Новая редакция ст. 233 УКУ с комментариями.

1. Приватизация государственного, коммунального имущества путем занижения его стоимости через определение ее способом, не предусмотренным законом, или использования поддельных приватизационных документов, а также сама приватизация имущества, которое не подлежит приватизации согласно закону, или приватизация неправомочным лицом –

наказываются штрафом от пяти тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно привело к незаконной приватизации имущества государственной или коммунальной собственности в крупных размерах или совершенное группой лиц по предварительному сговору, –

наказывается штрафом от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Крупным размером, предусмотренным в этой статье, признается незаконная приватизация имущества на сумму, в тысячу и более раз превышающую необлагаемый минимум доходов граждан.

{Статья 233 с изменениями, внесенными согласно закону № 4025-VI от 15.11.2011}

{Статья 234 исключена на основании закона № 4025-VI от 15.11.2011}

{Статья 235 исключена на основании закона № 4025-VI от 15.11.2011}

Комментарий к ст. 233 УК Украины

1. Порядок и условия проведения в Украине приватизации имущества государственных предприятий регулируется Законами Украины от 4 марта 1992 г. «О приватизации имущества государственных предприятий» (ВВР.- 1992.- № 24.- Ст. 348) от 6 марта 1992 г. «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» (ВВР.— 1992.— МЬ 24.- Ст. 350). От 10 апреля 1992г. «об аренде имущества государственных предприятий» (ВВР.— 1992.— № ЗО); от 10 июля 1996 г. «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе Украины» (ВВР.- 1996. – № 41); от 6 марта 1992 г. “О приватизационных бумагах” (ВВР.- 1992- № 38 – Ст. 562).

2. Незаконной признается приватизация, которая была проведена с нарушением закона.

3. Статья 233 УК устанавливает ответственность за незаконную приватизацию, которая была проведена с:

а) занижением стоимости объекта приватизации;

б) использованием поддельных приватизационных бумаг;

в) другим нарушением закона, а также приватизация объекта, не подлежащего приватизации.

Стоимость имущества объектов, подлежащих приватизации, определяется согласно «Методике оценки стоимости имущества во время приватизации, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июля 1998 г. за № 1114.

Перечень объектов, не подлежащих приватизации, дается в ст. 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» (в редакции закона от 19 февраля 1997 г.).

4. Незаконная приватизация объекта государственной собственности в крупных размерах (в тысячу раз больше необлагаемого минимума доходов граждан), или совершено должностным группой, квалифицируется по ч. 2 ст. 233 УК.

5. Незаконная приватизация имущества государственных предприятий совершается умышленно и, как правило, из корыстных побуждений.

6. Если незаконная приватизация имущества государственных предприятий сопряжена с изъятием государственных предприятий сопряжена с изъятием такого имущества и обращения его в собственность кого-то из субъектов приватизации, то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 191 и 233 УК.

7. Ответственными за незаконную приватизацию есть лица, которые были уполномочены на проведение приватизации.

Другой комментарий к статье 233 Уголовного кодекса Украины

1. Предметом преступления является 1) государственное имущество, 2) коммунальное имущество или 3) поддельные приватизационные документы.

Государственное имущество-имущество, относящееся к объектам государственной собственности, подлежащим приватизации: имущество предприятий, цехов, производств, участков, других подразделений, которые являются едиными (целостными) имущественными комплексами, если в случае их выделения в самостоятельные предприятия не нарушается технологическое единство производства по основной специализации предприятия, из структуры которого они выделяются; объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты; акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ и других объединений (см. ч. 1 ст. 5 Закона Украины “О приватизации государственного имущества” от 4 марта 1992 г. в редакции от 19 февраля 1997 г.)

Государственной программой приватизации на 2000-2002 годы, утвержденной Законом Украины “О государственной программе приватизации” от 18 мая 2000 г., объекты приватизации с целью рационального и эффективного применения способов приватизации разделены на шесть групп: А, В, Г, Д, Е, Ж. (см.: п. 5 названной государственной программы приватизации).

Коммунальное имущество-имущество, принадлежащее территориальной общине села( нескольких сел), поселка или города, которым она имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (см. ст. 1, 2 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” от 21 мая 1997 г.).

Под приватизационными документами в ст. 233 следует понимать документы, используемые в процессе приватизации государственного (коммунального) имущества, и документы, которыми оформляется переход права собственности на приватизированное государственное (коммунальное) имущество. К таким документам относятся:

– документы, которые согласно законодательству подаются вместе с заявлением о приватизации в орган приватизации (бизнес-план или технико-экономическое обоснование послеприватизационного развития объекта, включающего план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиции, сроков и порядка ее внесения, а также Декларация о доходах для покупателей-физических лиц) (абз. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Украины “О приватизации государственного имущества”), нотариально заверенные копии учредительных документов и копия О государственной регистрации покупателя – юридического лица, справка о наличии и размере государственной доли в уставном фонде покупателя (в произвольной форме за подписью руководителя) (см. Порядок подачи и рассмотрения заявлений на приватизацию, утвержденный приказом ФГИ от 1 июля 1997 г. № 683);

– документы, которые составляются при оценке стоимости имущества (акты инвентаризации имущества, заключение эксперта о стоимости оцениваемого имущества, который утверждается заказчиком экспертной оценки или руководителем соответствующего органа приватизации, акт приемки-передачи работ по экспертной оценки имущества, передаточный баланс предприятия и др.);

– документы, которыми оформляется переход права собственности на приватизированное имущество, в частности, договор его купли-продажи;

– приватизационные бумаги;

– любые другие документы, которые подаются покупателями или составляются в процессе приватизации имущества в зависимости от объекта приватизации и ее способа.

К заявлению о включении объекта в перечень объектов, подлежащих приватизации, прилагаются также документ о внесении платы за подачу заявления и сведения о распределение уставного фонда между участниками (см. Приказ ФГИУ “Об утверждении формы заявления о включении объекта в перечень объектов, подлежащих приватизации” от 11 июля 2000 г. № 1431).

О понятии приватизационных бумаг см. п. 2 комментария к ст. 234.

2. С объективной стороны преступление достает проявление в совершении любого из четырех деяний, альтернативно указанных в диспозиции ч.1 ст.233. Основной состав преступления является формальным, преступление является оконченным с момента совершения любого из указанных деяний.

3. под приватизацией государственного (коммунального) имущества понимается отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, имущества, принадлежащего АРК, и имущества, имеющегося в коммунальной собственности, в пользу физических или юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с Законом Украины “О приватизации государственного имущества” и других законов по вопросам приватизации, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины (см. ст. 1, ч. 4 ст. 3 Закона Украины “О приватизации государственного имущества”).

Приватизация государственного имущества осуществляется путем: продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу; продажи акций (долей, паев), принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, которые предусматривают общедоступность и конкуренцию покупателей; продажи на конкурсной основе целостного имущественного комплекса государственного предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций акционерного общества при представлении покупателем документов, предусмотренных Законом; выкупа имущества государственного предприятия согласно альтернативному плану приватизации. Неконкурентные способы продажи имущества государственных предприятий применяются в отношении объектов, не проданных на аукционе, по конкурсу (ч. 1 ст. 15 Закона).

Не охватывается понятием “приватизация государственного, коммунального имущества” приватизация объектов государственного земельного и жилищного фондов, а также объектов социально-культурного назначения, финансируемых из государственного бюджета, в том числе сферы здравоохранения, за исключением тех, которые принадлежат предприятиям, которые приватизируются, а также изменение организационно-правовых форм собственности колхозов и предприятий потребительской кооперации (см. ч. 2 ст. 3 Закона).

Приватизации государственного имущества предшествует его предприватизационная подготовка, которая проводится ФГИ и органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом, отдельно в отношении каждого предприятия в порядке, определенном п.13-22 Государственной программы приватизации на 2000-2002 годы, которая включает в себя определение ФГИ способа приватизации каждого предприятия по результатам изучения спроса потенциальных покупателей или о его реструктуризации (см. Положение о предприватизационной подготовке предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 17 августа 1998 г. № 1301).

4. Под приватизацией имущества путем занижения его стоимости через определение ее способом, не предусмотренным законом, следует понимать отчуждение в пользу покупателей (физических или юридических лиц) государственного (коммунального) имущества, стоимость которого занижена при проведении его оценки в результате применения способов ее определения в отношении конкретного объекта приватизации, не предусмотренных законодательством, и определенных соответствующим органом приватизации.

Под оценкой имущества (имущественных прав) понимается процесс определения его стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности. Методическое регулирование оценки имущества осуществляется в соответствующих нормативно-правовых актах по оценке имущества: положениях (национальных стандартах) оценки имущества, которые утверждаются КМУ, методиках и других нормативно-правовых актах, которые разрабатываются с учетом требований положений (национальных стандартов) и утверждаются КМУ и ФГИ. Проведение оценки имущества является обязательным в случаях приватизации и другого отчуждения государственного и коммунального имущества (см.: ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Закона Украины “Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине” от 12 июля 2001 г.). Постановлением КМУ от 10 сентября 2003 г. № 1440 утвержден Национальный стандарт № 1 “Общие принципы оценки имущества и имущественных прав”.

Под применением способа определения стоимости объекта приватизации, не предусмотренного законом, следует понимать или применения такого способа, который вообще не применяется, или же применение способа, который согласно законодательству не может применяться при оценке стоимости данного объекта приватизации, но может или должен применяться при оценке стоимости других видов объектов приватизации.

Порядок определения начальной цены продажи объектов приватизации государственной собственности, в том числе пакетов акций, устанавливается Методикой оценки стоимости имущества во время приватизации, а рыночные цены пакетов акций ОАО, приватизируемых путем продажи на организационно оформленных рынках ценных бумаг в установленном порядке, составляются исходя из соотношения спроса и предложения в ходе продажи. При этом рыночные цены могут быть выше или ниже первоначальных цен (см. абз. 5 п. 26, п. 27 упомянутой государственной программы приватизации на 2000-2002 годы).

Стоимость-общественно определенный эквивалент в денежной форме. Под способами оценки стоимости имущества следует понимать обусловленные способом приватизации (отчуждения имущества) методические подходы, правила и принципы его оценки, определены нормативно-правовыми актами, которыми регулируется проведение оценки стоимости имущества объекта приватизации. Определяется стоимость государственного и коммунального имущества, подлежащего приватизации, в соответствии с Методикой оценки стоимости имущества во время приватизации, утвержденной постановлением КМУ от 12 октября 2000 г. № 1554, и нормативно-правовыми актами ФГИ (см., например, Положение о порядке экспертной оценки целостных имущественных комплексов при их приватизации путем выкупа и конкурентными способами, утвержденное приказом ФГИ от 28 апреля 2001 г. № 763.)

В случаях, не урегулированных законодательством, экспертная оценка стоимости имущества проводится на основе принципов и правил, определенных международными стандартами оценки. Разъяснения и заключения по вопросам экспертной оценки имущества предоставляются ФГИ (см. п. 6 упоминаемой Методики оценки стоимости имущества при приватизации).

Под использованием поддельных приватизационных документов следует понимать представление (представления) документов, которые содержат неправдивые сведения, органам приватизации, их учета органами приватизации, совершения других действий с такими документами, которыми обусловливается принятие решения о приватизации объекта, определение ее способа, стоимости объекта и тому подобное.

Приватизация имущества, которое не подлежит приватизации согласно закону, – это отчуждение и приобретение объектов государственной или коммунальной собственности, которые или отнесены к таким, которые вообще не подлежат приватизации или же могут быть приватизированы при определенных условиях или с соблюдением определенного порядка, например, которые могут приватизироваться только по согласованию с КМУ.

В части 2 ст. 5 Закона Украины “О приватизации государственного имущества” определены виды объектов общегосударственного значения, которые не подлежат приватизации. К таким объектам относятся имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений, основным видом деятельности которых является производство товаров (работ, услуг), имеющих общегосударственное значение. Кроме того, в ч. 5 этой статьи определены виды имущественных комплексов, приватизация которых может осуществляться по согласованию с КМУ: предприятий-монополистов на рынке соответствующих товаров Украины, признанных таковыми в установленном порядке; предприятий военно-промышленного комплекса, подлежащих конверсии согласно соответствующей программе; предприятий, приватизация которых осуществляется с привлечением иностранных инвестиций по международным договорам Украины; других объектов, отнесенных Государственной программой приватизации к группе Г. Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, содержится в приложении 1, а перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, но могут быть корпоратизированы, – в приложении 2 Закона Украины “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации” от 7 июля 1999 г. под корпоратизацией понимается преобразование государственных предприятий, закрытых акционерных обществ, более 75 процентов уставного фонда которых находится в государственной собственности, а также производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с действующим законодательством, в открытые акционерные общества (см. п. 1 Указа Президента Украины “о корпоратизации предприятий” от 15 июня 1993 г. № 210/93 в редакции от 23 мая 1997 г.).

Постановлением ВРУ” о временных ограничениях в сфере приватизации ” от 13 января 2005 г. КМУ и другим органам исполнительной власти, государственным органам приватизации, соответствующим органам Автономной Республики Крым и органам местного самоуправления рекомендовано в период исполнения полномочий КМУ, отставка которого в соответствии с ч. 5 ст. 115 Конституции Украины принята Президентом Украины, не принимать решения по вопросам приватизации (отчуждения) и передачи в уставные фонды хозяйственных обществ объектов права государственной собственности, объектов, принадлежащих АРК, и объектов права коммунальной собственности, а также остановить выполнение соответствующих решений относительно приватизации (отчуждения) и передачи в уставные фонды хозяйственных обществ указанных объектов, принятых ими после выражения 1 декабря 2004 г. ВРУ недоверия КМУ.

Приватизация государственного, коммунального имущества неправомочным лицом – это его приобретение физическим или юридическим лицом, не может быть покупателем такого имущества в соответствии с законом. В частности, согласно ч. 3 ст. 8 Закона Украины “О приватизации государственного имущества” не могут быть покупателями юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25 процентов, органы государственной власти и работники государственных органов приватизации. Другие ограничения или особенности участия в приватизации, включая отраслевые и суммарные квоты на приобретение юридическими лицами государственного имущества, акций (долей, паев) относительно конкретных объектов (групп объектов) могут определяться государственной программой приватизации (ч. 5 ст. 8 названного Закона).

Приватизацией государственного, коммунального имущества неправомочным лицом является также отчуждение (продажу) такого имущества ненадлежащим органом, то есть органом, который не наделен правом отчуждения данного имущества (например, отчуждения государственного имущества органом приватизации органов местного самоуправления, которые наделены правом приватизации коммунального имущества).

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной виной, вид умысла прямой.

Субъектами преступления, в зависимости от формы его совершения, могут быть:

– физические лица-покупатели объектов приватизации;

– служебные лица, учредители или владельцы юридического лица-покупателя объектов приватизации;

– служебные лица органов приватизации.

Квалифицированными видами преступления является совершение предусмотренных ч. 1 ст. 233 действий по предварительному сговору группой лиц и незаконная приватизация имущества государственной или коммунальной собственности в крупном размере, под которым понимается имущество на сумму, в тысячу и более раз превышающую необлагаемый минимум доходов граждан.

О понятии совершения преступления по предварительному сговору группой лиц см. ст. 23 и комментарий к ней.

Отчуждение объектов приватизации не тем способом, которым они должны отчуждаться, если при этом их стоимость не была занижена, состава предусмотренного ст. 233 преступления не образует. Такие действия должностных лиц органов государственной власти и органов приватизации могут квалифицироваться, при наличии оснований, как служебное преступление (ст. 364 или ст. 365).

Занижение стоимости объекта приватизации экспертом, который осуществлял его оценку, состава предусмотренного ст. 233 преступления не образует, поскольку приватизация – это действия, заключающиеся в отчуждении (продаже-покупке) приватизируемого имущества, которые совершаются субъектами приватизации – государственными органами приватизации, покупателями (их представителями) и посредниками (см. ст. 6 Закона Украины “О приватизации государственного имущества”), а эксперт не является субъектом приватизации. Действия эксперта в случае занижения стоимости объекта приватизации могут квалифицироваться, при наличии оснований, или как подделка документов, или как злоупотребление служебным положением. Если же указанные действия экспертом совершены по сговору с субъектом приватизации имущества, оценку стоимости которого он осуществлял, то они должны квалифицироваться как пособничество совершению преступления, предусмотренного ст. 233, исполнителем которого являются служебные лица субъектов приватизации.