Новая редакция ст. 365 УКУ с комментариями.
1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они нанесли существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц, –
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они сопровождались насилием или угрозой применения насилия, применением оружия или специальных средств или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями, по отсутствии признаков пытки, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к ст. 365 УК Украины
1. Превышением власти (должностных полномочий) выход действий должностного лица за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий.
2. По своей социальной сущности превышение власти или должностных полномочий является самоуправством должностного лица. От других должностных преступлений превышение власти или должностных полномочий отличается тем, что совершаемые виновным лицом действия не входят в круг ее полномочий, не предоставлены ей законом, не предусмотрены правовым статусом ее должности.
Пленум Верховного Суда Украины разъяснил, что превышением власти или должностных полномочий признается совершение должностным лицом действий:
а) которые являются компетенцией другого должностного лица данного ведомства или должностного лица другого ведомства;
б) единолично, тогда как действия должны были быть совершены лишь коллегиально;
в) которые разрешаются только в особых случаях, с особого разрешения и с особым порядком проведения,— при отсутствии этих условий;
г) никто не имеет права выполнять или разрешать (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27 декабря 1985 г. «О судебной практике в делах о превышении власти или служебных полномочий»).
3. Уголовная ответственность за превышение власти не зависит от того, постоянно или временно исполняла должностное лицо возложенные на нее обязанности, она была назначена на должность была выбрана, занимала должность по штатному расписанию или на общественных началах, работала за плату или безвозмездно. В частности, народные дружинники, общественные помощники участковых инспекторов милиции, общественные инспекторы ГАИ и другие представители общественности, которые выполняют функции представителей власти и имеют специальные полномочия на такую деятельность, при явном выходе за пределы предоставленных им прав и полномочий несут ответственность по ст. 365 УК.
4. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 365 УК, является причинение превышением власти или должностных полномочий существенный вред государственным, общественным или частным интересам отдельных граждан. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины, существенным вредом государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, причиненным при превышении власти или должностных полномочий, могут признаваться прямые материальные убытки, упущенная выгода, нарушение охраняемых законам политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан, подрыв престижа представителей власти и управления, создание обстановки, затрудняющей учреждению, организации, предприятию осуществления основных функций, нарушение общественного порядка и др. (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27 декабря 1985 г.).
5. Превышение власти или должностных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями — квалифицируются по ч. 2 ст. 365 УК.
Часть 2 ст. 365 УК охватывает применение должностным лицом при превышении власти или должностных полномочий насилия как физического, так и психического. Физическое насилие при превышении власти или должностных полномочий может быть выражено в незаконном лишении свободы, нанесении удара, причинении побоев, совершении действий, характерных для истязания, причинении легких или средней тяжести телесных повреждений. Психическое насилие при превышении власти или должностных полномочий может быть выражено в реальной угрозе причинения физического или иного насилия в отношении потерпевшего или его близких.
Причинение в результате превышения власти или должностных полномочий тяжких телесных повреждений или убийства, совершенные как умышленно, так и по неосторожности, подлежат квалификации по совокупности ч. 2 ст. 365 УК и статей УК, предусматривающих ответственность за убийство или тяжкие телесные повреждения.
6. За ч. 2 ст. 365 УК деяние квалифицируется по признаку превышение власти или должностных полномочий с применением оружия в случаях, когда должностное лицо применила предметы, предназначенные для поражения живой цели, то есть огнестрельное оружие, в том числе гладкоствольное, или холодное оружие. Что касается квалификации действий, связанных с незаконным применением оружия должностными лицами, которые имеют право обладать ею, то при этом должны учитываться положения нормативных актов, которые устанавливают основания и порядок применения оружия такими лицами. Вместе с тем демонстрация должностным лицом оружия или угроза словами его применить не могут быть признаны превышением власти или должностных полномочий при отягчающих обстоятельствах и квалифицироваться по ч. 2 ст. 365 УК.
7. Если превышением власти или должностных полномочий потерпевшему были причинены тяжкие последствия, то деяние квалифицируется по ч. Ст. 365 УК. Квалифицирующий признак ч. Ст. 365 УК (тяжкие последствия) имеет такую же характеристику, как и тяжкие последствия в ч. 2 ст. 364 УК.
8. Превышение власти или должностных полномочий имеет много общих признаков с злоупотреблением властью или должностными полномочиями: оба эти преступления совершаются только должностными лицами, намеренно и в сфере служебной деятельности. Отличаются эти преступления лишь характером совершаемых должностным лицом действий.
Злоупотребление властью или должностными полномочиями характерно тем, что должностное лицо совершает действия, которые оно имеет право совершать, такие действия предоставлены ему по должности, предусмотренные его должностным статусом. Но должностное лицо при этом злоупотребляет своими правами и действует вопреки интересам службы, стремясь получить от этого материальную или иную личную выгоду. Преступление, предусмотренное ст. 364 УК, заключается не в том, что должностное лицо совершает недозволенные ему действия, а в том, что она стремится использовать эти действия в своих интересах, соглашаясь с причинением вреда интересам службы. Преступление, предусмотренное ст. 364 УК, образует не причинен вред или ее размер, а способ причинения этого вреда — использование власти или должностных полномочий для удовлетворения своих корыстных или иных личных интересов.