Новая редакция ст. 368 УКУ с комментариями.
1. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение такой должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет неправомерную выгоду, в интересах ли третьего лица любого действия с использованием предоставленной ей власти или служебного положения –
наказывается штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой этой статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй этой статьи, предметом которого была неправомерная выгода в крупном размере или совершенное служебным лицом, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.
4. Деяние, предусмотренное частями первой, второй или третьей этой статьи, предметом которого была неправомерная выгода в особо крупном размере, или совершенное служебным лицом, которое занимает особо ответственное положение, –
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.
Примечание. 1. Неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, что в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере – такая, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере – такая, которая в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
2. Служебными лицами, которые занимают ответственное положение, в статьях 368, 368-5, 369 и 382 этого Кодекса есть лица, отмеченные в пункте 1 примечания к статье 364 этого Кодекса, должности которых согласно статье 6 Закона Украины “О государственной службе” относятся к категории “Б”, судьи, прокуроры, следователи и дознаватели, а также другие, кроме отмеченных в пункте 3 примечания к этой статье, руководители и заместители руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.
3. Служебными лицами, которые занимают особо ответственное положение, в статьях 368, 368-5, 369 и 382 настоящего Кодекса являются:
1) Президент Украины, Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, первые заместители и заместители министров, члены Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины, Председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Председатель Фонда государственного имущества Украины, его первый заместитель и заместители, члены Центральной избирательной комиссии, народные депутаты Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Директор Национального антикоррупционного бюро Украины, Генеральный прокурор, его первый заместитель и заместители, Председатель Конституционного Суда Украины, его заместители и судьи Конституционного Суда Украины, Председатель Верховного Суда Украины, его первый заместитель, заместители и судьи Верховного Суда Украины, председателя высших специализированных судов, их заместители и судьи высших специализированных судов, Председатель Национального банка Украины, его первый заместитель и заместители, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первый заместитель и заместители, Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, его первый заместитель и заместители, советники и помощники Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины;
2) лица, должности которых согласно статье 6 Закона Украины” О государственной службе “относятся к категории” А”;
3) лица, должности которых согласно статье 14 Закона Украины “О службу в органах местного самоуправления отнесены к первой и второй категории должностей в органах местного самоуправления.
Комментарий к ст. 368 УК Украины
1. Взяткой называется незаконное вознаграждение должностному лицу за совершение или несовершение им в интересах того, кто дает взятку, определенных действий, которые должностное лицо может или должно было совершить с использованием своих должностных полномочий.
2. По ст. 368 УК квалифицируется получение незаконного вознаграждения лишь должностным лицом.
Получение незаконного вознаграждения рабочими предприятий, учреждений или организаций, которые не являются должностными лицами за выполнение ими работы или предоставление услуг, входящих в круг их служебных обязанностей, квалифицируется по ст. 354 УК.
Незаконное получение работником государственного учреждения или организации, который не является должностным лицом, в любом виде материальных благ или выгод имущественного характера в значительном размере (на сумму, которая в 0,5 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан) за выполнение или невыполнение каких-либо действий с использованием должностных полномочий, квалифицируется по ст. 354 УК.
Не могут квалифицироваться по ст. 368 УК действия частных лиц% которые выдавали себя за должностных лиц или самовольно присвоили себе звания представителя власти или должностного лица (ст. 353 УК Украины).
3. Поскольку преступление, предусмотренное ст. 368 УК Украины, является корыстным, предмет взятки имеет исключительно имущественный характер. Им могут быть имущество (деньги, материальные ценности), право на имущество (документы, предоставляющие право на получение имущества, предоставление права пользоваться имуществом или требовать выполнения обязательств и тому подобное), любые действия имущественного характера (передача имущественных выгод, отказ от них, отказ от прав на имущество, бесплатное предоставление услуг имущественного характера, санаторных или туристических путевок, проведение строительных или ремонтных работ).
4. Услуги, льготы и преимущества, которые не имеют материального содержания (похвальная характеристика или выступление в прессе, предоставление престижной работы и т. п), не могут признаваться предметом взятки. Получение таких услуг, льгот или преимуществ может расцениваться как другая (некорыстная) заинтересованность при злоупотреблении властью или должностными полномочиями и при наличии к тому оснований квалифицироваться по соответствующей части статьи 364 УК Украины.
5. Состав преступления, предусмотренного ст. 368 УК Украины, является не только тогда, когда должностное лицо получило взятку для себя лично, но и тогда, когда она получила его для близких ему лиц (родственников, знакомых). При этом не имеет значения, как фактически был использован предмет взятки.
6. Получение взятки предполагает, что должностное лицо получает вознаграждение за совершение или несовершение каких-либо действий по службе с использованием своих прав и полномочий, то есть за злоупотребление властью или должностными полномочиями в интересах того, кто дает взятки. Главное во взяточничестве это подкуп должностного лица. Подкуп заключается в том, что должностное лицо за вознаграждение поступающие: а) должностное действие с использованием должностных полномочий (незаконно выдает ордер на квартиру, выдает льготный кредит, освобождает от ответственности и т. п); б) должностное бездействие — не совершающий действий, которые она была обязана в соответствии со своим должностным статусом выполнить (не проводит контроля, не разоблачает незаконные действия взяткодателя или иных лиц, не привлекает к ответственности и тому подобное).
Объектом или предметом торга при взяточничестве являются должностные действие или бездействие. Взяткодатель покупает у должностного лица его должностные действие или бездействие, или должностное лицо продает взяткодателю свои действие или бездействие. Поэтому для признания определенного деяния взяточничеством необходимо установить, что вознаграждение дается лицу (получается лицом), которая действует с использованием своих властных или должностных полномочий.
Не может признаваться взяточничеством дача — получение вознаграждения за действия, которые были совершены без использования должностных полномочий, либо за действия, которые совершаются не должностным лицом, а специалистом-профессионалом, например, врачом, юристом, педагогом. Например, врач, получил вознаграждение за эффективное лечение и хорошее отношение к больному, преступления не совершил, но если он получил вознаграждение за незаконно выданный листок временной нетрудоспособности, то в его действиях есть состав преступления, предусмотренный ст. 368 УК.
7. Ответственность за получение взятки наступает лишь при условии, что должностное лицо получило его за выполнение (невыполнение) таких действий, которые она могла или должна была выполнить с использованием предоставленной ему власти или организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или хотя не имела полномочий совершить соответствующие действия, но благодаря своим должностным полномочиям могла принять меры к их совершению другими должностными лицами.
8. Деяние, предусмотренное статьей 368 УК Украины, заключается в получении взятки в любом виде. Поскольку выполнение или невыполнение должностным лицом соответствующих действий находится за пределами объективной стороны данного преступления, ответственность за получение взятки наступает независимо от того, до или после совершения этих действий была получена взятка, был или не был до совершения этих действий он обусловлен, выполнила или не выполнила должностное лицо обусловлено, собиралась или нет она это выполнять.
Если совершенные должностным лицом в связи с получением взятки действия сами являются преступными (должностной подлог, злоупотребление властью или должностью и т. п), то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (п. С и 4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7 октября 1994 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве»).
9. Для квалификации деяния по ст. 368 УК не имеет значения, за что была получена взятка:
а) за совершение действий, которые должностное лицо могло совершить с использованием предоставленных ему должностью полномочий; б) за несовершение действий, которые должностное лицо было обязано совершить; в) за совершение правомерных (легальных) или неправомерных (нелегальных) действий; г) за совершение действий, которые должностное лицо намеревалось совершить или которые оно не намеревалось совершать или может и вовсе не могло их совершить; д) за совершение действий до или после получения взятки.
Но по ст. 368 УК деяние квалифицируется только в том случае, когда вознаграждение передается должностному лицу за совершение или несовершение конкретных действий. Незаконное получение должностным лицом вознаграждения не за конкретные действия (бездействие), а на всякий случай, за общее доброжелательное отношение, не признается получением взятки.
Не может квалифицироваться по ст. 368 КХ как незаконное получение должностным лицом от граждан определенных сумм за выполнение различных бытовых услуг рабочими предприятия или организации, когда должностное лицо получает вознаграждение за совершение или несовершение им определенных действий, а свою долю из общей выручки.
10. Для квалификации преступления по ст. 368 УК не имеет значения,— было получение взятки оговорено предварительно. Ответственность по ст. 368 УК. наступает как за взятку-подкуп — когда взятка была получена должностным лицом до совершения обусловленного действия, так и когда взятка передается должностному лицу после совершения им обусловленных действий. Такой вывод основывается на том, что как и взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение подрывают авторитет демократических институтов государства, дезорганизуют нормальную работу органов власти и управления, негативно влияют на моральное состояние общества и вообще разрушают политику государства, поскольку о совершении должностным лицом обусловленных взяткой действий становится, во-первых, известно определенному кругу лиц, а во-вторых, за таким положением вещей должностное лицо ожидает и надеется на вознаграждение за совершение или несовершение определенных действий.
11. Преступление, предусмотренное ст. 368 УК, считается оконченным с момента, когда должностное лицо приняла хотя бы часть взятки. Если же должностное лицо совершило определенные действия, направленные на получение взятки, но не получила его по причинам, которые не зависели от его воли, содеянное квалифицируется как покушение на получение взятки по ст. 15 и ст. 368 УК.
12. Получение взятки в большом размере, или должностным лицом, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством взятки считается совершенным при отягчающих обстоятельствах и квалифицируется по ч. 2 ст. 368 УК.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 368 УК деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 368 УК по признаку получения взятки в крупном размере, если его размер в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Для правильной квалификации преступления, предмет взятки должен получить денежную оценку в национальной валюте Украины. Денежная оценка предмета взятки необходимо определять и в случаях, когда в качестве взятки было передано имущество, которое тот, кто дал взятку, по тем или иным причинам не покупал (похищенное имущество, подарок, находка и др.). При определении стоимости предмета взятки следует исходить из минимальных цен, по которым в данной местности на время совершения преступления свободно можно было приобрести вещь или получить услуги такого же рода и качества.
Не объединенное единым умыслом получение нескольких взяток, каждая из которых не превышает установленного необлагаемого минимума доходов граждан, не может квалифицироваться как получение взятки в крупном (особо крупном) размере, даже если их общая сумма превышает эти размеры.
Последовательное получение одной взятки в крупном, а второй — в особо крупном размерах квалифицируется по совокупности преступлений, то есть по частям 2 и 3 статьи 368 УК Украины.
Если умысел виновного при получении нескольких взяток был направлен на получение взятки в крупных или особо крупных размерах (например, в случаях систематического получения взяток на основании так называемых «такс» или в форме «поборов», «дани» и тому подобное), то действия виновного квалифицируются как получение взятки в крупном или особо крупном размере.
13. Согласно примечанию 2 к ст. 368 УК, должностными лицами, которые занимают ответственное положение, считаются лица, признанные законом должностными и должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи.
14. При квалификации деяния по ч. 2 ст. 368 УК по признаку совершения его по предварительному сговору группой лиц надо иметь в виду, что взяточничество всегда совершается несколькими лицами и оно не может быть совершенным равно-особняком, одним лицом. В совершении взяточничества принимают участие по крайней мере двое: тот, кто берет, и тот, кто дает взятку. В некоторых случаях во взяточничестве участвуют и посредники. Взятка квалифицируется как полученная группой лиц по предварительному сговору, если в совершении преступления как соисполнители принимали участие два и более должностных лица, которые договорились о совместном получении взятки как до, так и после поступления предложения о даче взятки, но до его получения.
Соисполнителями считаются должностные лица, которые получают взятку за выполнение или невыполнение действий, которые каждый из них мог или должен был выполнить с использованием должностного полномочия. Для квалификации получения взятки, совершенного группой лиц по предварительному сговору, не имеет значения, как были распределены роли между соисполнителями, все они должны были выполнять или не выполнять оговоренные с тем, кто дал взятку, действия, осознавал ли тот, кто дал взятку, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц. Преступление считается законченным с момента, когда взятку принял хотя бы один из соучастников.
15. Размер полученного группой лиц взятки определяется общей стоимостью полученных ценностей или услуг. Если взятка получена в крупном или особо крупном размере, каждый из участников преступления, если он был об этом осведомлен, несет ответственность за получение взятки за этих квалифицирующих признаков, даже если размер полученного им лично взятки не является крупным или особо крупным. Должностное лицо, получившее взятку без предварительной договоренности с другим должностным лицом, а после этого передала ей часть полученной взятки, несет ответственность за совокупность преступлений за получение и дачу взятки.
16. Повторное получение взятки как квалифицирующий признак ч. 2 ст. 368 УК, тогда в действиях должностного лица, когда она получила взятки два раза, дважды от двух или больше человек. Получение взятки квалифицируется по ч. 2 ст. 368 УК по признаку повторности как за получение взятки от разных лиц за совершение (или несовершение) в интересах каждого из них отдельного действия, так и за разновременные получения двух взяток от одного лица за совершение (или несовершение) в ее интересах различных, отдельных (двух или более) действий. Взятка квалифицируется как полученная повторно и в том случае, когда один из двух эпизодов был покушением на получение взятки.
Согласно примечанию 3 к ст. 368 УК повторным в статьях 368 и 369 УК признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим любое из преступлений, а не предусмотренных этими статьями. Получение взятки квалифицируется как совершенное повторно тогда, когда лицо совершило два и более раз любые из этих преступлений и привлекается за них к ответственности. Если же лицо, хоть и совершило ранее соответствующее преступление, но было в установленном законом порядке (в том числе и по основаниям, предусмотренным ч. С ст. 369 УК Украины), освобождена от уголовной ответственности, то квалифицировать ее действия по признаку повторности нельзя. Одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц квалифицируется как совершенное повторно и тогда, когда взятка передается за совершение нескольких различных действий в интересах каждого лица, которое дает взятку, и должностное лицо осознает, что получает взятку от нескольких лиц. Получение должностным лицом в несколько приемов одной взятки за выполнение или невыполнение оговоренных с тем, кто дает взятку действий, квалифицируется как продолжаемое преступление.
17. Вымогательством взятки называется требование должностным лицом взятки под угрозой совершения или несовершения, с использованием власти или должностных полномочий таких действий, которые могут нанести ущерб законным интересам того, у кого требуют взятку. Вымогательством взятки признается также постановка того, у кого взятка требуется, в такие условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для его прав и законных интересов. Как вымогательство квалифицируется также требование должностного лица дать ему вознаграждение за удовлетворение законной просьбы, которой оно было обязано и имело возможность удовлетворить. Вымогательством взятки может быть признано любое требование под угрозой причинения вреда любым правоохраняемым интересам. Это может быть, в частности, угроза уволить с работы, выселить из квартиры, отказать в прописке и тому подобное. Но не квалифицируется по признаку вымогательство взятки требование должностного лица дать ей вознаграждение за совершение правомерных действий, например, привлечь к уголовной ответственности за совершенное лицом преступление, выселить из квартиры, что была занята само-управно, уволить с работы на законных основаниях и т. др.
18. Особо крупным размером взятки, согласно примечанию 1 к ст. 368 УК, признается такой, который в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
19. Должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение, считаются лица, указанные в части 1 статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 этого же закона отнесены к первой и второй категориям (примечание 2 к ст. 368 УК Украины).
20. Получение взятки совершается умышленно с корыстной целью.
21. Ответственными за получение взятки являются вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.