Новая редакция ст. 333 УКУ с комментариями.

1. Нарушение установленного порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, –

карается штрафом от двух тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное повторно или организованной группой, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 333 УК Украины

1. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 159 от 4 марта 1993 г. «О перечне видов сырья, материалов, оборудования и технологий, которые могут использоваться для создания оружия, военной и специальной техники, вывоз которых за пределы Украины может осуществляться только по специальному разрешению органов», состав преступления образует вывоз за пределы Украины таких материалов, сырья или оборудования без надлежащего разрешения Правительственной комиссии по экспортному контролю.

2. Вывоз за пределы Украины запрещенных материалов, сырья или оборудования совершается умышленно.

3. Ответственность за деяние, предусмотренное ст. 333 УК, наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 333 Уголовного кодекса Украины

Объект преступления-установленный законодательством Украины порядок осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю.

Предмет преступления-товары, которые при их международных передачах подлежат государственному экспортному контролю.

Закон Украины” О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования ” от 20 февраля 2003 г. № 549-IV в ст. 1 раздела 1 определил, что к товарам военного назначения относятся:

– изделия военного назначения – вооружение, боеприпасы, военная и специальная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, взрывчатые вещества, а также материалы и оборудование, специально предназначенные для разработки, производства или использования указанных изделий;

– услуги военного назначения – предоставление иностранным юридическим или физическим лицам в Украине или за ее пределами услуг, в том числе посреднических (брокерских), в сфере разработки, производства, строительства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, демилитаризации, уничтожения, сбыта, хранения, выявления, идентификации, приобретения или использования изделий или технологий военного назначения, а также предоставление указанным юридическим лицам иностранного государства или его представителям или иностранцам услуг по финансированию таких работ;

технологии военного назначения – специальная информация в любой форме (за исключением общедоступной информации), необходимая для разработки, производства или использования изделий военного назначения и предоставления услуг военного назначения. Эта информация может предоставляться в форме технических данных или технической помощи:

– технические данные – проекты, планы, чертежи, схемы, диаграммы, модели, формулы, спецификации, программное обеспечение, пособия и инструкции, размещенные на бумаге или других носителях информации, в том числе и электронных;

– техническая помощь-проведение инструктажей, предоставление консультаций, осуществление мероприятий с целью повышения квалификации обучения, практического освоения методов работы;

– базовые технологии – технологии, которые определяют принцип работы и использования техники, и элементы технологий, без которых военная техника не может быть создана и использована.

Товары двойного назначения – это отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, специально не предназначенные для военного использования, а также работы и услуги, которые связаны с ними и которые кроме гражданского назначения могут быть использованы в военных или террористических целях или для разработки, производства, использования товаров военного назначения, оружия массового уничтожения, средств доставки этого оружия или ядерных взрывных устройств, в том числе отдельные виды ядерных материалов, химических веществ, бактериологических, биологических и токсичных препаратов.

Порядок осуществления международных передач вышеперечисленных товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, регулируется Законом Украины “О государственном контроль за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования” от 20 февраля 2003 г.

В соответствии с Положением о государственной службе экспортного контроля Украины, утвержденного Президентом Украины 17 апреля 2002 г. № 342/2002, списки конкретных видов этих товаров разрабатываются этой службой и утверждаются КМУ.

Для осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, необходимо разрешение (заключение) Государственной службы экспортного контроля Украины, который проводит экспертизу документов, поданных субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, и принимает решение о предоставлении (или не предоставлении) разрешения в отношении осуществления международных передач товаров, подлежащих экспортному контролю.

Закон Украины “О государственном контроль за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования” определяет, что к документам, в соответствии с которыми осуществляется международная передача товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, относятся:

– разрешение-документ на право экспорта или импорта таких товаров;

– вывод-документ на право временного ввоза или вывоза товаров, их транзит, осуществление переговоров о передаче таких товаров в государства, в отношении которых установлено эмбарго на их поставку;

– документ о гарантии – письменное обязательство уполномоченного на это государственного органа Украины или иностранного государства в отношении использования указанных товаров только в заявленных целях, а также другие документы, перечисленные в законе.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении установленного порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю.

Нарушение указанных правил могут найти свое выражение в том, что такие товары не прошли государственного экспортного контроля или субъекты не получили разрешения этого контроля, заключения или документа о гарантиях; или получили такое разрешение незаконно, путем представления поддельных документов, за что ответственность для служебного лица наступает по совокупности совершенного по ст. 333 УК и за служебный подлог (ст. 366). Частное лицо в таких случаях подлежит ответственности по ст. 333 и по ст. 358 – “Подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов”.

Такое разрешение может быть получено путем злоупотребления служебным положением, когда виновное лицо подлежит ответственности по ст. 333 и ст. 364.

В том случае, когда при нарушении порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, посторонним лицам разглашаются сведения, составляющие государственную тайну, ответственность для лица, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, наступает и по ст. 328 – “разглашение государственной тайны”.

Если же при этом лицо намеренно действовало в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины, оно подлежит ответственности за государственную измену (ст. 111).

Рассматриваемый преступление может быть совершен как на территории Украины, так и за ее пределами и будет оконченным с момента передачи адресату товаров, подлежащих экспортному контролю, в нарушение порядка осуществления таких передач.

Субъективная сторона преступления-прямой умысел: виновное лицо осознает, что оно осуществляет международную передачу товаров военного или двойного назначения, подлежащих государственному экспортному контролю, в нарушение установленного порядка такой передачи и желает сделать именно так.

Мотивы и цель при этом, как правило, являются корыстными, но могут быть и другими (зависть, месть и тому подобное) и на квалификацию не влияют.

Субъект преступления-общий, то есть физическое вменяемое лицо (или ограниченно вменяемое лицо), достигшее 16-летнего возраста.

Это может быть как частное лицо, которое вообще не имеет права осуществлять международные передачи товаров, подлежащих государственному экспортному контролю, так и лицо, которое имеет право на совершение таких действий, но нарушает при этом установленный порядок такой деятельности.

Часть вторая ст. 333 предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное повторно или организованной группой (см. Комментарий к ч. 3 ст. 28 и к ст. 32).