Новая редакция ст. 247 УКУ с комментариями.

Нарушение правил, установленных для борьбы с вредителями и болезнями растений, и других требований законодательства о защите растений, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста двадцати до двухсот часов, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к ст. 247 УК Украины

1. Нарушение правил борьбы с болезнями и вредителями растений посягает на сельское хозяйство как систему общественных отношений и причиняет в сфере этих отношений общественное опасное вред.

2. Правила борьбы с болезнями и вредителями растений установлены Законом Украины от 16 июня 1992 г. «Об охране окружающей природной среды», Законом Украины от ЗО июня 1993 г. «О карантине растений» и другими нормативными актами.

3. Ответственность по ст. 247 УК наступает только в случаях, когда нарушение правил повлекло тяжкие последствия: гибель урожая, распространение эпифитотии — заразного заболевания растений, уничтожения или значительного повреждения посевов и тому подобное.

4. Нарушение правил борьбы с болезнями и вредителями растений совершается неосторожно. Умышленное распространение эпифитотии имеет признаки преступления, предусмотренного ст. 113 УК.

5. Ответственными за нарушение правил борьбы с болезнями и вредителями растений являются лица, на которых возложены обязанности предотвращения болезней растений и борьбы с их вредителями.

Другой комментарий к статье 247 Уголовного кодекса Украины

1. Общественная опасность нарушения законодательства относительно правил борьбы с вредителями и болезнями растений, а также их защиты заключается в том, что данное нарушение посягает на установленный порядок защиты растительного мира, который составляет неотъемлемую часть человеческого существования. Растительный мир является пищевым продуктом как людей, так и животных. Он содержит большой фитосанитарный и оздоровительный потенциал, используемый людьми и животными. Распространение вредителей и распространение возбудителей болезней создают непосредственную угрозу растениям, а косвенно это может влиять на экономическую систему государства в целом.

2. Объектом этого преступления является установленный порядок борьбы с вредителями и болезнями растений, а также порядок защиты растений.

3. Предмет преступления – совокупность дикорастущих деревьев и природных растительных группировок всех видов несельскохозяйственного назначения, сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, грибов, а также их местообитания.

4. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах:

– нарушение правил, установленных для борьбы с вредителями и болезнями растений, с причинением тяжких последствий;

– нарушение других требований законодательства о защите растений, повлекшее тяжкие последствия.

5. Вредители растений – это виды животных, насекомых, клещей, микроорганизмов, способных причинить вред растениям, кустарникам, деревьям и продукции растительного происхождения, убытки от которой экономически целесообразно отвлечь.

6. Болезни растений – нарушение нормального обмена веществ в растениях под воздействием фитопатогенов (вирусов, бактерий, грибов) или неблагоприятных условий окружающей среды.

7. С целью ограничения разведении вредителей и распространения возбудителей болезней растений, которые могут нанести значительный вред растениям или растительной продукции, устанавливается специальный правовой режим (карантин), предусматривающий систему государственных мероприятий, направленных на защиту растений.

Защита растений – комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, селекционных, физических, биологических, химических и других методов, средств и специальных мероприятий, направленных на защиту растительного мира от вредителей, болезней и сорняков.

Основными требованиями законодательства по защите растений являются: соблюдение технологии выращивания растений, экологическое и экономическое обоснование целесообразности защиты растений от вредных организмов, обязательность проведения мероприятий по защите растений, строгое соблюдение регламентов хранения, транспортировки и применения средств защиты растений, сохранению полезной флоры и фауны, недопущения повреждения растений, ухудшение их состояния и загрязнения продукции растительного происхождения и окружающей среды избыточным количеством средств защиты растений.

8. Состав данного преступления – материальный. Преступление считается законченным с момента наступления тяжких последствий.

9. Вопрос о признании последствий тяжкими должен решаться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом обязательному учету подлежит: характер вреда, причиненного растительному миру; размер ущерба, который является следствием заражения болезнями или гибели значительной части леса или посевов, насаждений других культур и тому подобное.

10. Диспозиция ст.247 является бланкетной, поэтому необходимо установить, какие конкретно правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушил субъект и какие из них являются причиной наступления тяжких последствий.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной о порядке борьбы с вредителями и болезнями растений, а также о защите растений и косвенным умыслом или неосторожностью – о наступлении тяжких последствий.

12. Субъектом преступления могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, так и служебные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению мероприятий по соблюдению специальных правил борьбы с вредителями и болезнями растений, а также других требований законодательства о защите растений (государственные инспекторы по карантину растений, главные и ведущие специалисты и специалисты всех категорий приграничных областей и тому подобное).

Следует иметь в виду, что на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности проводятся работы, связанные с защитой растений. Их, в частности, выполняют работники, которые прошли соответствующую специальную подготовку по технологии защиты растений, и только под непосредственным руководством специалистов по защите растений.

Специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере защиты растений должны содействовать гражданам, которым принадлежат земельные участки на праве собственности или на праве пользования и которые занимаются выращиванием растений.