Новая редакция ст. 209-1 УКУ с комментариями.

1. Умышленное непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации о финансовых операциях, которые согласно закону подлежат финансовому мониторингу, центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, если такие деяния причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц, –

наказываются штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Разглашение в любом виде тайны финансового мониторинга, или факта обмена информацией о финансовой операции и ее участников между субъектами первичного финансового мониторинга субъектами государственного финансового мониторинга, иными государственными органами, а также факта предоставления (получения) запроса, решения или поручения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или предоставление (получение) ответа на такой запрос, решение или поручение лицом, которому эта информация стала известна в связи с ее профессиональной или служебной деятельностью, если такие действия причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц, –

наказывается штрафом от трех тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 209-1 УК Украины

1. Статьей 209-1, которой УК дополнен Законом Украины “О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальных кодексов Украины” от 16 января 2003 г. и вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Закона Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” от 28 ноября 2002 г. (далее – Закон “О предотвращении…”) с 11 июня 2003 г., то есть через шесть месяцев с дня его опубликования, предусмотрена ответственность за два отдельных, самостоятельных преступления:

– повторное умышленное непредставление информации о финансовых операциях или повторное умышленное представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (далее – уполномоченный орган) (ч. 1);

– незаконное разглашение в любом виде информации, предоставляемой уполномоченному органу лицом, которому эта информация стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью (ч. 2).

Специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга с 1 января 2005 г. Государственный комитет финансового мониторинга Украины – центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется КМУ, который действует на основании Положения о Государственном комитете финансового мониторинга Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 24 декабря 2004 г. № 1527. К созданию названного Государственного комитета таким органом был Государственный департамент финансового мониторинга (Госфинмониторинг) – правительственный орган государственного управления, действовавший в составе Министерства финансов Украины, ему подчинялся и действовал на основании Положения о Государственном департаменте финансового мониторинга, утвержденным постановлением КМУ от 18 февраля 2002 г. № 194. Основными задачами Госфинмониторинга Украины являются: участие в реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу; создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с органами государственной власти, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в указанной сфере; обеспечение в установленном порядке представительства Украины в международных организациях по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209, в форме повторного умышленного непредставления информации, является информация (сведения) о финансовых операциях, которая в соответствии с законом должна быть подана или уполномоченному органу, или одновременно уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенным законодательством, если операция имеет признаки, указанные в ч. 7 ст. 8 Закона Украины ” О предотвращении…”, а в форме повторного умышленного представления заведомо недостоверной информации – информация (сведения) о совершенных финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, которая является недостоверной, то есть не соответствует действительности.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2091, является любая информация относительно осуществления финансового мониторинга, которая должна быть предоставлена или предоставлена уполномоченному органу.

Система финансового мониторинга состоит из двух уровней – первичного и государственного. Внутренний финансовый мониторинг-это деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с Законом Украины ” О предотвращении…“, финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов (см. абз. 19 ст. 1 Закона Украины”О предотвращении…”).

Обязательный финансовый мониторинг-это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по анализу информации относительно финансовых операций, предоставляемой субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины (см. абз. 18 ст. 1 Закона Украины “О предотвращении…”).

Субъектами государственного финансового мониторинга являются:

– центральные органы исполнительной власти (Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг) и Национальный банк Украины, которые в соответствии с законом выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций;

– специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (см. ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 10 Закона Украины “О предотвращении…”).

3. виды финансовых операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, определены в ст. 12 Закона Украины “О предотвращении…”, а виды финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу – в ст. 11 этого закона.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Украины “О предотвращении…” с изменениями от 6 февраля 2003 г. финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, если сумма, на которую она проводится, равна или превышает 80000 гривен, или равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 80000 гривен, и имеет один или более признаков, определенных ст. 11 Закона:

– перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной КМУ к перечню оффшорных зон;

– покупка (продажа) чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

– зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение финансовых операций с ценными бумагами в случае, когда хотя бы одна из сторон является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или место нахождения в стране (на территории), которая не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (на вышеупомянутой территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным КМУ на основе перечней, утвержденных международными организациями, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

– перевод средств в наличной форме за границу с требованием выдать получателю денежные средства наличными;

– зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;

– зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица в случае, если операции на отмеченном счете не проводились с момента его открытия;

– открытие счета с внесением на него средств в пользу третьего лица;

– перевод лицом, при отсутствии внешнеэкономического контракта, средств за границу;

– обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

– проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;

– приобретение лицом ценных бумаг за наличные;

– выплата физическому лицу страхового возмещения или получения страховой премии;

– выплата лицу выигрыша в лотерею, казино или в другом игорном заведении;

– размещение драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей в ломбард.

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных ст. 12 Закона Украины ” О предотвращении…”:

1) запутанный или необычный характер финансовой операции, которая не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, в частности:

а) принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, которое предлагает или соглашается на получение процентов по депозиту, ниже процентной ставки, которая установлена в банке на текущий момент, или уплату комиссий (платы за осуществление отдельных операций с его средствами) в размерах, больших, чем определенные субъектом первичного мониторинга тождественными по вкладам или операциям на текущий момент;

б) настаивание лица провести операцию по правилам, отличным от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга относительно таких операций по содержанию или по срокам ее проведения;

в) внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств потому индоссацию платежных документов, предоставление поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счета других лиц;

г) представление лицом информации, которую невозможно проверить;

г) невозможность установления контрагентов лица, принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, которое направляет средства в адрес другой стороны гражданско-правовой сделки, вследствие чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с ее отказом относительно их принятия;

д) отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;

е) регулярное заключение лицом срочных соглашений или использование других производных финансовых инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, по финансовым операциям с одним или несколькими контрагентами, результатом чего есть постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

е) принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, которое осуществляет неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги в течение текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;

ж) наступление страхового случая в течение короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;

2) несоответствие финансовой операции деятельности юридического лица, установленное уставными документами этого лица, в частности:

а) не связано с деятельностью лица существенное увеличение остатка на счете, который впоследствии перечисляется другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

б) отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, по которым лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;

в) регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не соответствует деятельности лица, известной субъекту первичного финансового мониторинга;

г) зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, которая не превышает сумму, определенную статьей 11 настоящего Закона, в том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связана с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

г) существенное увеличение доли наличных денег, поступающих на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

д) размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую сумму;

е) разовая продажа (покупка) лицом большого пакета ценных бумаг, которые свободно не обращаются на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются лицу в погашение просроченной задолженности контрагента перед лицом;

3) выявление неоднократного осуществления финансовых операций, характер которых дает основания полагать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом, в частности:

а) регулярное зачисление на счет лица (в случае юридического лица, если это не связано с ее основной деятельностью) средств в наличной форме с последующим переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый у другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;

б) передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга.

При этом, согласно ч. 2 ст. 12 Закона, которой она (статья) дополнена Законом от 24 декабря 2002 г., внутренний финансовый мониторинг может осуществляться и в отношении других финансовых операций, когда у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания полагать, что финансовая операция проводится с целью легализации (отмывания) доходов.

4. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2091, с объективной стороны характеризуется совершением одного из двух, альтернативно предусмотренных настоящей частью статьи 2091, деяний: 1) повторное умышленное непредставление информации о финансовых операциях, которая должна быть подана в соответствии с законом уполномоченному органу или одновременно уполномоченному органу и определенным законодательством правоохранительным органам, если финансовая операция имеет признаки, указанные в ч. 7 ст. 8 Закона Украины ” О предотвращении…”, и 2) повторное умышленное представление уполномоченному органу заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, которые подлежат внутреннему или обязательному финансовому мониторингу.

5. Под непредоставлением информации о финансовых операциях следует понимать неисполнение работником субъекта первичного финансового мониторинга возложенной на него в соответствии с законодательством обязанности сообщить в установленный законодательством срок Уполномоченному органу или Уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенным законодательством, сведения о совершенных финансовых операциях или об отказе в осуществлении финансовых операций.

Порядок регистрации банками финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и предоставление информации о таких финансовых операциях Уполномоченному органу, определен пунктами 4, 5 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14 мая 2003 г. № 189, а всеми другими субъектами первичного финансового мониторинга (кроме банков, казино, игорных заведений и ломбардов) – порядка регистрации финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга, утвержденным постановлением КМУ от 26 апреля 2003 г. № 644. Указанным Порядком предусмотрено, что перед осуществлением финансовой операции или после ее осуществления работник субъекта первичного финансового мониторинга, что обеспечивает осуществление финансовой операции или является ответственным за проведение финансового мониторинга выясняет возможность отнесения ее к такой, которая согласно Закону подлежит финансовому мониторингу, и в случае выявления такой финансовой операции того же дня проводит ее регистрацию в реестре, который ведется в электронной и/или бумажной форме. Информация о финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу, подается уполномоченному органу субъектом первичного финансового мониторинга по собственной инициативе. В сообщении о финансовой операции должны содержаться сведения, которые в соответствии с п. 6 названного порядка заносятся в реестр о финансовых операциях: сведения относительно лица, осуществляющего финансовую операцию, и в случаях, предусмотренных законодательством, лица, от имени или по поручению которого осуществляется финансовая операция, или которое является выгодополучателем, установленные в результате идентификации в соответствии со ст. 6 Закона Украины ” О предотвращении…”; сведения относительно других лиц-участников финансовой операции, вид финансовой операции; сумма, на которую; валюта, в которой осуществляется финансовая операция; основания для осуществления финансовой операции; сведения о финансовых операциях, связанные с обліковуваною (в случае наличия); признаки, по которым финансовая операция подлежит финансовому мониторингу; дополнительная информация о мотивированном подозрении относительно того, что финансовая операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (в случае наличия); дата и время осуществления или отказа от осуществления финансовой операции.

Приказом Государственного департамента финансового мониторинга от 24 апреля 2003 г. № 40 утверждены требования к организации финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а приказом от 13 мая 2003 г. № 48 – формы учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, и инструкция по заполнению форм учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга.

6. Законом Украины “О предотвращении…” установлена обязанность субъектов первичного финансового мониторинга предоставлять Уполномоченному органу информацию о финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу, а также предоставлять дополнительную информацию на запрос Уполномоченного органа, связанную с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе такую, которая составляет банковскую и коммерческую тайну, и не установлено такой обязанности относительно финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, если они не имеют признаков финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу. Согласно ч. 6 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”, субъект первичного финансового мониторинга обязан также предоставлять уполномоченному органу информацию о финансовой операции в случае, когда у его работников возникают мотивированные подозрения, что финансовая операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”, субъект первичного финансового мониторинга, который осуществляет финансовые операции, обязан немедленно уведомить уполномоченный орган и правоохранительные органы, определенные законодательством, о финансовых операциях, в отношении которых он подозревает или должен был бы подозревать, что такие операции связаны, имеют отношение или предназначены для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций. В то же время ст. 2091 предусмотрена ответственность за повторное умышленное непредставление информации не только о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, но и о финансовых операциях, подлежащих и внутреннему финансовому мониторингу. Учитывая, что Законом Украины “О предотвращении …” на субъектов первичного финансового мониторинга не возложена обязанность предоставлять уполномоченному органу информации о финансовых операциях, которые не подлежат обязательному финансовому мониторингу, за исключением информации о финансовых операциях, которая должна подаваться в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”, то административная ответственность по ст. 1669 КУоАП или уголовная ответственность по ст. 2091 может наступать только за умышленное непредставление уполномоченному органу информации о финансовых операциях, обязательному финансовому мониторингу, или дополнительной информации на запрос уполномоченного органа, связанной с финансовыми операциями, ставшими объектом финансового мониторинга, или о финансовых операциях, имеющих признаки, указанные в ч. 6 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”. Кроме того, уголовная ответственность по ст. 2091 может наступать также за умышленное непредставление уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенных законодательством, информации о финансовых операциях, имеющих признаки, указанные в ч. 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”.

Перечень видов финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу более широкий, чем перечень видов финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, поскольку более широкими являются цели его осуществления: 1) выявление финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и 2) выявление других финансовых операций, могут быть связанные с легализацией (отмыванием) доходов.

7. Представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, которые подлежат внутреннему или обязательному финансовому мониторингу Уполномоченному органу – это направление (передача) ответственным работником субъекта первичного финансового мониторинга Уполномоченному органу Сообщения о финансовой операции (Форма № 4-ФМ) и выписки из Реестра финансовых операций субъекта первичного финансового мониторинга (Форма № 2-ФМ), который является приложением к указанному Уведомления, в которых внесены сведения (информация), которые полностью или частично не соответствуют действительности. Формы Сообщения о финансовой операции и Реестра финансовых операций субъекта первичного финансового мониторинга утверждены приказом Государственного департамента финансового мониторинга от 13 мая 2003 г. № 48. Сведения относительно операций, которые подлежат финансовому мониторингу или могут быть связаны с финансированием терроризма, предоставляются Уполномоченному органу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, должны быть заверены электронной цифровой подписью, сгенерированным в установленном законодательством порядке. При этом магнитный носитель предоставляется вместе с сопроводительным письмом. До 1 октября 2003 г. субъектам первичного финансового мониторинга разрешено передавать указанные сведения (информацию) на бумажных носителях по почте с уведомлением о вручении.

8. Умышленное непредставление информации о финансовых операциях и умышленное представление Уполномоченному органу заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, которые подлежат внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, является преступлением при условии, что такие действия совершены повторно. При этом преступлением признается лишь повторное совершение лицом тождественных действий (повторному непредставлению информации должно предшествовать также только непредставление информации, а повторному представлению заведомо недостоверной информации – совершение такого же деяния), поскольку в законодательной формулировке уголовно-правовой нормы в диспозиции ч. 1 ст. 2091 дважды употреблено слово “повторное”: “повторное умышленное непредставление информации… или повторное умышленное представление заведомо недостоверной информации…”. Совершение лицом в любой последовательности каждого из двух альтернативно указанных в диспозиции ч. 1 ст. 2091 деяний (сначала непредставление информации, а затем представление заведомо недостоверной информации или наоборот) состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2091, не образует.

9. Информация о финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу, а также дополнительная информация на запрос Уполномоченного органа, связана с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе такая, которая составляет банковскую и коммерческую тайну, должна предоставляться Уполномоченному органу не позднее чем в течение трех рабочих дней с момента соответственно или регистрации финансовой операции, либо получения запроса Уполномоченного органа (абз. 4, 6 ст. 5 Закона Украины “О предотвращении…”), поэтому преступление в форме умышленного повторного непредставления информации о финансовых операциях в указанных случаях считается законченным с момента окончания суток, которая является последним днем (сроком) представления соответствующей информации.

Законом Украины” О предотвращении… ” непосредственно не определено, в какой срок должна подаваться уполномоченному органу информация в случаях, когда у работников субъекта первичного финансового мониторинга, осуществляющего финансовую операцию, возникают мотивированные подозрения, что финансовая операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов (ч. 6 ст. 8 названного Закона). Относительно финансовых операций в случае, когда субъекты первичного финансового мониторинга, осуществляющие финансовые операции, подозревают или должны были бы подозревать, что такие финансовые операции связаны, имеют отношение или предназначены для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций, то информация о таких операциях должна немедленно сообщаться уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенным законодательством (ч. 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”). Не определен срок представления информации в указанных случаях (ч. 6, 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”) и в требованиях к организации финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Приказом Государственного департамента финансового мониторинга от 24 апреля 2003 г. № 40.

Пунктом 2.10 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14 мая 2003 г. № 189, предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника банка сомнения относительно отнесения операции клиента к операциям, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, могут иметь отношение или предназначаться для финансирования террористической деятельности, он безотлагательно информирует об этом ответственного работника банка (филиала) согласно внутренних процедур банка, который принимает окончательное решение об отнесении такой сделки к указанным категориям, ее регистрации и информирования Уполномоченного органа. В случае возникновения подозрения в том, что обнаруженная операция связана, имеет отношение или предназначена для финансирования террористической деятельности, ответственный работник одновременно решает вопрос о немедленном информировании о ней соответствующих правоохранительных органов.

Относительно срока представления уполномоченному органу информации о финансовых операциях в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”, то очевидно, таким должно также быть три рабочих дня с момента, когда у ответственного работника субъекта первичного финансового мониторинга возникло мотивированное подозрение, что финансовая операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов. Относительно срока представления информации уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенным законодательством, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”, то, очевидно, таким должно считаться время, в течение которого ответственный работник субъекта первичного финансового мониторинга объективно имел возможность выполнить обязанность по представлению соответствующей информации.

Учитывая приведенные положения Закона Украины” О предотвращении… “преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2091, будет законченным: при его совершении в форме повторного умышленного непредставления информации о финансовых операциях-с момента окончания определенного Законом Украины” О предотвращении…” срока, в течение которого информация о финансовой операции должна (малая) быть предоставлена (направлена, уведомлена) или уполномоченному органу, или уполномоченному органу и правоохранительным органам, определенным законодательством; при его совершении в форме повторного умышленного представления заведомо недостоверной информации – с момента фактического повторного представления (направления, передачи) Уполномоченному органу заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, которые подлежат внутреннему или обязательному финансовому мониторингу.

10.за совершение деяний, указанных в ч. 1. ст. 2091 УК, предусмотрена административная ответственность ст. 1669 КУоАП, но поскольку в ч. 1 ст. 2091 УК административная преюдиция не определяется как основание (условие) уголовной ответственности за повторное совершение указанных в ней деяний, для признания повторного их совершения преступлением не имеет значения, привлекалось или нет лицо за первое деяние к административной ответственности по ст. 1669 КУоАП.

11. повторность (преюдиционность) совершения деяния, которая является условием (основанием) привлечения лица к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 2091, является признаком, характеризующим и объективную сторону (деяние) сформулированного в ч. 1 ст. 2091 состава преступления, и его субъекта.

Поскольку за деяние, повторное совершение которых является преступлением по ч. 1 ст. 2091, предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 1669 КУоАП, то при решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления необходимо учитывать положение ч. 1 ст. 38 КУоАП, согласно которому административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – два месяца со дня его выявления.

В законодательстве об административной ответственности отсутствует институт приостановления или прерывания течения давности привлечения к административной ответственности, а поэтому, независимо от того, сколько правонарушений совершило лицо, она не может быть привлечена к ответственности за те из них, со дня совершения которых прошло два месяца, то есть такие правонарушения “погашаются” как в административно-правовом, так и уголовно-правовом значении: лицо не может считаться таким, которое совершило соответствующее действие, поскольку она не может подлежать ответственности за его совершение.

Повторность совершения деяния как признак объективной стороны преступления означает, что с объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2091, характеризуется последовательным совершением двух (и более) тождественных с альтернативно указанных в ней деяний (повторное непредставление информации или повторное представление заведомо недостоверной информации). Поэтому о наличии преступления можно говорить в случае, когда между совершением первого правонарушения, за которое лицо не привлекалось к административной ответственности, и вынесением обвинительного приговора прошел срок не более двух месяцев (с учетом положений ч. 1 ст. 38 КУоАП). Если же лицо привлекалось к административной ответственности за первое деяние по ст. 1669 КУоАП, то о наличии преступления можно говорить в случае, когда между днем исполнения административного взыскания за первое правонарушение и совершением второго правонарушения не прошел один год (с учетом положений ст. 39 КУоАП), и со дня совершения второго правонарушения не истек срок привлечения лица к административной ответственности, то есть не прошло два месяца. Аналогично должен решаться вопрос о наличии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2091, если рассматривать повторность как признак, характеризующий субъекта преступления, поскольку лицо не может считаться совершившим правонарушение, за которое оно не может быть привлечено к ответственности.

12. субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2091, специальный – работники юридических лиц – субъектов первичного финансового мониторинга и их структурных подразделений (филиалов), назначенные ответственными за проведение финансового мониторинга в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Украины “О предотвращении…”, или на которых возложены обязанности ответственного работника согласно законодательству. При этом, такой работник должен быть независимым в своей деятельности и подотчетным только руководителю субъекта первичного финансового мониторинга (ч. 3 ст. 5 Закона Украины “О предотвращении…”).

Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

– банки, страховые и другие финансовые учреждения;

– платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

– товарные, фондовые и другие биржи;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– институты совместного инвестирования;

-игорные заведения, ломбарды, юридические лица, которые проводят любые лотереи;

– предприятия, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

– предприятия и объединения связи, другие некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

– другие юридические лица, которые в соответствии с законодательством осуществляют финансовые операции (ч. 2 ст. 4 Закона Украины ” О предотвращении…”)

В банках ответственный работник по должности является членом правления банка и его кандидатура соглашается с Национальным банком Украины. В банках, с учетом особенностей их организации, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями, может быть сформировано или определено структурное подразделение по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, под руководством ответственного работника. В филиалах банков также назначаются ответственные работники, которые назначаются на должности по согласованию с ответственным работником банка. В случае нецелесообразности введения отдельной должности ответственного работника в филиале обязанности ответственного работника филиала могут выполняться другим должностным лицом филиала. Кандидатура ответственного работника филиала или лица, которое будет исполнять его обязанности, соглашается с территориальным управлением Национального банка Украины по местонахождению филиала. К компетенции ответственного работника банка (филиала), в частности, относится принятие решения об уведомлении уполномоченного органа о финансовых операциях, в отношении которых есть мотивированные подозрения, что они могут осуществляться с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или что они связаны, имеют отношение или предназначены для финансирования терроризма, и принятия решения об информировании правоохранительных органов, определенных законодательством Украины, о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они связаны, имеют отношение или предназначены, а также принятие решения о предоставлении информации по вопросам финансового мониторинга на запросы уполномоченного органа и соответствующих правоохранительных органов (см.: п. 6 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга).

13.с субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2091, характеризуется лишь умышленной виной, вид умысла прямой.

14. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч.2 ст.2091, выражается в незаконном доведении в любом виде (устно, письменно, в телефонном разговоре или телеграфном сообщении и т. п) информации, которая предоставляется Уполномоченному органу, а также другой информации по вопросам финансового мониторинга, в том числе сведений о факте предоставления такой информации до сведения любых лиц, в том числе лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка, кроме предоставления (сообщения) такой информации органам и лицам, которым она должна предоставляться согласно закону.

Законом Украины” О предотвращении… ” на субъектов первичного финансового мониторинга возложена обязанность принимать меры по предотвращению разглашения (в том числе лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, предоставляемой уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте представления такой информации) (абз.8 ч. 1 ст. 5 Закона). Обязанность обеспечивать хранение информации, полученной от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов, возложена также на субъектов государственного финансового мониторинга – Национальный банк Украины, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (ст. 10 Закона Украины “О предотвращении…”).

15. субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2091 являются лица, которые незаконно разгласили информацию, которая предоставлена или должна быть предоставлена уполномоченному органу о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, которая стала им известна в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей и которую им запрещено разглашать:

– ответственные работники или лица, исполняющие их обязанности, юридических лиц, которые осуществляют финансовые операции и отнесенные законом к субъектам первичного финансового мониторинга, и ответственные работники структурных подразделений (филиалов) или лица, исполняющие их обязанности;

– работники юридических лиц субъектов первичного финансового мониторинга, в частности банков, и их структурных подразделений (филиалов), которым информация о финансовых операциях стала известна в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей и которую они обязаны не разглашать. В частности, работникам банка (филиала), которые обеспечивают подготовку и предоставление уполномоченному органу информации о финансовых операциях, запрещается сообщать об этом лицам, которые их осуществляют, и любым третьим лицам (см.: абз. 3 п. 5. 1 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга);

– работники центральных органов исполнительной власти Украины и Национального банка Украины, которые в соответствии с законом выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций, и которые обязаны обеспечивать хранение информации, полученной от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов;

-) работники правоприменительных и правоохранительных органов, которым такая информация стала известна, в частности, в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, расследованием и рассмотрением уголовных дел;

– работники специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга.

16.с субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 2091, характеризуется умышленной виной, вид умысла прямой.

17. частью 2 ст. 1669 КУоАП предусмотрена ответственность за разглашение информации, предоставляемой уполномоченному органу, или факта предоставления такой информации, поэтому необходимо разграничивать разглашение информации, предоставляемой уполномоченному органу, как преступления (ч. 2 ст. 2091 УК) и как административного правонарушения (ч. 2 ст. 1669 КУоАП).

Фактически почти все признаки указанных правонарушений совпадают по смыслу. Текстуальные содержательные различия сводятся к следующему: 1) в ст. 2091 УК говорится о незаконности разглашения информации, а в ст. 1669 КУоАП – просто о разглашении; 2) в ст. 2091 УК содержится указание на субъекта преступления, которое отсутствует в ст. 1669 КУоАП-лицо, которому информация стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью; 3) в ст. 1669 КУоАП говорится о разглашении не только информации, предоставляемой уполномоченному органу, но и о разглашении информации о факте предоставления уполномоченному органу такой информации.

Поскольку в диспозиции ч. 2 ст. 1669 КУоАП не содержится указания на умышленность разглашения информации, наличие которой в диспозиции ч. 2 ст. 2091 УК свидетельствует об лишь умышленном характере совершения предусмотренных ею действий, то правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 1669 КУоАП, как представляется, с субъективной стороны характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Кроме того, предметом правонарушения по ч. 2 ст. 1669 КУоАП может быть не только информация о финансовых операциях, которая предоставляется уполномоченному органу, но и сведения о факте предоставления такой информации. Во всех остальных случаях вопрос о квалификации разглашения указанной в ч. 2 ст. 2091 УК и ч. 2 ст. 1669 КУоАП, как преступления или административного правонарушения, к законодательному решению коллизии сформулированных в них норм, должен решаться, очевидно, в зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния, характера разглашенной информации и других фактических обстоятельств.

18. Частью 1 ст.1669 Куоап, которой кодекс дополнен Законом Украины “О предотвращении…”, предусмотрена ответственность не только за непредставление или представление Уполномоченному органу заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, но и за ряд других деяний. С объективной стороны правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 1669 КУоАП, может выражаться в:

– нарушении требований по идентификации лица, осуществляющего финансовую операцию;

– нарушении порядка регистрации финансовых операций, подлежащих первичному финансовому мониторингу;

– непредставлении Уполномоченному органу информации о финансовых операциях, подлежащих первичному финансовому мониторингу;

– несвоевременном представлении Уполномоченному органу информации о финансовых операциях, подлежащих первичному финансовому мониторингу;

-представлении Уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих первичному финансовому мониторингу;

– невыполнении требований по хранению документов, касающихся идентификации лиц, осуществляющих финансовые операции, и документации относительно проведенных ими финансовых операций.

Обратим внимание на то, что ст. 1669 КУоАП формально вообще не предусмотрена ответственность за непредставление уполномоченному органу информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и за представление заведомо недостоверной информации о таких операциях. Информация же об операциях, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, как уже отмечалось, должна предоставляться уполномоченному органу только в случаях, предусмотренных абз.6 ч. 1 ст. 5 и ч. 6, 7 ст. 8 Закона Украины “О предотвращении…”.

19. Умышленное непредставление информации о финансовых операциях и умышленное представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, уполномоченному органу, может быть способом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209, в форме совершения действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения средств или другого имущества, полученных вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, или владения ими, прав на такие средства или имущество, источники их происхождения, местонахождение, перемещение, если такие действия совершены с целью, указанной в диспозиции ч. 1 ст. 209.такие действия, при наличии оснований, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 209 и ч. 1 ст. 2091 или ч. 1 ст. 1669 КУоАП. При отсутствии указанной в ч. 1 ст. 209 цели умышленное непредставление информации о финансовых операциях и умышленное представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, уполномоченному органу, при наличии оснований могут квалифицироваться как пособничество совершению преступления, предусмотренного ст. 209, то есть по ч. 5 ст. 27 и соответствующей частью ст. 209.

20. Законом Украины “О предотвращении …” на субъектов первичного финансового мониторинга возложена обязанность проводить идентификацию лица, которое 1) осуществляет финансовую операцию, подлежащую финансовому мониторингу, или которое 2) открывает счет (в том числе депозитный), а также 3) при наличии оснований считать, что информация об идентификации лица нуждается в уточнении (абз.2 ч. 1 ст. 5 Закона). Кроме того, идентификации подлежит также лицо, от имени которого осуществляется финансовая операция или которое является выгодополучателем в случае, если финансовая операция осуществляется лицом, которое действует как представитель другого лица, или у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени или выгодополучателем является другое лицо.

Основания и порядок осуществления идентификации личности определяются ст. 6 Закона Украины “О предотвращении…”, ст. 64 Закона Украины “О банках и банковской деятельности” от 7 декабря 2000 г. в редакции от 6 февраля 2003 г. и ст. 18 Закона Украины “о финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг” от 12 июля 2001 г. в редакции от 6 февраля 2003 г., и конкретизируется относительно клиентов банков в п. 3 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга.