Новая редакция ст. 222 УКУ с комментариями.

1. Предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот относительно налогов в случае отсутствия признаков уголовного правонарушения против собственности –

наказывается штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же действия, если они совершены повторно или нанесли большой материальный ущерб, –

наказываются штрафом от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 222 УК Украины

1. Мошенничество с финансовыми ресурсами заключается в предоставлении предпринимателями заведомо ложной информации государственным органам, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, кредитов или льгот по налогам (при отсутствии признаков хищения). Сущность этого преступления заключается в применении обмана для получения кредитов, субсидий или льгот по налогообложению.

2. Кредиты, дотации, субвенции — это различные виды финансовой помощи со стороны государства или других кредиторов.

Дотацией называется безвозвратная денежная помощь, оказываемая государством финансовая» слабым или убыточным предприятиям для компенсации затрат, которые не покрываются выручкой от реализации продукции этих предприятий, когда затраты на ее производство превышают доход от ее реализации.

Субсидией называется финансовая помощь для стимулирования производства определенной продукции или определенной деятельности, которая предоставляется независимо от финансового состояния предприятия.

Субвенция — это финансирование определенных проектов, программ на определенных условиях и на определенное время, после чего сумма субвенции должна быть возвращена кредитору.

Кредит — это ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата ее в оговоренный срок с выплатой процентов за ее предоставление.

3. По статье 222 УК квалифицируются действия должностных и частных лиц, которые предоставили заведомо ложную информацию с целью незаконного получения финансовой помощи. Деяние квалифицируется по ст. 222 за отсутствием признаков хищения государственных, коллективных или частных средств.

Если виновное лицо предоставляет ложную информацию для получения кредитов, субсидий, дотаций с целью присвоить эти средства, то ее действия квалифицируются как хищение государственного, коллективного или частного имущества по ст. 191 УК.

Поскольку преступление, предусмотренное ст. 222 УК, совершается способом фальсификации официальных документов и использованием их, и поскольку иначе он совершен быть не может, то ст. 222 УК совокупности со ст. 366 УК и ч. 2 ст. 358 УК не образует. Все содеянное охватывается ст. 222 УК, и дополнительная квалификация преступления по ст. 366 УК и ч. Ст. 358 УК не нужна.

4. Совершение мошенничества с финансами повторно или причинения мошенничеством большой материальный ущерб государству или кредитору квалифицируется по ч. 2 ст. 222 УК.

За ч. 2 ст. 222 УК по признаку повторности деяния квалифицируется в случаях, если лицо ранее совершило преступление, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 222 УК, и если еще не истек срок давности привлечения лица к уголовной ответственности или из нее еще не знйта и не погашена судимость за первое преступление.

5. По признаку причинения государству или кредиторам значительного материального ущерба деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 222 УК в случаях, когда размер причиненного ущерба в пятьсот и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан (Примечание к ст. 218 УК Украины).

6. Предоставление служебным лицом субъекта предпринимательской деятельности заведомо ложной информации налоговой инспекции с целью получения льгот по налогообложению образует совокупность преступлений — мошенничество с финансовыми ресурсами и уклонения от уплаты налогов. Такие действия квалифицируются по ч. 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 222 УК, если сумма неуплаченного налога в семьсот пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Совокупности преступлений не образуется, если сумма неуплаченного налога не превышает этого размера. В таком случае совершенное квалифицируется только по ч. 2 ст. 222 УК.

7. Любое мошенничество и предусмотренное ст. 222 УК, совершается умышленно.

8. Ответственными за мошенничество с финансовыми ресурсами являются лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста.

Другой комментарий к статье 222 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйственной деятельности.

2.с объективной стороны преступление характеризуется действиями – предоставлением указанными в ч. 1 ст. 222 лицами в любой форме органам государственной власти, органом власти АРК или органам местного самоуправления, банкам, другим кредиторам (кредитным учреждениям, которые признаются такими Законом Украины “о финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ” от 12 июля 2001 г.; различным фондам, предприятиям и другим субъектам хозяйственной деятельности – юридическим лицам или гражданам-предпринимателям, гражданам, а также любым иным кредиторам) (далее по тексту – органам государственной власти, местного самоуправления, кредиторам) заведомо ложной информации с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам.

3. Дотации, субсидии и субвенции – виды, как правило, денежной помощи, которая предоставляется государством в лице его центральных или местных органов власти (законодательной или исполнительной) за счет средств государственного или местных бюджетов, а также помощь, предоставляемая субъектами хозяйственной деятельности, различными фондами, в том числе благотворительным, и отдельными гражданами за счет собственных средств субъектам хозяйственной деятельности, общественным организациям, объединениям граждан. Дотации, субсидии и субвенции могут предоставляться и в натуральной форме.

Дотация-вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, то есть предприятиям, плановые затраты на производство продукции или предоставление услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и предоставленных услуг. Частью 1 ст. 16 ГК предусмотрено, что государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствования: на поддержку производства жизненно важных продуктов питания, на производство жизненно важных лекарственных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорта, обеспечивающие социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, оказавшимся в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, дающих значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом. Видом дотаций являются компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую ими государству, которые могут осуществляться государством согласно ч. 2 ст. 16 ГК. Основания и порядок применения указанных средств государственной поддержки субъектов хозяйствования определяются законом (ч. 3 ст. 16 ГК).

Субсидия-поддержка, помощь, предоставляемая без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется.

Субвенция-помощь, предоставляемая для финансирования определенных конкретных программ, проектов, одобряемых субъектами, оказывающими помощь. В отличие от дотации и субсидии, субвенция подлежит возврату в случае использования предоставленной помощи не по ее целевому назначению.

Кредит-это заем в денежной или товарной форме, предоставленный кредитором на условиях возврата в определенный срок и, как правило, с выплатой процентов за пользование им. Вид кредита, с целью получения которого предоставляется заведомо ложная информация, для квалификации действий по ст. 222 значения не имеет.

Согласно п. 1.11 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” кредит – это “средства и материальные ценности, которые предоставляются резидентами или нерезидентами в пользование юридическим или физическим лицам на определенный срок и под процент. Кредит распределяется на финансовый кредит, товарный кредит, инвестиционный налоговый кредит и кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа”.

Под товарным кредитом понимаются товары, которые передаются резидентом или нерезидентом в собственность юридическим или физическим лицам на условиях соглашения, предусматривающего отсрочку конечного расчета на определенный срок и под процент. Разновидностями товарного кредита является торговля в рассрочку-хозяйственная операция, которая предусматривает продажу товаров физическим или юридическим лицам на условиях рассрочки конечного расчета, на определенный срок и под процент (см. п.1.12 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”), а также финансовый лизинг (аренда) – хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендатора основных фондов с дальнейшей их передачей в пользование арендатору на срок, не превышающий срока полной амортизации таких основных фондов, с обязательной дальнейшей передачей права собственности на такие основные фонды арендатору (п.1.18.2 Закона).

Кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа – это средства, которые привлекаются юридическим лицом – должником (дебитором) от других юридических или физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов (пп. 1.11.3 Закона).

Согласно п. 1.11 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” кредит – это “средства и материальные ценности, которые предоставляются резидентами или нерезидентами в пользование юридическим или физическим лицам на определенный срок и под процент. Кредит распределяется на финансовый кредит, товарный кредит, инвестиционный налоговый кредит и кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа”.

Под товарным кредитом понимаются товары, которые передаются резидентом или нерезидентом в собственность юридическим или физическим лицам на условиях соглашения, предусматривающего отсрочку конечного расчета на определенный срок и под процент. Разновидностями товарного кредита является торговля в рассрочку-хозяйственная операция, которая предусматривает продажу товаров физическим или юридическим лицам на условиях рассрочки конечного расчета, на определенный срок и под процент (см. п.1.12 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”), а также финансовый лизинг (аренда) – хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендатора основных фондов с дальнейшей их передачей в пользование арендатору на срок, не превышающий срока полной амортизации таких основных фондов, с обязательной дальнейшей передачей права собственности на такие основные фонды арендатору (п.1.18.2 Закона).

Кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа – это средства, которые привлекаются юридическим лицом – должником (дебитором) от других юридических или физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов (пп. 1.11.3 Закона).

Инвестиционный налоговый кредит – это отсрочка уплаты налога на прибыль, предоставляемая субъекту предпринимательской деятельности на определенный срок с целью увеличения его финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ, с последующей компенсацией отсроченных сумм в виде дополнительных поступлений налога через общий рост прибыли, которая будет получена в результате реализации инновационных программ (пп. 1.11.4 Закона).

Финансовый кредит – это средства, которые предоставляются банком или небанковскими финансовыми учреждениями в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент. Финансовый кредит предоставляется, как правило, только под залог имущества. Разновидностью кредита под залог являются ломбардные операции – это операции физических или юридических лиц по получению средств от юридического лица, квалифицированного как финансовое учреждение согласно законодательству Украины, под залог товаров или валютных ценностей (п.1.14 Закона).

В Законе Украины” о финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг ” под финансовым кредитом понимаются средства, предоставляемые взаймы юридическому или физическому лицу на определенный срок и под процент (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона).

Разновидностью финансового кредита надо рассматривать и инновационный кредит – средства, предоставляемые налогоплательщику из Государственного инновационного фонда (до его ликвидации в соответствии с Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1573/99) на возвратной основе при осуществлении инновационных проектов в порядке, определенном КМУ.

Согласно п. 9 ст. 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине” в редакции от 21 декабря 2000 г. налоговыми органами может предоставляться отсрочка и рассрочка налоговых обязательств.

Статьей 35 Закона Украины “О бюджетной системе Украины” от 5 декабря 1990 г. в редакции от 29 июня 1995 г. предусматривалась возможность предоставления субъектам хозяйственной деятельности бюджетных ссуд. Бюджетные ссуды являются видом кредита, предоставляемого за счет бюджетных средств. Законом Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2000 год” от 17 февраля 2000 г. (ст. 49) предоставление бюджетных ссуд субъектам предпринимательской деятельности было запрещено. Законом Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2001 год” от 7 декабря 2000 г. (ст. 28) было запрещено предоставление любым субъектам хозяйствования ссуд за счет средств государственного бюджета Украины, кроме тех, которые установлены этим Законом. Законом Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2002 год” от 20 декабря 2001 г. предусмотрено предоставление бюджетных ссуд в результате погашения государством гарантийных обязательств в случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию кредитов, привлеченных под государственные гарантии, и кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые могут предоставляться за счет источников, определенных Законом. Указом Президента Украины ”Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере” от 25 декабря 2001 г. на Совет министров АРК, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации наложена обязанность не допускать предоставления из местных бюджетов ссуд и кредитов юридическим и физическим лицам.

БК, принятый 21 июня 2001 г., прямо не определяет порядок предоставления бюджетных ссуд, хотя этот термин в нем употребляется (ч. 4 ст. 17, п. 22 ч. 1 ст. 2).

Закон Украины” О банках и банковской деятельности ” от 7 декабря 2000 г. под банковским кредитом понимает любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, любую гарантию, любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погашения долга, которое предоставлено в обмен на обязательства должника по возврату задолженной суммы, а также на обязательство на уплату процентов и других сборов с такой суммы (абз. 7 ст. 2 Закона). Предоставление беспроцентных кредитов банками запрещается, за исключением предусмотренных законом случаев (ч. 8 ст. 49 Закона).

В Положении НБУ “О кредитовании” (утратило силу) согласно постановлению правления НБУ от 18 февраля 2004 г. № 54), утвержденным постановлением Правления НБУ от 28 сентября 1995 г. № 246. Под кредитом понималось ссудный капитал банка в денежной форме, который передается во временное пользование на условиях обеспеченности, возврата, срочности, платности и целевого характера использования. Основными условиями предоставления банковского кредита, которые должны предусматриваться кредитным договором, являются обеспеченность, возврат, срочность, платность и целевая направленность. Пункт 2 ст. 2 названного положения предусматривал, что субъектами хозяйственной деятельности, а также физическими лицами могут использоваться следующие формы кредита: банковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, бланковый, консорциумный, потребительский и тому подобное.

Ипотечный кредит-правоотношения, возникающие на основании договора об ипотечном кредите между кредитодателем и должником по поводу предоставления средств в пользование с установлением ипотеки относительно недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, прав на недвижимость и пользование ею, а также имущественных прав на недвижимость, строительство которой не завершено (см. абз. 4 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона Украины “Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах” от 19 июня 2003 г.).

Льготы по налогам-полное или частичное освобождение от уплаты всех или отдельных налогов в зависимости от вида субъекта хозяйственной деятельности и вида хозяйственной деятельности (см.:, например, п. 7. 12.1 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”; абз. 4, 5 п. 2 ст. 1 Закона “о размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования” от 11 января 2001 г., согласно которому работодатели предприятий и организаций общественных организаций инвалидов освобождаются от уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в части расходов на оплату труда наемных работников – инвалидов, если численность инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, а работодатели предприятий и организаций обществ УТОГ и УТОС вообще освобождаются от уплаты таких взносов).

4. преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222, относится к преступлениям с формальным составом и является законченным с момента предоставления виновным лицом заведомо ложной информации, независимо от того, удалось ли ей таким образом получить субсидии, субвенции, дотации, кредиты или льготы по налогам (см. абз.1 п. 21 постановления ПВСУ “о практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности” от 25 апреля 2003 г. № 3).

5. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 является информация, предоставляемая органам государственной власти, органам власти АРК, органам местного самоуправления, банкам или другим кредиторам. При этом такая информация должна быть заведомо ложной по своему смыслу и должна быть такой, что обуславливает возможность принятия или непринятия решения о предоставлении кредитов, льгот по налогам, субсидий, субвенций, дотаций. Такая информация может касаться любых сторон хозяйственной деятельности субъекта хозяйственной деятельности или гражданина-предпринимателя. ПВСУ разъясняет, что заведомо ложной является ” такая информация, которая могла быть или стала основанием для принятия решения о предоставлении соответствующему субъекту субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам (когда не указано в документах, предоставленных банку для получения кредита, что есть другой невозвращенный кредит, или заведомо ложно указано цель использования средств, которые лицо должно получить как дотацию, субсидию, субвенцию и т.п.)” (см. абз. 2 п. 21 указанного постановления). При наличии оснований такие действия могут квалифицироваться по ст. 366.

Заведомо ложная информация может касаться финансовой платежеспособности субъекта хозяйственной деятельности. Например, с целью получения кредита скрывается наличие устойчивой финансовой несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности, а с целью получения дотации, субсидии или субвенции, наоборот, подается заведомо ложная информация о устойчивую финансовую несостоятельность. Представление заведомо ложной информации о финансовой платежеспособности с целью получения кредитов, дотаций, субсидий, субвенций или льгот по налогам должно квалифицироваться по ст. 222 и ст. 218 или ст. 220 при наличии всех других признаков преступлений, предусмотренных этими нормами.

6. Мошенничество с финансовыми ресурсами необходимо отграничивать от хищения чужого имущества. Разграничительными признаками преступлений являются признаки их субъективной стороны-содержание умысла, мотив, цель и момент их возникновения. Как хищение или покушение на хищение имущества кредитора действия должны квалифицироваться в случае, когда на момент предоставления соответствующей заведомо ложной информации с целью его получения у лица было намерение присвоить полученные средства. Средства или имущество, полученные субъектом хозяйственной деятельности как кредиты, дотации, субсидии или субвенции, переходят в его собственность с момента их фактического получения. Если после их получения у служебного лица субъекта хозяйственной деятельности, который их получил, возникает умысел на их присвоение, то присвоение полученных средств (имущества) должно квалифицироваться как хищение имущества этого субъекта хозяйственной деятельности. Если с целью хищения кредитных средств создаются “фиктивные” предприятия, при наличии оснований такие действия подлежат квалификации по совокупности со ст. 205. Фиктивное предпринимательство в подобных случаях является способом мошеннического обмана. Если у лица был умысел на присвоение части полученных кредитных средств, а другую часть она намеревалась вернуть, ее действия образуют совокупность хищения и, при наличии оснований, мошенничества с финансовыми ресурсами в части присвоенных (хищение) и невозвращенных денежных средств (мошенничество с финансовыми ресурсами).

7. Подделка документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений и предоставление таких документов органам государственной власти, местного самоуправления, банкам и другим кредиторам квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222 и ст. 358 или ст. 366.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью – незаконного получения дотаций, субвенций, субсидий, кредитов или льгот по налогам. При этом виновный осознает, что информация, которая им предоставляется кредиторам, является заведомо недостоверной и от содержания предоставленной информации зависит принятие решения о предоставлении дотаций, субсидий, субвенций, кредитов или льгот по налогам.

9. круг субъектов преступления альтернативно определен непосредственно в диспозиции ч. 1 ст. 222.

Гражданин-предприниматель-это физическое лицо с полной гражданской дееспособностью, зарегистрированное в порядке, установленном законом, как субъект предпринимательства (предприниматель) без статуса юридического лица, и осуществляющее самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск хозяйственную деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (см.: ст. 50 ГК, ст. 42, 128 ГК).

Учредителем (соучредителем) субъекта хозяйственной деятельности – юридического лица является гражданин или юридическое лицо, которое (которое) самостоятельно или совместно с другими гражданами или юридическими лицами создало (создало) субъекта хозяйственной деятельности – юридическое лицо. Субъектом хозяйственной деятельности-юридическим лицом является юридическое лицо, созданное и зарегистрированное до 1 июля 2004 г. в порядке, предусмотренном ст. 8 Закона Украины “О предпринимательстве”, на которое распространялось действие Закона Украины “о предприятиях в Украине” от 27 марта 1991 г., а после 1 июля 2004 г. – в порядке, предусмотренном Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей” от 15 мая 2003 г. Владельцем (совладельцем) субъекта хозяйственной деятельности – юридического лица является гражданин или юридическое лицо, который (которая) приобрел (приобрела) права собственности на действующего субъекта хозяйственной деятельности любым способом. Учредитель (соучредитель) субъекта хозяйственной деятельности является одновременно и его собственником (совладельцем), а собственник (совладелец) субъекта хозяйственной деятельности может и не быть его учредителем.

Согласно действующему законодательству учредителями (соучредителями) и владельцами (совладельцами) субъектов хозяйственной деятельности – юридических лиц могут быть другие юридические лица. Если юридическое лицо является единственным учредителем другого юридического лица-субъекта хозяйственной деятельности, последний именуется дочерним предприятием. При предоставлении заведомо недостоверной информации учредителем (собственником) субъекта хозяйственной деятельности – юридическим лицом, субъектом преступления должно признаваться служебное лицо этого юридического лица, подавшее такую информацию. Логико-грамматическое толкование текста диспозиции ч. 1 ст. 222 гласит, что законодатель не ограничивает понятия “учредитель” и “собственник” только гражданами.

Если учредителем или собственником субъекта хозяйственной деятельности является другое юридическое лицо, то при предоставлении таким юридическим лицом заведомо ложной информации органам государственной власти, местного самоуправления, другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам субъектом хозяйственной деятельности, учредителем или владельцем которого она является, субъектами преступления должны признаваться служебные лица, учредители или владельцы такого юридического лица.

Зарегистрированные объединения граждан с целью выполнения уставных задач и целей могут осуществлять необходимую хозяйственную и иную коммерческую деятельность путем создания хозрасчетных учреждений и организаций со статусом юридического лица, основания предприятий (см. ст. 24 Закона Украины “об объединении граждан” от 16 июня 1992 г.). Если объединение граждан предоставляет заведомо ложную информацию для получения созданным им предприятием-субъектом хозяйствования дотаций, субсидий, субвенций, льгот по налогам, кредитам, то служебное лицо такого объединения, которое предоставило такую информацию, может признаваться субъектом предусмотренного ст. 222 преступления.

Не могут признаваться субъектами преступления физические лица, не зарегистрированные как субъекты предпринимательства, а также служебные лица юридических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования, которые для получения кредитов, субсидий и льгот по налогам предоставили указанным в диспозиции ч. 1 ст. 222 органам заведомо недостоверную информацию.

10.частью 2 ст. 222 предусмотрена ответственность за два квалифицированных вида этого преступления: 1) совершение его повторно (см. ст. 32 и комментарий к нему) или 2) Причинение преступлением большого материального ущерба (согласно примечанию к ст. 218 ею является та, которая в пятьсот и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан). Данный вид преступления считается законченным с момента фактического причинения крупного материального ущерба государству или кредитору. При совершении преступления в форме получения льгот по налогам он считается законченным с момента непоступления средств в бюджеты или государственные целевые фонды, а именно со следующего дня после наступления срока, в который должен был быть уплачен налог, сбор или иной обязательный платеж, входящие в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, а когда закон связывает этот срок с выполнением определенного действия, – с момента фактического уклонения от их уплаты (см. абз.1 п. 15 Постановления ПВСУ “о некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей” от 8 октября 2004 г. № 15).

11. Материальный ущерб государству или кредитору может быть причинен в результате использования дотаций, субсидий, субвенций не по их целевому назначению, невозврата полученного кредита, уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Действия, которыми причиняется материальный ущерб государству или кредитору, могут образовывать составы самостоятельных преступлений и, при наличии оснований, квалифицироваться по совокупности с ч. 2 ст. 222. Например, нецелевое использование государственных средств, полученных как дотацию, субсидию или субвенцию, является одной из форм совершения преступления, предусмотренного ст. 210, и при наличии в действиях лица признаков этого преступления такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений – по ч. 2 ст. 222 и соответствующей части ст. 210.сам по себе факт нецелевого использования кредитных средств в случае их возврата кредитору не образует рассматриваемого квалифицированного вида преступления, поскольку такими действиями материальный вред кредиторам не причиняется.

12. неуплата определенных обязательных платежей вследствие получения льгот по ним в результате предоставления гражданином – предпринимателем или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности заведомо ложной информации налоговым органам является одновременно и уклонением от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена ст. 212.при этом составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 222 и ч. 1 и ч. 2 ст. 212, соотносятся между собой как специальный (ст. 222) и общий (ч. 1 и ч. 2 ст. 212). Поэтому уклонение от уплаты налогов путем получения льгот по ним, если размер неуплаченных налогов равен или превышает 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, но менее пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, должно квалифицироваться только по ч. 2 ст. 222. Если же сумма умышленно неуплаченных налогов, сборов, других обязательных платежей в пять тысяч и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, то есть образует особо большой размер средств, фактически не поступивших в бюджеты или государственные целевые фонды, действия виновного должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 222 и ч. 3 ст. 212 (см.: п. 24 постановления ПВСУ от 25 апреля 2003 г. № 3), поскольку преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 212, является более тяжким чем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 222 (первый из них согласно ст. 12 является тяжким, а второй – преступлением средней тяжести), они имеют другое соотношение – норма, предусмотренная ч. 2 ст. 222, является общей, а ч. 3 ст. 212 – Специальной в отношении нее. Квалификация умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей на сумму, в пять тысяч и более раз превышающую необлагаемый минимум доходов граждан, путем предоставления заведомо ложных сведений с целью получения льгот по налогам, и по ч. 1 ст. 222 обусловлена тем, что предоставление таких сведений является способом умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в особо крупных размерах.