Новая редакция ст. 182 УКУ с комментариями.
1. Незаконное собирание, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о лице или незаконная смена такой информации, кроме случаев, предусмотренных другими статьями этого Кодекса, –
наказываются штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, или если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам лица, –
наказываются арестом на срок от трех до шести месяцев или ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Существенным вредом в этой статье, если она заключается в причинении материального ущерба, считается такой вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Публичное, в том числе через средства массовой информации, журналистов, общественные объединения, профессиональные союзы, сообщение лицом сведений о совершении уголовного или иного правонарушения, осуществлено с соблюдением требований закона, не являются действиями, предусмотренными настоящей статьей, и не влечет за собой уголовную ответственность.
Комментарий к ст. 182 УК Украины
1. Статьей 32 Конституции Украины запрещается вмешательство в личную и семейную жизнь гражданина . Часть 2 этой статьи Конституции запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия.
2. Статья 182 УК определяет частной жизни гражданина объектом уголовно-правовой охраны и предусматривает ответственность за незаконное собирание любым способом, хранения, использования или распространения, распространение конфиденциальной информации о лице в публичных выступлениях, в произведении или в средствах массовой информации.
3. Деяние, предусмотренное ст. 182 УК, совершается умышленно, поскольку виновное лицо собирает, хранит, использует или распространяет конфиденциальную информацию о определенном лице с конкретной целью, с целью определенным образом использовать такую информацию.
4. Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 182 Уголовного кодекса Украины
1. Согласно ст.32 Конституции Украины никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины, а сбор, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия не допускается, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
2. под конфиденциальной информацией понимаются сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями (см. ч. 2 ст. 30 Закона Украины “Об информации” от 2 октября 1992 г.).
Под информацией о личности понимается совокупность документированных или публично оглашенных сведений о ней. Источниками документированной информации о лице являются выданные на его имя документы, подписанные им документы, а также сведения о лице, собранные государственными органами власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий (см. ст. 23 Закона Украины “Об информации”).
Действующее законодательство не содержит перечня видов информации о лице, которые могут признаваться конфиденциальными, а также не определяет порядка признания тех или иных видов сведений о лице конфиденциальной информацией. Согласно ч. 5 ст. 30 Закона Украины “Об информации” граждане, юридические лица, владеющие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного характера, полученной на собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного интереса и не нарушает предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты.
Для отдельных категорий граждан законодательством установлена обязанность хранить в тайне определенные сведения о гражданах, которые им стали известны в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей, то есть которые являются их профессиональной (служебной) тайной. Например, согласно ст. 8 Закона Украины “О нотариате” от 2 сентября 1993 г. нотариусы и служебные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны соблюдать тайны этих действий. Обязанность соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий распространяется также на лиц, которым о совершенных нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей (работники суда, прокуратуры, органов дознания и следствия, налоговых органов и тому подобное). Этой же статьей предусмотрены и случаи, когда нотариус может сообщить компетентным органам сведения, являющиеся нотариальной тайной.
Согласно ст. 46 Закона Украины “Об информации” не подлежат разглашению сведения, касающиеся врачебной тайны, денежных вкладов, прибылей от предпринимательской деятельности, усыновления (удочерения), переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, а также которые составляют другую предусмотренную законом тайну, кроме случаев, предусмотренных законом. Сведения, составляющие профессиональную тайну определенных категорий лиц, всегда должны признаваться такими, что является конфиденциальной информацией о лице. Разглашение указанных в ст. 46 Закона Украины “Об информации” сведений может квалифицироваться или по ст. 182, или по специальным относительно нее ст. 145, 163, 168.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 182, может быть любая конфиденциальная информация о лице:
– незаконно получена (собрана);
– документированная;
– которая стала известна определенным лицам в связи с выполнением ими профессиональных или служебных обязанностей.
3. С объективной стороны преступление характеризуется двумя формами его совершения: 1) незаконное собирание, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия; 2) распространение конфиденциальной информации о личности в публичном выступлении, произведении, что публично демонстрируется, или в средствах массовой информации.
Предусмотренное ст. 182 преступление содержит формальный состав. Преступление является законченным с момента совершения любого из предусмотренных диспозицией настоящей статьи деяний.
4. Информация о лице охраняется законом. Согласно ч. 4 ст. 23 Закона Украины “Об информации” запрещается сбор сведений о лице без его предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом. Порядок сбора сведений о лице, в том числе и таких, которые составляют конфиденциальную информацию, определяется Законом Украины “Об информации” и другими законодательными актами.
Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, информационные системы которых содержат информацию о гражданах, обязаны принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа к ней.
Под незаконным сбором конфиденциальной информации о лице надо понимать добывания любым противоправным способом сведений о лице, которые согласно законодательству Украины составляют ее конфиденциальную информацию: похищение документов или незаконное ознакомление с документами, содержащими такие сведения, любым способом, завладение любым другим способом такими документами, подслушивание устных бесед, опроса лиц, владеющих такими сведениями, получение таких сведений за плату, путем применения угроз, ведения наблюдения за поведением лица, прослушивание телефонных разговоров и тому подобное.
5. Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 31 Закона Украины “Об информации” хранение информации о гражданах не должно длиться дольше, чем это предусмотрено для законно установленной цели. К сведениям о другом лице, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицами, доступ посторонних лиц запрещается.
Незаконным хранением конфиденциальной информации о лице следует считать:
– хранения письменных документов и других материальных носителей, содержащих такую информацию, лицом, которое незаконно собрала такую информацию, или лицом, которому такая информация стала известна в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей;
– хранение собранной в установленном законодательством порядке конфиденциальной информации сверх сроков, определенных законом.
Частью 4 ст. 31 Закона Украины “Об информации” установлено общее правило, что хранение информации о гражданах не должно длиться дольше, чем это необходимо для установленной законом цели. Это правило касается информации о гражданах, собранной в установленном законом порядке. Сроки хранения отдельных видов конфиденциальной информации о гражданах определяются законодательством, которое регламентирует основания и порядок сбора и хранения такой информации. Согласно ч. 12 ст. 9 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18 февраля 1992 г. полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Сведения, касающиеся личной жизни человека, собранные в результате оперативно-розыскной деятельности, не подлежат передаче и разглашению (см. ч. 13 ст. 9 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” с изменениями, внесенными 18 января 2001 г.).
Согласно абз.2 ч. 3 ст. 22 Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” от 30 июня 1993 г. Документы и другие источники, содержащие информацию, полученную специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и их сотрудниками, не связанную с совершением преступлений или других правонарушений со стороны физических лиц, подлежат уничтожению не позднее шести месяцев со дня их получения.
6. Использование и распространение информации относительно личной жизни гражданина без его согласия лицом, владеющим соответствующей информацией вследствие выполнения своих служебных обязанностей, а также нарушение порядка хранения конфиденциальной информации являются нарушениями законодательства об информации, предусмотренными ст. 47 Закона Украины “Об информации”, которые влекут за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (см. абз.8, 10 ч. 2 ст. 47 Закона).
7. Незаконное распространение конфиденциальной информации о лице – это незаконное доведение до сведения посторонних лиц такой информации без его согласия, совершенное лицом, обязанным хранить ее в тайне: устное или письменное сообщение ее другому лицу, то есть разглашение конфиденциальной информации.
Законом Украины “Об информации” предусмотрено, что доступ к информации, содержащейся в официальных документах, осуществляется на основе информационного запроса заинтересованного лица, но не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления официальные документы, которые содержат конфиденциальную информацию, и содержащих информацию, касающуюся личной жизни граждан. Предоставление доступа к конфиденциальной информации в подобных случаях должно считаться незаконным.
8. Как наиболее общественно опасные проявления распространение конфиденциальной информации о лице непосредственно в диспозиции ст.182 выделены случаи ее распространения (обнародования) в 1) публичном выступлении или 2) произведении, что публично демонстрируется или 3) в средствах массовой информации. Под распространением конфиденциальной информации о лице в публичном выступлении следует понимать ее обнародование в выступлениях на различных собраниях граждан: собраниях, съездах, митингах, конференциях, совещаниях, симпозиумах и тому подобное. Распространением конфиденциальной информации о человеке в произведении, что публично демонстрируется, является ее обнародования во время публичной демонстрации аудиовизуального произведения или видеограммы, то есть их публичного однократного или многократного представления публике в помещении или во время публичного показа любого произведения, фонограммы, видеограммы с помощью различных устройств или процессов в местах, где присутствует публика. К произведениям, публично демонстрируются, относятся также различные предметы, которые содержат конфиденциальную информацию о лице (плакаты, рекламные щиты, фотографии и т. п.), отдельные виды аудиовизуальных произведений (кинофильмы, диафильмы, слайд-фильмы и тому подобное) и другие подобные предметы. Под распространением конфиденциальной информации о лице в средствах массовой информации понимается обнародование такой информации в любом средстве массовой информации любым способом. О понятии средств массовой информации см. п. 3 комментария к ст. 171.
9. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что ею незаконно собираются, хранятся, используются или распространяются (разглашаются или обнародуются) сведения о другом лице, которые согласно действующему законодательству являются конфиденциальной информацией и которые она не имеет права собирать, хранить, использовать или распространять, и желает совершить такие действия.
10. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
11. Разглашение отдельных видов конфиденциальной информации о лице может образовывать составы других преступлений, предусмотренных ст.132, 145, 159, 163, 168, 381). Указанными статьями предусмотрена ответственность за разглашение отдельных видов конфиденциальной информации в отношении лица, независимо от того, каким образом она стала известна лицу, что ее предал огласке, а потому, если разглашению таких сведений предшествовало их незаконное собирание или хранения, действия виновного должны квалифицироваться по ст.182 и соответствующей статье, которой предусматривается ответственность за разглашение таких видов конфиденциальной информации о лице. В соответствии со ст. 22 Закона Украины “О государственной статистике” от 17 сентября 1992 г. в редакции от 13 июля 2000 г. не запрещено распространение обезличенной статистической информации в несведенному виде, которая не позволяет определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента.
12. действия по незаконному сбору конфиденциальной информации о лице, совершенные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или иной корреспонденции, передаваемых средствами связи или через компьютер, или с незаконным использованием специальных технических средств негласного получения информации, образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 182 и соответствующими частями ст. 163 или ст. 359.