Новая редакция ст. 328 УКУ с комментариями.
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа –
наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Комментарий к ст. 328 УК Украины
1. Разглашение государственной тайны посягает на главные принципы государственных интересов Украины в сфере обороны, экономики и государственной безопасности вообще. Согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной тайне» от 2 января 1994 г. в редакции от 21 сентября 1999 г. (ВПР.-1999. – № 49. – ст. 428) государственной тайной являются сведения об обороне, экономике, внешних отношениях, государственной безопасности и др.
Не признается государственной тайной информация о стихийных бедствиях, катастрофах, о здоровье и жизненном уровне населения, о состоянии правопорядка, о неправомерных действиях государственных органов и должностных лиц. Те или иные сведения признает государственной тайной Государственный комитет Украины по вопросам государственных секретов на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.
2. Разглашение государственной тайны — это сообщения о таких сведений хотя бы одному постороннему лицу любым образом — в разговоре, письме, по телефону или каким-либо другим способом. Сущность разглашения заключается в том, что сведения, являющиеся тайной, стали известны лицу, которое не могло их знать.
3. Разглашение государственной тайны является и действием, и следствием — тайна стала известна постороннему лицу. С момента разглашения государственной тайны (передачи информации о тайне) преступление считается законченным.
4. Субъективно разглашение государственной тайны может быть умышленным (при похвальбе, намерении выдать свою осведомленность) и неосторожным.
5. Ответственными за разглашение государственной тайны могут быть лишь лица, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Если сообщение посторонним лицам о государственных тайнах сделано лицом, которому эти тайны стали известны не в связи с работой или службой, то такое действие состава преступления не содержит.
6. Часть 2 ст. 328 УК предусматривает ответственность за совершение этого преступления при отягчающих обстоятельствах. Квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 328 УК является причинение разглашением государственной тайны тяжких последствий — тайна, например, стала известна иностранной разведке, или если вследствие этого был потерян приоритет на важное для обороны или экономики изобретение и тому подобное.
Другой комментарий к статье 328 Уголовного кодекса Украины
1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок хранения государственной тайны.
Предметом преступления разглашение государственной тайны является информация, отнесенная к государственной тайне (см. Комментарий к ст. 114). Согласно ч. 4 ст. 8 Закона не относится к государственной тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных происшествиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина; о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их служебных лиц; другая информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ, не может быть засекречена.
Информация считается государственной тайной со времени опубликования ее в своде сведений, составляющих государственную тайну, или в изменениях к нему (ч. 3 ст. 10 Закона).
Засекречивание информации, отнесенной к государственной тайне, осуществляется путем предоставления соответствующему документу, изделию или другому материальному носителю информации в зависимости от ограничения доступа к ней и уровня ее охраны государством, грифу секретности – “особой важности”, “совершенно секретно”, “секретно” (ч. 2 ст. 8 Закона). Гриф секретности является обязательным реквизитом любого материального носителя информации, отнесенной к государственной тайне.
Информация, составляющая государственную тайну, может содержаться только в материальных носителях такой информации, то есть в материальных объектах, в которых сведения, составляющие государственную тайну, отражены в виде текстов, знаков, символов, образов, сигналов и тому подобное.
Объективная сторона разглашения государственной тайны-это деяние (действие или бездействие) лица, вследствие которого секретная информация, которая была ей доверена или стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей, была воспринята хотя бы одним посторонним лицом. Формы и способы разглашения на квалификацию преступления не влияют и могут быть разнообразны. Так, разглашение государственной тайны может быть совершено путем действий в устной форме (в открытом публичном выступлении) – на лекции, в докладе, в доверительной беседе, во время разговора на улице, в общественном транспорте, в другом месте в присутствии посторонних лиц и тому подобное; в письменной форме – при переписке, в открытых публикациях, в записях на неучтенных листах и следующей их утере и прочее; в наглядно-демонстрационной форме – при передаче сторонним лицам для печати, ознакомления или иного использования материальных носителей секретной информации: предметов, изделий, документов или материалов, содержащих государственную тайну. Разглашение государственной тайны возможно с применением технических средств передачи и обработки информации (незащищенных каналов связи) – радио, телеграфа, телефона, факсимильных устройств, компьютерных терминалов и сетей, копировально-множительной техники, телевидения и тому подобное.
Такие сведения могут быть разглашены и путем бездействия лица, то есть непринятие надлежащих мер по сохранению секретной информации, в результате чего постороннее лицо воспринимает такую информацию. При этом носитель важной информации пренебрегает правилами обращения с секретными документами или изделиями, создавая условия, при которых постороннее лицо ознакомилась с государственной тайной. Например, вследствие небрежного хранения документов посторонние лица ознакомились с их содержанием.
Под посторонним лицом следует понимать граждан, не относящихся к кругу лиц, которым государственная тайна доверена или стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей и которым виновный не имел права доверять сведения, составляющие государственную тайну. К ним относятся все граждане, не имеющие допуска к данному роду сведений, а также те, кому и при наличии общего допуска данные сведения не были доступны в связи с исполнением определенных служебных обязанностей. Факт совместной работы на одном предприятии, в учреждении или службы в одной воинской части даже при наличии соответствующего допуска не исключает признания лица посторонним, если она по характеру своих служебных обязанностей не имеет доступа к разглашенных сведений.
Субъектом разглашения государственной тайны может быть физическое вменяемое или ограниченно вменяемое лицо, которому до совершения данного преступления исполнилось 16 лет и которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей.
Это может быть служебное лицо (см. пп. 1 и 2 примечания к ст.364), а также иное лицо связано по службе с такими сведениями (водитель приезжает на секретный объект, секретарь, переводчик и т. п).
С субъективной стороны разглашение государственной тайны может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Обязательный признак субъективной стороны преступления-осознание лицом, что сведения, которые разглашаются, являются государственной тайной и что они доводятся до сведения посторонних лиц.
С прямым умыслом разглашение может быть совершено, если секретоноситель желал похвастаться перед кем-либо.
Небрежность имеет место при разговорах в транспорте и в других местах или в случае, когда лицо, принимая посетителей, не убирает со стола документов, содержащих государственную тайну, и другие люди их читают.
К тяжелым последствиям (ч. 2 ст. 328) относится разглашение сведений, содержащих государственную тайну, в результате которого они стали достоянием иностранной разведки, повлекшие значительный ущерб обороноспособности или иным государственным интересам.