Новая редакция ст. 342 УКУ с комментариями.
1. Сопротивление представителю власти, кроме государственного исполнителя, частного исполнителя, при исполнении им служебных обязанностей –
наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Сопротивление работнику правоохранительного органа во время выполнения им служебных обязанностей, государственному исполнителю или частному исполнителю во время принудительного выполнения решений, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему во время выполнения этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка или уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц –
наказывается штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, совмещены с принуждением этих лиц путем насилия или угрозы применения такого насилия к выполнению явно незаконных действий, –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Комментарий к ст. 342 УК Украины
1. Сопротивление представителям власти или представителям общественности посягает на авторитет и деятельность органов власти и общественных организаций.
2. Сопротивлением как объективным проявлением этого преступления называется активное противодействие, направлена на препятствование выполнению представителями власти или общественности своих обязанностей. Сопротивление может оказываться запиранием помещения, уничтожением документов, препятствием действовать определенным образом и тому подобное.
Не признается сопротивлением неповиновение, то есть отказ выполнить повторенные неоднократно требования: выйти из помещения, разойтись, передать или выдать документ и тому подобное.
3. Сопротивление работнику милиции, членам общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащим при охране ими общественного порядка посягает на авторитет органов власти и общественный порядок.
4. Состав преступления, предусмотренного ст. 342 УК, образует сопротивление только при выполнении работниками милиции, членами общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащими обязанностей по охране общественного порядка, то есть во время пресечения ими правонарушений или задержания правонарушителей (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26 июня 1992 г.// Постановления Пленума…- С. 160).
5. Потерпевшими от этого преступления признаются представители власти (депутаты, судьи, следователи, прокуроры, работники милиции, службы безопасности и др.), которые выполняют свои служебные обязанности, а также представители общественности (внештатные сотрудники милиции, выделенные для охраны общественного порядка представители общественности во время проведения собраний, митингов, демонстраций и т. п.), которые выполняют обязанности по охране общественного порядка, то есть пресекают правонарушения или задерживают правонарушителей.
6. Оказание сопротивления с применением насилия (задачей побоев, причинением телесных повреждений или угрозой применить такое насилие) или принуждение потерпевших выполнить незаконные требования признается преступлением, совершенным при отягчающих обстоятельствах и квалифицируется по ч. 2 ст. 342 УК.
7. Сопротивление представителям власти или общественности совершается преднамеренно, с целью помешать их деятельности.
8. Ответственность по ст. 342 УК наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 342 Уголовного кодекса Украины
1. Данное преступление направлено на воспрепятствование представителю власти и сотруднику правоохранительного органа выполнению возложенных на них служебных обязанностей, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы и военнослужащему – обязанностей по охране общественного порядка, а также воспрепятствование осуществлению прав, которые предоставлены указанным лицам в связи с выполнением таких обязанностей.
Объектом данного преступления является регламентирована нормативно-правовыми актами деятельность представителей власти и работников правоохранительных органов, а также членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы и военнослужащих в сфере охраны общественного порядка.
2. Объективная сторона данного преступления заключается в совершении сопротивления, то есть в активном физическом противодействии осуществлению представителем власти, сотрудником правоохранительных органов своих служебных обязанностей, а другим, указанным в комментируемой статье лицам – осуществлению обязанностей по охране общественного порядка.
Сопротивление является наиболее опасной формой вмешательства в служебную деятельность, оно заключается в открытом противодействии служебной деятельности потерпевшего, а потому данная норма является специальной по ст. 343. в то же время, когда вследствие действий, предусмотренных ч. 2 ст. 342, Соединенных с принуждением работника правоохранительного органа путем насилия или угрозы применением такого насилия к выполнению явно незаконных действий, виновный помешал предотвратить совершение преступления или задержать лицо, которое его совершило, ответственность наступает по ч. 2 ст. 343 и ч. 2 или ч. 3 ст. 342.
3. Представителем власти признаются лица, которые являются работниками государственных органов и учреждений в широком смысле (кроме тех, что относятся к правоохранительным органам) и наделенные правом в пределах своей служебной компетенции принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения определенным кругом физических и юридических лиц, независимо их ведомственной принадлежности и подчиненности.
За сопротивление, являющееся способом воздействия (кроме применения насилия) на государственного деятеля, ответственность предусмотрена ст. 344.
Сопротивление администрации исправительного учреждения лицом, отбывающим наказание, при наличии необходимых оснований, влечет за собой ответственность по ст. 391.
Совершенное во время хулиганства сопротивление представителю власти, охраняющему общественный порядок, полностью охватывается составом преступления, предусмотренным ч. 3 ст. 296.
4. Перечень правоохранительных органов содержит Закон Украины “О государственном защиту работников суда и правоохранительных органов” от 23 декабря 1993 г. В частности, п. 1 ч. 1 ст. 2 данного закона к правоохранительным органам относит органы прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности, военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения исполнения наказаний, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции.
Решая вопрос о том, является ли то или иное лицо, работающее в правоохранительном органе, тем работником, защита которому предоставляется ст. 342, следует обращаться к специальным нормативно-правовым актам, которые определяют статус работника того или иного правоохранительного органа, например: законы Украины “О прокуратуре”, “О милиции”, “о Службе безопасности Украины”, “О Государственной пограничной службе Украины”, “О государственной налоговой службе в Украине”, “о государственной контрольно-ревизионной службе в Украине”, Таможенный кодекс Украины и др.
Влияние на технических работников указанных органов, секретарей, специалистов, операторов, уборщиц и других лиц, работа которых связана с правозастосовчими или правоохранительными функциями правоохранительных органов, может быть квалифицировано, при наличии необходимых оснований, по другим статьям УК.
Другими органами, осуществляющими в соответствии с законом правоприменительные или правоохранительные функции, являются: Государственный департамент ветеринарной медицины (полномочия работников определены в постановлении КМУ “некоторые вопросы Государственного департамента ветеринарной медицины” от 8 июня 2001 г. № 641); органы дознания (полномочия определены в Уголовно-процессуальном кодексе Украины); Антимонопольный комитет Украины (полномочия работников определены Законом Украины “Об Антимонопольном комитете Украины” от 26 ноября 1993 г.); Государственная исполнительная служба (полномочия работников определены Законом Украины “О Государственной исполнительной службе“ от 24 марта 1998 г.); Служба охраны природно-заповедного фонда Украины (полномочия работников определены в Положении об этой службе, утвержденном постановлением КМУ от 14 июля 2000 г. № 1127) и другие.
5. Граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать в установленном Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, для содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, в защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств. Они имеют название общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы. Такие формирования могут быть созданы на основе общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и т. п (см. ст.1 Закона Украины “Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы” от 22 июня 2000 г.).
Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы является Конституция Украины, указанный Закон, другие законы Украины, акты Президента Украины и КМУ, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и государственной границы, борьбы с преступностью и административными правонарушениями, а также положения (уставы) этих формирований.
Членами указанных общественных формирований могут быть граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста, изъявили желание участвовать в укреплении правопорядка и в охране государственной границы и способны по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства. Члены общественных формирований могут принимать участие в обеспечении правопорядка и охране государственной границы по месту регистрации этих объединений только после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в органах внутренних дел, подразделениях Государственной пограничной службы Украины и после получения в органе местного самоуправления соответствующего удостоверения, нарукавной повязки, образцы которых утверждаются КМУ. Подготовка членов указанных формирований осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в делах охраны государственной границы. Не могут быть членами указанных формирований лица, нарушающие общественный порядок, лица, судимость с которых не снята или не погашена в установленном законом порядке, и ранее осужденные за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признаны в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, и иные лица в случаях, предусмотренных законами Украины (см. ст. 12 Закона Украины “об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы“ от 22 июня 2000 г.).
6. О понятии военнослужащего см. ст.401 и комментарий к ней.
7. Содержание служебных обязанностей представителя власти или работника правоохранительного органа, при исполнении которых возможное сопротивление, предусмотренный соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими правоприменительные и правоохранительные функции, потерпевших от преступления.
Под выполнением служебных обязанностей представителями власти и работниками правоохранительных органов следует понимать деятельность таких лиц, связанную с осуществлением функций, возложенных на них законами и другими нормативными актами.
Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка следует понимать: несение постовой или патрульной службы, поддержание порядка во время демонстраций, митингов, других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварии, стихийного бедствия, действия по прекращению или предотвращению нарушений общественного порядка, задержанию нарушителя и т. п (см. п.6 постановления ПВСУ “О применении судами законодательства, предусматривающего ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, достоинство и собственность судей и работников правоохранительных органов” от 26 июня 1992 г. № 8).
Сопротивление члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему не при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка не может быть квалифицировано по ст. 342.
Для квалификации сопротивления не имеет значения, исполнял представитель власти, работник правоохранительного органа или член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы соответственно свои служебные обязанности или обязанности по охране общественного порядка находясь непосредственно на службе, или в свободное время по собственной инициативе, или по просьбе граждан, главное чтобы они действовали в пределах предоставленных им прав и полномочий.
Если действия привлеченного к ответственности лица были реакцией на незаконные деяния представителя власти и работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего или были вызваны личными неприязненными отношениями, не связанными с выполнением потерпевшим своих обязанностей, совершенное, при наличии для этого оснований, нужно квалифицировать как преступление против жизни, здоровья лица или против собственности (п. 3 указанного постановления).
Сопротивление необходимо отличать от злостного неповиновения (ст. 185 КУоАП), которым является отказ от выполнения требований, выраженный в дерзкой форме. Сопротивление в отличие от злостного неповиновения всегда заключается в совершении активных действий.
Сопротивление военнослужащему-начальнику по службе, исполняющему обязанности по военной службе, со стороны военнослужащего – его подчиненного квалифицируется по ст. 404.
8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что оказывает сопротивление законным действиям указанных в ст. 342 лиц. При отсутствии такого осознания нет состава данного преступления.
9. Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, которому на момент преступления исполнилось 16 лет. Субъектом данного преступления может быть не только правонарушитель, к которому предъявляются законные требования представителем власти, работником правоохранительного органа при исполнении ими служебных обязанностей, а так же членом общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащим во время выполнения этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, но и другое лицо, которое активно препятствовало им выполнять указанные обязанности.
10. квалифицирующий признак преступления-сопротивление перечисленным в ч. 1 и 2 ст. 343 лицам, соединенное с их принуждением (побуждением к совершению деяния против воли потерпевшего) путем насилия или угрозы его применением выполнить явно незаконные действия (отпустить задержанного на месте совершенного преступления, вернуть конфискованное по решению суда имущество, не составлять протокол об административном правонарушении и т.п.).
Незаконными являются действия, которые противоречат требованиям, содержащимся в законах и других нормативных актах.
Явно незаконные действия имеют место тогда, когда такой их характер является очевидным как для потерпевшего, так и для виновного.
Под насилием в ч. 3 ст. 342 понимается физическое насилие, поскольку угрозе его применения дана самостоятельная оценка.
Насилие может заключаться в умышленном нанесении ударов, побоев, телесных повреждений. Угроза применения насилия во время совершения сопротивления заключается в высказываниях или действиях о намерениях виновного лица применить насилие к потерпевшему.
Ответственность за угрозу или применение насилия в отношении работника правоохранительного органа наступает по ст. 345, если такие действия не являются средством сопротивления, соединенного с принуждением работника правоохранительного органа к выполнению явно незаконных действий, или по совокупности преступлений, когда угроза или применение насилия, являясь средством сопротивления, соединенного с принуждением такого работника к выполнению явно незаконных действий, перерастают в более тяжкое насильственное преступление, предусмотренное ст. 345.
Ответственность за угрозы или применение насилия в отношении представителя власти, который является государственным деятелем, предусмотрена ст. 346.
Сопротивление лицам, указанным в ч. 2 ст. 342, соединенное с убийством потерпевшего или покушением на его убийство, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 342 и ст. 348.