Новая редакция ст. 160 УКУ с комментариями.

1. Принятие предложения, обещания или получения избирателем, участником референдума, членом избирательной комиссии или комиссии референдума, официальным наблюдателем для себя или третьего лица неправомерной выгоды за совершение или несовершение любых действий, связанных с непосредственной реализацией им своих избирательных прав, прав на участие в референдуме, –

наказываются штрафом от трехсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Предложение, обещание или предоставление избирателю или участнику референдума, кандидату, члену избирательной комиссии или комиссии по референдуму неправомерной выгоды за совершение или несовершение любых действий, связанных с непосредственной реализацией им своего избирательного права, права на участие в референдуме, –

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.

3. Предоставление избирателям, участникам референдума, юридическим лицам неправомерной выгоды, что сопровождается предвыборной агитацией или пропагандой с референдума, упоминанием имени кандидата, наименования политической партии, которая выдвинула кандидата на соответствующих выборах, или использованием изображения кандидата, символики политической партии, которая выдвинула кандидата на соответствующих выборах, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.

4. Действия, предусмотренные частью второй или третьей этой статьи, совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц или членом избирательной комиссии или комиссии референдума, членом инициативной группы референдума, кандидатом или его доверенным лицом, другим лицом по просьбе кандидата или по поручению кандидата или политической партии, которая его выдвинула, уполномоченным лицом политической партии, представителем организации политической партии в избирательной комиссии, уполномоченным лицом субъекта процесса всеукраинского референдума, а также официальным наблюдателем, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.

5. Лицо, кроме организатора и подстрекателя уголовного правонарушения, освобождается от ответственности за уголовное преступление, предусмотренное этой статьей, если оно добровольно до привлечения к уголовной ответственности сообщила о совершении преступления и способствовал его раскрытию.

Примечание. В этой статье под неправомерной выгодой следует понимать продукты питания, спиртные напитки и табачные изделия независимо от их стоимости, а также денежные средства, товары (кроме материалов агитации, определенных законом), услуги, работы, льготы, преимущества, подарочные сертификаты, ценные бумаги, кредиты, лотерейные билеты, другие материальные и нематериальные активы, стоимость которых превышает 0,06 необлагаемого минимума доходов граждан, на бесплатных или на иных льготных условиях предлагаются, обещаются, предоставляются кандидатам, избирателям, участникам референдума или членам избирательной комиссии, комиссии по референдуму или получают указанными лицами.

Комментарий к ст. 160 УК Украины

1. Согласно ст. 73 и ст. 156 Конституции Украины, исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении Конституции и территории Украины. Поэтому соблюдение норм законодательства о проведении референдума имеет такое важное значение.

2. Нарушение законодательства о референдуме может совершаться различными деяниями:

– препятствованием свободному осуществлению гражданином права участвовать в референдуме применением насилия, обмана, угроз, подкупа и тому подобное;

– препятствованием такими средствами вести агитацию;

– фальсифицированием документов референдума-полов, приписки, заведомо неправильный подсчет голосов и тому подобное;

— нарушением тайны голосования.

3. Нарушение законодательства о референдуме-это преступление умышленное, оно может совершаться по разным мотивам.

4. Ответственными за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 160 УК, есть все частные лица старше шестнадцати лет, а за деяния, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 160 УК,— только члены избирательной комиссии и должностные лица избирательных органов.

Другой комментарий к статье 160 Уголовного кодекса Украины

1. Референдум является одной из форм непосредственной демократии, через которую осуществляется народное волеизъявление (ст. 69 Конституции Украины). Это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения (см. ч. 1 ст. 1 Закона Украины “О всеукраинском и местных референдумах” от 3 июля 1991 г. с последующими изменениями).

Вопросы, которые могут решаться всеукраинским референдумом определяются Конституцией Украины и ст. 5 Закона Украины “О всеукраинском и местных референдумах”. К ним относятся вопросы, отнесенные Конституцией Украины к ведению Украины.

Исключительно всеукраинским референдумом решается вопрос о реализации права народа Украины на самоопределение и вхождение Украины в государственные федеративные и Конфедеративные образования или выход из них.

Однако на всеукраинский референдум не выносятся вопросы, отнесенные законодательством Украины к ведению органов суда и прокуратуры; вопрос амнистии и помилования; вопросы о принятии государственными органами Украины чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящихся к компетенции ВРУ, Президента Украины и КМУ.

Вопросы, которые могут решаться местными референдумами, определяются ст. 6 Закона Украины ” О всеукраинском и местных референдумах”. К ним относятся вопросы, отнесенные законодательством Украины к ведению местного самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц, а также вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего Совета и его председателя.

Исключительно местными референдумами решаются вопросы о наименовании или переименовании сельсоветов, поселков, городов, районов, областей; вопрос об объединении в одну одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр; вопрос об изменении базового уровня местного самоуправления в сельских районах.

На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене законных решений вышестоящих органов государственной власти и самоуправления; вопросы, отнесенные к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета и его исполнительных и распорядительных органов.

Проведение референдумов по вопросам, не относящимся к ведению Республики Крым и органов местного и регионального самоуправления административно-территориальных единиц в Украине, не допускается, а результаты таких референдумов признаются такими, что не имеют юридической силы.

2. В контексте данной статьи понятие “законодательство о референдуме” следует рассматривать в широком смысле, то есть как такое, что включает не только законы, но и подзаконные акты. В соответствии с этим основу системы законодательства о референдуме образуют:

– Конституция Украины;

– Закон Украины “О всеукраинском и местных референдумах” от 3 июля 1991 г.;

– акты Центральной избирательной комиссии, касающиеся вопросов, связанных с организацией и проведением референдумов. Примером может служить Постановление Центральной избирательной комиссии “о Положении О порядке аккредитации и статусе официальных наблюдателей от других государств и международных организаций на всеукраинском референдуме и образец удостоверения официального наблюдателя” от 15 февраля 2000 г.

3. Законодательство о референдумах может нарушаться в формах:

– препятствование свободному осуществлению гражданином права принимать или не участвовать в референдуме;

– препятствование гражданину вести агитацию до дня проведения референдума. Это – противоправный воздействие на гражданина с целью нарушение свободного осуществления им права участвовать или не участвовать в референдуме, вести соответствующую агитацию до дня проведения референдума (например, создание или учинение препятствий инициативным группам по сбору подписей граждан под требованием о проведении референдума);

– принуждение гражданина брать или не брать, вопреки его воле, участие в голосовании при проведении референдума; принуждение гражданина голосовать “да” или “нет” по решению вопросов, вынесенных на референдум. Такое влияние может осуществляться различными способами, основные из которых названы в ч. 1 ст. 160: насилие, обман, угроза, подкуп, препятствование иным образом (определение содержания этих понятий с учетом особенностей референдума см. в комментарии к ст. 157).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершения помешать свободному осуществлению гражданином права принимать или не принимать участие в референдуме, вести агитацию до дня проведения референдума.

Для состава преступления не имеет значения численность граждан, в отношении которых совершаются противоправные действия, достаточно одного лица. Такая численность может быть учтена при определении степени тяжести совершенного преступления и назначении наказания.

4. Субъектом преступления является частное лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Если субъектом преступления (ч. 1 ст. 160) является член комиссии по проведению референдума или другое служебное лицо или если это преступление совершено по предварительному сговору группой лиц, ответственность наступает по ч. 2 ст. 160.

До членов комиссии по проведению всеукраинского и местного референдумов относятся: председатель, заместители председателя, секретари и члены Центральной избирательной комиссии, комиссий Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, а также участковых комиссий по референдуму.

К других должностных лиц, которые могут быть причастными к нарушениям законодательства о референдуме, относятся должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, средств массовой информации, объединений граждан, на которых согласно закону возлагаются соответствующие обязанности по содействию в организации подготовки и проведения референдума, в частности регистрации инициативных групп референдума, проверки листов с подписями граждан под требованием о проведении референдума (подписных листов), представление комиссиям по проведению референдума необходимых для их работы сведений и материалов, обеспечение проведения ко дню референдума собраний, митингов, других мероприятий по агитации относительно референдума, опубликование в печатных средствах массовой информации необходимых материалов, решений комиссий по референдуму и тому подобное.

5. По части 3 ст.160 наступает ответственность члена комиссии по проведению референдума или другого должностного лица за нарушение законодательства о референдуме совершением одного или нескольких действий:

– подделка документов референдума;

– приписывание;

– заведомо неправильный подсчет голосов;

– нарушение тайны голосования.

К документам референдума по предписаниям Закона Украины “О всеукраинском и местных референдумах” относятся: протоколы собраний инициаторов референдума; список участников; точное формулировки вопрос, предлагаемые вынести на референдум, список членов инициативной группы референдума; свидетельство о регистрации в установленном порядке соответствующей инициативной группы; удостоверения членов инициативной группы; решение о прекращении деятельности членов инициативной группы; подписные листы; итоговые протоколы сбора подписей граждан; решение о назначении референдума; списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме; бюллетени для голосования; протоколы заседаний комиссий по референдуму, в частности протоколы подсчета голосов и установления результатов референдума и тому подобное.

Подлог документов референдума выражается в изготовлении любого фальшивого документа референдума или внесения в документы (документ) референдума заведомо ложных сведений.

Приписывание – это заведомо ложные сведения о количестве граждан, которые: включены в списки лиц, имеющих право участвовать в референдуме на соответствующем участке для голосования, в соответствующем населенном пункте, районе, области и т. п; получили бюллетени для голосования; приняли участие в голосовании; голосовали за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения; голосовали против его одобрения и др.

Заведомо неправильный подсчет голосов означает умышленное изменение (увеличение или уменьшение) результатов голосования при подсчете фактически поданных голосов на референдуме.

О понятии “нарушение тайны голосования” см. Комментарий к ст. 159.

6. субъектом преступления (ч. 3 ст. 160) может быть член комиссии по проведению референдума или другое служебное лицо.

О понятии “другое служебное лицо” см. Комментарий к ч. 2 ст. 160.