Новая редакция ст. 364 УКУ с комментариями.

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения любой неправомерной выгоды для самой себя или другого физического или юридического лица использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

{Часть третья статьи 364 исключена на основании закона № 746-VII от 21.02.2014}

Примечание . 1. Служебными лицами в статьях 364, 368, 368-5, 369 этого Кодекса есть лица, постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

Для целей статей 364, 368, 368-5, 369 этого Кодекса в государственных и коммунальных предприятий приравниваются юридические лица, в уставном фонде которых соответственно государственная или коммунальная доля превышает 50 процентов или составляет величину, которая обеспечивает государству или территориальной общине право решающего влияния на хозяйственную деятельность такого предприятия.

2. Служебными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), а также иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов.

3. Существенным вредом в статьях 364, 364-1, 365, 365-2, 367 считается такая жаль, которая в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

4. Тяжкими последствиями в статьях 364-367 считаются такие последствия, которые в двести пятьдесят и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.

Комментарий к ст. 364 УК Украины

1. Злоупотреблением властью или должностными полномочиями называется использование должностным лицом власти или предоставленных ему должностных полномочий для получения материальной или иной личной выгоды. Такое злоупотребление является уголовным преступлением, если оно нанесло существенный вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц.

Как злоупотребление властью или должностными полномочиями деяние может квалифицироваться только в случаях, когда должностное лицо, действуя из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, использует предоставленные ему по службе полномочия. Если при совершении деяния субъект не использовал предоставленных ему по службе прав и полномочий, то он действовал как частное лицо и не может быть ответственным за должностное преступление.

2. Главным признаком преступления, предусмотренного ст. 364 УК, является злоупотребление должностным лицом своими должностными полномочиями, то есть использование их в ущерб интересам службы. Деяние может квалифицироваться по ст. 364 УК только при условии, что должностное лицо использовало свои должностные полномочия в ущерб государственным или общественным интересам с целью получения личной выгоды.

Злоупотребление властью или должностными полномочиями — это всегда совершение действий вопреки интересам и требованиям службы.

По конкретному делу президиум Закарпатского областного суда указала, что уголовная ответственность за злоупотребления служебным (должностным) положением наступает только в том случае, если служебное (должностное) лицо из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности использует свое служебное положение вопреки интересам службы, чем наносит существенный ущерб государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан (Практика судов Украины в уголовных делах.- С. 155-156).

3. Общественная сущность злоупотребления властью или должностными полномочиями заключается в том, что должностное лицо действует вопреки интересам службы, совершающий действия, которые против-річать государственным интересам или интересам физических или юридических лиц, противоречат задачам и назначению деятельности учреждения, предприятия или организации. Такие действия могут заключаться в использовании государственного или коллективного имущества из корыстных побуждений (машин, механизмов), труда рабочих или служащих, незаконной траты финансовых или материальных фондов предприятия, учреждения, организации, сокрытия хищения и тому подобное.

4. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 364 УК, является причинение должностным лицом существенный вред государственным, общественным или охраняемым законом правам и интересам отдельных лиц.

При определении существенности причиненного должностным лицом вреда учитываются: характер наступивших последствий, размер и значимость материальных убытков, а также нарушения личных неимущественных прав и интересов граждан, количество потерпевших от преступления и т. др. (сокрытие хищения, перерыв работы предприятия, учреждения, невыполнение производственного плана, нарушение конституционных прав граждан и тому подобное). Существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, согласно примечанию 3 к ст. 364 УК, считается такой вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Нарушение должностным лицом своих должностных обязанностей или злоупотребление своими должностными полномочиями не образует состава преступления, если не был причинен существенный вред государственным или общественным интересам или правам и интересам граждан.

5. Причинение должностным лицом существенный вред государственным, общественным или частным интересам в результате злоупотребления им своими должностными полномочиями образует состав преступления лишь в случае, когда должностное лицо использовала свои должностные полномочия из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности.

В корысти в уголовном праве называется стремление к получению материальной (имущественной) выгоды без затрат собственного общественно полезного труда. При совершении должностного преступления, виновное лицо, действуя из корыстных побуждений, стремится получить материальную выгоду за счет использования предоставленных ему по службе прав и полномочий. Для этого должностное лицо может использовать труд подчиненных работников на собственном садовом участке, на строительстве дачи, жилого дома или использовать на этих работах безвозмездно машины, механизмы, принадлежащие предприятию, учреждению и тому подобное.

6. Злоупотребление властью или должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, квалифицируется по ч. 2 ст. 364 УК. В следственно-судебной практике тяжкими последствиями признаются: особо крупные материальные убытки, смерть потерпевших, причинение тяжких телесных повреждений, сокрытие особо тяжких преступлений и тому подобное.

Согласно примечанию 4 к ст. 364 УК причинение материального ущерба признается тяжким последствием, если размер причиненного ущерба в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Тяжкими могут быть признаны такие последствия, как полное банкротство предприятия, авария или катастрофа, массовые отравления людей, распространение эпидемий и т. др.

7. Злоупотребление властью или должностными полномочиями при отягчающих обстоятельствах может квалифицироваться по ч. 2 ст. 364 КИС только при условии, что тяжкие последствия наступили непосредственно от действий должностного лица, то есть когда между действиями должностного лица и тяжелыми последствиями, которые наступили, есть причинная связь.

8. Статья 364 УК содержит общие нормы об ответственности за злоупотребление властью или должностными полномочиями. В действующем Уголовном кодексе Украины есть немало специальных норм об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. К ним можно отнести нормы ч. 2 ст. 191, ст. 207, 210, 271, 375, 371, 372 УК. При наличии в деянии, совершенном должностным лицом, признаков этих специальных норм оно квалифицируется по специальной норме согласно правилу: при конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма.

9. Наиболее сложной является конкуренция ч. 2 ст. 191 УК, ст. 364 УК, поскольку предусмотренные ими деяния имеют преимущественно тождественные признаки — они совершаются из корыстных побуждений, с использованием должностных полномочий и причиняют почти подобную материальную или имущественный вред. Различие между этими преступлениями заключается главным образом в способах их совершения и в характере причиненного ими вреда.

Похищения государственного или коллективного имущества путем злоупотребления должностным лицом своим должностным положением (ч. 2 ст. 191 УК Украины) характеризуется тем, что злоупотребление властью или должностными полномочиями является способом совершения этого преступления, что должностное лицо, злоупотребляя властью или должностными полномочиями, противоправно и безвозмездно изымает из фондов государственной или коллективной организации деньги или имущество (материальные ценности) и обращает их в свою пользу, в свою собственность. Преступные последствия этого деяния заключаются в уменьшении финансовых или имущественных фондов этих организаций, то есть в причинении прямого имущественного ущерба.

Для деяния, предусмотренного ст. 364 УК, не характерно непосредственное изъятие имущества и использование его самим виновным или передача его другим лицам. Злоупотребление властью или должностными полномочиями (ст. 364 УК Украины) совершается в большинстве случаев как незаконное использование государственного или коллективного имущества (без его изъятия из фондов) для получения личной выгоды, временное пользование имуществом без намерения обратить его в свою собственность или в собственность других лиц, незаконное использование в личных целях труда подчиненных по службе работников и т. др. Причиняемые при этом ущерб и имущественные убытки имеют вид не прямого ущерба, а утраченной выгоды. Действия должностных лиц квалифицируются по ст. 364 УК и в тех случаях, когда они связаны с незаконным получением платежей, когда при распределении денег между отдельными лицами за фактически выполненные работы часть их обращается должностным лицом в свою собственность. По ст. 364 УК квалифицируется и злоупотребление властью и должностными полномочиями, которое не связано с безвозмездным получением государственных или коллективных средств, но имеет своим результатом незаконное получение премий, надбавок к заработной плате или других платежей. Злоупотребление властью или должностными полномочиями во многих случаях образует совокупность преступлений с другими деяниями, посягающими на собственность, систему хозяйствования и другие общественные отношения.

10. Злоупотребление властью или должностными полномочиями совершается умышленно, из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности.