Новая редакция ст. 288 УКУ с комментариями.
Нарушения нормативно-правовых актов, норм и правил, которые касаются ограждения дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, или лицом, которое выполняет такие работы, если это нарушение повлекло пострадавшему средней тяжести телесное повреждение, тяжкое телесное повреждение или смерть, –
карается штрафом от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к ст. 288 УК Украины
1. Законом «О дорожном движении» от С июня 1993 г. установленные правила, нормы и стандарты строительства, реконструкции и ремонта автотранспортных средств, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других сооружений.
2. Нарушение этих правил, норм и стандартов, образует объективную сторону преступления, если эти нарушения привели к последствиям, предусмотренным ст. 286 УК.
3. Нарушения, указанные в ст. 288 УК, совершаются неосторожно.
4. Субъектами деяния, предусмотренного ст. 288 УК, являются только лица, на которых была возложена ответственность за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, переездов и других транспортных сооружений.
Другой комментарий к статье 288 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом преступления является безопасность дорожного движения, связанная со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, здоровья и жизни человека.
2. Объективная сторона преступления требует наличия трех признаков в их совокупности:
– нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения;
– наступление общественно опасных последствий;
– причинная связь между нарушением указанных правил, норм и стандартов и наступлением последствий, указанных в диспозиции статьи.
3. Автомобильный путь, улица, железнодорожный переезд, иные дорожные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели и др), линии связи и освещения, средства технического регулирования безопасности дорожного движения, определены в Законе Украины “О дорожном движении” от 30 июня 1993 г. № 3353-ХІІ, “Правилах дорожного движения” от 10 октября 2001 г. № 1306 и других нормативных актах, должны соответствовать определенным правилам, нормам и стандартам их строительства, реконструкции, ремонта или содержания.
Диспозиция статьи бланкетная и отсылает к нормативным актам, связанных с безопасностью дорожного движения, например в “Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Украины”, утвержденных приказом Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог “Укравтодор” от 26 сентября 1997 г. № 190.
4. Нарушение правил, норм и стандартов относительно обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции путей и путевых сооружений может быть осуществлено при несоблюдении требований проектов (ст.23 Закона Украины “О дорожном движении”), касающиеся, например, устойчивости дорожного полотна, соблюдение конструкции дорожной одежды, нормативов относительно профиля дороги, кривых проезжей части в плане, отсутствия противоаварийных съездов (горная местность) и тому подобное.
5. Нарушение определенных требований безопасности дорожного движения возможно при выполнении работ по реконструкции или ремонту дорог, улиц и железнодорожных переездов, незакрытие или необмеження движения в этих местах. При ремонте улиц и дорог нарушением может быть непринятие мер по ограждению или определение участков ремонтных работ, оставленных строительных машин, технологического оборудования, строительных материалов или изделий (особенно в темное время суток, в дождь, туман, метель и других условий недостаточной видимости), что создает аварийные ситуации и влечет за собой наезды на рабочих, выполняющих дорожные работы, столкновения транспортных средств с дорожными машинами и механизмами или наезды на них, попадания транспортных средств в разрытия, люки и тому подобное.
Нарушение правил содержания дорог может находить проявление в наличии выбоин, просадок или наплывов, которые не должны превышать предельных размеров, а также устраняться в установленные сроки. Мастера дорожно-эксплуатационного участка К. признан виновным в том, что он ненадлежащим образом относился к соблюдению правил, норм и стандартов, которые касаются ограждения дорожного движения, не принял своевременно мер по ограждению выбоин на дороге, покрытой льдом, не обозначило предупредительными дорожными знаками. Вследствие этого произошло столкновение автомобиля и автобуса и травмирование водителя и пассажира автомобиля.
При содержании дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений возможны нарушение требований при применении дорожных знаков, средств технического регулирования дорожного движения (светофоров, сигнальных фонарей, щитов, барьеров, сигнальных тумб и тому подобное). Так, требования “Инструкции по устройству и эксплуатации железнодорожных переездов”, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 12 июля 2002 г. № 469, распространяются на строительство, реконструкцию и эксплуатацию железнодорожных переездов. Если такие нарушения привели к созданию аварийной обстановки и последствиям, предусмотренным законом, наступает ответственность по ст. 288.
6. Обязательным признаком состава преступления является наличие причинового связи между деянием (действием или бездействием) нарушения правил, норм и стандартов, которые касаются ограждения дорожного движения, и общественно опасными последствиями. Преступление является законченным с момента наступления последствий, предусмотренных в ст. 288, то есть по конструкции состав преступления – материальный.
7. С субъективной стороны данное преступление относится к неосторожным. Виновное лицо предвидит возможность наступления последствий, указанных в законе, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (преступная самонадеянность), либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть (преступная небрежность). Именно нарушение правил, норм или стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения может быть совершено умышленно или по неосторожности.
8. Субъектом преступления может быть 16-летняя вменяемое лицо, ответственное за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, железнодорожных переездов, мостов, путепроводов, других дорожных сооружений (руководители дорожно-эксплуатационных служб, мастера, прорабы и т. п), или лицо, которая выполняет такие работы.