Новая редакция ст. 281 УКУ с комментариями.
1. Нарушение правил безопасности полетов воздушных судов лицами, которые не являются работниками воздушного транспорта, если это создало опасность для жизни людей или наступления других тяжких последствий, –
наказывается штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, если они причинили пострадавшему средней тяжести телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб, –
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Комментарий к ст. 281 УК Украины
1. Нарушение правил воздушных полетов посягает на безопасность воздушных полетов и создает угрозу для .жизнь и здоровье людей.
2. Состав преступления образуют нарушения правил воздушных полетов, если нарушение правил создавало опасность для жизни людей или наступления других тяжких последствий (ч. 1 ст. 281 УК Украины), или если оно повлекло пострадавшему средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, или нанесло большой материальный ущерб (ч. 2 ст. 281 УК) или повлекло гибель людей (ч. Ст. 281 УК Украины). Деяние признается оконченным с момента наступления этих последствий.
3. Нарушение правил воздушных полетов совершается неосторожно.
4. Ответственными за нарушение правил воздушных полетов являются лица, которые не являются работниками воздушного транспорта. Это могут быть пилоты летательных аппаратов, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, пилоты отдельных нетранспортных предприятий или организаций и тому подобное.
5. Ответственность за нарушение правил воздушных полетов наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 281 Уголовного кодекса Украины
1. Объектом данного преступления является безопасность воздушных полетов, здоровье, жизнь людей и собственность.
2. Объективная сторона включает:
– нарушение правил безопасности полетов воздушных судов, содержащихся в законодательных или иных нормативных актах, которые устанавливают требования к безопасности правил полетов;
– создание опасности для жизни людей или наступление других тяжких последствий;
– причинная связь между нарушением правил безопасности полетов воздушных судов и реальностью создания опасности наступления указанных последствий.
3. К воздушным судам при рассмотрении этого преступления относятся самолеты, вертолеты, дирижабли, планеры, принадлежащие отдельным физическим или юридическим лицам и не подчинены транспортной системе.
4. Диспозиция ст.281 – бланкетная, поэтому для выяснения объективной стороны этого преступления требует установления нормативных актов (правил, инструкций, положений, наставлений о полетах судов и т. д) и соответствующих правил безопасности полетов воздушных судов, которые были нарушены, а также конкретного нарушения указанных правил.
5. опасность для жизни людей, о которой говорится в ч. 1 ст. 281, – это реальная возможность гибели одного или нескольких пострадавших (см. Комментарий к ст. 276).
6. К опасности наступления иных тяжких последствий относится реальная возможность: причинение средней тяжести или тяжких телесных повреждений потерпевшему, повреждение или уничтожение зданий или иных сооружений, ценного груза и тому подобное. Отнесение тех или иных последствий к категории иных тяжких решается в зависимости от фактических обстоятельств совершения преступления.
7. Для наличия указанного состава преступления необходимо обязательное установление причинового связи между деянием и общественно опасными последствиями.
8. квалифицирующими признаками по ч. 2 ст. 281 является причинение потерпевшему средней тяжести телесных повреждений или причинение крупного материального ущерба, который определяется с учетом его размера и других конкретных обстоятельств дела.
9. по части 3 ст. 281 квалифицируются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, если они повлекли гибель людей (см. Комментарий к ст. 276).
10. Субъективная сторона нарушения правил воздушных полетов может характеризоваться прямым умыслом или неосторожностью, отношение к последствиям преступления – лишь неосторожной формой вины.
11. Субъектом преступления могут быть лица, которые не являются работниками воздушного транспорта и пилотируют воздушным судном (пилоты нетранспортных предприятий или организаций или пилоты, которым летательные аппараты принадлежат на праве частной собственности), а также лица, которые не являются работниками воздушного транспорта, но осуществляют функции по обеспечению безопасности полетов воздушных судов.