Новая редакция ст. 286 УКУ с комментариями.

1. Порушення правил безпеки дорожнього руху або експлуатації транспорту особою, яка керує транспортним засобом, що спричинило потерпілому середньої тяжкості тілесне ушкодження, –

карається штрафом від трьох тисяч до п’яти тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до трьох років, з позбавленням права керувати транспортними засобами на строк до трьох років.

2. Ті самі діяння, якщо вони спричинили смерть потерпілого або заподіяли тяжке тілесне ушкодження, –

караються позбавленням волі на строк від трьох до восьми років з позбавленням права керувати транспортними засобами на строк до трьох років або без такого.

3. Діяння, передбачені частиною першою цієї статті, якщо вони спричинили загибель кількох осіб, –

караються позбавленням волі на строк від п’яти до десяти років з позбавленням права керувати транспортними засобами на строк до трьох років.

Примітка. Під транспортними засобами в цій статті та статтях 286-1, 287, 289 і 290 слід розуміти всі види автомобілів, трактори та інші самохідні машини, трамваї і тролейбуси, а також мотоцикли та інші механічні транспортні засоби.

Комментарий к ст. 286 УК Украины

1. Дорожное движение в Украине регулируется законом от ЗО июня 1993 г. «О дорожном движении» и Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1993 г. № 1094, которые введены в действие с 1 мая 1994 г.

2. Объективная сторона преступления заключается в: а) нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, то есть в нарушении конкретного правила, предусмотренного конкретным пунктом правил; б) наступлении общественно опасных последствий — причинения смерти или телесных повреждений участникам дорожного движения (пассажирам, независимо от родственных или служебных отношений их с водителем, пешеходам, водителям других транспортных средств, велосипедистам) и в) причинной связи между нарушениями правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и насталими последствиями. Ответственность по ст. 286 УК наступает лишь в случае наличия совокупности в действиях лица всех этих признаков.

Если в причинении потерпевшему смерти или телесных повреждений есть вина или грубая неосторожность потерпевшего, то водитель транспортного средства освобождается от уголовной ответственности лишь в тех случаях, когда он Нарушение правил безопасности движения не допустил.

3. Нарушение правил безопасности движения совершается неосторожно. В случае умышленного причинения потерпевшему смерти или телесных повреждений, когда транспортное средство было орудием совершения преступления, ответственность наступает за преступление против лица (статья 115 или статьи 121, 122 УК Украины).

4. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта наступает с шестнадцати лет, независимо от наличия у водителя удостоверения на право управления и принадлежности транспортного средства.

Другой комментарий к статье 286 Уголовного кодекса Украины

Общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения регулирует Закон Украины “О дорожном движении” от 30 июня 1993 г. № 3353-ХІІ. Законодательство о дорожном движении состоит из этого Закона и актов, издаваемых согласно с ним. Основным из таких актов являются Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10 октября 2001 г. № 1306.

Одной из норм, охраняющих эти общественные отношения, является ст. 286.по статистическим данным МВД Украины, удельный вес деяний, предусмотренных ст. 286, среди преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляет более 50%.

1. Объект преступления-безопасность дорожного движения, здоровье и жизнь человека.

2. Преступление может быть совершен только при управлении транспортными средствами, которые указаны в примечании к ст.286. Под транспортными средствами следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства. Понятие механического транспортного средства как приводимого в движение с помощью двигателя, определяют также указанные выше Правила дорожного движения. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме мопедов). Мопед определен в этом документе как двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см. Следовательно, механическое транспортное средство должно иметь объем двигателя не менее 50 куб. см.

3. Понятием иные самоходные машины охватываются дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные самоходные машины (автокраны, экскаваторы, скреперы, грейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики, автопогрузчики, уборочные комбайны и т. п).

4. В отдельных случаях для установления технических параметров транспортного средства (самодельное изготовление, внесение конструктивных изменений и т. п) возможно проведение соответствующей экспертизы.

5. Объективная сторона преступления включает следующие обязательные признаки:

а) нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта;

б) общественно опасные последствия;

в) причинная связь между нарушением и последствиями.

Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта – это действие или бездействие лица, которое управляет транспортным средством, связана с нарушением одного или нескольких требований правил дорожного движения или других нормативных актов, регламентирующих безопасность дорожного движения или эксплуатацию транспорта. Инструкции и другие нормативные акты, касающиеся особенностей перевозки специальных грузов, эксплуатации отдельных видов транспортных средств, движения на закрытых территориях, должны основываться на требованиях Закона Украины “О дорожном движении” и Правил дорожного движения.

Чаще всего нарушения правил безопасности дорожного движения проявляются в превышении установленной скорости движения или в неправильном ее выборе, в нарушении правил проезда перекрестков или остановок транспорта общего пользования, правил обгона и тому подобное.

6. Нарушение правил эксплуатации-это нарушение правил перевозки людей или груза, эксплуатация транспортного средства с неисправной тормозной системой или рулевым управлением и тому подобное. Имеются в виду такие нарушения правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, которые могут вызвать преступные последствия.

7. Если обобщить признаки деяния, то оно должно быть совершено: а) только при эксплуатации транспортных средств, указанных в примечании к ст.286; б) лицом, которая выполняет функцию управления транспортным средством; в) в процессе дорожного движения; г) без одновременного сочетания движения транспортного средства с выполнением нетранспортных работ; г) вопреки требованиям Правил дорожного движения или других нормативных актов.

8. Преступные последствия данного преступления предусмотрены в соответствующих частях ст.286.

9. Между нарушением правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта и наступившими последствиями, что наступили, должен быть причинная связь. Его отсутствие исключает уголовную ответственность лица по ст. 286.

10. В процессуальных документах нужно обязательно указывать, в нарушении правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта признается виновным лицо, в чем конкретно проявились эти нарушения и находятся в причиновому связи последствия наступили, с этими нарушениями.

11. ответственность по ст. 286 распределяется согласно ее частям в зависимости от тяжести наступивших последствий. По ч. 1 отвечает лицо, в результате деяния которого потерпевшему причинены средней тяжести телесные повреждения, по ч. 2 – тяжкие телесные повреждения или смерть. Понятие телесных повреждений приведено в ст. 121, 122 и в комментариях к ним, а также В Правилах судебно-медицинского определения степени тяжести, телесных повреждений 1995 г. Часть 3 ст. 286 предусматривает ответственность в случае совершения деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, если оно повлекло гибель двух или более лиц. Никакой другой вред, кроме указанного в законе (например, материальный, моральный), не входит в объективную сторону анализируемого преступления.

12. действия виновного, повлекшие за собой одновременно последствия, предусмотренные различными частями ст. 286, требуют квалификации по той из них, которая предусматривает наиболее тяжкие из наступивших последствий. Если нарушения каждый раз имели самостоятельный характер и не связаны между собой субъективной стороной, а также местом или временем совершения, то они в каждом случае нуждаются в квалификации по совокупности преступлений.

13. В соответствии с судебной практикой действия лица, которое, управляя транспортным средством, дважды нарушило в разное время правила безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, вследствие чего в каждом из этих случаев погиб один человек, нужно квалифицировать по ч. 2 ст. 286, а в том случае, когда смерть двух и более лиц является следствием одного и того же транспортного события, то есть одного или связанных между собой нескольких нарушений правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, – по

14. В тех случаях, когда общественно опасные последствия произошли в результате нарушений, которые совершили два и более водителей, каждый из них может нести уголовную ответственность по ст.286 при наличии в их деянии всех признаков данного состава преступления.

15.для ответственности по ст. 286 не имеет значения место, где было совершено преступление. Это может быть автомагистраль, другая дорога, улица, переулок, двор, территория предприятия, поле и прочие места, где возможно движение транспортных средств.

16. Нарушение потерпевшим (водителем, пешеходом, пассажиром или иным участником дорожного движения) Правил дорожного движения или другое неправомерное поведение не является основанием для освобождения водителя от уголовной ответственности при наличии в его действиях состава преступления. Такие обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие ответственность.

17. состав преступления, предусмотренного ст. 286, по своей конструкции является материальным, но он не может иметь стадий приготовления или покушения. Преступление признается законченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом.

18. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, определяемой характером отношения виновного к последствиям. Само же действие или бездействие при нарушении правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта могут быть как умышленными, так и совершенными по неосторожности.

19. водитель, который после совершения рассматриваемого преступления заведомо оставил потерпевшего в опасном для жизни состоянии, должен нести ответственность по совокупности преступлений (по соответствующей части ст. 286 и ч. 1 или ч. 2 ст. 135).

20.если в действиях водителя нет состава преступления, предусмотренного ст. 286, но жизнь потерпевшего была поставлена под угрозу вследствие совершенного водителем дорожно-транспортного происшествия, то заведомо оставление потерпевшего без помощи при наличии других необходимых признаков влечет за собой ответственность по ч. 1 или ч. 3 ст. 135, но в случае мгновенной гибели потерпевшего ответственность по ст. 135 исключается.

21. если установлено, что виновный осознавал общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предусматривал его общественно опасные последствия и желал их или сознательно предполагал наступление этих последствий, то его действия нужно квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья (например, по ст. 121 или ст. 115) или против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан (например, по ст. 348).

22. Когда субъект при проведении определенных работ нарушил правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного надо квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушение данных правил, а в определенных случаях – за преступления против жизни и здоровья человека.

23. Субъектом преступления является лицо, которое ко времени совершения преступления достигло 16-летнего возраста. Не имеют значения обстоятельства, связанные с отсутствием у лица права на управление транспортным средством или лишением его такого права в административном или судебном порядке, а также с тем, является ли он работником транспорта. Не является обязательным признаком субъекта отношения лица к транспортному средству, то есть является ли лицо собственником или арендатором транспортного средства, управляет им по доверенности или самовольно угнала его.

24. За нарушение правил безопасности дорожного движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет мастер обучения управлению, а не лицо, которое учится, если мастер не принял своевременных мер к предотвращению общественно опасных последствий. Если лицо, которое учится управлению, вопреки указаниям мастера совершающий грубое нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, она подлежит уголовной ответственности.