Нова редакція ст. 330 ККУ з Коментарями.
1. Передача або збирання з метою передачі іноземним підприємствам, установам, організаціям або їх представникам відомостей, що становлять службову інформацію, зібрану у процесі оперативно-розшукової, контррозвідувальної діяльності, у сфері оборони країни, особою, якій ці відомості були довірені або стали відомі у зв’язку з виконанням службових обов’язків, за відсутності ознак державної зради або шпигунства, –
караються обмеженням волі на строк до трьох років або позбавленням волі на строк від двох до п’яти років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років або без такого.
2. Ті самі дії, вчинені з корисливих мотивів, або такі, що спричинили тяжкі наслідки для інтересів держави, або вчинені повторно, або за попередньою змовою групою осіб, –
караються позбавленням волі на строк від чотирьох до восьми років з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років.
Коментар до ст. 330 КК України
1. Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 330 УК, состоит в передаче важных экономических, научно-технических или иных сведений иностранным организациям, которые могут их использовать в ущерб интересам Украины.
2. Объективную сторону этого злочину образуют: сбор сведений, составляющих служебную тайну, и передача их иностранной организации.
3. Сбор или передача иностранным организациям конфиденциальной информации из корыстных побуждений, или совершенное повторно или группой лиц или причинение этими действиями тяжких последствий, квалифицируется по ч. 2 ст. 330 УК.
4. Деяние, предусмотренное статьей 330 УК, совершается умышленно.
5. Ответственными за сбор и передачу сведений, составляющих служебную тайну, могут быть лишь лица, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Інший коментар до статті 330 Кримінального кодексу України
Непосредственный объект преступления-установленный порядок сохранения сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства.
Предметом преступления являются сведения, содержащие конфиденциальную информацию.
В соответствии с постановлением КМУ ” Об утверждении инструкций о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащей конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства” от 27 ноября 1998 г. № 1893 к таким сведениям относятся:
– данные экономического характера (о дислокации предприятий, их планах, товарообороте, финансовой и производственной деятельности, торговых отношениях, пропускной способности путей сообщения, о полезных ископаемых и их разработке и т. п);
-данные научно-технического характера (о технологии производства, модификации и модернизации технологических процессов, открытия, научные и технические эксперименты, о содержании и характере научных исследований или их результатах, если они не составляют государственной тайны, и др.);
– другие сведения (о мероприятиях в сфере общественной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья, о кадровой политике государства и тому подобное).
Предметом преступления может быть не любая конфиденциальная информация, а только та, которая на момент ее передачи или сбора с целью передачи приведенным в статье адресатам является собственностью государства.
Объективная сторона преступления выражается в передаче или сборе с целью передачи иностранным предприятиям, учреждениям, организациям или их представителям сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства.
Передача таких сведений – это сообщение их указанным предприятиям, учреждениям, организациям любым способом. Она возможна в устной (рассказ) или письменной (письмо, чертеж, план, рисунок, аудио-, видеозапись и тому подобное) форме может быть осуществлена лично при встрече, во время разговора по телефону, по радио, с использованием тайников, через посредников и прочее.
С учетом особенностей субъекта преступления (лицо, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей) сбор сведений может заключаться в копировании любым способом документов, содержащих такие сведения, их обобщении, в сжатом изложении документов, их содержащих, и тому подобное. В случае, если сбор проводился путем завладения компьютерной информацией путем злоупотребления служебного лица своим служебным положением, при наличии всех необходимых признаков действия виновного лица необходимо квалифицировать также по ст. 359 или 362.
Преступление считается законченным с момента передачи или начала сбора с целью передачи сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства.
В любом случае информация, которая является собственностью государства, передается или собирается с целью передачи иностранным предприятиям, учреждениям, организациям или их представителям.
Иностранное предприятие (учреждение, организация) – это любое иностранное юридическое лицо (государственное или негосударственное), заинтересованное в получении конфиденциальной информации, являющейся собственностью Украины.
Представитель иностранного предприятия, учреждения, организации – это лицо, которое сотрудничает с иностранным предприятием, учреждением или организацией и представляет их интересы.
Субъектом преступления является физическое вменяемое или ограниченно вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому такие сведения были доверены или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью ознакомить со сведениями, представляющими конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, иностранное предприятие, учреждение, организацию или их представителя. Мотивы совершения данного преступления могут быть разными, но при наличии у виновного лица корыстных мотивов ответственность наступает с ч. 2 ст. 330.
О квалифицирующих признаках данного преступления – совершение его из корыстных побуждений, причинение тяжких последствий для интересов государства, или совершение повторно, или по предварительному сговору группой лиц – см. Комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 115; ч. 2 ст. 328; ч. 1 ст. 32; п. 2 ст. 28 соответственно. Кроме корыстных мотивов ч. 2 ст. 330 УК предусматривает такие квалифицирующие признаки преступления, как причинение тяжких последствий для интересов государства, или совершение его повторно, или совершение по предварительному сговору группой лиц.
Вопрос о тяжких последствиях является вопросом факта и каждый раз решается конкретно. Для его решения возможно назначение экспертизы.
О повторности и о совершении преступления по предварительному сговору группой лиц см. Комментарий к ч. 1 ст. 32 и ч. 2 ст. 28.