Новая редакция ст. 114 УКУ с комментариями.

1. Передача или сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Освобождается от уголовной ответственности лицо, прекратившее деятельность, предусмотренную частью первой этой статьи, и добровольно сообщило органы государственной власти о совершенном, если вследствие этого и принятых мер было предотвращено причинение вреда интересам Украины.

Комментарий к ст. 114 УК Украины

1. Шпионаж посягает на суверенитет, территориальную неприкосновенность и целостность, обороноспособность и внешнюю безопасность Украины, и является одним из распространенных и эффективных средств подрывной деятельности. С помощью шпионажа государства получают важную информацию о своих противниках, их силах, экономике, вооружении войск и тому подобное.

2. Состав преступления образуют:

а) сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну;

б) передача иностранному государству или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну.

3. Предметом шпионажа являются два вида сведений:

которые составляют государственную тайну (определяет принадлежность определенных сведений к государственной тайне, а к военной-Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины);

4. Преступление образует наличие в действиях лица одной из форм шпионажа — сбор или передача информации.

5. Статья 114 УК содержит формальный состав преступления, который считается законченным с момента совершения определенных действий, независимо от наступления или ненаступления преступных последствий. Попытки получить информацию (выкрасть документ, сфотографировать определенный объект и т. п) квалифицируются как покушение на шпионаж по ст. 15 УК и ч. 1 ст. 114 УК.

6. Часть 2 ст. 114 УК предусматривает основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности за шпионаж. Лицо освобождается от уголовной ответственности за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 114 УК, если она:

а) прекратила шпионскую деятельность, добровольно и навсегда;

б) добровольно уведомила органы государственной власти о содеянном;

в) вследствие такого заявления виновного лица и принятых мер было предотвращено причинение вреда интересам Украины (сведения не были переданы за границу, не были использованы и тому подобное).

7. Субъективная сторона шпионажа характеризуется умышленной виной, умысел преимущественно прямой, но не исключены случаи совершения шпионажа с косвенным умыслом. Мотивами шпионажа могут быть различные побуждения:

– политические убеждения;

— корыстность;

– карьеризм;

– месть и тому подобное.

8. Субъектами ответственности являются только иностранцы и лица без гражданства, достигшие возраста шестнадцати лет. Вопрос об ответственности за шпионаж иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, каждый раз решается дипломатическими средствами.

Другой комментарий к статье 114 Уголовного кодекса Украины

1. Непосредственным объектом этого преступления является суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность, обороноспособность, государственная, экономическая, информационная безопасность, которые выступают основными составляющими национальной безопасности Украины.

Предмет шпионажа – сведения, составляющие государственную тайну.

При соответствующих условиях эти сведения могут быть использованы иностранными государствами, иностранными организациями в подрывной деятельности против Украины в ущерб приоритетным национальным интересам.

Статья 1 Закона Украины “О государственной тайне” от 21 января 1994 г. № 3855-ХІІ в редакции от 21 сентября 1999 г. с изменениями, внесенными Законом от 19 июня 2003 г. № 971-IV, определяет государственную тайну как вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране со стороны государства.

Приказом Председателя СБУ от 1 марта 2001 г. № 52, зарегистрированным в Минюсте Украины 22 марта 2001 г. № 264/5455 “Об утверждении Свода сведений, составляющих государственную тайну”, объявленный указанный свод, в соответствии с которым к государственной тайне относится информация:

1) в сфере обороны:

– о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, стратегическое и мобилизационное развертывание войск, а также о других важнейших показателях, характеризующих организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;

– о направлениях развития отдельных видов вооружения, военной техники, их количестве, тактико-технических характеристиках, организации и технологии производства, научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, связанных с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники или их модернизацией, а также о других работах, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны;

– о силах и средствах Гражданской обороны Украины, возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов для защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях других чрезвычайных ситуаций;

– о геодезических, гравиметрических, картографических и гидрометеорологических данных и характеристиках, которые имеют значение для обороны страны;

2) в сфере экономики, науки и техники:

– о мобилизационных планах и мобилизационных мощностях народного хозяйства, запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, а также сводные данные о номенклатуре и уровнях накоплений, об общих объемах поставок, отпуска, закладки, освежения, размещения и фактических запасах государственного резерва;

– об использовании транспорта, связи, других отраслей и объектов инфраструктуры государства в интересах обеспечения его безопасности;

– о планах, содержании, объеме, финансировании и выполнении государственного заказа для обеспечения нужд обороны и безопасности;

– о планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, производства и реализации отдельных стратегических видов сырья и продукции;

– о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операции, связанные с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, обращением, обменом или изъятием из обращения, а также о других особых мерах финансовой деятельности государства;

– о научных, научно-исследовательских, конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияющих на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины;

3) в сфере внешних отношений:

– о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальной безопасности;

– о военном, научно-техническом и другом сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом будет наносить ущерб интересам Украины;

– об экспорте и импорте вооружения, военной техники, отдельных стратегических видов сырья и продукции.

4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка:

– о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническое обеспечение, формы, методы и результаты оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность; о составе и конкретных лицах, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется в соответствии с Законом Украины “О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц” от 4 марта 1998 г. № 160/98-ВР;

– о системе правительственной и специальной связи;

– об организации, содержании, состоянии и планах развития криптографической защиты секретной информации, содержании и результатах научных исследований в сфере криптографии;

– о системах и средствах криптографической защиты секретной информации, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования;

– о государственных шифрах, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования;

– об организации режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственных программах, планах и других мероприятиях в сфере охраны государственной тайны;

– об организации, содержании, состоянии и планах развития технической защиты секретной информации;

– о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам, указанным в настоящей статье сфер;

– о других средствах, формах и методах охраны государственной тайны.

Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степеням секретности “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно” только при условии, что они относятся к категориям, указанным в ч. 1 этой статьи, и их разглашение будет наносить ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наноситься вред здоровью и безопасности населения.

Не относится к государственной тайне информация:

– о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

– об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;

– о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

– о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина;

– о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

– другая информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ, не может быть засекречена.

Гриф секретности является обязательным реквизитом каждого материального носителя информации, которая отнесена к государственной тайне. Он должен содержать сведения о степени секретности этой информации (”особой важности“,” совершенно секретно“,” секретно”), сроке засекречивания информации и должностном лице (государственного эксперта), которое предоставило указанный гриф. Если гриф секретности невозможно нанести непосредственно на носитель информации, он должен быть указан в сопроводительных документах (ст. 15 Закона).

2. Объективная сторона преступления характеризуется передачей или собиранием указанных сведений с целью передачи их иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Под передачей упомянутых сведений следует понимать их сообщение адресатам любым способом. Это может быть устное или письменное сообщение, передача документов, кино – или фотоматериалов, видеозаписей, чертежей, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну. Для квалификации преступления средство передачи сведений значения не имеет.

Под представителями иностранного государства или иностранной организации следует понимать различных лиц, которые по их заданию (полномочиям) занимаются шпионской деятельностью против Украины.

О понятии иностранного государства, иностранной организации и их представителях см. Комментарий к ст. 111.

В понятие передачи входит передача сведений как полученных от определенного лица, так и собранных, похищенных или полученных другим путем, в том числе и с помощью приборов, механизмов, других технических средств непосредственно лицом, которое передает эти сведения. В последнем случае в действиях лица есть и другой объективный признак шпионажа – собирание сведений.

Собирание сведений, составляющих государственную тайну, предполагает их добывание, приобретение любым путем, средством (кража, подслушивание; выведывания; личные наблюдения; фотографирование текстов, чертежей, секретных военных и промышленных объектов и проч.).

Сбор сведений возможен с применением специальных технических средств (оптических приборов, электронных аппаратов и др.).

Шпионаж в форме передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, является оконченным преступлением с момента передачи сведений указанным адресатам, независимо от того, насколько и был вообще воспринят ими содержание этих сведений, а также независимо от наступления каких-либо вредных для государства последствий. Передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям (иностранному разведчику) секретных документов со сведениями, составляющими государственную тайну, является оконченным преступлением.

Шпионаж в форме сбора с целью передачи указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, является оконченным преступлением с момента овладения любым способом и любым объемом информации.

В случае, если указанные в ст. 114 сведения собираются без цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, состав шпионажа (или государственной измены в форме шпионажа) отсутствует.

Умышленные действия, непосредственно направленные на передачу или собирание с целью передачи сведений, составляющих государственную тайну, если при этом передача или сбор таких сведений не состоялись по причинам, не зависящим от воли виновного, является покушением на преступление.

Подготовительными к шпионажу действиями, при наличии цели сбора сведений, составляющих государственную тайну, могут быть: попытка устроиться на работу на режимный объект, попытка установить контакт с представителем иностранного государства или иностранной организации, приобретение фото-, кино – или видеокамеры, предназначенных для фиксации шпионской информации.

Покушение на шпионаж может иметь место при попытке угона или фотографирования документов, содержащих государственную тайну, когда преступный результат не наступил по причинам, не зависящим от воли виновного (сейф раскрыт, но субъект преступления задержан до того, как он успел завладеть секретными документами; субъект преступления пытается сфотографировать секретные документы, но фотоаппарат неисправен или некачественная фотопленка).

При шпионаже может иметь место покушение на негодный предмет, когда лицо собирает или похищает документы, содержащие, по ее мнению, сведения, составляющие государственную тайну, где на самом деле тайны нет.

Передача таких документов иностранному государству, иностранной организации или их представителям будет покушением на шпионаж с негодными средствами. При покушении на негодный предмет и при покушении с негодными средствами виновный подлежит ответственности за покушение на шпионаж (ст. 15 и ч. 1 ст. 114).

Шпионаж является оконченным преступлением с момента сбора лицом с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, или с момента их передачи указанным адресатам.

Если шпионаж совершен путем противоправного вмешательства в работу электронно-вычислительных машин, их сетей, то он нуждается в дополнительной квалификации по ст. 361 УК, а если путем похищения, присвоения, вымогательства компьютерной информации или завладения ею путем мошенничества или злоупотребления служебного лица своим служебным положением – по ст. 362.шпионаж, совмещенный с противоправным использованием специальных технических средств негласного получения информации, охватывается ст. 114 и не требует дополнительной квалификации по ст. 359.

3. С субъективной стороны шпионаж совершается с прямым умыслом. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 114, лицо осознает, что оно собирает с целью передачи или передает иностранному государству, иностранной организации или их представителям по своей или их инициативе сведения, составляющие государственную тайну, и желает этого.

Мотивы и цель могут быть разными: недоброжелательное, враждебное отношение к Украине, корыстные побуждения при наличии цели обогатиться противоправным способом. Если шпионаж осуществляется кадровыми разведчиками иностранной спецслужбы, то мотивы и цель определяются исполнением ими служебных обязанностей.

4. Субъектом шпионажа в соответствии со ст.114 может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства. Это физические вменяемые или ограниченно вменяемые лица, достигшие к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Если действия, составляющие объективную сторону данного преступления (шпионажа), совершенные гражданином Украины, то он несет ответственность при наличии оснований по ст. 111 – за государственную измену в форме шпионажа.

В соответствии с международными соглашениями Украины (Дополнительный протокол 1 к Женевским конференциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Ратифицированный УССР 18 марта 1989 г. (ст. 46 – “шпионы”) в условиях военного конфликта лицо из состава Вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, не считается занимающимся шпионажем (и не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 111 УК), если оно:

а) от имени этой стороны собирает информацию на территории, контролируемой противной стороной, но, действуя таким образом, носит форменную одежду своих вооруженных сил (лазутчик);

б) проживая на территории, оккупированной противной стороной, от имени стороны, от которой оно зависит, собирает на этой территории информацию, имеющую военное значение, но при этом не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным действиям;

в) не проживая на территории, оккупированной противной стороной, фактически занимается шпионажем на этой территории, но она не захвачена до того, как она вновь присоединилась к вооруженным силам, к которым принадлежит.

Соучастниками шпионажа (ст. 114) – организаторами, подстрекателями или пособниками – могут выступать и граждане Украины при отсутствии в их действиях признаков государственной измены в форме оказания помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.

5.лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 114, если оно:

– прекратила преступную деятельность;

– добровольно уведомила органы государственной власти о содеянном;

– если вследствие этого и принятых мер было предотвращено причинение вреда интересам Украины.

Освобождение лица от уголовной ответственности наступает при наличии всех трех условий в совокупности.

Добровольность сообщения лицом в органы власти о совершении им шпионских акций может быть при условии, что она осознает возможность продолжения преступления. Это не должно быть вынужденным отказом от дальнейшей преступной деятельности в условиях, когда лицо сделало вывод и уверено, что его деятельность стала известной соответствующим правоохранительным органам и будет пресечена ими.