Новая редакция ст. 158 УКУ с комментариями.
1. Умышленное представление в орган ведения Государственного реестра избирателей ложных сведений об избирателях, умышленное внесение ложных сведений в базу данных Государственного реестра избирателей, несанкционированные действия с информацией, содержащейся в базе данных Государственного реестра избирателей, или иное несанкционированное вмешательство в работу базы данных Государственного реестра избирателей –
наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, членом избирательной комиссии или комиссии по референдуму, должностным лицом с использованием служебного положения, уполномоченным представителем кандидата на пост Президента Украины, представителем партии, представителем субъекта процесса всеукраинского референдума в Центральной избирательной комиссии, уполномоченным лицом политической партии, представителем организации партии в избирательной комиссии, уполномоченными лицами субъекта процесса всеукраинского референдума, членом инициативной группы референдума, кандидатом, доверенным лицом кандидата или в случае если такие действия привели к невозможности установления результатов голосования на избирательном участке или участке с референдума, итогов голосования в соответствующем избирательном округе или округе с референдума, или к признанию голосования на избирательном участке или участке с референдума недействительным, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.
Комментарий к ст. 158 УК Украины
1. Фальсификация избирательных документов также посягает на право граждан свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 38 Конституции Украины).
2. Объективную сторону деяния, ответственность за которое установлена ст. 158 УК, образует совершение одной из форм фальсификации избирательных документов:
а) полов-изготовление документа или внесение в него ложных сведений;
б) приписки;
в) заведомо неправильный подсчет голосов.
3. Избирательными документами являются: списки избирателей; бюллетени для тайного голосования; протоколы подсчета голосов; заявления кандидатов и тому подобное.
4. Фальсификация избирательных документов-преступление умышленное.
5. Ответственными за фальсификацию избирательных документов члены избирательной комиссии или другие должностные лица административных органов, которые организуют и проводят выборы.
Другой комментарий к статье 158 Уголовного кодекса Украины
1. Объектами преступления являются основы и принципы выборов, в том числе те, что касаются организации и порядка голосования, подсчета голосов, установления и объявления результатов выборов.
Предметом посягательства по ч. 1, 2 ст. 158 может быть только избирательный бюллетень и другой избирательный документ.
2. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного или нескольких действий:
– выдача членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня любому лицу с целью предоставления ему возможности проголосовать за другое лицо;
– выдача членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня любому лицу с целью предоставления ему возможности проголосовать больше чем один раз в ходе голосования;
– выдача членом избирательной комиссии заполненного избирательного бюллетеня;
– незаконная передача другому лицу незаполненного избирательного бюллетеня;
– изготовление избирательного документа неустановленного образца;
– изготовление избирательного документа способом, не предусмотренным законом;
– внесение в избирательный документ заведомо ложных сведений;
– любая другая подделка избирательного документа;
– использование заведомо поддельного избирательного документа;
– использование избирательного документа, изготовленного способом, не предусмотренным законом;
– заведомо неправильный подсчет голосов;
– заведомо неправильное установление результатов выборов.
– заведомо неправильное объявление результатов выборов.
3. Согласно ч. 1 ст. 69 Закона Украины “О выборах народных депутатов Украины” от 25 марта 2004 г. при проведении голосования на избирательном участке член участковой избирательной комиссии на основании списка избирателей на соответствующем избирательном участке при условии предъявления избирателем одного из документов, подтверждающего принадлежность его к гражданству Украины, выдает избирателю один избирательный бюллетень для голосования. При этом член избирательной комиссии, который выдает избирательный бюллетень, вписывает свою фамилию и инициалы и расписывается на бюллетене и в контрольном талоне.
В части 2 ст. 2 этого же Закона определен перечень документов, подтверждающих гражданство Украины а именно:
– паспорт гражданина Украины;
– паспорт гражданина Украины для выезда за границу;
– дипломатический паспорт;
– служебный паспорт;
– удостоверение личности моряка;
– удостоверение члену экипажа;
– военный билет для военнослужащих срочной службы;
– временное удостоверение гражданина Украины;
– карточка (справка) учреждения уголовно-исполнительной системы – для лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
4. Выдача членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня лицу, не внесена в список избирателей, или выдача избирателю избирательных бюллетеней (избирательного бюллетеня) вместо других избирателей означает, что избирательные бюллетени используются на выборах не лично избирателем, а лицом, не внесена в список избирателей, или же другими избирателями соответствующего избирательного участка.
5. Преступными деяниями признаются как подлог избирательного документа (изготовление определенного избирательного документа неустановленного образца или изготовление его способом, не предусмотренным законом, внесение в избирательный документ заведомо ложных сведений или любая другая его подделка), так и использование заведомо поддельного избирательного документа либо изготовленного способом, не предусмотренным законом.
Любая другая подделка избирательного документа может выражаться, например, в замене (изменении) текста настоящего документа с использованием подчисток, пометке документа другой датой, подписании его за другое лицо и тому подобное.
6. Избирательные документы перечисляются в Законах Украины “О выборах Президента Украины” от 5 марта 1999 г. с последующими изменениями; “О выборах народных депутатов Украины” от 25 марта 2004 г.; “О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов” от 6 апреля 2004 г. (начнут действовать с 1 октября 2005 г.); “О Центральную избирательную комиссию” от 30 июня 2004 г. с последующими изменениями. Так например ч. 1 ст. 45 Закона Украины “О выборах народных депутатов Украины” от 25 марта 2004 г. устанавливает, что Центральная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список партии (блока) при условии получения таких избирательных документов:
– заявления о регистрации кандидатов в депутаты, подписанного руководителем партии (руководителями партий, входящих в блок) и скрепленного печатью партии (печатями партий, входящих в блок);
– копий свидетельства о регистрации партии (партий, входящих в блок) и ее устава (уставов партий, входящих в блок), заверенных Министерством юстиции Украины после объявления о начале избирательного процесса;
– выписка из протоколов съездов (собраний, конференций) партий об образовании избирательного блока, заверенных подписями руководителей партий, входящих в блок, и скрепленных печатями этих партий (в случае выдвижения кандидатов в депутаты блоком);
– соглашения об образовании избирательного блока (в случае выдвижения кандидатов в депутаты блоком);
– выписка из протокола съезда (собрания, конференции) партии (межпартийного съезда (собрания, конференции) партий, входящих в блок) о выдвижении кандидатов в депутаты от партии (блока), заверенный руководителем партии (руководителями партий, входящих в блок) и скрепленного печатью партии (печатями партий, входящих в блок);
– избирательного списка кандидатов в депутаты от партии (Блока) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией;
– заявления лиц, включенных к избирательного партии (блока) о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этой партии (стороны) с обязательством прекратить в случае избрания депутатом деятельность или сложить представительский мандат, которые в соответствии с Конституции и законов Украины несовместимы с мандатом народного депутата Украины, и согласие на обнародование биографических сведений в связи с участием в выборах, а также с обязательством в случае избрания депутатом в течение месяца после официального обнародования результатов выборов передать в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права в порядке, установленном законом;
– автобиографии лиц, включенных в избирательный список партии (Блока);
– предвыборной программы партии (Блока), изложенной на государственном языке;
– декларации об имуществе и доходах каждого кандидата в депутаты за год, предшествующий роковые объявления начала избирательного процесса;
– документа о внесении денежного залога;
– фотографий лиц, включенных в список партии (Блока), по размерам и количеству, установленным Центральной избирательной комиссией.
7. Подлог избирательных документов считается оконченным преступлением с момента:
– изготовление документа неустановленного образца или изготовление его способом, не предусмотренным законом;
– внесение в соответствующий документ заведомо ложных сведений;
– любой другой подделки избирательного документа.
8. Использование заведомо поддельного избирательного документа или изготовленного способом, не предусмотренным законом, может выражаться в представлении его в избирательную комиссию, предъявлении в необходимых случаях, поддельного удостоверения доверенного или уполномоченного лица или официального наблюдателя и тому подобное.
9. Часть 3 ст. 158 устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные членом избирательной комиссии или другим служебным лицом, а также заведомо неправильный подсчет голосов или заведомо неправильное установление или объявление результатов выборов.
Заведомо неправильный подсчет голосов означает умышленное изменение (увеличение или уменьшение) результатов голосования при подсчете фактически поданных в ходе голосования голосов избирателей.
Заведомо неправильное установление результатов голосования означает умышленное установление такого распределения голосов избирателей между кандидатами или избирательными списками, которое не соответствует действительности.
Заведомо неправильное объявление результатов выборов выражается в умышленном оглашении результатов выборов, которые не соответствуют фактически установленному в результате подсчета голосов по соответствующему избирательному округу результатов выборов. Заведомо неправильное объявление результатов выборов может выражаться в следующем:
– объявлении избранным кандидата в депутаты, который фактически не получил необходимого количества голосов избирателей относительно других кандидатов, баллотировавшихся на выборах в округе;
– объявлении избранным кандидата в депутаты, если он только один был включен к избирательного бюллетеня, а количество голосов, поданных за него, не превышало количества голосов, которые по сути не поддержали его;
– объявлении не избранным фактически избранного депутата.
10. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
11. Субъектом преступления в большинстве случаев может быть член избирательной комиссии или другое должностное лицо, которое имеет отношение к выборам. Однако при совершении незаконной передачи другому лицу незаполненного избирательного бюллетеня (ч. 1 ст. 158) и при совершении действий, предусмотренных ч. 2 ст. 158, субъектом преступления может быть любое лицо, которое к моменту совершения преступления достигло 16 лет.