.; постановлением Кабинета Министров Украины “Об организации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания” от 13 октября 1993 г. с изменениями от 11 августа 1995 г. № 646. Такими учреждениями е общеобразовательные школы и профессиональные училища социальной реабилитации.

В общеобразовательные школы социальной реабилитации направляются по решению суда несовершеннолетние в возрасте от 11 до 14 лет включительно, а в профессиональные училища социальной реабилитации — в возрасте от 14 до 18 лет.

В постановлении суд лишь указывает тип специального учебно-воспитательного учреждения (школа или профучилище). Указывать конкретное заведение и место его нахождения суд не вправе, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции органа образования.

Вместе с тем, обязанностью суда является определение конкретного срока пребывания несовершеннолетнего в названном учреждении. К сожалению, в судебной практике еще случаются нередкие ошибки при решении этого вопроса, которые не добавляют авторитета органам правосудия. Так, вместо четкого определения сроков содержания в постановлениях отдельных местных судов встречаются формулировки такого типа: “… на срок, не превышающий трех лет”, или “… к исправлению”.

Подобные ошибки создают определенные трудности для администрации социальных учебно-воспитательных учреждений, поскольку согласно п. 63 Положения о специальном профессиональном училище и п. 35 Положения о специальной общеобразовательной школе несовершеннолетние содержатся там в пределах установленного судом срока. Освобождение производится по истечении срока, а также досрочно.

В исключительных случаях, аа ходатайству совета никогда или училища, определенный судом срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном учреждении может быть сокращен в связи с достижением поставленной цели или продлен при необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки (см. ст. 8 Закона Украины “Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальные учреждения для несовершеннолетних”).

12. Невыполнение несовершеннолетним назначенных судом принудительных мер воспитательного характера может привести к санкциям, предусмотренных ч. Ст. 97.