Новая редакция ст. 111 УКУ с комментариями.
1. Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины, –
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Освобождается от уголовной ответственности гражданин Украины, если он во исполнение преступного задания иностранного государства, иностранной организации или их представителей никаких действий не совершил и добровольно заявил органам государственной власти о своей связи с ними и о полученном задачи.
Комментарий к ст. 111 УК Украины
1. Государственная измена посягает на государственный суверенитет Украины, на ее территориальную неприкосновенность, обороноспособность и государственную безопасность. Направленность этого преступления на главные принципы государственной независимости Украины определяет его общественную опасность и тяжесть возможных последствий.
2. Государственный суверенитет Украины — это независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти в пределах его территории и самостоятельность и равноправие в международных отношениях.
3. Территориальная неприкосновенность Украины — это нерушимость государственной границы Украины, нерушимость ее территории.
4. Обороноспособность Украины — это боеспособность Вооруженных Сил Украины, их готовности к защите Украины от посягательств на ее независимость и территориальную целостность.
5. Объективно государственная измена может быть совершена действиями, указанными в ст. 111 УК:
– переход на сторону врага в военное время или в боевой обстановке;
— шпионаж;
— представление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Каждое из этих трех деяний отдельно образует законченное преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК. Состав этого преступления является «формальным», его последствия — за пределами этого состава преступления, а потому устанавливать их и доказывать нет нужды.
6. Переход на сторону врага в военное время или в боевой обстановке — это поступление на службу к вражеской армии, участие в боевых действиях на стороне врага с целью помочь иностранному государству в борьбе против Украины. В этой форме государственная измена может быть совершена только во время войны или во время военного конфликта Украины с иностранным государством.
7. Шпионаж — это сбор с целью передачи иностранному государству или его представителям или передача им сведений, являющихся государственной или военной тайной.
8. Представление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в подрывной деятельности против Украины охватывает все возможные способы причинения вреда государственным интересам Украины.
9. Государственная измена как преступление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и побочным, поскольку субъект может совершать это преступление, не желая причинить вред государственным интересам Украины, а преследовать при этом другую, например, корыстные цели. Мотивы совершения государственной измены существенного значения не имеют, поскольку они не влияют на основания ответственности и квалификацию преступления.
10. Субъектом ответственности за государственную измену может быть только гражданин Украины, который достиг возраста шестнадцати лет. Соучастниками этого преступления могут быть и другие лица — иностранцы и лица без гражданства.
11. Часть 3 ст. 111 УК предусматривает особый, специальный вид освобождения лица от уголовной ответственности, при условии, что это лицо:
а) во исполнение преступной задачи иностранного государства, иностранной организации или их представителей не совершила никаких действий и
б) добровольно заявила органам власти Украины о своей связи с ними.
Другой комментарий к статье 111 Уголовного кодекса Украины
Государственная измена является тягчайшим преступлением, что обусловлено его исключительной общественной опасностью. Каждый случай государственной измены со стороны гражданина Украины является сознательным нарушением конституционной обязанности по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины (ст. 65 Конституции Украины). Опасность государственной измены заключается в том, что преступник своими действиями наносит ущерб основам национальной безопасности Украины или создает условия для причинения такого вреда. Наибольшую опасность государственная измена может представлять в условиях военного положения или вооруженного конфликта.
1. Непосредственным объектом при государственной измене является суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность, обороноспособность, государственная, экономическая или информационная безопасность Украины.
Перечисленные группы общественных отношений по своему характеру – самостоятельные объекты преступлений. Поэтому для состава преступления (государственной измены) достаточно установить наличие посягательства хотя бы на одну из названных групп общественных отношений.
Особое внимание государства к охране этих важных составляющих национальной безопасности объясняется тем, что каждая из них служит непременным условием существования, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Украины, залогом успешного развития независимой Украины.
Суверенитет Украины – это неотъемлемое право государства самостоятельно решать все вопросы внутренней и внешней политики, без какого-либо вмешательства извне. Это полная независимость Украинского государства в его внутренних делах и в осуществлении им внешней политики. Государственный суверенитет присущ всем без исключения государствам независимо от уровня экономического развития, политической самостоятельности, участия в международных организациях и в международном общении. Суверенитет Украины является одним из конституционных принципов существования государства. Статья 5 Конституции Украины провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.
Суверенитет нашего государства находит свое отражение и в том, что все органы государственной власти и государственного управления в центре и на местах решают все вопросы хозяйственного, культурного и политического развития в пределах компетенции без какого бы то ни было иностранного вмешательства.
Обороноспособность Украины-это степень подготовленности государства к защите от агрессии других государств. Она является совокупностью военного, экономического, научно-технического, социального и морального потенциалов.
Оборона Украины в соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины.
Боеспособность Вооруженных Сил Украины, количество и качество вооружения, другого снабжения армии зависят от экономических возможностей государства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, науки и др.).
Важной составляющей национальной безопасности является государственная безопасность. Одновременно она является также средством обеспечения национальной безопасности. Государственная безопасность Украины-это состояние защищенности коренных устоев общества, государственных институтов, необходимых для выполнения государством своих функций по управлению общезначимыми делами общества.
К таким институтам, без которых не может существовать и эффективно функционировать любое государство, прежде всего относятся: государственный суверенитет, государственная граница, территориальную целостность, конституционный строй, экономический, научно-технический и оборонный потенциал, соответственно организованную государственную власть, которая проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику, защищает своих граждан за рубежом.
Экономическая безопасность – это состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, что обеспечивает условия для устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также возможность полной реализации жизненно важных экономических интересов и их защищенность от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов хозяйствования.
Информационная безопасность Украины – одна из составляющих национальной безопасности. Информационная безопасность Украины включает: законодательное формирование государственной информационной политики; обеспечение информационного суверенитета Украины; защита национального информационного пространства; противодействие монополизации информационной сферы Украины; создания в соответствии с законами Украины возможностей достижения информационной достаточности для принятия решений органами государственной власти, гражданами и объединениями граждан, иными субъектами права в Украине; обеспечение свободы информационной деятельности и права доступа к информации в национальном информационном пространстве Украины; всестороннее развитие информационной структуры; поддержку развития национальных информационных ресурсов Украины с учетом достижений науки и техники и особенностей духовно-культурной жизни народа Украины; создание и внедрение безопасных информационных технологий; защита права собственности всех участников информационной деятельности в национальном пространстве Украины; сохранение права собственности государства на стратегические объекты информационной инфраструктуры Украины; охрану государственной тайны, а также информации с ограниченным доступом, что является объектом права собственности и объектом лишь владения, пользования или распоряжения государством; создание общей системы охраны информации, в частности, охраны государственной тайны, а также информации с ограниченным доступом; защита национального информационного пространства Украины от распространения искаженной или запрещенной для распространения законодательством Украины информационной продукции; установление законодательством режима доступа иностранных государств или их представителей к национальным информационным ресурсам Украины и порядка использования этих ресурсов на основе договоров с иностранными государствами; законодательное определение порядка распространения информационной продукции зарубежного производства на территории Украины.
Военное положение-особое состояние, порядок управления, который вводится на всей территории государства или в отдельных его местностях в случае объявления войны, вооруженной агрессии или угрозы военного нападения. Целью введения военного положения является создание условий для обеспечения функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, объединений граждан и общественных организаций, военного командования; осуществление мер по локализации и нейтрализации угрозы национальной безопасности страны, защите ее национальных интересов; обеспечение обороноспособности страны, прав и свобод человека и гражданина в условиях особого периода (ст. 85, 92, 106 Конституции Украины).
Военное положение вводится Указом Президента Украины, который должен быть утвержден ВРУ в течение двух дней после его представления. Военное положение отменяется Президентом Украины при условии исчезновения угрозы вооруженной агрессии или прекращения состояния войны после заключения мира с противоположной воюющей стороной. Отмена военного положения и заключение мира объявляются ВРУ по представлению Президента, о чем немедленно сообщается через СМИ. Режим военного положения определяется соответствующими законодательными актами.
В случае введения военного положения Президент Украины в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. вступил в силу 23 марта 1976 г. Украина ратифицировала документ в 1973 г.) в течение первых трех дней сообщает об этом генеральному секретарю ООН.
Вооруженный конфликт по своему характеру может быть международным и внутренним (немеждународным).
Вооруженный конфликт международного характера-столкновение между Вооруженными силами государств вопреки международно-правовому запрету войны как средства разрешения споров. Такие конфликты обычно характеризуются интенсивностью ведения боевых действий, ограниченностью театра этих действий и относительной непродолжительностью во времени (так называемые локальные войны). Вооруженный конфликт международного характера является следствием фактического ведения боевых действий вооруженными силами государств без какого-либо предупреждения и объявления войны, что является попыткой обойти принцип запрета войны и избежать ответственности за агрессию.
Вооруженный конфликт немеждународного характера-столкновения на территории государства вооруженных сил правительства с антиправительственными организованными вооруженными отрядами.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие ситуации, когда:
а) в пределах территории одного государства начинаются явные и четко определяемые военные столкновения между его вооруженными силами и другими организованными вооруженными группировками;
б) антиправительственные вооруженные отряды, организованные под руководством соответствующего командования, осуществляют контроль над частью территории, который дает им возможность вести непрерывные и согласованные военные действия (напряженные бои).
Государственная измена в форме перехода на сторону врага возможна лишь при вооруженных конфликтах международного характера.
Под врагом следует понимать вооруженные силы (их формирования и подразделения), а также представителей государства, с которым Украина вынуждена быть в состоянии войны или вооруженного конфликта.
1) переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта.
Переход на сторону врага – это вступление гражданина Украины в контакт с ее военным противником для содействия ему в причинении вреда суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины.
С объективной стороны государственная измена может заключаться в таких действиях: в переходе на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, шпионаже, предоставлении иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Переход на сторону врага предполагает переход к врагу через линию фронта, поступление на службу к вражеской армии или участие в боевых действиях на стороне врага и вступление на территорию врага или в состояние расположения его войск. Эта форма государственной измены предполагает наличие военного состояния – пребывания нашего государства в войне с иностранным государством или наличие вооруженного конфликта (столкновения между вооруженными силами государств).
Можно выделить три вида объективной стороны государственной измены в форме перехода на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта:
– вступление гражданина Украины в контакт с военным противником Украины, то есть с государством, что находится в состоянии войны с Украиной, ее организациями или ее представителями с целью оказания помощи в проведении подрывной деятельности против Украины;
– проведение подрывной деятельности против Украины после установления такого контакта;
– вступление в контакт с военными подразделениями, организациями и представителями иностранного государства, находится в вооруженном конфликте с Украиной, с целью оказания помощи этому государству в его действиях против Украины (ее военных подразделений, населенных пунктов, мирного населения и др.) в период вооруженного конфликта, в связи с этим конфликтом или в его районе или предоставления такой помощи после возникновения указанного конфликта.
Квалифицировать действия гражданина Украины как государственную измену в форме перехода на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта можно только при наличии у лица (субъекта преступления) контакта с представителями (органами) врага. Отсутствие такого контакта даже при совершении каких бы то ни было преступных действий, при наличии у лица желания оказать военному противнику фактическую помощь в его враждебных действиях против Украины, не может квалифицироваться как переход на сторону врага. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия должны квалифицироваться по другим статьям УК (диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и т. п).
Переход на сторону врага может заключаться в совершении различных преступных деяний: добровольного вступления на службу в военных формирований противника; работы в разведывательных, полицейских и различных карательных органах противника на временно оккупированной части территории или за ее пределами; обучение в разведывательно-диверсионных вражеских школах, а также выполнения шпионских, диверсионных, террористических и иных подрывных задач; оказание помощи разведывательно-диверсійним отрядам врага, а также другим подразделениям вражеских войск при их враждебных действиях в тылу украинских войск.
Переход на сторону врага в военное время или в боевой обстановке характеризуется мотивированной деятельностью в пользу врага. Однако преступник кроме государственной измены иногда может совершить такие действия, которые сами по себе являются самостоятельными преступлениями: диверсию, убийство, изнасилование и др. В этих случаях действия виновного по общим правилам следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Переход на сторону врага признается оконченным преступлением с момента установления контакта гражданином Украины с органами или представителями военного противника независимо от наступления общественно опасных последствий и их объема.
Действия гражданина Украины, направленные на подготовку к совершению измены в форме перехода на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта (приобретение соответствующих документов, составление маршрута перехода линии фронта или сам ее переход), но до установления контакта с врагом (военным противником), являются готовкой или покушением на государственную измену (ст. 14 и ч. 1 ст. 111, ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 111).
По субъективной стороне государственная измена в упомянутой форме характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что устанавливает преступную связь с врагом (противником) Украины, причиняя при этом вред ее суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины, и желает совершения этих деяний.
Мотивы преступного поведения могут быть разнообразны (трусость, корысть, ненависть к Украине и ее народу, желание обогатиться, сохранить жизнь и др. что на квалификацию преступления не влияет).
От перехода на сторону врага следует отличать такие военные преступления, как сдача или оставление врагу средств ведения войны (ст. 427), добровольная сдача в плен (ст. 430); преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (ст. 431 УК).
Отличие этих преступлений от перехода на сторону врага заключается в содержании субъективной стороны. Совершая переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, субъект действует в ущерб национальным интересам Украины, ее народу, что предопределяет помощь врагу в его действиях против нашего государства. Субъективная сторона военных преступлений не имеет таких признаков.
2) Шпионаж.
Шпионаж как форма государственной измены состоит в передаче гражданином Украины или в сборе с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Субъектом государственной власти в форме шпионажа может быть только гражданин Украины (см. Комментарий к ст. 114).
3) предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Сущность этой формы государственной измены заключается в том, что гражданин Украины, войдя в контакт с иностранным государством, иностранной организацией или их представителем, оказывает им помощь в проведении различного рода подрывных акций против Украины. При этом имеется в виду любое иностранное государство, которое во время оказания помощи гражданином Украины проводит против Украины подрывную деятельность как на ее территории, так и за рубежом.
Подрывная деятельность иностранного государства, иностранной организации или их представителей, которым оказывает помощь виновное лицо, может заключаться в различных действиях (в разрыве дипломатических отношений или срыве переговоров между Украиной и другим государством; в вербовке агентуры для ведения шпионажа, для совершения диверсии или посягательство на жизнь государственного деятеля, в ведении вооруженных локальных конфликтов и т. п.).
Иностранное государство при совершении данного преступления выступает в лице его официальных органов – и прежде всего спецслужб.
Под иностранной организацией понимается любая организация (любая государственная или негосударственная организация, предприятие, объединение, орган другой страны, в том числе политическая партия иностранного государства, независимо от их профессиональной и творческой направленности, религиозная организация, коммерческое предприятие, а также межгосударственная или международная организация, которая проводит подрывную деятельность против Украины, кроме официальной международной организации, членом которой является Украина).
Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и др.), а также другие (неофициальные) лица, действующие по их поручению.
Представителями иностранного государства или иностранной организации являются лица, работающие в посольствах, генеральных консульствах, разведывательных органах, проводящие против Украины подрывную деятельность. Подрывная деятельность – это разновидность борьбы, которая осуществляется недружественными Украине государствами, их разведывательными и иными специальными службами, партиями, иностранными антиукраинскими организациями, преступными элементами, преднамеренно действуют на территории Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины.
Оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении подрывной деятельности против Украины могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор для нее явочных и конспиративных квартир, вступление гражданина Украины в агентурные отношения с зарубежной спецслужбой, содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и др. Оказание помощи может осуществляться как в мирное, так и в военное время.
Преступление считается законченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Готовкой может быть: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами и др. Как покушение квалифицируются: неудачная попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организацией, действия, направленные на оказание помощи, которой иностранная разведка по каким-то причинам не смогла воспользоваться, и др.
Действия гражданина Украины, которые объективно способствуют тем или иным враждебным акциям иностранного государства, иностранной организации или их представителей, но совершенные без предварительной договоренности с их представителями, не имеют состава преступления государственной измены. При наличии конкретных условий они могут иметь состав других преступлений.
Действия, несущие государственную измену в этой форме, условно можно разделить на две группы:
– действия, не требующие дополнительной квалификации по другим статьям УК. Сюда может быть отнесено установление агентурных отношений с иностранной разведкой, обучение в разведывательной школе, подбор кандидатов на вербовку и сама вербовка, приобретение соответствующих украинских документов и тому подобное;
– действия, которые являются оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям и которые при отсутствии преступных связей с ними расценивались бы как отдельные преступления, не являющиеся государственной изменой. К ним могут быть отнесены совершенные по заданию иностранных государств (иностранных разведок), иностранных организаций или их представителей преступлений против основ национальной безопасности Украины: посягательство на жизнь государственного деятеля, диверсия и др.
В связи с тем, что эти действия посягают на отдельные объекты и обусловливают объективную сторону других преступлений, действия предателя, связанные с помощью иностранному государству, иностранной организации или их представителям, в подобных случаях следует квалифицировать по совокупности преступлений, то есть по ч. 1 ст. 111 и другим статьям УК Украины.
Государственная измена в этой форме будет законченным преступлением с момента, когда субъект преступления – гражданин Украины начал оказывать конкретную помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении подрывных акций против интересов Украины.
Далее преступная деятельность в зависимости от конкретных действий предателя квалифицируется либо по ч. 1 ст. 111, либо по совокупности преступлений.
Государственная измена в анализируемой форме может происходить как путем активных действий, так и путем бездействия, когда, например, гражданин Украины, будучи должностным лицом, вступил в преступный сговор с представителем иностранного государства, умышленно действуя в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины, не принимает меры по прекращению фактов подрывной деятельности против Украины, привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.
При совершении данной формы государственной измены помощь оказывается государству, с которым Украина не находится ни в военном положении, ни в периоде вооруженного конфликта. Если эта помощь оказывается в условиях военного положения в иностранном государстве, что проводит против Украины военные действия, то ответственность наступает за государственную измену в форме перехода на сторону врага.
Мотивы преступного поведения при этом не влияют на квалификацию преступления. Но их установка дает возможность правильно квалифицировать деяния, отграничить государственную измену от других сходных по объективной стороне преступлений, выявить степень общественной опасности содеянного и выбрать справедливую меру наказания виновному. Чаще всего этими мотивами являются ненависть к Украинского государства и его народа, враждебное отношение к ним.
9. Субъектом государственной измены может быть только вменяемый или ограниченно вменяемый гражданин Украины, которому исполнилось 16 лет. Иностранцы и лица без гражданства могут быть соучастниками государственной измены (организаторами, подстрекателями, пособниками). В этих случаях их деяния следует квалифицировать по ч. 1 ст. 111 и по соответствующей части ст. 27 в зависимости от того, в чем конкретно заключалось соучастие лица.
10. В части 2 ст. 111 УКУ предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности лица, получившего преступное задачи иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Для такого увольнения требуется наличие двух условий в их совокупности:
– чтобы лицо не совершило никаких действий по выполнению преступной задачи иностранного государства, иностранной организации или их представителей;
– добровольно заявило органам власти о своей связи с ними и о полученном задачи.
Добровольность означает, что лицо имело возможность выполнить полученное задание, но само отказалось от его выполнения, независимо от мотивов такого отказа. Заявление об отказе устно или письменно может быть подана в любые органы государственной власти (суд, прокуратуру, органы службы безопасности, органы местного самоуправления).
Состав преступления государственной измены относится к числу формальных составов, поэтому фактический вред объектам не является обязательным признаком и на квалификацию преступления не влияет. Для признания преступления законченным достаточно установить, что виновным совершено хотя бы одно из перечисленных в законе деяний. В случае, когда деяния лица подпадают одновременно под признаки нескольких форм государственной измены, все они должны быть отражены в формулировке обвинения.