Новая редакция ст. 287 УКУ с комментариями.
Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих ее внимание и скорость реакции, или не имеющего права на управление транспортным средством, другое грубое нарушение правил эксплуатации транспорта, которые ограждают дорожное движение, совершенное лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло пострадавшему средней тяжести телесное повреждение, тяжкое телесное повреждение или его смерть, –
наказываются штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к ст. 287 УК Украины
1. Выпуском в эксплуатацию заведомо неисправных транспортных средств в уголовном праве считается разрешение или приказ на использование этих транспортных средств.
2. Состав преступления содержится в действиях лица, давшего разрешение на использование неисправного транспортного средства, в результате чего потерпевшим (участникам дорожного движения) были причинены телесные повреждения или смерть.
3. Преступление, предусмотренное ст. 287 УК, совершается неосторожно.
4. Ответственность за разрешение использовать технически неисправный транспорт наступает с шестнадцати лет. Ответственными являются владельцы транспортных средств и должностные лица, на которых возложены обязанности обеспечить надлежащее техническое состояние и эксплуатацию транспорта, виды которого указаны в примечании к ст. 286 УК.
5. Допуском к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, е разрешение управлять транспортным средством пьяному лицу, независимо от состояния и опьянения.
6. Ответственными за такое разрешение есть лица, которые в транспортных предприятиях наделены полномочиями допускать водителей к управлению, а также владельцы и водители транспортных средств. Указанные лица привлекаются к уголовной ответственности, если в результате их разрешения потерпевшим были причинены телесные повреждения или смерть.
Другой комментарий к статье 287 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспорта в сфере дорожного движения, здоровье и жизнь человека.
2. под транспортными средствами надо понимать такие, что указаны в примечании к ст. 286 (см. Комментарий к ст. 286).
3. Объективная сторона преступления складывается из совокупности следующих признаков:
– выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств;
– допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения или не имеющего права на управление транспортным средством;
– другое грубое нарушение правил эксплуатации транспорта, которые защищают дорожное движение;
– причинение общественно опасных последствий;
– причинная связь между нарушением правил эксплуатации и общественно опасными последствиями.
4. Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств следует понимать приказ или разрешение на выполнение рейса или поездки на транспортном средстве с техническими неисправностями. Имеются в виду такие технические неисправности, с которыми эксплуатация транспортного средства запрещена и которые могут повлечь наступление общественно опасных последствий (неисправны тормозная система, двигатель или рулевое управление, прицепное устройство или внешние световые приборы, изношенные протекторы шин и др). При эксплуатации автомобильного транспорта следует учитывать “Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств”, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 11 ноября 2002 г. № 792.
5. Допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, состоит в действии или бездействии, связанных с разрешением или распоряжением, выраженным в любой форме (устно, письменно, жестом, молчаливым согласием и тому подобное), относительно управления транспортным средством или во время поездки. Это деяние может находить проявление в непрепятствовании такому допуску или непринятию мер по отстранению такого лица от управления.
Вид опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое) и его степень не влияют на квалификацию преступления.
Установление состояния опьянения у правонарушителя осуществляется на основании его осмотра, который проводится согласно требованиям “Инструкции о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждения охраны здоровья и проведения осмотра с использованием технических средств”, утвержденной приказом МВД, МЗ и МЮ от 24 февраля 1995 г. № 114/38/15-36-18.
6. Допуск к управлению транспортным средством лица, не имеющего права на управление им, означает, что лицо вообще не имеет права управления транспортными средствами, либо не имеющим права управления вследствие его лишения, или у нее отсутствуют права управления транспортным средством определенной категории.
Под иным грубым нарушением правил эксплуатации транспорта, которые ограждают дорожное движение, надо понимать допуск к управлению лица, находящегося в болезненном, утомленном состоянии (см. “Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств”, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 17 января 2002 г. № 18) или под воздействием лекарственных препаратов, грубое нарушение режима работы водителей, неосуществление контроля за техническим состоянием транспортных средств или невыполнение других требований, предъявляемых соответствующими нормативными актами к лицам, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.
7. ответственность по ст. 287 наступает за нарушение допущенным к управлению водителем правил безопасности движения, которое находится в причинной связи с наступившими последствиями. Если причинная связь не установлена, отсутствует и состав преступления, предусмотренный ст. 287.
8. Ответственность по ст.287 наступает независимо от того, привлечено к ответственности виновное лицо, которое управляло транспортным средством, погиб водитель в дорожно-транспортном происшествии и тому подобное.
9. Состав преступления является материальным и является оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, предусмотренных данной статьей, а также установление причинового связи между ними и нарушением правил эксплуатации. Причинная связь в этом преступлении опосредована.
10. Субъективная сторона преступления требует заведомости, то есть осознания субъектом преступления наличия технической неисправности транспортного средства, реально угрожающего безопасности движения, или совершения другого грубого нарушения правил эксплуатации транспорта, что для него очевидно. Что касается последствий, которые наступили, то виновное лицо предусматривает возможность их наступления, но легкомысленно рассчитывает на их отвлечение, или не предусматривает возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В целом данное преступление признается неосторожным.
11. Не освобождается от уголовной ответственности по статье анализируется, водитель, который с нарушением правил эксплуатации транспорта передал управление транспортным средством лицу, от которого он зависит по работе или службе.
12.если действие или бездействие совершены по неосторожности, то виновное лицо при наличии других признаков состава преступления может нести ответственность за служебную халатность (ст. 367) или за неосторожное преступление против лица.
13. Не несет уголовной ответственности за подобные действия лицо, была отстранена от управления транспортным средством соответствующим должностным лицом.
14. Ответственность лица, которое фактически управляло транспортным средством, может наступать по ст.286.
15. Субъектом преступления могут быть как работники транспортных и других организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, на которых инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в связи со служебным положением возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, так и владельцы транспортных средств, совершивших деяния, предусмотренные диспозицией ст.287. Это работники службы безопасности движения, механики, ревизоры, водители государственных или иных предприятий, водители индивидуальных транспортных средств и тому подобное.