Новая редакция ст. 351 УКУ с комментариями.

1. Невыполнение должностным лицом законных требований народного депутата Украины, депутата местного совета, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление им заведомо неправдивой информации –

наказываются штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Невыполнение должностным лицом законных требований комитетов Верховной Рады Украины, временных следственных комиссий Верховной Рады Украины или специальной временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление недостоверной информации –

наказываются штрафом от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 351 УК Украины

1. Согласно ст. 86 Конституции Украины народный депутат Украины имеет право обратиться с запросом к органам государственной власти, к руководителям предприятий, учреждений и организаций, которые обязаны рассмотреть его запрос, принять соответствующие меры и уведомить депутата о результатах рассмотрения его запроса.

2. Состав преступления образуют:

а) невыполнение должностным лицом законных требований народного депутата или депутата местного совета;

б) создание искусственных препятствий в работе народного депутата или депутата местного совета;

в) предоставление народному депутату зазнайки ложной информации.

3. Препятствования деятельности народного депутата и депутата местного совета совершается умышленно, с целью добиться определенных изменений в деятельности депутата.

4. Ответственными за препятствования деятельности народного депутата и депутата местного совета есть только должностные лица предприятий, учреждений или организаций независимо от их назначения и формы собственности.

Другой комментарий к статье 351 Уголовного кодекса Украины

1. объективная сторона преступления может быть выражена в трех формах: а) невыполнение должностным лицом законных требований народного депутата Украины, депутата местного совета (ч. 1), комитетов ВРУ или временных следственных комиссий ВРУ (ч. 2); б) создание искусственных препятствий в работе народного депутата Украины, депутата местного совета (ч. 1), комитетов ВРУ или временных следственных комиссий ВРУ (ч. 2); в) предоставление им заведомо ложной (ч. 1) или недостоверной (ч. 2) информации.

2. В соответствии с разделом II (“Права народного депутата Украины”) Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” в редакции от 22 марта 2001 г. статус народного депутата позволяет ему обращаться с депутатским запросом или депутатским обращением, беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Украины, поднимать вопрос о необходимости проведения проверок соблюдения законов, требовать немедленно прекратить нарушение прав, свобод и интересов человека и гражданина, получать информацию по вопросам, связанным с осуществлением им депутатских полномочий, от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их служебных лиц, которые обязаны предоставить ему такую информацию, и тому подобное.

Депутатский запрос-это требование народных депутатов или комитета ВРУ, которое заявляется на сессии ВРУ к президенту Украины, к органам ВРУ, к КМУ, к руководителю других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности, дать официальный ответ по вопросам, отнесенным к их компетенции (см. п. 2 ст. 15 указанного Закона Украины “О статусе народного депутата Украины”).

Под депутатским обращением следует понимать изложенное в письменной форме предложение народного депутата, обращенное к органам государственной власти и органам местного самоуправления, их служебным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, осуществить определенные действия, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, отнесенным к их компетенции (см. ст. 16 Закона Украины “О статусе народного депутата Украины”).

В то же время следует иметь в виду, что согласно решения Конституционного Суда Украины в деле за конституционным представлением Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений статьи 86 Конституции Украины , а также части второй статьи 15 и части первой статьи 16 Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” (дело о запросах и обращениях народных депутатов Украины в органы дознания и досудебного следствия) от 20 марта 2002 г. № 4-рп/2002 народный депутат не имеет права обращаться в органы и должностных лиц, осуществляющих функции дознания и досудебного следствия с требованиями и предложениями по вопросам, касающимся проведения дознания и досудебного следствия в конкретных уголовных делах.

3. Права депутата местного совета на депутатское обращение, депутатский запрос, депутатский вопрос, нарушение вопроса о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций, участия в них, требование устранить нарушения законности и т.п. предусмотрены ст. 11 Закона Украины “О статусе депутатов местных советов” от 11 июля 2002 г.

Согласно ст. 13 данного закона депутатским обращением является изложенное в письменной форме требование депутата местного совета по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, к местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам, а также руководителям правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, осуществить определенные действия, принять меры или дать официальное разъяснение по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Под депутатским запросом следует понимать поддержанное советом требование депутата местного совета к должностным лицам совета и его органов, сельского, поселкового, городского головы, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, которые расположены или зарегистрированы на соответствующей территории, а депутата городского (города областного значения), районного, областного совета – и к председателю местной государственной администрации, его заместителей, руководителей отделов и управлений по вопросам, которые отнесены к ведению совета.

Депутатский вопрос-это средство получения депутатом местного совета информации или разъяснения по той или иной проблеме. Ответ на вопрос может быть оглашен на сессии местного совета или дан депутату местного совета в индивидуальном порядке. Вопрос не включается в повестку дня сессии, не обсуждается и решение по нему не принимается (см. ст. 21 Закона Украины “О статусе депутатов местных советов”).

4. под невыполнением должностным лицом законных требований народного депутата Украины, депутата местного совета (ч. 1), комитетов ВРУ или временных следственных комиссий ВРУ (ч. 2) следует понимать игнорирование и/или отказ в принятии предъявленных в форме депутатского обращения или вопрос требований относительно получения определенной информации или разъяснения по той или иной проблеме (вопросу).

5. под созданием искусственных препятствий в работе народного депутата Украины, депутата местного совета (ч. 1), комитетов ВРУ или временных следственных комиссий ВРУ (ч. 2) надо понимать совершение таких действий, которые делают невозможным реализацию народным депутатом Украины, депутатом местного совета, комитетом ВРУ или временной следственной комиссией ВРУ предоставленных ему (ей) полномочий.

6. понятие ложной (ч. 1) и недостоверной (ч. 2) информации не являются синонимами. В частности, неправдивой информацией является не соответствующая действительности, а недостоверной-непроверенная, необоснованная или полученная при отсутствии для этого соответствующих оснований (или с нарушением определенного порядка ее получения).

Ответственность за предоставление ложной или недостоверной информации наступает только в случае, когда должностное лицо обязано было предоставлять соответствующие данные (в форме официального ответа, разъяснения и т.п.) на законные требования народного депутата Украины, депутата местного совета (ч. 1), комитетов ВРУ или временных следственных комиссий ВРУ (ч. 2), оформленные в виде официального депутатского обращения, запроса или вопроса.

7. преступление считается законченным с момента совершения предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 351 действий или бездействия.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. Субъектом преступления является только должностное лицо, которое имело обязанность о предоставлении народному депутату Украины, депутату местного совета, комитетам ВРУ или временным следственным комиссиям ВРУ соответствующей информации в ответ на его (их) обращение, запрос или вопрос.