Новая редакция ст. 276 УКУ с комментариями.

1. Нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, если это создало опасность для жизни людей или наступления других тяжких последствий, –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, если они причинили пострадавшему средней тяжести или тяжелые телесные повреждения или причинили крупный материальный ущерб, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Комментарий к ст. 276 УК Украины

1. Преступление, предусмотренное ст. 276 УК, посягает на безопасность движения главных видов транспорта — железнодорожного, водного, воздушного и угрожает общественной безопасности, жизни и здоровью людей, отношениям собственности.

2. Объективная сторона деяния проявляется в:

а) нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественном ремонте транспортных средств, средств сигнализации и связи; б) наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 276 УК последствий или в создании угрозы наступления таких последствий; в) наличии причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями или угрозой их наступления.

3. Железнодорожный транспорт — это все виды механического рельсового транспорта, к которому относятся железнодорожные пути сообщения, подвижной состав и их коммуникации, кроме трамвая и фуникулера.

4. Водный транспорт — это морской, речной и озерный транспорт, грузовые, рыболовецкие и другие суда, водные пути и коммуникации. К водному транспорту в понимании ст. 276 УК не относятся маломерные суда — лодки, яхты и тому подобное.

5. Воздушный транспорт — это все виды воздушных судов:

самолеты, дирижабли, вертолеты, планеры и т. п (ст. 15 Воздушного кодекса // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1993.- № 25.- Ст. 274).

6. Ответственность по ст. 276 УК наступает лишь в случае нарушения правил безопасности движения или эксплуатации этих видов транспорта, если такое нарушение правил безопасности создало угрозу для жизни людей или наступления тяжких последствий (ч. 1 ст. 276 УК Украины), повлекшее тяжкие средней тяжести телесные повреждения или причинили крупный материальный ущерб (ч. 2 ст. 276 УК) или повлекло гибель людей — смерти хотя бы одного человека (ч. Ст. 276 УК Украины).

7. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта совершается лишь неосторожно. Работник транспорта, нарушая правила безопасности движения или ремонта, самонадеянно рассчитывает отвлечь наступление или не предвидит их наступления, хотя имеет возможность их предвидеть. Умышленное нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта образует другой состав преступления — диверсию (ст. 113 УК Украины) или повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 277 УК Украины).

8. Ответственными за ст. 276 УК есть только работники этих видов транспорта, деятельность которых непосредственно связана с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств и в служебные обязанности которых входило обеспечение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Другой комментарий к статье 276 Уголовного кодекса Украины

1. Транспорт-важная отрасль производства, удовлетворяющая потребности общества в перевозках. Отношения, связанные с деятельностью транспорта в Украине, регулируются Законом Украины “О транспорте” от 10 ноября 1994 г. № 232/94-ВР, кодексами отдельных видов транспорта, другими законодательными и нормативными актами Украины.

Единую транспортную систему Украины составляют: железнодорожный, морской, речной, авиационный, городской электротранспорт и некоторые другие виды транспорта, указанные в ст. 21 Закона.

2. Объектом преступления являются общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, здоровья, жизни людей, собственность, а также окружающей среды.

3. Объективная сторона преступления заключается в совокупности следующих признаков:

– нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или недоброкачественный ремонт транспортных средств, железнодорожных путей, средств сигнализации и связи, железнодорожного, водного или воздушного транспорта;

– последствий, предусмотренных в диспозиции ч. 2 или 3 ст. 276, или создания опасности наступления таких или иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 276);

– причинной связи между нарушением указанных правил и последствиями или угрозой их наступления.

4. Нарушения должны быть совершены на одном из видов транспорта, указанном в ст.276.

5. Железнодорожный транспорт – это механический рельсовый транспорт, который включает железнодорожные пути сообщения, подвижной состав и их коммуникации. Это также сеть подъездных путей, подвижного состава предприятий и организаций, шахт, метрополитена. Теория уголовного права и судебная практика не относят к железнодорожному транспорту городской электрический транспорт (трамвай, фуникулер). Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта регулируется Законом Украины “О железнодорожном транспорте” от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР, “Уставом железных дорог Украины” утвержденным постановлением КМУ от 6 апреля 1998 г. № 457, “Правилами технической эксплуатации железных дорог Украины”, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 20 декабря 1996 года. № 411, “Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Украины”, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 8 июля 1995 г. № 259, и др.

Виды транспортных происшествий предусмотренные “Положением о классификации транспортных происшествий на железнодорожном транспорте и метрополитенах Украины”, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 22 марта 2002 г. № 196, а также Положением о классификации транспортных событий на Харьковском и Днепропетровском метрополитенах”, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 17 февраля 2003 г. № 112.

6. Водный транспорт – это морской, речной и озерный транспорт, то есть пассажирские, грузовые, рыболовные, научно-исследовательские, спасательные, вспомогательные и другие суда (теплоходы, сейнеры, буксиры, земснаряды и т. п), водные пути и коммуникации. Маломерные суда (лодки, байдарки, шлюпки и т. п), стационарные платформы независимо от форм собственности на них не относятся к водному транспорту в понимании ст.276. Принадлежность судна не влияет на квалификацию преступления, кроме случаев, касающихся военных судов.

Отношения безопасности судоходства регулируют “Кодекс торгового мореплавания Украины”, введенный в действие постановлением Верховной Рады Украины от 23 мая 1995 г. № 176/95-ВР, “Положение о капитане морского торгового порта Украины”, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 18 октября 2000 г. № 573, Положения о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 20 ноября 2003 г. № 904, Правила судоходства на внутренних водных путях Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 16 февраля 2004 г. № 91, и другие нормативные акты.

7. воздушный транспорт включает воздушные суда-летательные аппараты, которые держатся в атмосфере вследствие их взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способны маневрировать в трехмерном пространстве (ч. 2 ст. 15 “Воздушного кодекса Украины”, принятого 4 мая 1993 г. № 3167-ХІІ), а именно: самолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, планеры и тому подобное. Структуру воздушного транспорта образуют аэропорты, аэродромы, площадки для вертолетов и их коммуникации.

Виды авиационных событий определены в “Правилах расследования авиационных событий с гражданскими воздушными судами в Украине”, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 12 декабря 2001 г. № 870.

8. Диспозиция ст.276 – бланкетная. Чтобы выяснить, какие правила движения или эксплуатации транспорта были нарушены, надо обращаться к нормативным актам, действующим на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

9. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта совершается путем действия или бездействия. Необходимыми составляющими элементами объективной стороны преступления, которое анализируется, является нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи. Судебная практика показывает, что подавляющее большинство преступлений на железнодорожном транспорте (около 90%) связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а около 10% – с недоброкачественным ремонтом транспорта.

Нарушение правил безопасности движения-это превышение скорости движения, нарушение правил маневрирования, проезд локомотива на запрещающий сигнал семафора, несоблюдение правил расхождения со встречными судами или нарушение правил прохода шлюзов (Правила пропуска судов через судоходные шлюзы Украины, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 20 октября 2003 г. № 809), несоблюдение коридора полета, игнорирование диспетчерской или радиолокационной информации и тому подобное.

Нарушение правил эксплуатации-разрешение на эксплуатацию неисправного подвижного состава или судов, а также оборудования, эксплуатация транспорта с неисправностями, создающими угрозу безопасности движения, несоблюдение правил закрепления и размещения грузов и тому подобное.

Деяние может образовывать состав преступления только в том случае, когда оно выражено в нарушении установленных правовыми нормами правил. Нарушение “жизненных”, “профессиональных” или “неписаных” правил или рекомендаций в сфере безопасности движения или эксплуатации транспорта, не имеющие нормативного характера, не влечет за собой уголовной ответственности.

До уголовных дел необходимо добавлять выдержки из нормативных актов с изложением соответствующих положений (статей, пунктов и т. д), которые были нарушены виновным.

10. Деяния, входящего в объективную сторону преступления, может заключаться в недоброкачественном ремонте подвижного состава (локомотивов, вагонов, теплоходов, самолетов и т. п), железнодорожных путей, полотна, стрелочных переводов и переездов, средств сигнализации (например, бакенов), средств связи, обеспечивающих безопасность движения или эксплуатацию транспорта. Это ремонт с отступлением от определенных стандартов, от определенной технологии, не устранение отдельных неисправностей, когда транспортные средства и другие предметы после ремонта в установленном порядке переданы в эксплуатацию. Например, “Положение о порядке подачи в ремонт и выдачи из ремонта подвижного состава”, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 22 апреля 2002 г. № 261. Недостатки такого ремонта должны содержать угрозу для безопасности движения или эксплуатации транспорта.

11. создание опасности (ч. 1 ст. 276) – это создание вследствие нарушения правил или недоброкачественного ремонта такой обстановки, при которой наступление соответствующих негативных последствий было бы неизбежным, но этого не произошло из-за вмешательства других лиц или обстоятельств.

Если нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или недоброкачественный ремонт при конкретных обстоятельствах не могли создать такую опасность, состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 276, отсутствует.

Опасность для жизни людей (ч. 1 ст. 276) – это реальная возможность гибели одного или нескольких пострадавших. Причинение легких телесных повреждений даже значительному количеству потерпевших охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 276, при отсутствии признаков – ч. 2 и 3 ст. 276.

12. Опасность наступления иных тяжких последствий является оценочным понятием, определение которого зависит от фактических обстоятельств дела. Судебная практика к иным тяжким последствиям относят: причинение средней тяжести или тяжких телесных повреждений потерпевшему, причинение большого материального ущерба в результате гибели груза, повреждение подвижного состава или судов к непригодности их для дальнейшей эксплуатации, значительный вред окружающей природной среде и тому подобное.

13. Часть 2 ст. 276 устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они повлекли одному или нескольким потерпевшим средней тяжести или тяжкие телесные повреждения или причинили большой материальный вред, при определении которого следует учитывать стоимость поврежденного или уничтоженного имущества (подвижного состава, грузов, путей сообщений, оборудования), загрязнение окружающей среды и тому подобное.

14.по части 3 ст. 276 квалифицируются деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, то есть смерть одного или нескольких лиц. Причинение потерпевшему смерти охватывается ст. 276 и не требует дополнительной квалификации.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между деяниями и наступившими последствиями. Его техническую сторону может определять экспертиза, но установление причинной связи в составе преступления является исключительно правовым вопросом. При этом важно учитывать влияние на совершение этих преступлений многих факторов объективного и субъективного характера (деятельность субъектов, обеспечивающих функционирование транспорта, состояние транспортных средств и путей сообщения, оборудование, метеорологические условия и др).

Лица, обеспечивающие функционирование транспорта, или участники движения, которые способствовали наступлению общественно опасных последствий, подлежат уголовной ответственности при наличии всех признаков соответствующего состава преступления.

Умышленные действия, направленные на лишение жизни одного или многих лиц путем нарушения правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта, должны квалифицироваться по совокупности ст. 115, 276.

15. Субъективная сторона преступления о нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а также по недоброкачественного ремонта может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью (преступная самоуверенность или преступная небрежность) относительно возможных последствий, форма вины – только неосторожная, как и в целом это преступление.

Психическое отношение виновного к последствиям, предусмотренным ч. 2 и ч. 3 ст. 276, характеризуется только неосторожной формой вины. В целом преступление считается неосторожным.

Субъектом преступления может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта (дежурный по станции, машинист, помощник машиниста, составитель поездов, осмотрщик вагонов, оператор, капитан, помощник капитана, штурман, командир воздушного судна, пилот, радист, механик, диспетчер и другие лица, деятельность которых непосредственно связана с эксплуатацией и ремонтом этих видов транспорта). Это также могут быть работники ведомственной железной дороги, метрополитена, лица, работающие на рыболовецких, научно-исследовательских и других судах.

Субъект преступления наделен совокупностью двух признаков:

– пребывание на службе или работе на соответствующем виде транспорта;

– его деятельность связана с выполнением обязанностей по безопасности движения, эксплуатации или ремонта транспортных средств, путей, средств сигнализации или связи.

Деяния лиц, осуществивших недоброкачественный ремонт транспорта, при наличии других признаков состава преступления следует квалифицировать по ст. 276 независимо от того, являются они работниками транспорта или нет.

Должностные лица указанных видов транспорта, которые не нарушили правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, но давали (не давали) распоряжения, приказы, указания относительно деятельности, вследствие которой такие нарушения были допущены другими работниками транспорта, при наличии других признаков могут квалифицироваться как служебная халатность по ст. 367.

По закону ответственность по ст. 276 наступает с 16-летнего возраста, но фактически такие должности на транспорте занимают лица не моложе 18 лет.

Лица, нарушившие правила безопасности движения или эксплуатации автомобильного транспорта, несут ответственность по ст. 286, 287, а военнослужащие – по ст. 415 (нарушение правил вождения или эксплуатации машин), ст. 416 (нарушение правил полетов или подготовки к ним), ст. 417 (нарушение правил кораблевождения).