Новая редакция ст. 359 УКУ с комментариями.
1. Незаконное приобретение или сбыт специальных технических средств негласного получения информации, а также незаконное их использование –
наказываются штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет.
3. Действия, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, совершены организованной группой или если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Комментарий к ст. 359 УК Украины
1. Законом Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (ВВР.- 1992.— № 22.- Ст. 7) определено, что специальные технические средства негласного получения информации могут применяться только тогда, когда проведение негласных розыскных мероприятий, следственных или судебных действий является малоэффективным или невозможным и только с разрешения суда. Во всех остальных случаях использование специальных технических средств негласного получения информации будет незаконным.
Согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативные подразделения имеют право негласно снимать информацию с каналов связи, контролировать телеграфно-почтовые отправления, проникать в жилые и иные помещения граждан с целью их визуального наблюдения и т. п только с разрешения суда.
2. Состав преступления образует использование специальных технических средств негласного получения информации без разрешения суда или в случаях законом не предусмотренных.
3. Часть 1 ст. 359 УК содержит формальный состав преступления — преступление признается оконченным с момента незаконного использования специальных технических средств независимо от наступления преступных последствий.
4. Незаконное использование специальных технических средств вторично (повторно), группой лиц или если такое деяние причинило существенный вред охраняемым правам физических или юридических лиц, государственным или общественным интересам, то преступление квалифицируется по ч. 2 ст. 359 УК.
5. Незаконное использование специальных технических средств совершается умышленно с целью негласного получения информации.
6. Ответственными за незаконное использование специальных технических средств являются сотрудники оперативных подразделений, которые незаконно используют специальные технические средства негласного получения информации.
Частные лица за использование технических средств сбора информации отвечают за: нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции (ст. 167 УК), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 166 УК), нарушение тайны голосования (ст. 163 УК), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 187 УК Украины).
Другой комментарий к статье 359 Уголовного кодекса Украины
1. Непосредственный объект преступления – установленный порядок использования специальных технических средств негласного получения информации, который обеспечивает законность деятельности правоохранительных органов и охрану частной жизни лица.
Конституция Украины в ч. 2 ст. 32 запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) гарантирует каждому право на уважение частной и семейной жизни, к жилью и к тайне корреспонденции. Вмешательство государственных органов в осуществление этого права возможно только в порядке, определенном законом, когда такое вмешательство необходимо в демократическом обществе в интересах национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния, с целью предотвращения беспорядков или преступлений, с целью защиты здоровья, морали или прав и свобод других лиц.
Порядок использования специальных технических средств получения информации определяется Уголовно-процессуальным кодексом Украины, Законами Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, “О милиции”, “О Службе безопасности Украины”, “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” и некоторыми другими.
В статье 8 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” (с изменениями, внесенными Законом Украины от 03 апреля 2003 г.) установлен порядок снятия информации с каналов связи, контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение других технических средств негласного получения информации. Так, негласное проникновение в жилье или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение других технических средств получения информации проводятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. О получении такого разрешения суда или об отказе в нем указанные лица сообщают прокурору в течение суток. Применение этих мер проводится исключительно с целью предотвратить преступление или выяснить истину при расследовании уголовного дела, если иным способом получить информацию невозможно. По результатам осуществления указанных оперативно-розыскных мероприятий составляется протокол с соответствующими приложениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.
2. Предмет этого преступления-информация, которой обмениваются субъекты общения в повседневной жизни и работе. Эта информация предназначена только для участников общения, и ее распространение является, по крайней мере, нежелательным, а иногда она имеет конфиденциальный характер. Таким образом, по способу существования она отличается от информации, которая передается средствами связи (переписка, телефонные разговоры, телеграфная корреспонденция и т.п.) или через компьютер и незаконное ознакомление с которой с помощью технических средств образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 163.
3. Объективная сторона преступления – незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации путем тайного прослушивания и наблюдения.
Исчерпывающий перечень технических средств негласного получения информации дается в п.1.3 “Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по разработке, изготовлению специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговли специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, другими средствами негласного получения информации”, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Службы безопасности Украины от 29 января 2001 г. № 17/17. Среди них указываются средства получения и регистрации аудиоинформации, визуального наблюдения и документирования и др.
Следует отметить, что для негласного получения такой информации в некоторых случаях могут применяться и не специальные технические средства, а общеупотребительные – фотоаппараты, кинокамеры, видеокамеры, диктофоны и тому подобное. Однако, поскольку они имеют целевое назначение, не указанное в диспозиции ч. 1 ст. 359, их использование может расцениваться при определенных условиях и при наличии определенной цели как собирание сведений, составляющих государственную тайну (ст. 111 или 114), коммерческую тайну (ст. 231).
Использование технических средств негласного получения информации, при наличии соответствующих оснований, при условии получения предусмотренного законом разрешения и в четко определенном порядке разрешается оперативным подразделениям Министерства внутренних дел Украины (уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией); Службы безопасности Украины (разведкой, контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников криминального судопроизводства и работников правоохранительных органов); Государственной пограничной службы Украины (разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и морской охраны, обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими); Управления государственной охраны (подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана); органов государственной налоговой службы (оперативными подразделениями налоговой милиции); органов и учреждений Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний; разведывательного органа Министерства обороны Украины.
Таким образом, использование специальных технических средств негласного получения информации сотрудниками указанных выше органов, если А) отсутствуют основания для негласного получения информации, б) отсутствует разрешение на такое использование, в) нарушен порядок использования средств, а также г) если эти средства использовались лицами, не являющимися сотрудниками указанных оперативных подразделений, без всяких оговорок является незаконным, а следовательно подпадает под действие ст. 359.
4. квалифицирующие признаки преступления-повторность (ст. 32), совершение преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ст. 28), причинение существенного вреда охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц.
Повторным следует считать незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации, если каждый случай применения охватывался отдельным, самостоятельным умыслом. Если же применение средств имело несколько эпизодов единого замысла, повторность отсутствует.
Факт причинения существенного вреда устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела. Таким вредом может быть признано унижение достоинства отдельных граждан, подрыв деловой репутации юридических лиц, Банкротство, нарушение права на неприкосновенность жилья, разглашение сведений, которые имеют особое значение для лица (например, факт усыновления, тяжелая болезнь), и тому подобное.
Если нарушение прав и вредные последствия в связи с незаконным применением средств негласного получения информации образуют самостоятельные преступления, например незаконное проведение осмотра и обыска, нарушение тайны переписки, вмешательство в работу компьютеров, нарушение тайны голосования и т.п., то ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 359 и соответственно ст. 162, 163, 361, 159 и т.п.
5. Преступление считается оконченным с момента начала использования специальных технических средств негласного получения информации вопреки требованиям закона, независимо от последствий.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
7. Субъект преступления – вменяемое лицо, которому исполнилось 16 лет на момент совершения преступления, в том числе сотрудники правоохранительных органов. Совершение преступления должностным лицом квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 359, и в зависимости от характера действий служащего по ст. 364, 365, 423, 424.