Новая редакция ст. 112 УКУ с комментариями.

Посягательство на жизнь Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народного депутата Украины, Премьер-министра Украины, члена Кабинета Министров Украины, Председателя или члена Высшего совета правосудия, Председателя или члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины, Председателя или судьи Конституционного Суда Украины или Верховного Суда Украины, или высших специализированных судов Украины, Генерального прокурора, Директора Национального антикоррупционного бюро Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Председателя или иного члена Счетной палаты, Председателя Национального банка Украины, руководителя Политической партии, совершенное в связи с их государственной или общественной деятельностью, –

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Комментарий к ст. 112 УК Украины

1. Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 112 УК, заключается в посягательстве на государственную власть за посягательство на жизнь ее главных представителей, указанных в ст. 112 УК Украины.

2. Посягательством на жизнь политических деятелей Украины является их убийство или покушение на убийство. Действия, направленные на лишение жизни государственного деятеля, признаются законченным преступлением независимо от наступления последствий.

3. Посягательство на жизнь государственного деятеля совершается только умышленно, и умысел только прямой, поскольку посягательство на жизнь любого человека невозможно без желания причинить ей смерть. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 1 апреля 1994 г. «О судебной практике по делам о преступлении против жизни и здоровья человека» разъяснил, что покушение на убийство может быть совершено лишь с прямым умыслом (Постановления Пленума Верховного Суда Украины по уголовным и гражданским делам.- К., 1995. – С. 94).

4. Ответственными за посягательство на жизнь государственного деятеля есть все вменяемые лица, которым до совершения преступления исполнилось четырнадцать лет (ч. 2 ст. 22 УК Украины).

Другой комментарий к статье 112 Уголовного кодекса Украины

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что он не только препятствует нормальной эффективной деятельности государственного или общественного деятеля, мешает органам власти выполнять свои функции, но и посягает на одно из самых ценных, неотъемлемых прав человека – право на жизнь.

1. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.112, является безопасность государства в политической сфере (в сфере осуществления государственной власти). Кроме того, это преступление имеет и обязательный второй непосредственный объект – жизнь и здоровье государственных или общественных деятелей.

Потерпевшими от этого преступления могут быть лица, перечень которых дается в диспозиции ст.112. Этот перечень является исчерпывающим.

Политическая партия-это зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан-сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, участвует в выборах и других политических мероприятиях (см. ст. 2 Закона Украины “О политических партиях в Украине” от 5 апреля 2001 г. № 2365-III).

Руководитель политической партии – это лицо, избранная на эту должность в соответствии с порядком, установленным уставом этой партии с момента избрания на эту должность и до момента увольнения с должности.

В зависимости от устава той или иной партии руководителей может быть два и более.

2. Объективная сторона данного преступления заключается в деянии, которое направлено на лишение жизни государственного или общественного деятеля Украины.

Состав преступления-формальный. Преступление считается законченным с момента совершения акта посягательства на жизнь конкретного государственного или общественного деятеля, упомянутого в ст. 112, независимо от наступивших последствий.

Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать как убийство этого деятеля, так и покушение на убийство. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, является преступлением против основ национальной безопасности Украины и полностью охватываются ст. 112 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 112 (Умышленное убийство лица в связи с выполнением этим лицом служебного или общественного долга) не требуют. Посягательство на жизнь или убийство членов семьи или родственников государственного деятеля образуют преступление против жизни лица.

Если для этого виновный использует огнестрельное или холодное оружие, которым он незаконно владел, то ответственность наступает по совокупности ст. 112 и 263.если оружие было ввезено в Украину незаконно из-за рубежа, ответственность наступает также и по ст. 201 (контрабанда).

Посягая на жизнь кого-либо из перечисленных в диспозиции ст. 112 лиц, субъект совершает действия в связи с их государственной или общественной деятельностью с той целью, чтобы воспрепятствовать ее нормальному осуществлению. При этом посягательство на жизнь упомянутых лиц может быть осуществлено как при непосредственном осуществлении государственной или общественной деятельности, так и за его пределами, но обязательно в связи с этой деятельностью. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, а из личных побуждений (ревность, сведение личных счетов, месть и тому подобное), не может квалифицироваться по ст.112. В таких случаях содеянное следует квалифицировать как преступление против жизни и здоровья человека.

Приобретение оружия, взрывчатых или ядовитых веществ, изучение маршрута движения государственного или общественного деятеля с целью совершения посягательства на его жизнь или другие действия, которые создают реальные условия для совершения этого преступления, следует рассматривать как приготовление к нему.

3. Субъективная сторона. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля совершается с прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 112, в связи с их государственной или общественной деятельностью и желает этого.

Мотивы преступного поведения могут быть разнообразными: ненависть к конституционному строю Украины, политическая месть любому из перечисленных в ст. 112 государственных или общественных деятелей за то, что они тщательно осуществляют свою государственную или общественную деятельность, желание изменить направление деятельности органа, который возглавлял или в котором работал государственный деятель, и тому подобное.

Хотя цель не указана как признак преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112, она обязательно связана с мотивом преступного деяния. Цель преступника – прекратить или изменить государственную или общественную деятельность потерпевшего или отомстить за ее осуществление.

В отдельных случаях не следует исключать возможность совершения посягательств на жизнь государственного или общественного деятеля из корыстных побуждений наемным убийцей, за деньги. В таких случаях исполнитель, чтобы нести ответственность по ст. 112, должен осознавать причину заказа такого посягательства со стороны подговорщика или организатора – в связи с государственной или общественной деятельностью.

Когда непосредственный исполнитель преступления не знает, кого именно и по каким мотивам заказчика он убивает государственного или общественного деятеля, его действия не могут квалифицироваться по ст. 112.поскольку непосредственный исполнитель не осознавал истинного значения совершаемых им действий, но, учитывая, что его намерением было убийство на заказ, он должен нести ответственность по п. 11 ч. 2 ст. 115. Когда непосредственный исполнитель преступления осознает, что убивает государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или общественной деятельностью, его действия надо квалифицировать по ст. 112, а действия заказчика как организатора или подстрекателя к совершению преступления – по ст. 27 и ст. 112 и по п. 11 ч. 2 ст. 115.

Если такие действия совершаются гражданином Украины по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителя, ответственность наступает по совокупности совершенного – по ч. 1 ст. 111 и по ст. 112.

Когда виновный, желая убить потерпевшего в связи с его государственной или общественной деятельностью, ошибочно лишил жизни другого человека, который такой деятельности не осуществлял (скажем, охранника или водителя), его действия необходимо квалифицировать по ст. 15 и 112 как покушение на преступление, которое он пытался совершить, и по соответствующей части ст. 115 в зависимости от обстоятельств содеянного.

В случае, когда лицо совершило посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или общественной деятельностью и одновременно убийство других людей путем взрыва, поджога или иным общеопасным способом, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 112 и ч. 2 ст. 115.

Если же при этом субъект преступления одновременно имел цель ослабления государства, его действия следует квалифицировать и как диверсию (ст. 113).

4. субъект преступления-физическое вменяемое или ограниченно вменяемое лицо, которому до совершения преступления исполнилось 14 лет (ч. 2 ст. 22).