Новая редакция ст. 201 УКУ с комментариями.

1. Контрабанда, то есть перемещение через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия или боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия или боевых припасов к ней), частей огнестрельного нарезного оружия, а также специальных технических средств негласного получения информации, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. И само действие, совершенное по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, или служебным лицом с использованием служебного положения, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Комментарий к ст. 201 УК Украины

1. Контрабандой называется незаконное перемещение товаров, валюты, ценностей и иных предметов через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля.

2. Контрабанда посягает на монополию внешней торговли, подрывает экономику государства, общественную безопасность и здоровье людей.

3. Предметами контрабанды являются товары, валюта, исторические и культурные ценности, а также предметы, изъятые из свободного оборота,— оружие, яды, радиоактивные, взрывчатые вещества и т. п.

4. Объективно контрабанду образует одно из возможных деяний по незаконному перемещению через таможенную границу Украины предметов контрабанды, совершенное:

— в крупных размерах — на сумму в тысячу и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан;

— в отношении запрещенных для ввоза — вывоза предметов: исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к ней).

5. Таким образом, ст. 201 УК предусматривает два вида контрабанды, что е уголовным преступлением: а) незаконное перемещение через таможенную границу Украины товаров, валюты И ценностей (кроме исторических и культурных), совершенное в крупных размерах; б) незаконное перемещение через таможенную границу Украины, независимо от количества и стоимости, специальных предметов — исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных и взрывных веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего ружья и боевых припасов к ней).

6. Квалифицированной признается контрабанда, которая была совершена организованной группой, то есть группой, что создала специальную организацию для занятия контрабандой, либо лицом, ранее судимым за контрабанду (ч. 2 ст. 201 УК Украины).

7. Контрабанда-преступление умышленное, и умысел прямой — субъект имеет цель нарушить таможенную границу и стремится ее достичь.

8. Ответственными за контрабанду являются вменяемые лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

Другой комментарий к статье 201 Уголовного кодекса Украины

1. основным непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и других предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 201 УК. Дополнительными объектами этого преступления, в зависимости от вида перемещаемых через таможенную границу Украины предметов, мотивов и цели их перемещения, могут быть общественная безопасность (при перемещении радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов), установлен порядок формирования доходной части бюджета (если целью контрабанды является уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей), экономические интересы государства.

Согласно п. 39 ст. 1 ТК 2002 г., который вступил в силу с 1 января 2004 г., под товарами понимается любое движимое имущество (в том числе валютные ценности; культурные ценности), электрическая, тепловая и другие виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины. В МК 1991 г. под товарами понималась любая перемещаемая через таможенную границу Украины продукция, в том числе продукция, на которую распространяются права интеллектуальной собственности, услуги, работы, являющиеся объектом купли-продажи, а также другие неимущественные права, предназначенные для отчуждения (см. п. 11 ч. 1 ст. 15 ТК 1991 г.). Такое же определение понятия “товар “содержится в абз.7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины” О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины” от 13 сентября 2001 г.).

К валютным ценностям п. 1 ст. 1 ТК отнесены:

– валюта Украины – денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или такие, что изымаются из него, но подлежат обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

– иностранная валюта – иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или такие, что изымаются из него, но подлежат обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

– платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, в иностранной валюте или банковских металлах;

– банковские металлы-золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до самых высоких проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, имеющих сертификат качества, а также монеты, произведенные из драгоценных металлов.

Таможенный кодекс Украины 2002 г. существенно расширил круг предметов, которые признаются товарами и которые могут признаваться предметом контрабанды, отнеся к товарам валюту Украины, иностранную валюту, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в валюте Украины, в иностранной валюте или банковских металлах, а также электрическую, тепловую и другие виды энергии. Учитывая положения о действии законов во времени, указанные предметы могут признаваться предметами предусмотренного ст. 201 преступления при условии, что их перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля совершенное после 31 декабря 2003 г.

Товарами, то есть предметом контрабанды, могут признаваться электрическая, тепловая и другие виды энергии. Энергия в физическом понимании – это способность какого-либо тела, вещества, электрического тока и т. п выполнять какую-либо работу или быть источником той силы, которая будет выполнять работу. В физике энергия определяется как общая мера форм движения (механического, теплового, электромагнитного) при их преобразовании из одной формы движения в другую. Выделяются электрическая энергия, тепловая энергия, гидроэнергия, геотермальная энергия, ядерная энергия, Солнечная энергия, ветроэнергия, энергия морских приливов и отливов, энергия биомассы и энергия, производимая другими нетрадиционными источниками. Из перечисленных видов энергии, фактически предметом контрабанды могут быть электрическая и тепловая энергия, которые производятся на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях, геліотермальними, утилизационными установками и другими нетрадиционными источниками.

В Законе Украины “Об электроэнергетике” от 16 октября 1997 г. под энергией понимается электрическая или тепловая энергия, вырабатываемая на объектах электроэнергетики и являющаяся товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи (см. абз. 2 ст. 1 Закона).

Электрическая энергия (активная) как предмет преступления, предусмотренного ст. 201-это энергоноситель, выступающий на рынке как товар, отличающийся от других товаров особыми потребительскими качествами и физико-техническими характеристиками (одновременность производства и потребления, невозможность складирования, возврата, переадресования), которые определяют необходимость регулирования и регламентации использования этого товара (см. абз. 22 п. 1. 2 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31 июля 1996 г. № 28 в редакции Постановления от 22 августа 2002 г. № 928).

Определение понятия тепловой и других видов энергии как товара на законодательном уровне не дается. Под тепловой энергией понимается доля энергии теплового движения частиц тела, которая освобождается при наличии разности температур между данным телом и телами окружающей среды, носителями которой являются природные вещества с разной температурой. Под тепловой энергией как видом товара следует понимать, очевидно, горячую воду и пар, который производится электрическими станциями и котельными и передается их потребителям тепловыми или магистральными тепловыми сетями, которые представляют собой, соответственно, совокупность трубопроводных установок и комплекс трубопроводов и насосных станций.

Не являются предметом контрабанды личные вещи, в том числе транспортные средства индивидуального пользования.

Под личными вещами понимаются предметы первой необходимости, предназначенные, в первую очередь, для обеспечения жизнедеятельности владельца – гражданина, являются собственностью такого гражданина и предназначенные исключительно для собственного пользования такого гражданина, не являются товаром и не предназначены для отчуждения или передачи другим лицам, отвечают цели и целям пребывания за границей, а под транспортными средствами – устройства, предназначенные для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов (см. абз. 8, 10 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 13 сентября 2001 г.).

Стоимость (таможенная) товаров и иных предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу Украины, определяется в соответствии с методами и условиями их применения, установленными статьями 266-273 (относительно товаров, которые импортируются в Украину) и статьями 274-275 (в отношении товаров, которые экспортируются из Украины) МК. В частности, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, осуществляется согласно ст. 266 ТК с применением следующих методов: по цене соглашения относительно товаров, которые импортируются (метод 1); по цене соглашения относительно идентичных товаров (метод 2); по цене соглашения относительно подобных (аналогичных) товаров (метод 3); на основе вычитания стоимости (метод 4); на основе сложения стоимости (метод 5); резервного (метод 6). Таможенная стоимость товаров, которые перемещаются гражданами через таможенную границу Украины, для целей начисления налогов и сборов определяется на основании заявления владельца этих товаров или уполномоченного им лица при условии предоставления подтверждающих документов (товарных чеков, ярлыков и т. п), которые можно идентифицировать с имеющимися товарами. При определении таможенной стоимости товаров, которые перемещаются в несопровождаемом багаже и грузовом отправлении, кроме стоимости самих товаров учитывается стоимость их страхования и перевозки (фрахта) до момента пересечения ими таможенной границы Украины. При отсутствии таких подтверждений или в случае наличия обоснованных сомнений относительно достоверности сведений о заявленной стоимости таможенные органы определяют таможенную стоимость самостоятельно, на основании цены на идентичные или подобные (аналогичные) товары и в соответствии с требованиями ТК (ст.249 ТК).

До вступления в силу ТК 2002 г. таможенная стоимость товаров и других предметов определялась в соответствии с утвержденным постановлением КМУ от 5 октября 1998 г. № 1598 Порядком определения таможенной стоимости товаров и других предметов в случае перемещения их через таможенную границу Украины.

3. Под культурными ценностями понимаются объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, этнографическое и научное значение и подлежат сохранению, воссозданию и охране в соответствии с законодательством Украины (см. ст.1 Закона Украины “О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей” от 21 сентября 1999 г.), а именно: оригинальные художественные произведения живописи, графики и скульптуры, художественные композиции и монтажи из любых материалов, произведения декоративно-прикладного и традиционного народного искусства; предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, историей науки и культуры, а также такие, которые касаются жизни и деятельности выдающихся деятелей государства, политических партий, общественных и религиозных организаций, науки, культуры и искусства; предметы музейного значения, найденные во время археологических раскопок; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги и другие издания, представляющие историческую, художественную, научную и литературную ценность, отдельно или в коллекции; манускрипты и инкунабулы, старопечати, архивные документы, включая кино-, фото – и фонодокументы, отдельно или в коллекции; уникальные и редкие музыкальные инструменты; различные виды оружия, которое имеет художественную, историческую, этнографическую и научную ценность; редкие почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекции; редкие монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; зоологические коллекции, представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную или эстетическую ценность; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии; семейные ценности-культурные ценности, имеющие характер личных или семейных предметов; коллекция культурных ценностей – однородные или сходные по определенным признакам разнородные предметы, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собраны вместе представляют художественную, историческую, этнографическую или научную ценность (см. ст. 1 Закона Украины “О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей” от 21 сентября 1999 г.).

Предметом контрабанды могут быть как культурные ценности Украины, так и культурные ценности других государств. Согласно ст. 3 названного Закона, культурными ценностями Украины являются: культурные ценности, созданные на территории Украины гражданами Украины; культурные ценности, созданные на территории Украины иностранцами или лицами без гражданства, которые постоянно проживают или проживали на территории Украины; культурные ценности, обнаруженные на территории Украины; ввезенные на территорию Украины культурные ценности, приобретенные археологическими, археографическими, этнографическими, научно-естественными и другими экспедициями с согласия соответствующих органов страны происхождения этих ценностей; ввезенные на территорию Украины культурные ценности, приобретенные в результате добровольного обмена; ввезенные на территорию Украины культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия соответствующих органов страны происхождения этих ценностей; незаконно вывезенные культурные ценности Украины, что находятся за пределами ее территории; культурные ценности, эвакуированные с территории Украины во время войн и вооруженных конфликтов и не возвращенные назад; культурные ценности, временно вывезенные с территории Украины и не возвращены в Украину; культурные ценности, перемещенные на территорию Украины в результате второй мировой войны как частичная компенсация за причиненные оккупантами убытки.

Законодательством не определяется, какие предметы являются историческими ценностями. В диспозиции ч. 1 ст. 201 между словами “культурные” и “исторические” употреблен соединительный соединитель “и”, то есть такие предметы относятся к одному классу ценностей. Согласно приведенному определению понятия “культурные ценности” их разновидностью являются исторические ценности: историческими ценностями как предметом контрабанды признаются культурные ценности, имеющие историческое значение. Действующее законодательство не дает исчерпывающего перечня предметов, являющихся культурными ценностями, а определяет лишь их видовые признаки. В отдельных нормативно-правовых актах дается исчерпывающий перечень предметов, относящихся к определенному виду культурных ценностей. В частности, в приказе Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины от 1 марта 2001 г. № 4 конкретизируется, что относится к уникальным и редким музыкальным инструментам, как виду культурных ценностей.

Не подлежат вывозу из Украины культурные ценности, которые занесены в Государственный реестр национального культурного достояния или включены в Национальный архивный фонд или в Музейный фонд Украины (см. п. 1. 4 Инструкции об оформлении права на вывоз, временный вывоз культурных ценностей и контроля за их перемещением через государственную границу Украины, утвержденной приказом Министерства культуры и искусств Украины от 22 апреля 2002 г. № 258).

Принадлежность того или иного предмета к историческим и культурным ценностям и его стоимость устанавливаются на основании заключения экспертизы (см. п. 7 Постановления ПВСУ “о судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил” от 26 февраля 1999 г. № 2).

Обеспечивает проведение государственной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу (временному вывозу), и при возврате после временного вывоза, Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины (см. Положение о Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины, утвержденное постановлением КМУ от 20 июня 2000 г. № 983). Государственная служба контроля также рассматривает ходатайства собственников культурных ценностей или уполномоченных лиц о вывозе культурных ценностей, принимает решения относительно возможного их вывоза (временного вывоза) и выдает свидетельства на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей. Порядок проведения государственной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу и возвращенных в Украину после временного вывоза, под которой понимается всесторонний анализ и изучение культурной ценности объектов, по результатам которого составляется экспертное заключение, определяется Порядком проведения государственной экспертизы культурных ценностей, утвержденным постановлением КМУ от 26 августа 2003 г. № 1343.

4. Под ядовитыми веществами понимаются любые вещества в твердом, сыпучем или жидком виде, употребление которых может привести к смерти, а под сильнодействующими – лекарственные и другие средства, употребление которых вне назначением или с нарушением норм дозировки может нанести вред организму человека. Ядовитые вещества – это опасные химические вещества и соединения, индивидуальные по своему составу, смеси химических веществ и соединений, продукты их разложения и распада, которые по совокупности присущих им свойств создают или могут создать опасность для окружающей среды, животных и здоровья людей, что может привести к гибели объектов окружающей среды, животных и людей, и которые требуют специальных методов, условий и средств обращения с ними (см. абз. 6 п. 1. 3 Инструкции о рассмотрении заявок и предоставлении разрешений на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и других биологических агентов, утвержденной Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 30 июля 2002 г. № 294).

Согласно абз. 6, 7 ч. 2 в. 2 Закона Украины “О лекарственных средствах” от 4 апрель 1996 г.., ядовитыми и сильнодействующими лекарственными средствами есть лекарственные средства, отнесенные в соответствии с ядовитых или сильнодействующих МОЗ Украины. Приказом МЗ Украины № 233 от 25 июля 1997 г. утверждены Перечень лекарственных препаратов, разрешенных к употреблению в Украине, которые содержат ядовитые вещества, и Перечень лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Украине, которые содержат сильнодействующие вещества. Приказом Минздрава Украины от 21 мая 2002 г. № 181 названы перечни утвержденные в новой редакции. Приказом МЗ Украины от 7 июля 2004 г. № 344 утверждены перечни ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, к которым приказом от 2 сентября 2004 г. № 440 внесены изменения. Информация по вопросам принадлежности лекарственных препаратов к ядовитым или сильнодействующим предоставляется фармакологическим комитетом Минздрава Украины. К сильнодействующим веществам относится допинг-вещества, применяемые для повышения работоспособности спортсменов, являются потенциально опасными для их здоровья и запрещены для использования антидопинговым Кодексом олимпийского движения и компетентными органами соответствующих спортивных организаций (см. абз. 2 ст. 1 Закона Украины “об антидопинговом контроле в спорте” от 5 апреля 2001 г.).

Признание тех или иных веществ ядовитыми или сильнодействующими осуществляется на основании заключения экспертизы.

5. Радиоактивные вещества – это вещества, активность радионуклидов в которых превышает пределы, установленные нормами и правилами по ядерной и радиационной безопасности. К ним относятся специальные расщепляющие материалы, радиоактивные отходы, радиоизотопные источники ионизирующего излучения (см. п. 1 Положения об основных принципах организации перевозки радиоактивных материалов по территории Украины, утвержденного постановлением КМУ от 29 ноября 1997 г. № 1332).

6. взрывчатые вещества-это химические вещества, способные под воздействием внешних действий к быстрому химическому преобразованию, происходящему с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов (см. абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Украины “Об обращении со взрывчатыми материалами промышленного назначения” от 23 декабря 2004 г.). Взрывчатые вещества являются разновидностью взрывчатых материалов, в состав которых входят также средства инициирования взрывчатых веществ, изделия и устройства, содержащие взрывчатые вещества. К взрывчатым веществам относятся аммониты, аммоналы, тротил, взрывные полупродукты утилизации-порохи и т. п.13.1 Инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов, утвержденной приказом МВД Украины № 622 от 21 августа 1998 г.).

7. Под оружием в ст.201 имеются в виду любые виды оружия. Под оружием следует понимать любые предметы, которые предназначены или могут применяться для поражения или уничтожения живой цели (людей, животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых, уничтожение, разрушение, повреждение другой цели (зданий, сооружений, недвижимого и движимого имущества), а так же для любого негативного воздействия на природную среду (геофизический влияние, радиоактивное, химическое, бактериологическое или иное заражение природной среды, уничтожение или повреждение флоры и фауны), а также предметы, содержащие химические вещества, в частности, токсичные химикаты, болезнетворные микроорганизмы (бактерии, риккетсии, вирусы, грибы и токсичные продукты их жизнедеятельности) и могут быть использованы или предназначены для использования с указанными целями. Тип оружия для признания его предметом контрабанды значения не имеет. Это может быть огнестрельное, холодное, лазерное, химическое, бактериологическое, светошумовое, электрошоковое, газовое, инфразвуковое, радиологическое, пневматическое и другие виды оружия. Как правило, предметами контрабанды являются огнестрельное оружие (кроме гладкоствольного охотничьего) и холодное оружие. Огнестрельным считается оружие, в котором снаряд (пуля, шрот, и т. п) приводится в движение мгновенным освобождением химической энергии заряда (пороха или другой горючей смеси), а холодной – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или другой цели при помощи мышечной силы человека или механического устройства (может быть ручным и холодным метательным оружием). Вид оружия значения не имеет. Это может быть: боевое нарезное оружие – оружие армейских образцов или изготовленное по специальным заказам (пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, автоматы, пулеметы и тому подобное); несовременная стрелковое оружие, которая снята с вооружения современных армий и производства, или та, что существует в единичных экземплярах и малых партиях, а также оружие такого типа, изготовлена в современных условиях специально для выставок (экспонирования) в единичных экземплярах и малых партиях); спортивное огнестрельное оружие (спортивные пистолеты, револьверы, винтовки, которые производителем предусмотрены для использования в спортивных целях, а также гладкоствольные ружья); охотничье огнестрельное нарезное оружие, в том числе комбинированные ружья, имеющие наравне с гладкими и нарезные стволы, а также охотничьи малокалиберные винтовки.

Предметом контрабанды должна считаться также выхолощенное оружие (оружие армейских образцов, специально приспособленная для стрельбы холостыми патронами, с которой не возможно произвести выстрел боевым зарядом) и учебное огнестрельное оружие (нарезное оружие армейских образцов), приведена на заводах изготовителях или в мастерских по ремонту оружия в состояние, исключающее возможность осуществления выстрела без специальных ремонтных работ (см.: пункты 8.2-8.12 названной Инструкции).

Холодное оружие – это предметы, которые соответствуют стандартным образцам или исторически выработанным типам оружия, или другие предметы, которые производят колющий, колюще-режущий, рубаючий, розроблюючий или ударный эффект (багнет, стилет, нож, кинжал, арбалет, нунчаку и др), конструктивного назначения для поражения живой цели с помощью мышечной силы человека или действия механического устройства.

Оружием должны признаваться и взрывные устройства-самодельные или изготовленные промышленным способом изделия одноразового применения, специально подготовленные и при определенных обстоятельствах способные с помощью использования химической, тепловой, электрической энергии или физического воздействия (взрыва, удара) создать поражающие факторы – вызвать смерть, телесные повреждения или существенный материальный ущерб – путем высвобождения, рассеивания или воздействия токсичных химических веществ, биологических агентов, токсинов, радиации, радиоактивного материала, других подобных веществ.

Предметом контрабанды может быть как серийно изготовленное, так и самодельное или переработанное оружие.

8. Боевые припасы, в соответствии с разъяснениями ПВСУ, – это патроны к нарезному огнестрельному оружию разных калибров, артиллерийские снаряды, бомбы, мины, гранаты, боевые части ракет и торпед и другие изделия в собранном виде, снаряженные взрывчатым веществом и предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия или для совершения взрыва.

Боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему гладкоствольному оружию) есть патроны к нарезному огнестрельному оружию различных калибров.

Основным характерным признаком оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и радиоактивных материалов является их назначение – поражение живой цели, уничтожение или повреждение окружающей среды. При этом не имеет значения, изготовлены указанные предметы промышленным способом или являются самодельными.

9. Согласно ст.16 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” от 16 апреля 1991 г. в отдельных случаях может вводиться режим лицензирования и квотирования экспорта и импорта отдельных видов товаров (продукции), в частности, когда в случае ухудшения расчетного баланса Украины, если отрицательное сальдо превышает на соответствующую дату 25 процентов от общей суммы валютных требований Украины, в случае достижения установленного ВРУ уровня внешней задолженности, в случае значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины, при необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве. Решение об установлении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается ВРУ по представлению КМУ с определением конкретных видов товаров, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима по каждому товару. Режим лицензирования и квотирования экспорта и импорта вступает в силу через 60 дней с момента официального опубликования информации о перечне видов товаров и/или стран, подпадающих под него, в официальных общедоступных средствах информации Украины.

В то же время Декретом КМУ “О квотировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)” от 12 января 1993 г. № 6-93 предусмотрено, что решение о введении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается КМУ с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима.

Такие перечни на 2004 год утверждены постановлением КМУ “О перечнях товаров, эксперт и импорт которых подлежит лицензированию и на которые установлены квоты в 2004 году” от 24 декабря 2003 г. № 1996. Этим постановлением (Приложение 1) таких товаров, которые следует считать стратегически важными сырьевыми товарами, в частности, отнесены янтарь, руды и концентраты драгоценных металлов, металлы драгоценные в коллоидном состоянии, алмазы обработанные или необработанные, но неоправленные и незакрепленные, драгоценные камни (кроме алмазов) и полудрагоценные камни обработанные или необработанные, подобранное или несортированные, но ненанизане, оправленные и незакрепленное; драгоценные (кроме алмазов) или полудрагоценные камни, несортированные и временно нанизанные для удобства пользования; серебро, золото и платина необработанные, полуобработанные или в виде порошка (кроме банковских металлов); отходы или лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами.

Согласно приложению 15 данного постановления, которым она дополнена постановлением от 29 апреля 2004 г. № 546, к товарам, экспорт которых подлежит лицензированию в 2004 г., отнесены кокс и полукокс из каменного угля, лигнита (бурого угля) или из торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный; уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, изготовленных из каменного угля; руды и концентраты железные, включая выжженный пирит.

Перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и на которые установлены квоты в 2005 году, утвержден постановлением КМУ от 23 декабря 2004 г. № 1722. В этих Перечней отнесены в основном те же товары, экспорт и импорт которых подлежал лицензированию и на которые были установлены квоты в 2004 г., за исключением кокса и полукокса из каменного угля, лігниту (бурого угля) или из торфа, угля ретерного и каменного, твердого топлива, изготовленного из каменного угля.

Законами также могут устанавливаться ограничения по вывозу отдельных сырьевых товаров за пределы Украины. В частности, Законом Украины “О внесении изменений к некоторых законов Украины” от 21 июня 2001 г. запрещен вывоз с таможенной территории Украины семян подсолнечника по коду ТН ВЭД 120600900, которое используется в операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях. Такой же запрет содержится в и в ст. 2 разд. II “Заключительные положения” Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях” от 4 октября 2001 г.

Предметом контрабанды в ст. 201 названы не любые стратегические товары (продукция), а только те из них, которые являются сырьевыми товарами (они являются предметом контрабанды только при их вывозе за пределы Украины). Такими товарами, за исключением тех, экспорт которых подлежит квотированию, есть также отдельные виды сырья, которые подпадают под понятие “товары двойного использования” и “товары военного назначения” в соответствии с Законом от 20 февраля 2003 г. “О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования” могут быть использованы для создания вооружений, военной и специальной техники, которые подлежат государственному экспортному контролю в соответствии с Положением о государственном экспортном контроле в Украине, утвержденным Указом Президента Украины от 13 февраля 1998 г. № 117/98. Разрешение на вывоз (экспорт) из Украины таких сырьевых товаров предоставляется Государственной службой экспортного контроля Украины, а в отдельных случаях такие разрешения могут быть предоставлены по решению КМУ или Совета национальной безопасности и обороны Украины.

10. С объективной стороны контрабанда выражается в перемещении через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля предметов контрабанды.

Перемещение товаров через таможенную границу Украины осуществляется средствами авиационного, водного, автомобильного, железнодорожного, трубопроводного транспорта, а также линиями электропередачи (ч. 1 ст. 110 ТК).

Под перемещением предметов вне таможенным контролем следует понимать их перемещение через таможенную границу вне места расположения таможенного органа или вне времени осуществления таможенного оформления, или с использованием незаконного освобождения от таможенного контроля вследствие злоупотребления служебным положением должностными лицами таможенного органа.

Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля – это их перемещение через таможенную границу: с использованием специально изготовленных хранилищ (тайников) и других средств или способов, затрудняющих их обнаружение; путем предоставления одним товарам вида других; путем представления таможенному органу как основания для перемещения товаров поддельных документов или полученных незаконным путем, или таких, что содержат неправдивые данные.

Форма (способ) перемещения товаров с сокрытием от таможенного контроля значения не имеет. Такое перемещение может осуществляться:

– в ручной клади;

– в сопровождаемом багаже;

– в несопровождаемом багаже;

– в грузовых отправлениях;

– в международных почтовых отправлениях;

– в международных экспресс-отправлениях.

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в ручной клади-перемещение через таможенную границу Украины товаров, принадлежащих гражданам, в пассажирских отделениях (салонах) транспортных средств, которыми следуют эти граждане или уполномоченные ими лица, без оформления багажных документов (п. 27 ст. 1 ТК).

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в сопровождаемом багаже-перемещение через таможенную границу Украины товаров, принадлежащих гражданам, в багажных отделениях транспортных средств, которыми следуют эти граждане или уполномоченные ими лица, с оформлением багажных документов (п. 28 ст. 1 ТК).

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в несопровождаемом багаже-перемещение через таможенную границу Украины товаров, принадлежащих гражданам, отдельно от этих граждан или уполномоченных ими лиц с оформлением багажных документов (п. 26 ст. 1 ТК).

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в грузовых отправлениях – перемещение товаров через таможенную границу Украины при осуществлении экспортно-импортных операций, а также других операций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Украины, вывозом товаров за пределы таможенной территории Украины или перемещением их таможенной территорией Украины транзитом. При перемещении товаров через таможенную границу Украины в грузовых отправлениях оформляется грузовая таможенная декларация (п. 23 ст. 1 ТК).

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в международных почтовых отправлениях-перемещение товаров через таможенную границу Украины в упакованных и оформленных в соответствии с требованиями актов Всемирного Почтового Союза и Правил пользования услугами почтовой связи письмах, бандеролях, специальных мешках с пометкой “М”, мелких пакетах, почтовых посылках, отправлениях ускоренной почты с пометкой “EMS”, которые принимаются к пересылке за пределы Украины, доставляются в Украину или перемещаются по территории Украины транзитом предприятиями почтовой связи (п. 24 ст. 1 МК).

Перемещение товаров через таможенную границу Украины в международных экспресс-отправлениях-перемещение товаров и других предметов, надлежащим образом упакованных, перевозимых экспресс-перевозчиком любым видом транспорта с целью доставки получателю в определенный срок (п. 25 ст. 1 ТК).

Под специально изготовленным хранилищем (тайником) следует понимать хранилище, изготовленное с целью незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины, а также оборудованные и приспособленные с этой же целью конструктивные емкости и предметы, которые предварительно подвергались разборке, монтажу и т.п. (п. 37 ст. 1 ТК).

Использованием других средств или способов, затрудняющих обнаружение товаров, должен признаваться, в частности, сокрытие последних в чемоданах, одежде, обуви, головном уборе, вещах личного пользования, на теле или в организме человека или животного.

Придания одним товарам вида других – это изменение их внешних признаков (формы и состояния, упаковки, ярлыков, этикеток и т. п).

Основанием для перемещения товаров через таможенную границу есть определенные нормативными актами документы, без которых невозможно получить разрешение таможенного органа на пропуск предметов через таможенную границу; это может быть таможенная декларация, контракт, коносамент, лицензия, квота, товарно-сопроводительные документы, разрешение соответствующих государственных органов. Вывоз, временный вывоз, в том числе путем пересылки, культурных ценностей за пределы таможенной территории Украины разрешается при наличии свидетельства на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей с территории Украины, образец которого утвержден постановлением КМУ от 20 июня 2000 г. № 984.

Поддельными следует считать как фальшивые документы, так и настоящие, в которые внесены ложные сведения или отдельные изменения, искажающие содержание информации относительно фактов, которые ими удостоверяются, а также документы с поддельными оттисками печатей, штампов, подписями и тому подобное.

Под полученными незаконным путем понимаются документы, которые лицо получило при отсутствии законных оснований или с нарушением установленного порядка.

Документами, содержащими ложные данные, являются такие, в которых сведения относительно сути сделки, наименования, ассортимента, веса, количества или стоимости предметов, относительно их отправителя или получателя, относительно государства, из которого они вывезены или в которое перемещаются, и т.п. не соответствуют действительности (см. п. 4 постановления ПВСУ “о судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил” от 26 февраля 1999 г. № 2).

Постановлением КМУ от 10 декабря 2003 г. № 1909 утвержден “Порядок таможенного контроля и таможенного оформления электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Украины”. Перемещение через таможенную границу электрической энергии, а также продуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом, осуществляется на основании общей грузовой таможенной декларации (ОГТД).

Порядок таможенного контроля и таможенного оформления отдельных видов товаров определяется утвержденными постановлением КМУ от 17 декабря 2003 г. № 1958 “О таможенном контроле и таможенном оформлении природного газа, нефти, нефтепродуктов, этилена и аммиака, перемещаемых через таможенную границу Украины трубопроводным транспортом”: Порядками таможенного контроля ты таможенного оформления в соответствии:

– природного газа;

– нефти;

– нефтепродуктов;

– этилена;

– аммиака, перемещаемых через таможенную границу Украины.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, утвержденный постановлением КМУ от 28 августа 2003 г. № 1375, а Порядок заполнения декларации таможенной стоимости утверждено приказом Государственной таможенной службы Украины от 2 декабря 2003 г. № 828.

11. Контрабанда считается законченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров и указанных в диспозиции ч. 1 ст. 201 предметов через таможенную границу Украины. Если предметы контрабанды обнаружены во время осмотра или переосвидетельствования вещей или личного досмотра, в том числе и повторного, при выезде за пределы Украины, совершенное предстоит квалифицировать как покушение на контрабанду со ссылкой на ч. 2 или ч. 3 ст. 15.незаконное перемещение на территорию Украины предметов контрабанды, которые обнаружены во время таможенного контроля, образует законченный состав преступления (п. 13 упомянутого постановления).

Таможенная граница Украины-это границы таможенной территории Украины, под которой понимается территория Украины занята сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, создаваемые в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины относительно таможенного дела. Таможенная граница Украины совпадает с государственной границей Украины, за исключением границ территории специальных таможенных зон (ст. 5, 6 ТК).

12. Контрабанда с субъективной стороны характеризуется умышленной формой вины, вид умысла прямой. Мотивы и цель совершения контрабанды для квалификации действий по ст. 201 значения не имеют. Если же целью незаконного перемещения товаров через таможенную границу было уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, необходимой при их перемещении через таможенную границу Украины в установленном законом порядке, действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений-по соответствующим частям ст. 201 и ст. 212 при наличии у них всех других обязательных признаков предусмотренных ими преступлений (см. абз.5 п. 16 Постановления ПВСУ от 26 марта 1999 г. № 5 “О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей”).

Статьей 355 ТК предусмотрена ответственность за заявление в таможенной декларации неправдивых сведений и предоставление таможенному органу документов с такими сведениями как основания для освобождения от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера или неуплата налогов и сборов в срок, установленный законодательством, а также другие противоправные действия, повлекшие недоборы налогов и сборов, при отсутствии признаков преступления. Преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 212, указанные действия, кроме неуплаты налогов и сборов в срок, установленный законодательством, будут при условии, что они содержат все другие признаки этого преступления: их направленность на уклонение от уплаты налогов и сборов, размер неуплаченных налогов и сборов должен быть не менее 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан и др.

Личные вещи, непосредственно вывозятся или ввозятся гражданами в сопровождаемом багаже любыми видами транспорта на таможенную территорию Украины или пересылаются в несопровождаемом багаже, стоимость которых и количество не превышает разрешенную для беспошлинного ввоза (вывоза) устно или письменно декларируются по желанию собственника таких вещей или на требование должностного лица таможенного органа и не облагаются налогами, а товары и транспортные средства, которые ввозятся гражданами на таможенную территорию Украины для свободного использования, подлежащих обязательному письменному таможенному декларированию таможенным органам и облагаются налогом в порядке, предусмотренном ст.4-8 Закона Украины “О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины”.

Под декларированием понимается заявление по установленной форме (письменной, устной) цели перемещения через таможенную границу Украины предметов и точных данных о количественных, качественные и стоимостные характеристики таких предметов, а также любых сведений, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления. Письменное декларирование осуществляется путем заполнения таможенных деклараций установленной формы. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, утвержден постановлением КМУ от 28 августа 2003 г. № 1375.

Приказом Государственной таможенной службы Украины № 763 от 22 ноября 2001 г. утвержден Порядок декларирования валютных ценностей, ценностей, предметов перемещающих через таможенную границу Украины гражданами, и оформления таможенной декларации, который определяет порядок декларирования указанных ценностей и предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины непосредственно их владельцем, то есть подпадают под понятие “сопровождаемый багаж”. Порядок таможенного оформления несопровождаемого багажа (отправленные владельцем (или по его поручению другим физическим или юридическим лицом) личные вещи и товары, пересекающие таможенную границу отдельно от владельца) определяется Порядком таможенного оформления несопровождаемого багажа, который перемещается через таможенную границу Украины, утвержденным приказом Гостаможслужбы Украины от 8 октября 1999 г. № 645. Порядок декларирования товаров и других предметов в международных почтовых отправлениях регламентируется Положением о таможенном оформлении международных отправлений, утвержденным приказом Гостаможслужбы Украины и Государственного комитета связи и информатизации Украины от 27 октября 1999 г. № 680/1108, согласно которому их декларирование осуществляется с использованием унифицированных международных бланков установленных форм в соответствии с положениями Актов Всемирного почтового союза.

13. субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и незаконно переместившее товары и другие указанные в диспозиции ч. 1 ст. 201 предметы через таможенную границу, независимо от того, является она их владельцем или нет. При этом действия лица, которое является фактическим владельцем предметов контрабанды и которое не является соисполнителем, должны квалифицироваться как соучастие (организация контрабанды, подстрекательство к ней или пособничество ей) в контрабанде. Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 364 или ст. 365. Действия должностного лица таможенного органа или органа, которым выдаются (удостоверяются) документы, дающие право на перемещение товаров или других предметов через таможенную границу Украины, которая способствовала незаконному перемещению предметов через таможенную границу, надлежит рассматривать как пособничество в контрабанде, совершенное путем сокрытия от таможенного контроля, если это лицо не входит в группу лиц, совершающих контрабанду по предварительному сговору (ч. 2 ст. 201), и соответствующее служебное преступление (п. 17 Постановления ПВСУ “о судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил”).

14. квалифицированными видами контрабанды является ее совершение 1) по предварительному сговору группой лиц или 2) лицом, ранее судимым по ч. 1 или ч. 2 ст. 201.

О совершении преступления по предварительному сговору группой лиц см. ч. 2 ст. 28 и комментарий к ней.

Ранее судимой за преступление, предусмотренное ст. 201, является лицо, которое было осуждено по ч. 1 или ч. 2 ст. 201 и судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке.

15. ввоз в Украину вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля с целью сбыта или распространения произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, или произведений изображений или других предметов порнографического характера, если их стоимость равна или превышает 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, должен квалифицироваться по совокупности преступлений – по соответствующим частям ст. 201 и ст. 300, 301 или 333.

Совокупность преступлений, предусмотренных ст. 201 и 305, образует и контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, если их стоимость равна или превышает 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, совершенная по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым по ч. 1 или ч. 2 ст. 201 – действия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 201 и ч. 2 или ч. 3 ст. 305.

По совокупности преступлений по ст. 333 и соответствующей части ст. 201 должен квалифицироваться и вывоз за пределы Украины сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического, других видов оружия, военной и специальной техники, соединенное с их перемещением через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, если их стоимость равна или превышает 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, а так же если вывезенное сырье является стратегически важным сырьевым товаром.

16. При квалификации перемещения через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля товаров и других предметов, совершенного до 12 июня 2001 г., то есть до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил” от 17 мая 2001 г., которым ст.70 УК 1960 г. была изложена в новой редакции, необходимо учитывать положения статей 4, 5 УК 2001 г. относительно действия уголовного закона во времени. Назван Закон от 17 мая 2001 г. является более мягким по сравнению как со ст. 70 УК 1960 г. в предыдущей редакции, так и со ст. 201 УК 2001 г. – за основной состав контрабанды ч. 1 ст. 70 УК 1960 г. до внесения в нее изменений Законом Украины от 17 мая 2001 г. предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет, а санкцией ч. 1 ст. 70 УК 1960 г. в редакции 17 мая 2001 г. – лишение свободы на срок от трех до пяти лет. В то же время, в отличие от ст. 201 УК 2001 г., предметом контрабанды в ст. 70 УК 1960 г. названа и валюта, а крупным размером признавалась контрабанда, общая стоимость предметов которой составляла до вступления в силу ст. 70 УК 1960 г. в редакции от 17 мая 2001 г. 200 и более официально установленных минимальных размеров заработной платы.