Новая редакция ст. 291 УКУ с комментариями.
Нарушение действующих на транспорте правил, которые защищают движение, а также нормативно-правовых актов, норм и правил изготовления, переоборудования, ремонта транспортных средств, если это повлекло гибель людей или другие тяжелые последствия, –
карается штрафом от двух тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к ст. 291 УК Украины
1. Статья 291 УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения на всех видах транспорта: железнодорожном, водном, автомобильном, воздушном, электрическом и др.
2. Ответственными могут быть: пешеходы, велосипедисты, ездовые, пассажиры, водители мопедов, чередник т. д, достигшие шестнадцати лет.
3. Ответственность по ст. 291 УК наступает лишь в случае, если нарушение действующих на транспорте правил, повлекшее человеческие жертвы (смерть хотя бы одного человека) или иные тяжкие последствия — причинение потерпевшим телесных повреждений, крупного материального ущерба и тому подобное.
4. Нарушение действующих на транспорте правил совершается неосторожно. Если нарушение транспортных правил было совершено умышленно, то деяние должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 277 УК или как преступление против лица по ст. 115 УК или как преступление против собственности по ст. 194 УК.
Другой комментарий к статье 291 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом преступления является безопасная работа транспорта, безопасность движения, здоровье и жизнь граждан, а также собственность.
2. Объективная сторона требует таких признаков в их совокупности:
а) действие или бездействие лица, связанное с нарушением действующих на транспорте правил;
б) общественно опасные последствия;
в) причинная связь между нарушением и последствиями.
3. Ответственность наступает за нарушение действующих правил, предохраняющих движение на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, электрическом и другом транспорте.
4. диспозиция ст. 291 бланкетная, поскольку она отсылает к действующим правилам, регулирующим порядок безопасного движения транспорта. Эти правила устанавливаются соответствующими нормативными актами, которые издаются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти (например, “Правила дорожного движения” от 10 октября 2001 г. № 1306, “Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте Украины”, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 19 февраля 1998 г. № 54, и др.).
5. Нарушение действующих на транспорте правил совершается разнообразными действиями: самостоятельное передвижение пассажира воздушного транспорта по территории летного поля; самовольное открытие шлагбаума на железнодорожном переезде без разрешения дежурного; переезд железной дороги в местах, где это не предусмотрено; прогон животных через колею без соблюдения правил безопасности.
Это также деяния, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями мопедов, велосипедов и других транспортных средств, не относящихся к указанным в примечании к ст. 286.
Например, водитель Н., управляя мопедом с объемом двигателя 48,9 см3, внезапно с правого ряда повернул налево, чем создал аварийную обстановку водителю автомобиля “Опель-Вектра” Т., который двигался в попутном направлении. Т., избегая наезда в аварийной обстановке, столкнулся на встречной полосе с легковушкой, пассажир которой погиб.
Наиболее распространенными являются действия пешеходов, которые вследствие нарушения правил безопасности движения создают аварийную обстановку для водителей механических транспортных средств.
Субъектами этого преступления могут быть пассажиры. Так, д., пассажир мотоцикла, находясь в состоянии опьянения, нарушил правила безопасности на транспорте: шутя, закрыл глаза водителю Ж., который потерял ориентировку, и мотоцикл перевернулся, в результате чего пассажир О., который находился в коляске мотоцикла, получил тяжелые телесные повреждения.
К субъектам преступления также относятся лица, нарушающие правила безопасности или эксплуатации при управлении маломерными судами и тому подобное.
6. Под гибелью людей следует понимать гибель одного человека или нескольких человек.
7. Как другие тяжелые последствия данного состава преступления рассматриваются средней тяжести или тяжкие телесные повреждения, причинены одному потерпевшему или нескольким потерпевшим. Это также повреждение или уничтожение государственного, коллективного или индивидуального имущества (транспортных средств, транспортных коммуникаций), нарушение нормальной работы транспорта на длительное время, что нанесло большой имущественный ущерб, и тому подобное.
8. Преступление является оконченным с момента причинения гибели потерпевшего либо наступления иных тяжких последствий, а поэтому состав преступления – материальный.
9. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.
10. Субъектами преступления могут быть: велосипедисты, пешеходы, пассажиры, водители мопедов, маломерных судов, погонщики животных, водители гужевого транспорта. Не подлежат ответственности по этой статье лица, являющиеся субъектами преступлений, предусмотренных ст. 276, 277, 283, 286, 287, 288 Уголовного кодекса Украины.