{Статья 214 исключена на основании закона № 4025-VI от 15.11.2011}
{Статья 215 исключена на основании закона № 4025-VI от 15.11.2011}
Новая редакция ст. 216 УКУ с комментариями.
1. Незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт незаконно изготовленных, полученных или поддельных контрольных марок для маркировки упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных или голографических защитных элементов –
наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, –
наказываются штрафом от трех тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Комментарий к ст. 216 УК Украины
1. Согласно с Законом Украины от 15 сентября 1994 г. «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» (ВВР.- 1995.- № 40.- Ст. 297). Марками акцизного сбора признаются специальные знаки, которыми обозначаются алкогольные напитки и табачные изделия как удостоверение уплаты акцизного сбора, что легализует их ввоз и реализацию на территории Украины.
2. Состав преступления образует одно из предусмотренных ст. 216 УК деяний: изготовление, подделка, использование или сбыт фальшивых марок акцизного сбора.
3. Подделку или сбыт фальшивых марок акцизного сбора, совершенное повторно или группой лиц квалифицируется по ч. 2 ст. 216 УК.
4. Подделку или сбыт фальшивых марок акцизного сбора совершается умышленно.
5. Ответственными за незаконные действия с марками акцизного сбора являются все вменяемые лица, которые досягни возраста шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 216 Уголовного кодекса Украины
1. Предметом преступления являются:
– марки акцизного сбора;
– контрольные марки для маркировки упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ и баз данных;
– голографические защитные элементы.
2. Марки акцизного сбора – это специальные знаки, которыми маркируются алкогольные напитки и табачные изделия, наличие которых на этих товарах подтверждает уплату акцизного сбора, легальность их ввоза и реализации на территории Украины (см.: абз. 2 ст. 1 Закона Украины “об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия” от 15 сентября 1995 г. в редакции от 24 октября 2002 г.; абз.2 п. 2 Положения о марках акцизного сбора, утвержденного Указом Президента Украины от 18 сентября 1995 г. № 849 “о введении марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия”).
В связи с изменениями, внесенными в ст.1 Закона Украины “Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия” от 15 сентября 1995 г. Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законы о налогообложении, производстве и обращении подакцизных товаров” от 24 октября 2002 г., которые вступили в силу с 1 июля 2003 г., и от 18 ноября 2004 г., марки акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, произведенных в Украине, должны отличаться от марок для импортированных алкогольных напитков и табачных изделий дизайном и цветом в соответствии с образцами, утвержденными КМУ. При этом маркировка алкогольных напитков осуществляется с 1 июля 2003 г., согласно ч. 1 ст. 7 этого закона, марками акцизного сбора, которые отличаются по дизайну для отдельных видов продукции, определенных КМУ. Каждая марка акцизного сбора на алкогольные напитки должна иметь отдельный номер и наименование вида продукции. Согласно емкости тары (посуды) с 1 июля 2003 г. применяются марки акцизного сбора со следующими обозначениями для водки и ликеро-водочных изделий: 0,05 л., 0,1 л., 0,2 л., 0,25 л., 0,275 л., 0,37 л., 0,33 л., 0,375 л., 0,4 л., 0,45 л., 0,5 л., 0,61 л., 0,7 л., 0,75 л., 1,0 л. и больше; для других алкогольных напитков: 0,05 л., 0,1 л., 0,2 л., 0,25 л., 0,275 л., 0,35 л., 0,375 л., 0,4 л., 0,45 л., 0,5 л., 0,61 л., 0,7 л., 0,75 л., 0,8 л., 1,0 л. и больше. Каждая марка акцизного сбора на табачные изделия должна иметь отдельный номер.Марки акцизного сбора с голографическими защитными элементами, которые введены с 1 июля 2003 г., изготавливаются по заказу Государственной налоговой администрации государственным специализированным предприятием Минфина Украины в соответствии с правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденных Минфином, СБУ и МВД.
Марки акцизного сбора отличаются по цвету: на табачные изделия импортного производства – фиолетовый, отечественного – зеленый; на алкогольные напитки импортного производства – фиолетовый, отечественного – зеленый для ликеро-водочной продукции, красный – для винодельческой продукции. Марки должны иметь сквозную нумерацию, которая состоит из двух цифр индекса региона, в котором производится маркируемая продукция серии и отдельного для каждой марки номера. Такая нумерация наносится параллельно более длинной стороне марки. Кроме того, на каждую марку наносятся дополнительные реквизиты: для табачных изделий – надпись “ТЕ” (“ТВ”), который состоит из начальных букв слов “табак импортный” (“табак отечественный”), двузначного и однозначного чисел (год и квартал, в котором произведены марки), разделенных косыми линиями; для алкогольных напитков импортного производства – надпись “АІ”, который состоит из начальных букв слов “алкоголь импортный”, двузначного и однозначного чисел (год и квартал, в котором произведены марки), разделенных косыми линиями. На марку для алкогольных напитков импортного производства с содержанием спирта этилового от 1,2 до 8,5 процента объемной единицы наносятся также цифры “1,2-8,5 %”; для алкогольных напитков отечественного производства – надпись “ЛГП” и “ВП”, который состоит из начальных букв слов “ликеро-водочная продукция” и “винодельческая продукция”, двузначного и однозначного чисел (год и квартал, в котором произведены марки), разделенных косыми линиями (см. п. 3, 5 Положения о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденного постановлением КМУ от 23 апреля 2003 г. № 567).
Статьей 72 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год” от 26 декабря 2002 г., которой этот Закон дополнен Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год” и некоторых других законодательных актов” от 22 мая 2003 г. предусмотрено, что с целью недопущения потерь доходов Государственного бюджета изготовление марок акцизного сбора, в том числе с дополнительной обработкой и защитой, осуществляется государственными предприятиями на собственном оборудовании в соответствии с правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета.
Пунктом 7 постановления КМУ “О введении марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий” от 23 апреля 2003 г. № 567 сначала предполагалось, что остатки марок акцизного сбора для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий предыдущего образца и маркированные ими алкогольные напитки и табачные изделия находятся в обращении до полной их реализации. Постановлением КМУ от 15 октября 2003 г. № 1636 с целью “упорядочения оборота марок акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, уменьшения их нелегального производства и реализации и увеличения поступления средств в государственный бюджет”, постановления КМУ от 23 апреля 2003 г. № 567 и утвержденного им Положения внесены изменения, согласно которым до 1 ноября 2003 г. должна быть проведена инвентаризация марок акцизного сбора предыдущего образца у продавца марок, на предприятиях-производителях, у импортеров алкогольных напитков и табачных изделий, а также остатков алкогольной и табачной продукции, маркированной акцизными марками предыдущего образца, на предприятиях-производителях, у импортеров и у субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ими, а хранение обнаруженных во время инвентаризации алкогольных напитков и табачных изделий, маркированных акцизными марками предыдущего образца, было разрешено до 1 декабря 2003 г. Остатки алкогольных напитков и табачных изделий, маркированных акцизными марками предыдущего образца, должны были быть до 1 декабря 2003 г. дополнительно промаркированы соответствующими акцизными марками нового образца с голографическими защитными элементами путем их наклеивания поверх марок предыдущего образца на табачных изделиях сбоку, на алкогольных напитках – в поясницу (накрест).
Марки акцизного сбора старого образца в соответствии с Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденным постановлением КМУ от 24 октября 1996 г. № 1284, изготовлялись Банкнотно-монетным двором Национального банка Украины трех видов:
– марки акцизного сбора для маркировки алкогольных напитков;
– марки акцизного сбора для маркировки табачных изделий;
3) специальные марки акцизного сбора для маркировки конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий, которые отличаются от обычных цветом и надписью “Конфискат”.
Марки акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия отличались между собой размерами, дизайном, цветом, указанными на них реквизитами. Каждая марка акцизного сбора имела свой отдельный номер. Нумерация марок акцизного сбора на алкогольные напитки состояла из серии из двух букв и семизначного номера, нанесенных параллельно более длинной стороне марки. Кроме этого нумерация марки включала надпись, состоящую из букв “АІ” (“АВ” (начальные буквы слов “алкоголь” и “импорт” (“отечественный”), двузначной и однозначной цифры (год и квартал выпуска марки), разделенных между собой косыми линиями. Марка акцизного сбора на алкогольные напитки импортного производства с содержанием спирта этилового от 1,2 до 8,5 процента объемных единиц включала надпись “1,2-8,5%”. Нумерация марок акцизного сбора на табачные изделия состояла из серии из двух букв и номера из четырех цифр, нанесенных параллельно более короткой стороне марки. Кроме этого нумерация марки включает надпись, состоящую из букв “ТЕ” (“ТВ”) (начальные буквы слов “табак” и “импорт” (“отечественный”), двузначной и однозначной цифры (год и квартал выпуска марки), разделенных между собой косыми линиями. Согласно п. 7 Постановления КМУ ” О введении марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий” от 23 апреля 2003 г. № 567 остатки марок акцизного сбора для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий предыдущего образца и маркированные ими алкогольные и табачные изделия находятся в обращении до полной их реализации.
3. Контрольная марка – специальный знак, удостоверяющий соблюдение авторских и (или) смежных прав и дает право на распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. Контрольная марка является самоклеющимся знаком одноразового использования, внешняя сторона которого имеет специальную голографическую защиту (см. ст. 2 Закона Украины ” о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных” от 23 марта 2000 г. в редакции от 10 июля 2003 г.).
Каждая контрольная марка имеет собственные серию и номер.
Установлены следующие серии контрольных марок:
А – для экземпляров фонограмм в форме магнитных носителей и виниловых дисков;
В – для экземпляров аудиовизуальных произведений и видеограмм в форме магнитных носителей и кинопленки;
К – для экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных в форме оптических носителей.
Контрольные марки изготавливаются по заказу Центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности в порядке, установленном законодательством.
На каждую контрольную марку наносится информация, которая идентифицирует ее с соответствующим экземпляром аудиовизуального произведения, фонограммы, видеограммы, компьютерной программы, базы данных.
Во время изготовления марок осуществляется их сквозная нумерация. Номер контрольной марки состоит из восьми знаков, а именно: из шести цифр и двух букв украинского алфавита, которые размещаются на контрольной марке в таком порядке: цифры, после них – буквы. Образцы и техническое описание контрольных марок утверждаются Государственным департаментом интеллектуальной собственности и производителем по согласованию с МВД и СБУ (см. п.7-9 Положения о порядке производства, хранения, продажи контрольных марок и маркирования экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, утвержденного постановлением КМУ от 13 октября 2000 г. № 1555). Маркировке контрольными марками подлежат все экземпляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, выпускаемых в обращение или экспортируемых, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 8 Закона Украины “о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм”. Маркировка осуществляется предприятием, предназначенным Государственным департаментом интеллектуальной собственности, перед выпуском этих экземпляров в обращение или перед их экспортом путем наклеивания контрольной марки на упаковке этого экземпляра (полиграфическую вкладку, целлофановую обертку и тому подобное) в левом верхнем углу обратной стороны этого экземпляра (п.20, 21, 22 названного Положения).
Определение понятий “аудиовизуальное произведение”, “фонограмма”, “видеограмма”, “компьютерная программа”, “база данных”, “экземпляр аудиовизуального произведения, компьютерной программы, базы данных”, “экземпляр фонограммы”, “экземпляр видеограммы”дается в ст. 2 Закона Украины “о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных”.
Видеограмма – видеозапись на соответствующем материальном носителе (магнитной ленте, магнитном диске, диске для лазерных систем считывания и тому подобное) исполнения или любых подвижных изображений (со звуковым сопровождением или без него), кроме изображений в форме записи, которая является составной частью аудиовизуального произведения. Видеограмма является исходным материалом для изготовления ее копий.
О понятии “видеограмма”, “компьютерная программа”, “база данных” см. п. 2 комментария к ст. 176.
Компьютерная программа – набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах).
База данных (компиляция данных) – совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение является результатом творческого труда, составные части которой являются доступными индивидуально и могут быть найдены с помощью специальной поисковой системы на основе электронных средств (компьютера) или других средств.
Аудиовизуальное произведение – это произведение, которое фиксируется на определенном материальном носителе (кинопленке, магнитной пленке или магнитном диске, диске для лазерных систем считывания и т. п) в виде последовательных кадров (изображений) или аналоговых или дискретных сигналов, которые отображают (кодируют) подвижные изображения (как со звуковым сопровождением, так и без него), и восприятие которого является возможным исключительно с помощью того или иного вида экрана (киноэкрана, телевизионного экрана и т. п), на котором движущиеся изображения визуально отображаются с помощью определенных технических средств. Видами аудиовизуального произведения являются кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, диафильмы, слайдофильмы и т.п., которые могут быть игровыми, анимационными (мультипликационными), неигровыми или другими (см. абз. 3 ст. 2 Закона Украины “о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных”).
Фонограмма – звукозапись на соответствующем носителе (магнитной ленте или магнитной ленте или магнитном диске, граммофонной пластинке, диске для лазерных систем считывания и тому подобное) исполнения или любых звуков, кроме звуков в форме записи, которая является составной частью аудиовизуального произведения. Фонограмма является исходным материалом для изготовления ее экземпляров (копий) (см. абз. 20 ст. 2 Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах”).
Экземпляр аудиовизуального произведения, компьютерной программы, базы данных-копия аудиовизуального произведения, компьютерной программы или базы данных на соответствующем материальном носителе, которая выполнена непосредственно или опосредованно из этого аудиовизуального произведения, компьютерной программы или базы данных и содержит все зафиксированные в аудиовизуальном произведении, компьютерной программе или базе данных движущиеся изображения или их часть (как со звуковым сопровождением, так и без него).
Экземпляр фонограммы-копия фонограммы на соответствующем материальном носителе, которая выполнена непосредственно или косвенно из этой фонограммы и содержит все зафиксированные на ней звуки или их часть.
Экземпляр видеограммы-копия видеограммы на соответствующем материальном носителе, которая выполнена непосредственно или опосредованно с этой видеограммы и содержит все зафиксированные на ней движущиеся изображения или их часть (как со звуковым сопровождением, так и без него).
Постановлением КМУ” Об упорядочении обращения офтальмологических изделий ” от 16 декабря 2004 г. № 1675 введена с 1 февраля 2005 г. Маркировка контрольными марками всех офтальмологических изделий, которые производятся и реализуются в Украине, а также ввозятся на таможенную территорию Украины с целью дальнейшей реализации. Офтальмологическими изделиями являются оптические средства, которые используются для коррекции зрения и защиты глаз в виде готовых изделий, а также их составляющие и заготовки: линзы (очковые, контактные), оправы очковые, очки корригирующие, защитные, солнцезащитные и другие по кодам согласно с УКТВЭД 7015 10 00 00, 9001 30 00 00, 9001 40 41 00, 9001 40 49 00, 9001 40 80 00, 9001 50 41 00, 9001 50 49 00, 9001 50 80 00, 9003 11 00 00, 9003 19 10 00, 9003 19 30 00, 9003 19 90 00, 9004 10 10 00, 9004 10 91 00, 9004 10 99 00, 9004 90 10 00, 9004 90 90 00. Контрольная марка имеет собственные серию, которая устанавливается по перечисленным кодам согласно УКТВЭД (ЛК, ЛС, ЛИ, ОП, ОД, ОИ, КО, КИ), и номер. Образцы и порядок продажи (выдачи) контрольных марок и их паспортов утверждает Госпотребстандарт. Однако контрольные марки для маркировки офтальмологических изделий не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 216.
4. Голографический защитный элемент – это голографический элемент, предназначенный для маркировки носителей информации, документов и товаров с целью подтверждения их подлинности, авторства и тому подобное, выполненный с использованием технологий, которые делают невозможным его несанкционированное воспроизведение (см.: Общие требования к обеспечению голографической защиты носителей информации, документов и товаров: Приложение к Положению о порядке голографической защиты документов и товаров, утвержденного постановлением КМУ от 24 февраля 2001 г. № 171). Защита документов и товаров голографическими защитными элементами введен с 1 января 2001 г. Указом Президента “О защите документов и товаров голографическими защитными элементами” от 15 ноября 2000 г. № 1239/2000.
Постановлением КМУ “Об утверждении перечней документов и групп товаров, подлежащих защите голографическими элементами” от 5 июля 2002 г. № 932 утверждены Перечень документов, подлежащих защите голографическими элементами, и их государственных заказчиков, который является исчерпывающим, и Перечень групп товаров, которые рекомендуется защищать голографическими элементами, к которому отнесены лекарства и изделия медицинского назначения, которые производятся в Украине и импортируются (по перечню, утвержденному МИНЗДРАВОМ); синтетические моющие средства, шампуни; гербициды и другие средства защиты растений. Защите голографическими элементами подлежат, в частности, акцизные марки на алкогольную и табачную продукцию и контрольные марки для маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Порядок разработки, производства, учета, внедрения, ввоза и вывоза голографических защитных элементов, внедрения и ведения Единого реестра изготовления голографических защитных элементов определяется Департаментом специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ (п. 3 Положения).
Согласно приказу Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины от 30 августа 2001 г. № 53 в Департаменте основано Едином реестре изготовления голографических защитных элементов. Этим же приказом утвержден Порядок ведения Единого реестра изготовления голографических защитных элементов.
Голографические защитные элементы изготавливают в форме знаков (этикеток, наклеек и т. п.), габаритные размеры и форма которых устанавливаются заказчиком и определяются назначением и условиями эксплуатации объекта защиты. Голографический защитный элемент, как правило, имеет многослойную структуру, которая содержит кроме носителя изображения слои другого функционального назначения (защитный, клеевой тому подобное). Внешний вид (дизайн) голографического защитного элемента должен быть таким, чтобы без применения специальных приборов однозначно можно было идентифицировать производителя (поставщика) товаров. Непосредственным носителем изображения может быть фольга горячего тиснения, другой носитель или сам объект защиты (например, пластиковая карточка). На носитель может наноситься изображение реального объекта, макета, рисунка, транспаранта, товарного знака или других стилизованных объектов (п.4, 5, 7, 8, 9 Общих требований к обеспечению голографической защиты носителей информации, документов и товаров).
5. С объективной стороны преступление выражается в совершении любого из следующих действий в отношении указанных в ней предметов:
– их незаконное изготовление;
– подделка;
– использование их незаконно изготовленных;
– использования незаконно полученных;
– использования поддельных;
– сбыт незаконно изготовленных;
– сбыт незаконно полученных;
– сбыт поддельных.
С момента совершения любого из указанных действий преступление считается законченным.
6. Порядок изготовления марок акцизного сбора образца 2003 г. регламентируется Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденным постановлением КМУ от 23 апреля 2003 г. № 567, согласно которому образцы марок разрабатываются Минфином вместе ГНА, СБУ, МВД и Минюстом и изготавливаются на заказ ГНА государственным специализированным предприятием Минфина (предприятием – производителем). Заказ оформляется в соответствии с правилами изготовления бланков ценных бумаг строгого учета, утвержденных Минфином, СБУ и МВД. ГНА ежемесячно подает предприятию-производителю сводную заявку-расчет на изготовление необходимого количества марок, а предприятия-производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий ежемесячно подают органу государственной налоговой службы (продавцу марок), уполномоченному ГНА, предварительную заявку-расчет о потребности в марках по их видам.
Порядок изготовления марок акцизного сбора предыдущего образца регламентировался Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, согласно которым такие марки изготовлялись Банкнотно-монетным двором Национального банка Украины по заказу Государственной налоговой администрации, которое оформлялось в соответствии с Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденных приказом Минфина, СБУ и МВД от 24, 15, 24 ноября 1993 г. № 98/118/740. Для изготовления марок акцизного сбора Государственная налоговая администрация подавала Банкнотно-монетному двору сводную заявку-расчет на изготовление необходимого количества марок.
Незаконным изготовление марок акцизного сбора в случае изготовления марок:
– без надлежащим образом оформленной сводной заявки-расчета Государственной налоговой администрации, то есть их изготовления без разрешения;
– в количестве, которое превышает указанное в сводной заявке-расчете;
– иного вида, чем указано в сводной заявке-расчете;
– по фальсифицированной (поддельной) сводной заявке-расчету;
– не по сводной заявке-расчету, а по заказу ненадлежащих субъектов (местных налоговых органов, непосредственно предприятий-производителей товаров, подлежащих маркировке, субъектов предпринимательства-импортеров алкогольных напитков или табачных изделий и т. п);
– изготовление марок на предприятии, которое не имеет права на их изготовление.
7. Незаконное изготовление контрольных марок – это их производство с нарушением установленного порядка: изготовление производителем контрольных марок в количестве, превышающем определенную сводной заявкой-расчетом Государственного департамента интеллектуальной собственности; изготовление контрольных марок иного вида, чем указано в сводной заявке-расчета; изготовление контрольных марок по фальсифицированной (поддельной) сводной заявкой-расчетом, то есть по заявке, в которой фальсифицированные сведения о количество или вид контрольных марок, которые необходимо изготовить; изготовление контрольных марок не по сводной заявке-расчету, а по непосредственным заказам получателей (импортеров, экспортеров и воспроизводителей экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, занесенных в Единый реестр получателей контрольных марок), а так же по заказам ненадлежащих субъектов, то есть субъектов предпринимательства, не занесенных в Единый реестр получателей контрольных марок; изготовление контрольных марок ненадлежащим производителем. При этом изготовление контрольных марок осуществляется с учетом требований Положения о порядке голографической защиты документов и товаров, утвержденного постановлением КМУ от 24 февраля 2001 г. (см. п. 6 Положения о порядке производства, хранения, продажи контрольных марок и маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм). От незаконного изготовления контрольных марок следует отличать их ненадлежащее изготовление, то есть изготовление с нарушением утвержденных образцов и технического описания, ответственность за которое, при наличии оснований. может наступать, в частности, по ст. 367 (например, если оно имело следствием невозможность использования значительного количества изготовленных марок по их целевому назначению).
8. Хозяйственная деятельность, связанная с разработкой, производством, внедрением, сертификационным испытаниям, ввозом и вывозом голографических защитных элементов осуществляется юридическими и физическими лицами-субъектами хозяйствования при наличии лицензии, выданной Службой безопасности Украины (до вступления в силу Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по разработке, производству, внедрению, сертификационным испытаниям, ввозу, вывозу голографических защитных элементов, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Службы безопасности Украины от 8 апреля 2003 г. № 42/132 лицензии выдаваемой Департаментом специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ), а деятельность, связанная с видоизменением голографического защитного элемента, которая не приводит к изменению голографического изображения (изменение формы голографического элемента, нумерация, персонализация, маркировка и т. д, в том числе во время нанесения), изготовлением оборудования для голографической защиты осуществляется в соответствии с Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по разработке, производству, внедрению, сертификационным испытаниям, ввозу, вывоз голографических защитных элементов, утвержденными совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Службы безопасности Украины от 8 апреля 2003 г. № 42/132 только лицензиатами, которые имеют право осуществлять деятельность по внедрению голографических защитных элементов. Изготовление голографических защитных элементов с нарушением указанного порядка должно считаться незаконным.
9. Предметом незаконного изготовления марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов являются соответственно настоящие марки акцизного сбора, контрольные марки и голографические защитные элементы, то есть такие, технические характеристики которых соответствуют образцам, установленным соответствующими органами (Государственной налоговой администрацией, Государственным департаментом интеллектуальной собственности или Департаментом специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ).
10. Под подделкой марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов надо понимать:
– изготовление упомянутых фальшивых предметов любым способом (ксерокопирование, печатный способ и т. п);
– внесение в настоящие марки акцизного сбора, контрольные марки и голографические защитные элементы ложных сведений и изменений (истирание, изменение серии и номера и тому подобное), которые искажают их содержание.
11. Использование незаконно изготовленных и полученных или поддельных марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов выражается в обозначении такими марками или голографическими защитными элементами в соответствии алкогольных напитков и табачных изделий, упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, документов и товаров. Способы и порядок обозначения марками алкогольных напитков и табачных изделий определяются названным Положением от 24 октября 1996 г. в редакции от 10 декабря 1998 г. Маркировка осуществляется путем наклеивания марок акцизного сбора производителями алкогольных напитков и табачных изделий на каждую бутылку, пачку (упаковку), в том числе сувенирные (п. 27 Положения).
12. Под сбытом незаконно изготовленных и полученных или поддельных марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов надо понимать любую форму их отчуждения: продажа, обмен, дарение, другую безвозмездную передачу, передачу в долг и в счет оплаты долга и тому подобное.
13. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Если подделка или использование марок акцизного сбора совершается с целью уклонения от уплаты акцизного сбора, действия виновного должны дополнительно квалифицироваться и по соответствующей части ст. 212 при наличии признаков этого преступления.
14. Субъектом незаконного изготовления марок акцизного сбора могут быть:
– работники государственного специализированного предприятия, осуществляющего изготовление марок акцизного сбора;
– работники налоговых органов, которые подали фальсифицированные заявки на их изготовление;
– работники полиграфических предприятий, которые не имеют права на их изготовление, изготовили марки акцизного сбора установленного образца.
Если незаконное изготовление марок акцизного сбора связано с подделкой документов, действия виновного должны квалифицироваться дополнительно по ст. 358 или ст. 366.
Субъектом незаконного изготовления контрольных марок могут быть:
– работники производителя контрольных марок;
– работники Государственного департамента интеллектуальной собственности;
– работники полиграфических предприятий, которые незаконно изготовили контрольные марки.
Если незаконное изготовление контрольных марок связано с подделкой документов, действия виновного должны дополнительно квалифицироваться по ст. 358 или ст. 366.
Субъектом незаконного изготовления голографических защитных элементов могут быть:
– работники субъектов хозяйственной деятельности, которые на основании полученной лицензии осуществляют деятельность, связанную с производством голографических защитных элементов;
– любые лица, которые незаконно изготовили голографические защитные элементы, то есть изготовили их без наличия лицензии на такой вид хозяйственной деятельности.
Субъектом подделки, использования и сбыта незаконно изготовленных и полученных или поддельных марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов может быть любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в том числе и должностное лицо. Действия последней, при наличии у них признаков злоупотребления властью или служебным положением, должны дополнительно квалифицироваться и по ст. 364.
15. квалифицированными видами преступления являются незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт незаконно изготовленных и полученных или поддельных марок акцизного сбора, контрольных марок и голографических защитных элементов, если эти действия совершены: 1) повторно (см. ст. 32 и комментарий к ней) или 2) по предварительному сговору группой лиц (см. ч. 2 ст. 28 и комментарий к ней).
16. Реализация товаров, обозначенных незаконно изготовленными, полученными или поддельными голографическими защитными элементами, на которые нанесен товарный знак, при наличии оснований должно квалифицироваться дополнительно и по ст.229 как незаконное использование знака для товаров или услуг.
17. За распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, имеющими серию или содержат информацию, не соответствуют носителю этого экземпляра, или номер, который не отвечает данным Единого реестра получателей контрольных марок, предусмотрена ответственность по ст.1649 Куоап.
18. Согласно п. 1 Заключительных положений Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины” о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм ” от 10 июля 2003 г. Импорт, Экспорт, Оптовая и розничная торговля экземплярами компьютерных программ, баз данных в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Закона (вступил в силу 21 августа 2003 г. со дня его опубликования в газете “Голос Украины”) могут осуществляться без получения контрольной марки установленного образца, а с даты истечения указанного срока – только при условии маркировки указанных предметов контрольными марками.