Новая редакция ст. 199 УКУ с комментариями.

1. Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину с целью использования при продаже товаров, сбыта, а также сбыт незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного налога, голографических защитных элементов, поддельной национальной валюты Украины в виде банкнот или металлической монеты, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи –

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Действия, предусмотренные этой статьей, считаются совершенными в крупном размере, если сумма подделки в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан; в особо крупном размере – если сумма подделки в четыреста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Комментарий к ст. 199 УК Украины

1. Фальсификации денег и все другие незаконные операции с поддельными деньгами посягают на кредитно-финансовую и экономическую систему Украины, на благосостояние народа.

Такое посягательство причиняет в финансово-кредитной и экономической сфере большой общественный вред тому, что в рыночной экономике вся совокупность хозяйственных связей реализуется через механизм системы стоимостных отношений. Деньги в процессе товароучета не только подтверждают общественное значение затрат на производство товара, но и определяют соответствие данного товара общественным потребностям. Таким образом, деньги выступают не только воплощением стоимости при обмене, но и определением их количественного измерения в конкретном товаре. Деньги используются как эквивалент при обмене товаров, поэтому, что они: а) являются законным платежным средством, декларируемые государством как деньги; б) количественно ограничены в обороте, а право эмиссии принадлежит только государству; в) могут легально обмениваться на различные товары.

Создание в Украине окончательно сформированной денежной системы с постоянной национальной валютой требует применения всех необходимых мер для ее защиты.

Для обеспечения надлежащей защиты национальной валюты от подделок в Украине в марте 1994 г. был введен в действие банкнотно-монетный двор, который использует самые современные технологии, системы компьютерной графики, изготовления оригинальных печатных форм и защищенных красок. Это — печатные линии, включающие офсетные машины «Супер Сімултан-312» и машины Интаглио печати «Супер Орлов Интаглио», это автоматический контроль качества продукции на машине «Нота-Чек»; это — линии автоматической обработки банкнот «Кутпак-2» и около 250 единиц технологического оборудования, изготовленного ведущими фирмами Германии, Австрии, Италии.

Банкнотно-монетный двор выполняет заказы на изготовление банкнот, разных видов ценных бумаг и документов строгого учета. Это облигации внутреннего государственного сберегательного займа, расчетные и денежные чеки Национального банка Украины, приватизационные сертификаты, марки акцизного сбора на табачные изделия и алкогольные напитки, сувенирные почтовые марки. Все ценные бумаги, которые изготовляются банкнотно-монетным двором имеют самые современные средства защиты от подделки. В банкнотно-монетном дворе создано монетное производство, где чеканятся монеты массового обращения, памятные и юбилейные монеты из золота, серебра и других металлов. В апреле 1997 г. принята в эксплуатацию фабрика банкнотной бумаги в г. Малине (Житомирской области). Технологические потоки фабрики позволяют изготавливать высококачественное волокно как из хлопка, так и из хлопкового линта. Бумага изготавливается на цилиндрической (круглосеточной) бумагоделательной машине. Технологическое оборудование позволяет изготавливать банкнотная и защищенная бумага с круглосеточным локальным много-тонированным водяным знаком, двумя защитными пленками, защитными волокнами, планшетами и другими элементами защиты. Бумага проходит стопроцентный контроль качества. Всеми технологическими процессами управляют компьютеры.

Банкноты и ценные бумаги печатаются с использованием современных технологий, исключающих возможность подделки. Для этого используются защищенные виды бумаги и красок, специальные технологии изготовления печатных форм и печати, соответствующие условия производства.

Бумага. Для банкнот и ценных бумаг имеет разнообразные свойства: круглосеточные двухтоновые и многотоновые водяные знаки, защитные ленты, цветные и флуоресцирующие волокна, реакцию на химические растворители.

Краски. Специальные защищенные краски, качество которых строго контролируется: видимые и невидимые в инфракрасных лучах, цветопеременные под действием химических растворов и другие.

Дизайн. При разработке дизайна используются традиционное искусство гравера и современная система компьютерной графики для получения разнообразных сложных гильошных узоров.

Печатные формы. Специальные технологии изготовления оригинальных и композитных фотоформ, рабочих печатных форм для сухой офсетной и интаглиосетной, Интаг-Лио печати.

Способы печати. Орловский офсетная и интаглиосетная печать на машинах «Супер Сімултан-312», орловский многоцветный интаглио печать на машинах «Супер Орлов Интаглио», нумерационный печать на ротационных машинах «Супер Нуме-рта-212».

Контроль качества. Автоматический контроль качества на машине “Нота-Чек”.

Финишные операции. Порезка, обандероливания и упаковки банкнот на автоматической линии «Кутпак-2».

Система безопасности. Система безопасности обеспечивает контроль за сохранностью бумаги и готовой продукции, межоперационный контроль за полуфабрикатами.

Банкноты изготовлены на специальной белой бумаге, не флуоресцирует в ультрафиолетовых лучах, с защитной лентой и с багатотонованым водяным знаком, расположенным в свободном от печати месте, повторяющий портрет, напечатанный на лицевой стороне банкноты. Размер банкнот-133 х 66 мм.

Элементы защиты банкнот являются:

1) Водяной знак — видимое на белой плоскости банкноты, в случае рассматривания ее против света, изображение в разных тонах (светлее и темнее бумаги), что повторяет портрет, напечатанный на лицевой стороне банкноты.

2) Защитная лента — лента с позитивным микротекстом слова «Украина» — в банкнотах номиналом 5 гривен и «оконная» металлизированная — в банкнотах номиналом 20 гривен.

3) совмещенный рисунок — рисунок расположен в одном месте на лицевом и обратном боках банкноты. Все его элементы совпадают и дополняют друг друга; при рассмотрении банкноты против света.

4) радужная печать — постепенный переход одного цвета защитной сетки, выполненной сплошными линиями без разрывов, к другому (защитная сетка с обеих сторон банкноты).

5) Антисканерная сетка — размещенные под разными углами | тонкие линии, которые при копировании или сканировании банкноты] могут создавать на копии «муар» (элементы защитной| сетки с обеих сторон банкноты).

6) Микротекст — надпись непрерывно повторяемого слова «Украина», аббревиатуры «НБУ», которые можно прочитать с помощью увеличительного стекла.

7) Рельефные элементы — элементы печати, которые выступают над поверхностью бумаги, шершавость которых ощущается на ощупь кончиками пальцев (портрет и надписи, номинал цифрами, кодированное изображение, знак для слепых на лицевой стороне).

8) скрытое (латентное) изображение — изображение номинала цифрами, что видно рассматривая банкноты на уровне света в случае ее поворота на 45 градусов.

9) Знак для слепых — рельефный элемент, размещенный в левом нижнем углу банкноты, который ощущается на ощупь кончиками пальцев и определяет номинал банкноты.

10) орловская печать (офсетная и инкалой) — это резкий переход краски одного цвета к другому без разрыва и смещения линий рисунка.

Такие же средства защиты используются и при изготовлении ценных бумаг.

(См.: Февраль. А. Денежно-кредитная политика в условиях переходной экономики.— К., Атика, 1999, с. 75-76).

Несмотря на такие тщательные средства защиты, практика знает немало попыток подделки денег и ценных бумаг.

2. Предметами фальсификации могут быть:

– государственные казначейские билеты и билеты Национального банка Украины;

– разменные металлические монеты;

— иностранная валюта;

— государственные ценные бумаги (акции, облигации, векселя, сертификаты и др.) — ст. 2 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 г.

3. Для ответственности за фальсификацию денег или ценных бумаг нет юридического значения способ их изготовления. Состав преступления образует любой способ, если он позволяет достичь преступной цели — сбыта фальшивых купюр или бумаг. Грубая, неудачная фальсификация, рассчитанная на передачу таких фальшивок невежественным или лицам с физическими недостатками, образует состав другого преступления-мошенничества (ст. 190 УК Украины).

4. Подделка денежных знаков — это и фальсификация швов купюры меньшего ценности на купюру большей ценности, например, купюры ценностью в 10 гривен на купюру в 100 гривен.

5. Сбытом фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является выпуск их в обращение как лицом, их изготовила, так и тем лицом, которое их не подделывал, не изготавливал, независимо от того, откуда они к ней попали, но при УСЛОВИИ, что это лицо осознает факт выпуска в обращение фальшивых денег.

6. Подделку денег или ценных бумаг, а также их сбыт является преступлением умышленным, поскольку фальсификации денег совершается с целью выпуска их в обращение. Подделка денег или ценных бумаг с другой целью, например, для коллекции, демонстрации своего мастерства состава преступления не образует.

7. Часть 2 ст. 199 УК предусматривает повышенную ответственность в случаях совершения этого преступления:

– по предварительному сговору группой лиц;

— лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (при наличии судимости за предыдущее преступление).

8. Если действия, предусмотренные ст. 199 УК, были совершены организованной группой или в особо крупном размере, то содеянное квалифицируется по ч. Ст. 199 УК.

9. Признаки организованной группы определены в комментариях дост. 27, 115, 185-191 УК.

10. Ответственность за подделку денег и ценных бумаг наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 199 Уголовного кодекса Украины

1. Предметом преступления являются:

1) национальная валюта Украины в виде банкнот или металлической монеты;

2) иностранная валюта;

3) Государственные ценные бумаги;

4) билеты государственных лотерей.

2. денежной единицей Украины является гривна (ч. 1 ст. 99 Конституции Украины), равная 100 копейкам, исключительное право на введение какой и разменной монеты в обращение (эмиссию), организацию их обращения и изъятия из обращения принадлежит Национальному банку Украины. Наличность находится в обращении в виде денежных знаков – банкнот (бумажных) и монет (металлических), которые являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами. Гривна (банкноты и монеты) является единственным законным платежным средством на территории Украины (ст. 32, 34, 35 Закона Украины “О Национальном банке Украины” от 20 мая 1999 г.).

Предметом преступления, предусмотренного ст.199, может признаваться лишь “собственно валюта” по терминологии Декрета КМУ “О системе валютного регулирования и валютного контроля” от 19 февраля 1993 г., то есть банкноты (бумажные) Национального банка и разменная металлическая монета, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или такие, что изымаются из него, но подлежат обмену на денежные знаки, которые введены в обращение, а также иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, введенные в обращение (п. 2 постановления ПВСУ “о практике рассмотрения судами уголовных дел об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг” от 12 апреля 1996 г. № 6). Предметом преступления – иностранной валютой – должен признаваться и евро – денежный знак, выполняющий функции средства платежа на территории не одной отдельной, а нескольких европейских государств.

Денежные знаки выполняют функции средства платежа, существуют либо в виде банковских билетов (банкнот), эмитентом которых является центральный (национальный) банк страны, или в виде казначейских (казначейских) билетов, эмитентом которых является Министерство финансов или его казна (казначейство). В Украине эмитентом денежных знаков является только НБУ, который имеет исключительное право на введение их в обращение (эмиссию), организацию обращения и изъятия из обращения. Бумажные банкноты денежного знака Украины-гривны – являются билетами НБУ. Государственное казначейство Украины не наделено правом осуществлять эмиссию денежных знаков как средства платежа, а, следовательно, государственных казначейских билетов как вида денежных знаков в Украине не существует.

Предметом преступления могут быть любые монеты, выпускаемыми Банкнотно-монетным двором НБУ, в том числе монеты памятные и юбилейные.

Денежные знаки (валюта Украины и иностранная валюта), которые изъяты из обращения и не подлежат обмену на денежные знаки, введенные в обращение, и имеют только коллекционную ценность, не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 199, а потому их подделка или изготовление поддельных таких предметов, при наличии оснований, может квалифицироваться как мошенничество (абз.1 п. 3 упомянутого постановления).

Предметом преступления является либо настоящая валюта Украины или иностранная валюта (при ее подделке), либо поддельная (при ее изготовлении). Предметом хранения, приобретения, перевозки, пересылки, ввоза в Украину с целью сбыта и самого сбыта является поддельная национальная валюта Украины и иностранная валюта.

Настоящие банкноты валюты Украины – это введенные в обращение Национальным банком в качестве законного средства платежа бумажные денежные знаки, имеющие прямоугольную форму установленного размера и изготовленные на специальной бумаге с элементами защиты, на которых указаны реквизиты (наименование банка-эмитента, название денежной единицы, номинал, год утверждения Председателем Национального банка образца или год изготовления, серия и номер), другие элементы дизайна и защиты. Настоящие монеты-это введенные в обращение Национальным банком как законное средство платежа металлические денежные знаки, имеющие установленную форму, технические характеристики, геометрические размеры, в которых различают лицевую сторону (аверс), обратную сторону (реверс) и обрез (гурт), на которых изображены герб, надписи с элементами защиты, номинал, наименование государства, год чеканки (см. абз. 2, 3 п. 1.2 Правил определения платежности и обмена банкнот и монет Национального банка Украины, утвержденных постановлением Правления Национального банка Украины от 17 ноября 2004 г. № 547).

Национальный банк Украины поддельными банкнотами (монетами) считает банкноты (монеты), изготовленные любым способом, включая промышленный, вопреки установленному законодательством Украины порядка и имитируют (фальсифицируют) настоящие банкноты (монеты), введенные Национальным банком в обращение. К поддельным относятся также переделанные банкноты (монеты), на которых любым способом (наклеиванием, рисованием, печатанием и т. п) изменены изображения, определяющие номинал, год утверждения образца (изготовления), банк-эмитент, другие реквизиты и элементы дизайна, и которые по внешнему виду могут быть восприняты как настоящие банкноты (монеты) (см. абз.11 п.1.2 Правил).

3. Государственные ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между государством (эмитентом ценных бумаг) и их владельцем и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. Из видов ценных бумаг, перечень которых содержится в ст. 3 Закона Украины “о ценных бумагах и фондовой бирже” от 18 июня 1991 г. в редакции от 3 июня 1999 г. (акции; облигации внутренних и внешних государственных займов; облигации местных займов; облигации предприятий; казначейские обязательства республики; сберегательные сертификаты; инвестиционные сертификаты; векселя; приватизационные бумаги; закладные; ипотечные ценные бумаги), государственными ценными бумагами могут быть:

– облигации внутренних государственных займов;

– облигации внешних государственных займов;

– казначейские обязательства республики;

– векселя Государственного казначейства Украины;

– приватизационные бумаги.

Эмитентом ценных бумаг может быть государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо и в случаях, предусмотренных законодательством, физическое лицо (см. ч. 1 ст. 2 Закона Украины “о ценных бумагах и фондовой бирже”). В зависимости от того, кто является эмитентом ценных бумаг, последние делятся на две группы: 1) государственные ценные бумаги и 2) негосударственные ценные бумаги. Законами, регулирующими деятельность на рынке ценных бумаг, определяется, какие ценные бумаги являются государственными, а какие – негосударственными, а также не определяются критерии отнесения ценных бумаг к тому или иному виду. В некоторых нормативно-правовых актах Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (далее – ГКЦБФР) и НБУ дается определение понятия “государственные ценные бумаги”. В частности, в Положении о порядке осуществления Национальным банком Украины с банками операций репо, утвержденном постановлением Правления НБУ от 29 мая 2001 г. № 204, под государственными ценными бумагами понимаются “определенные законодательством долговые обязательства, эмитируемые государством в лице его уполномоченных органов и в порядке, определенном действующим законодательством Украины”. В Положении о депозитарной деятельности Национального банка Украины, утвержденном постановлением Правления НБУ от 19 марта 2003 г. № 114, под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные в соответствии с требованиями законодательства Украины, эмитентом которых является уполномоченный государственный орган (см. абз. 2 п. 1 Положения). Государственные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций внутренних и внешних государственных займов; казначейских обязательств республики, в том числе казначейских векселей; приватизационных бумаг.

Не относятся к государственным ценным бумагам облигации местных займов, облигации государственных предприятий и ценные бумаги НБУ, в частности, его депозитный сертификат, поскольку государство не является эмитентом этих ценных бумаг и не несет обязательств по этим ценным бумагам.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины “о приватизационных бумагах” от 6 марта 1992 г. особым видом государственных ценных бумаг являются приватизационные бумаги – ценные бумаги, удостоверяющие право собственника на бесплатное получение в процессе приватизации доли имущества государственных предприятий, государственного жилищного фонда и земельного фонда, которые могут быть только именными. Указанные ценные бумаги могут быть предметом преступления, предусмотренного статьей 199.

Облигации внутренних государственных займов выпускаются ежегодно в пределах установленного законом предельного размера государственного внутреннего долга на соответствующий год.

Право владения государственными облигациями в виде записей на счетах в системе электронного обращения ценных бумаг удостоверяют: для брокеров или дилеров хранителей – выписки с их счетов в депозитарии государственных ценных бумаг, функции которого выполняет НБУ ; для других лиц – выписки с их счетов в ценных бумагах брокеров – хранителей, заверенные подписью должностного лица и печатью хранителя (см. п. 7 основных условий выпуска и порядка размещения облигаций внутреннего государственного займа 2000 г., утвержденных постановлением КМУ от 22 сентября 2000 г. № 1455). Такие выписки со счетов в системе электронного обращения ценных бумаг являются не ценными бумагами, а официальными документами, поэтому их подделка может квалифицироваться или по ст. 358 как подделка документов, или же по ст. 366 как служебный подлог.

Государственными ценными бумагами на предъявителя являются также облигации внутреннего государственного сберегательного займа 1998 г. номинальной стоимостью 50 гривен. Облигации изготовляются в виде бланков специального образца с соответствующей степенью защиты Банкнотно-монетным двором НБУ и имеют три купона (первый купонный период – один год, второй и третий – по шесть месяцев), размер дохода по первому из них составляет 17 гривен, за вторым и третьим – по 8 гривен 50 копеек.

Выпуск казначейских обязательств Украины предусмотрено постановлением КМУ “О выпуске казначейских обязательств” от 10 января 2002 г. № 15. Выпускаются казначейские обязательства Украины в документарной форме на предъявителя номинальной стоимостью 50 грн. со сроком обращения 24 месяца со дня выпуска и размещаются исключительно на добровольных началах среди населения отдельными сериями (всего таких восемь серий: A, B, C, D, E, F, G, H, объем выпуска каждой составляет 50 млн грн. по номиналу).

Облигации внешних государственных займов Украины-это ценные бумаги, размещаемые на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждающие обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций (см. ч. 1 ст. 14-1 Закона Украины “о ценных бумагах и фондовой бирже”).

Государственными ценными бумагами являются векселя Государственного казначейства, выпуск которых предусмотрен постановлением КМУ “Об утверждении порядка применения векселей Государственного казначейства” от 27 июня 1996 г. № 689.

4. исходя из определения понятия “лотерея” как вида хозяйственной деятельности, который дается в п. 1. 33 ст. 1 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 21 сентября 2000 г. под билетами государственных лотерей буквально следует понимать документы, которые дают право лицу, что их приобрела, на участие в хозяйственной операции, которая предусматривает продажу игроку права на участие в розыгрыше приза по случайной вероятностью за средства или в обмен на другие ценности, а также безвозмездное получение такого приза в собственность в случае признания такого игрока победителем, эмитентом которых является государство в лице уполномоченного ею центрального органа государственной власти и управления, осуществляет финансово-кредитную деятельность. Порядок проведения государственных денежных лотерей и регистрации их выпуска регламентируется Положением о порядке регистрации выпуска и проведения государственных денежных лотерей в Украине, утвержденным постановлением КМУ от 27 апреля 1998 г. № 577.

В Приложении 1 к приказу Министерства финансов от 22 ноября 2000 г. № 285 “О переоформлении регистрационных свидетельств государственных лотерей на соответствующие лицензии” содержится Перечень государственных денежных лотерей, свидетельства о проведении которых подлежат переоформлению в соответствии с Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью введения государственного контроля за осуществлением лотерейной деятельности”.

До принятия Закона Украины” о лотерейной деятельности”, которым должен быть определен порядок выпуска государственных и негосударственных лотерей, предметом предусмотренного ст. 199 преступления следует считать билеты лотерей, которые именуются государственными и выпускаются агентами по проведению государственных лотерей, которые получили лицензии на осуществление лотерейной деятельности. Именно в таком значении дается определение понятия билетов государственных лотерей ГНА (см. п. 10 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА от 1 декабря 2000 г. № 614). Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей утверждены приказом Госкомпредпринимательства и Минфина Украины от 12 декабря 2002 г. № 128/1037.

Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию лотерейной деятельности” от 10 сентября 2002 г. признано необходимым усиление государственного регулирования лотерейной деятельности в Украине путем: введения государственной монополии на выпуск и проведение лотерей; прекращения проведения негосударственных лотерей, в том числе по решениям органов местного самоуправления, а КМУ дано поручение подать в двухмесячный срок на рассмотрение ВРУ законопроект о лотереях и азартных играх в Украине и обеспечить в месячный срок утверждение лицензионных условий осуществления деятельности по выпуску и проведению лотерей.

5. с объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199, выражается в совершении любого из перечисленных в ее диспозиции действий:

– изготовление;

– хранение;

– приобретение;

– перевозка;

– пересылка;

– ввоз в Украину;

– сбыт поддельных предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 199.

С момента совершения любого из указанных действий преступление считается законченным. При этом достаточно, чтобы предметом указанных действий был хотя бы один из указанных в ст. 199 предметов.

6. под изготовлением поддельных предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 199, следует понимать их создание любым способом (полная подделка), а также искажение тем или иным способом реквизитов настоящих предметов: состав преступления образует, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления ПВСУ от 12 апреля 1996 г. № 5, как полная имитация денежного знака, билета государственной лотереи или государственной ценной бумаги, так и существенная фальсификация тем или иным способом настоящих денежных знаков, билетов государственных ценных бумаг, которая предусматривает такое их художественное оформление (определенную степень завершенности изображения, а именно: соответствие орнамента и наличие основных реквизитов (портрет, барельеф, памятник) и их согласованность со словами и цифрами, которые определяют номинал денежного знака, билета государственной лотереи или государственной ценной бумаги) и качество воспроизведения (степень графической и цветовой точности изображения), что делает возможным достижение цели их сбыта и, по замыслу виновного, в обычных условиях затрудняет или вовсе исключает выявление подделки, то есть дает основания считать возможным их пребывание в обращении.

Учитывая приведенные разъяснения ПВСУ, фактически изготовление поддельных национальной валюты Украины, государственных ценных бумаг, иностранной валюты и билетов государственной лотереи может быть совершено только путем их создание любым способом, то есть только путем “полного” подделки, поскольку при любой подделке подлинных упомянутых предметов не будет существенности их фальсификации, то есть достаточной степени завершенности изображения и его согласованности со словами и цифрами, которые определяют их номинал: при подделке цифрового или буквенного номинала не будет их согласованности между собой и согласованности поддельного номинала с изображением; при подделке и цифрового и буквенного номинала не будет их согласованности с изображением; при подделке одновременно и изображение, и цифрового и буквенного номиналов будет иметь место изготовления поддельного государственного казначейского билета, билета НБУ (гривны), билета государственной лотереи или иностранной валюты.

Подделка только цифрового номинала купюры иностранной валюты для последующего ее сбыта должна квалифицироваться только как приготовление к мошенничеству,если последнее представляет собой преступление хотя бы средней тяжести, а при фактическом сбыте такой купюры – как мошенничество (см. п. 8 Постановления ПВСУ от 12 апреля 1996 г. № 6), поскольку в такой купюре будет несогласованность цифрового и буквенного номиналов, что исключает возможность пребывания такой купюры в обращении.

Как изготовление поддельных денег, государственных ценных бумаг и билетов государственных лотерей должны квалифицироваться и действия лица, которое сознательно приобрело поддельные деньги, государственные ценные бумаги или билеты государственных лотерей с целью их последующего сбыта и для предоставления им большего сходства с настоящими внесло в них дополнительные подделки, которые создавали возможность пребывания их в обращении (см. абз. 1 п. 12 упомянутого постановления).

Под изготовлением поддельных государственных ценных бумаг надо понимать их создание любым способом. Ценные бумаги в документарной форме изготавливаются путем заполнения необходимых реквизитов на бланках этих ценных бумаг, порядок изготовления которых и требования относительно их формы и содержания реквизитов определяется законодательством, в частности Положением о требованиях к стандартной (типовой) форме изготовления вексельных бланков, утвержденным решением ГКЦБФР от 22 ноября 2001 г. № 338 и Положением о требованиях к сертификатам ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, утвержденного решением ГКЦБФР от 31 июля 1998 г. № 95. Изготовление поддельного векселя может выражаться как во включении в его реквизитов ложной информации, так и в выдаче, например, векселя Государственного казначейства, оформленного внешне с соблюдением требований к его реквизитов, фактически на финансирование расходов на оплату труда, выдача векселей на которое не разрешается (см. п.5 Порядка применения векселей Государственного казначейства, утвержденного постановлением КМУ от 27 июня 1996 г. № 689). Способ изготовления поддельных государственных ценных бумаг зависит от их вида и формы существования (документарная или бездокументарная).

Векселя (простые и переводные) составляются в документарной форме на бланках с соответствующей степенью защиты от подделки и не могут быть переведены в бездокументарную форму (см. ст. 5 Закона Украины “Об обращении векселей в Украине” от 5 апреля 2001 г.). Банки осуществляют операции с простыми и переводными векселями при условии составления векселей в документарной форме на бланках с соответствующей степенью защиты и заполнения их реквизитов в соответствии с требованиями, изложенными в Главе 2 Положения о порядке осуществления банками операций с векселями в национальной валюте на территории Украины, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 16 декабря 2002 г. № 508.

Изготовление поддельных бездокументарных государственных ценных бумаг может быть совершено путем открытия фиктивного счета в депозитарии государственных ценных бумаг, функции которого выполняет НБУ, или у хранителя. Подделкой бездокументарных ценных бумаг следует считать внесение любых изменений в счете в ценных бумагах у хранителя, которые искажают содержание зафиксированной в нем информации. Такие изменения могут быть внесены путем предоставления незаконных распоряжений на осуществление учетных депозитарных операций (зачисление, списание, перемещение, перевод), следствием которых может быть изменение количества ценных бумаг на счете, ограничения их в обороте или снятия таких ограничений, или распоряжений о внесении изменений в реквизиты анкеты счета в ценных бумагах, которые не сопровождаются учетными операциями по ценным бумагам, например, изменение информации относительно владельца (распорядителя) счета и прочее.

Изготовление с целью сбыта поддельных бездокументарных государственных ценных бумаг, их подделка или использование поддельных бездокументарных государственных ценных бумаг, которые существуют в форме открытого хранителем счета, осуществляется путем внесения ложных данных в счете в ценных бумагах у хранителя на электронных носителях информации, то есть является одновременно вмешательством в работу АЕОМ, их систем или компьютерных сетей, которой является такая система реестра. Такие действия одновременно образуют и состав преступления, предусмотренный ст. 361, и должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 199 и соответствующей частью ст. 361, поскольку внесение изменений в счет является искажением или уничтожением компьютерной информации.

7. Хранение указанных в диспозиции ч.1 ст.199 предметов – это совершение любых умышленных действий, связанных с фактическим владением такими предметами, независимо от места их нахождения: держание при себе (в одежде, чемодане и т. п), помещения их в хранилище, любое помещение или любое другое выбранное и известное лице место.

8. Приобретение указанных предметов – это приобретение права собственности на них любым способом: покупка, обмен, получение в дар или в качестве оплаты долга, получение в качестве оплаты за предоставленные услуги или выполненную работу, выигрыш в азартные игры, получение в заем, присвоение найденных таких предметов и тому подобное.

9. Перевозка поддельной национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственных лотерей – это их перемещение транспортными средствами с одного места в другое как на территории Украины, так и за ее пределами. При этом не имеет значения, является ли лицо владельцем или пользователем транспортного средства, например, пассажиром, осуществляется такая перевозка непосредственно лицом или иным способом. Способ транспортировки указанных предметов, расстояние, на которое они перевезены, не имеют значения. Не является перевозкой указанных предметов их переноса (перемещения) из одного места в другое без использования транспортных средств. Такие действия должны квалифицироваться как хранение указанных предметов.

10. Пересылка перечисленных предметов – это их перемещение в пространстве путем отправки по почте, посыльным из одного места в другое. При этом преступление считается оконченным с момента отправления посылки, багажа, письма и т. п. с указанными предметами, независимо от того, получил их адресат или нет.

11. Ввоз в Украину таких предметов – это их перемещение через государственную границу Украины на ее территорию любыми транспортными средствами. Если такие предметы перемещены лицом на территорию Украины без использования транспортных средств, то ее действия нельзя квалифицировать как их ввоз в Украину.

12. Под сбытом поддельной национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственных лотерей следует понимать любое их умышленное отчуждение: использование как средства платежа, продажа, размен, обмен, дарение, передачу в долг и в счет долга, проигрыш в азартных играх и тому подобное (см. абз.2 п.10 упомянутого постановления).

13. С субъективной стороны преступление характеризуется только умышленной виной, вид умысла – прямой. Обязательным признаком субъективной стороны изготовления, хранения, приобретения, перевозки, пересылки, ввоза в Украину предметов преступления является цель их сбыта. Мотивы совершения указанных действий могут быть разными и на их квалификацию не влияют.

Уголовно-правовая оценка изготовления поддельных национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи без цели сбыта зависит от конкретной цели их изготовления:

– если такие предметы изготовлены с целью совершить обман отдельных граждан с целью завладения их имуществом, то действия виновного должны квалифицироваться как приготовление к мошенничеству, что представляет собой преступление по крайней мере средней тяжести, а при фактическом их использовании для обмана отдельных граждан и завладении их имуществом-по ст. 190 как законченное преступление;

– если такие предметы изготовлены без цели последующего сбыта или использования для обмана отдельных лиц или мошеннического завладения чужим имуществом, то действия лица не содержат состава преступления, предусмотренного ст.199. Например, изготовление национальной или иностранной валюты с целью показать свое умение художника.

14. Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

15. квалифицированными видами преступления (ч. 2 ст. 199) является совершение предусмотренных ч. 1 ст. 199 действий 1) повторно, или 2) по предварительному сговору группой лиц, или 3) в крупном размере, а особо квалифицированными (ч. 3 ст. 199) – совершение предусмотренных ч. 1 ст. 199 действий 1) организованной группой или 2) в особо крупных размерах.

Повторным считается совершение любого из предусмотренных ч. 1 ст. 199 действий лицом, ранее совершившим такие же действия, в том числе и при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 или 3 настоящей статьи.

Совершенными по предварительному сговору группой лиц действия, предусмотренные ч. 1 ст. 199, считаются в случае их совместного совершения как соисполнителями по крайней мере двумя лицами, которые заранее, до начала их совершения, договорились об этом. При этом не обязательно, чтобы все лица такой группы совершали одни и те же действия. Совершенным с этим признаком преступление будет и в случае, когда одно лицо совершало изготовление поддельных предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 199, а другое их перевозило или сбывало и тому подобное.

О совершении преступления организованной группой см. ч. 3 ст. 28 и комментарий к ней. При этом не имеет значения, какие конкретно действия совершены каждым из лиц, входящих в состав организованной группы: одно лицо может осуществлять изготовление поддельной национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи, другое – их хранения, третья – перевозки, четвертая – сбыт и тому подобное.

Согласно примечанию к ст. 199, совершенными в крупном размере действия, предусмотренные ст. 199, считаются при условии, если сумма подделки в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а в особо крупном размере – если сумма подделки в четыреста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.