Новая редакция ст. 204 УКУ с комментариями.
1. Незаконное приобретение с целью сбыта или хранения с этой целью, а также сбыт или транспортировка с целью сбыта незаконно изготовленных этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, топлива или других подакцизных товаров –
наказываются штрафом от пяти тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией и уничтожением незаконно изготовленных товаров.
2. Незаконное изготовление этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, топлива или других подакцизных товаров, или совершенное лицом, ранее было осуждено по этой статье, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией и уничтожением незаконно произведенных или приобретенных товаров, орудий производства, сырья для их изготовления.
3. Незаконное изготовление товаров, указанных в частях первой или второй настоящей статьи, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а так же сбыт таких товаров, что привело к отравлению или повлекло смерть лица, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с конфискацией имущества, с изъятием и уничтожением незаконно произведенной или приобретенной продукции, оборудования для ее изготовления.
Комментарий к ст. 204 УК Украины
1. Согласно с Законом Украины от 15 сентября 1995 г. «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» (ВВС – 1995.- № 40.- Вот. 297) производители алкогольных напитков и табачных изделий обязаны маркировать их марками акцизного сбора, то есть эти товары признаются подакцизными.
2. Состав преступления образуют нелегальное —
а) изготовление с целью сбыта таких товаров;
б) хранение подакцизных товаров с целью их сбыта;
в) сбыт подакцизных товаров;
г) приобретение с целью сбыта;
д) транспортировка с целью сбыта.
3. Статья 204 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконное изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки с целью продажи, или за изготовление с этой целью табачных изделий и других подакцизных товаров с целью их сбыта.
4. Крепкими спиртными напитками домашней выработки признаются — самогон, чача, арака, тутовая водка и другие напитки, содержащие более 13 объемных процентов этилового спирта.
5. Изготавливаются крепкие спиртные напитки домашней выработки главным образом способом перегонки то есть отделением с помощью специальных аппаратов спирта алкогольной массы, которая изготавливается из продуктов, богатых на крахмалистые или сахаристые вещества (зерно, картофель, свекла, сахар, фрукты и тому подобное).
Приготовление алкогольной массы или других продуктов брожения для последующего изготовления самогона или других крепких спиртных напитков квалифицируется как покушение на их изготовление по ст. 15 и ст. 204 УК. Деяние квалифицируется как покушение на совершение преступления и в тех случаях, когда виновному не удалось по разным причинам, от его воли независимых, изготовить крепкий спиртной напиток, например, в случае, когда этилового спирта в напитке оказалось менее 13 процентов или когда напиток вовсе оказался непригодным для употребления и тому подобное.
Изготовление виновным хотя бы из части алкогольной массы крепкого спиртного напитка или приготовление им закваски и одновременное хранение самогонного аппарата квалифицируются как законченное преступление.
6. Изготовление крепких напитков домашней выработки с целью продажи квалифицируется как оконченное преступление независимо от того, начал ли виновный их продажа (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 11 Октября 1985 г. // Постановления Пленума…- С. 126).
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 204 УК, является изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков именно с целью их продажи, этот признак так же важен и для квалификации как преступления изготовления аппаратов для выработки крепких спиртных напитков. О наличии цели продажи при изготовлении самогона или других крепких спиртных напитков могут свидетельствовать количество изготовленных напитков, количество алкогольной массы для их изготовления, другие обстоятельства — занятие изготовлением самогона как промыслом и тому подобное.
7. Уголовная ответственность по ст. 204 УК за хранение крепких спиртных напитков домашнего изготовления наступает лишь в случае, когда их хранения осуществлялось лицом, их изготовила с целью продажи. Лица, которые хранили крепкие спиртные напитки домашней выработки, которые были приобретены ими для собственного употребления, не подлежат уголовной ответственности, поскольку они приобрели эти напитки и хранили без цели продажи. Не образует состава преступления И приобретения у других лиц крепких спиртных напитков домашнего изготовления без цели их сбыта, продаж.
8. Изготовление самогона или других крепких спиртных напитков сопряжено с вовлечением до этого промысла несовершеннолетних или вовлечение несовершеннолетних в пьянство или доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения квалифицируется по совокупности преступлений по ст. 204 и ст. 304 УК.
9. Изготовление подакцизных товаров с использованием подпольных цехов или оборудования для их массового производства, или лицом, имеющим не снятую или не погашенную судимость (См.: комментарий к ст. 106 УК) квалифицируется по ч. 2 ст. 209 УК.
10. Если подакцизные товары были изготовлены из недоброкачественного сырья, что создавало угрозу для жизни и здоровья людей или привело к отравлению людей или повлекло другие тяжкие последствия, то деяние квалифицируется по ч. Ст. 204 УК.
11. Незаконное изготовление, хранение или сбыт подакцизных товаров совершается умышленно с целью их сбыта и получения прибыли.
12. Ответственность за нелегальное изготовление подакцизных товаров их хранение и сбыт наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 204 Уголовного кодекса Украины
1. Статьей 204 предусмотрена ответственность за три самостоятельных преступления, предусмотренных в каждой из трех ее частей.
2. Предметом преступлений, предусмотренных ст. 204, являются товары( продукция), определенные законом как подакцизные, в цену которых включается акцизный сбор (косвенный налог на отдельные товары (продукцию) (см. ч. 1 ст. 1 Декрета КМУ “об акцизном сборе” от 26 декабря 1992 г. в редакции от 22 марта 2001 г.), которые изготовлены незаконно.
К подакцизным товарам относятся:
1) спирт этиловый (см.: абз. 2-5, 22-25 ст. 1 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” от 19 декабря 1995 г.). При этом предметом преступления является спирт этиловый неденатурированный с концентрацией алкоголя не менее 80 процентов объема, спирт этиловый и другие спирты денатурированные любой концентрации (см. ст. 1 Закона Украины “О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки” от 7 мая 1996 г. в редакции от 22 мая 2003 г.);
2) алкогольные напитки-продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, относящихся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08 (см. абз. 6 ст. 1 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”). К алкогольным напиткам относятся: вина виноградные натуральные, включая вина с добавлением спирта и крепкие; виноматериалы (виноградное сусло) для производства коньячного спирта и игристых вин; вина игристые; вина газированные; вермуты и другие вина виноградные натуральные с добавлением растительных или ароматизирующих экстрактов; другие сброженные напитки (сидр яблочный и грушевый, Грушевка (Перри), напиток медовый), напитки смешанные, которые содержат алкоголь и смеси алкогольных напитков с безалкогольными; спиртовые настойки, ликеры и другие спиртовые напитки; коньяк, бренди (см. ст. 1 Закона Украины “О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки” от 7 мая 1996 г. в редакции от 22 мая 2003 г.);
3) табачные изделия: – табачное сырье; табачные отходы, сигары, включая сигары с отрезанными концами, и сигариллы (тонкие сигары), с содержанием табака; сигареты без фильтра из табака (папиросы); сигареты с фильтром из табака; табак и заменители табака, другие, промышленного производства; табак “гомогенизированный” или “восстановленный”; табачные экстракты и эссенции, табак для курения, с содержанием или без содержания заменителей в любой пропорции, жевательный и нюхательный табак (см. ст.1 Закона Украины “О ставках акцизного сбора на табачные изделия” от 6 февраля 1996 г. в редакции от 22 мая 2003 г.);
4) транспортные средства – транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от искры и с кривошипно-шатунным механизмом, прочие автомобили с двигателем внутреннего сгорания (дизельные и полудизельные двигатели, работающие на топливе с низким цетановым числом); транспортные средства с электродвигателем, прочие; автомобили, специально предназначенные для движения по снегу; специальные автомобили для перевозки игроков в гольф и другие подобные транспортные средства; мотоциклы (включая мопеды), велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них, с объемом цилиндров двигателя более 500 см3; другие; прицепы и полуприцепы жилые, массой более 3500 кг (см. ст. 1 Закона Украины “О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства” от 24 мая 1996 г.);
5) легкие дистилляты, специальные бензины; бензины моторные, средние дистилляты; керосин (керосин); тяжелые дистилляты (дизельное горючее);
6) высокооктановые кислородсодержащие примеси к бензинам (ТТУ 30183376.001-2000) (см. ст. 1 Закона Украины ” О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)” от 11 июля 1996 г. в редакции от 4 ноября 1999 г. с дополнениями от 22 мая 2003 г.);
7) пиво солодовое (ст. 1 названного Закона).
При этом предметом преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 204, являются подакцизные товары, незаконно изготовленные как лицом, которое их затем хранит или транспортирует с целью сбыта или сбывает, так и другими лицами.
Незаконно изготовленными следует считать подакцизные товары, изготовленные лицом, которое по закону не имеет вообще права на их изготовление без изменения своего правового статуса или временно лишено такого права или же должно получать разрешение на их изготовление:
1) лицом, не зарегистрированным как субъект предпринимательства, независимо от того, подлежит или нет деятельность по их изготовлению, лицензированию, поскольку согласно ст. 164 КУоАП административным правонарушением, то есть незаконной деятельностью, является занятие без государственной регистрации любой предпринимательской деятельностью, а не только теми ее видами, которые подлежат лицензированию, а следовательно любые товары, изготовленные при осуществлении деятельности, содержащей признаки предпринимательской, лицом, не зарегистрированным как субъект предпринимательства, должны считаться незаконно изготовленными;
2) субъектами хозяйствования без получения лицензии на изготовление определенных товаров, если деятельность по их изготовлению подлежит лицензированию (см. п. 12 Постановления ПВСУ “о практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности” от 25 апреля 2003 г. № 3);
3) субъектами хозяйствования без получения особого разрешения (приобретения права) на осуществление деятельности по изготовлению определенных товаров, которая не подлежит лицензированию, но в отношении которой законодательством устанавливаются особые требования как к товаропроизводителям таких товаров. В частности, бензины моторные смесевые с содержанием не менее 5 процентов высокооктановых кислородсодержащих добавок – абсолютированного технического спирта и этил-трет-бутилового эфира могут изготавливаться только на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые включены в перечень предприятий, которые могут осуществлять такую деятельность, утвержденного КМУ, а указанные высокооктановые кислородсодержащие добавки – спиртовыми заводами, включенными КМУ в перечень заводов, которые могут заниматься их изготовлением (см. ст. 4 Закона Украины “О предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г.). Изготовление названных товаров субъектами хозяйствования, не включенными в соответствующие перечни, утвержденные КМУ, является незаконным;
4) субъектами хозяйствования, которые не соответствуют определенным законом требованиям к товаропроизводителям определенных товаров. В частности, ст. 2 Закона “О развитии автомобильной промышленности Украины” от 18 марта 2004 г. предприятие по производству автомобилей или мотоциклов должно отвечать таким требованиям:
а) иметь запись в своем уставе о том, что изготовление автомобилей или мотоциклов является основным видом его деятельности;
б) иметь официально подтвержденное право на производство определенной марки автомобилей или мотоциклов на основании зарегистрированного права собственности на знак для товаров и услуг (торговой марки) или на основании действующего договора, что предоставляет право на использование этого знака для товаров и услуг (торговой марки) при производстве автомобилей или мотоциклов;
в) иметь международный идентификационный код производителя дорожных транспортных средств (WMI), который предоставлен в соответствии с требованиями ДСТУ 3525-97 (ISO 3779-96), что предполагает наличие зарегистрированных технических условий. Очевидно, что изготовление автомобилей или мотоциклов предприятиями, которые не отвечают указанным требованиям, должно считаться незаконным;
5) субъектами хозяйственной деятельности, в уставе которых деятельность по их изготовлению как предмет (основной вид) деятельности не предусмотрена;
6) с нарушением прав интеллектуальной собственности на объекты авторских и смежных прав, объекты права промышленной собственности и объекты индивидуализации участников хозяйственного оборота, товаров, услуг, являющихся объектами уголовно-правовой охраны по ст. 176, 177, 229 УК. При наличии оснований, действия по их изготовлению должны получать самостоятельную уголовно-правовую оценку;
7) субъектом хозяйственной деятельности, которому временно запрещено контролирующими органами осуществлять деятельность по изготовлению определенных товаров в связи с нарушениями им требований законодательства, регулирующего изготовление таких товаров, в период такого запрета;
8) субъектом хозяйственной деятельности, который имеет лицензию на их изготовление, но частично (или полностью) не отражены в отчетности, то есть от реализации которых не уплачен акцизный сбор, уплата которого является обязательной.
9) фальсифицированные подакцизные товары, за изготовление которых предусмотрена административная ответственность, в частности ст. 177-2 КУоАП.
В законодательном определении понятия алкогольных напитков указаны следующие их характерные обязательные признаки:
1) способы изготовления, путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов (вина натуральные, газированные и игристые, шампанское, вермуты, сброженные напитки и др.) или на основе пищевых спиртов (путем их разбавления смягченной водой с добавлением различных ингредиентов: водочные и ликерные изделия, другие крепкие спиртные напитки). Производство алкогольных напитков осуществляется с использованием спирта этилового ректифицированного, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового. Использование других видов спиртов для производства алкогольных напитков запрещается (см. ч. 1 ст. 12 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”);
2) содержание спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц;
3) соответствие напиткам, включенным (отнесенным) законодательством к любой из указанных в Законе товарной группе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Украина с целью обеспечения надлежащего уровня участия ее в торгово-экономических отношениях и приближения ее нормативно-правовой базы к системе общепризнанных норм международного права присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. (с изменениями, внесенными Протоколом от 24 июня 1986 г.) согласно указу Президента Украины от 17 мая 2002 г.
Под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается Номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и цифровые коды, которые к ним относятся, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы, которые приведены в приложении к Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. (п.“а” ст. 1 Конвенции). Товарные группы Гармонизированной системы описания и кодирования товаров соответствуют товарным группам украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД). Другие спиртные (алкогольные) напитки, которые не имеют хотя бы одного из указанных признаков, не могут признаваться подакцизными товарами, то есть признаваться предметом преступления, предусмотренного ст. 204, как подакцизные товары – алкогольные напитки. Технология производства самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки в большинстве случаев аналогична технологии изготовления спирта этилового – перегонке зрелой бражки (см. ДСТУ 3296-95 “Производство спирта этилового из пищевого сырья”). При этом спиртом – сырцом признается спиртосодержащая жидкость, объемная доля этилового спирта в которой составляет не менее 40 % (см. ГСТУ 202.005-98 “спирты этиловые виноградные. Технические условия”). Учитывая единообразие технологии изготовления, крепкие спиртные напитки домашней выработки, в том числе и самогон, изготовленные путем перегонки бражки, содержание спирта этилового в которых равно или превышает 40 объемных единиц, должны признаваться спиртом этиловым, то есть признаваться предметом предусмотренного ст. 204 преступления. Если же их прочность меньше 40%, то разновидностью спирта такие крепкие спиртные напитки домашней выработки признаваться не могут, а, следовательно, не могут признаваться предметом преступления, предусмотренного ст. 204.ПВСУ в абз. 3 п. 12 Постановления от 25 апреля 2003 г. № 3 разъяснил, что изготовление, приобретение, хранение, транспортировка с целью сбыта самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки нужно квалифицировать как преступление, предусмотренное ст. 203. Не должны признаваться предметом преступления брага( бражка), самогон и его разновидности (чача, арака, тутовая водка и т.п.), а также другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, если они изготавливаются с целью сбыта или в отношении них совершаются с целью их сбыта другие действия, названные в диспозиции ч. 1 ст. 204 УК. Изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта должно квалифицироваться по ст. 176 КУоАП, а совершение таких действий с целью сбыта (получения прибыли) может влечь ответственность по ст. 203 УК, поскольку это деятельность, в отношении которой установлен запрет. Все виды спиртов законодателем определяются не как разновидность алкогольных напитков, а как отдельный подакцизный товар, то есть как самостоятельный предмет преступления.
3. объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, получает проявление в совершении одного из четырех альтернативно названных в ней деяний относительно незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров: их 1) приобретение или 2) хранение или 3) транспортировка с целью сбыта, а также их 4) сбыт. С момента совершения любого из указанных действий преступление считается законченным.
4. Изготовление (производство) большинства подакцизных товаров относится к видам хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться только на основании лицензии. В частности, согласно ст. 2 Закона Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 1 июня 2000 г., лицензирование в сфере производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах. Таким законом в отношении указанных видов деятельности является Закон Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” от 19 декабря 1995 г.
Поскольку большинство видов деятельности по обороту подакцизных товаров являются такими, что подлежат лицензированию, то их осуществление возможно только лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют лицензию на осуществление таких видов деятельности. В частности, производство алкогольных напитков и табачных изделий, Оптовая и розничная торговля ими являются видами деятельности, которые подлежат лицензированию. Относительно отдельных видов деятельности по обращению спирта этилового для большинства субъектов, кроме государственных предприятий, законом предусмотрен запрет их осуществления, а потому их осуществление негосударственными предприятиями всегда будет незаконным. Кроме того, производство спирта этилового (в том числе как лекарственного средства), спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового может осуществляться только на государственных предприятиях при наличии у них лицензий, а производство спирта коньячного и плодового осуществляется на государственных предприятиях, а также на других предприятиях, независимо от формы собственности, которые по состоянию на 1 января 2001 г. имели соответствующую лицензию, полный технологический цикл производства коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии, обеспечены специальной тарой для выдержки спиртов, квалифицированными специалистами и производят указанные спирты только для нужд собственного производства без права реализации другим субъектом предпринимательской деятельности (см. ч. 1, 2 ст. 2 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”).
Приобретение, транспортировку, хранение и сбыт подакцизных товаров являются элементами (этапами) обращения таких товаров, которые должны осуществляться в порядке, определенном законодательством. В частности, порядок осуществления таких видов деятельности относительно спирта, алкогольных напитков и табачных изделий регулируется Законом Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” от 19 декабря 1995 г., в абз. 12 ч. 1 ст. 1 которого дается определение понятия незаконного оборота таких подакцизных товаров как их импорт, экспорт, транспортировка, хранение и торговля ими с нарушением требований законодательства, регулирующего эти вопросы.
Приобретение, хранение, транспортировка незаконно изготовленных алкогольных напитков или табачных изделий не для собственных нужд (потребления), а с целью их реализации (сбыта) лицом, не имеющим лицензии на оптовую или розничную торговлю ими, является незаконной деятельностью с их оборота.
Спирт (любой) предметом розничной торговли быть не может, поскольку согласно ч. 4 ст. 14 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым запрещается, а потому любые действия, связанные с приобретением, хранением, транспортировкой с целью сбыта (продажи, реализации) любого вида незаконно изготовленного спирта являются незаконными и их совершение влечет ответственность по ч. 1 ст. 204.
Учитывая повышенную степень общественной опасности торговли незаконно изготовленными, в основном фальсифицированными, подакцизными товарами (уклонение от уплаты акцизного сбора, создание угрозы для жизни и здоровья людей и т.п.), законодатель признает законченным преступлением действия, направленные на незаконную оптовую и розничную торговлю незаконно изготовленными подакцизными товарами (состав предусмотренного ч. 1 ст. 204 преступления следует рассматривать как усеченный). Сбытом незаконно изготовленных подакцизных товаров торговля ими, их реализация.
5. Незаконным хранением незаконно изготовленных подакцизных товаров следует считать совершение любых действий, связанных с фактическим владением такими товарами, независимо от места их фактического нахождения: помещение их в любом помещении, здании, хранилище или любом другом месте, указанном лицом или известном ей, при условии, что они совершаются с целью последующего сбыта подакцизных товаров, незаконно хранящиеся лицом, не имеющим лицензии на оптовую или розничную торговлю ими.
Незаконное приобретение незаконно изготовленных подакцизных товаров – это приобретение любым способом права собственности на них (покупка, получение в качестве подарка или компенсации долга и тому подобное) с нарушением требований законодательства, регулирующего порядок осуществления хозяйственной деятельности по реализации алкогольных напитков, табачных изделий и других подакцизных товаров, то есть совершение таких действий лицом, не имеющим лицензии на оптовую или розничную торговлю подакцизными товарами не для личного некоммерческого использования, а с целью сбыта таких товаров.
Незаконная транспортировка таких товаров – это их перемещение с одного места в другое с использованием любого вида транспорта: автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, гужевого с целью последующего сбыта, совершенное лицом, не имеющим лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по реализации таких подакцизных товаров.
Сбыт таких товаров – это их возмездное отчуждение в любой форме, то есть, прежде всего, оптовая или розничная торговля ими, как лицом, которое их незаконно изготовила, так и лицом, которое их приобрело для сбыта, а так же лицом, которое лишь продает такие товары, в частности, занимается их реализацией, или обмен их на другие товары, в том числе и на незаконно изготовленные подакцизные товары. Сбытом должны признаваться также их передача в счет погашения долга или в счет оплаты выполненных работ, оказанных услуг. Безвозмездное отчуждение незаконно изготовленных подакцизных товаров, например, их дарение, не является их сбытом как признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 204.
6. преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 204, С объективной стороны получает проявление в незаконном изготовлении алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров или 1) путем открытия подпольных цехов, или 2) с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство таких товаров, или 3) лицом, которое ранее было осуждено по ст. 204.
Термин ” цех ” в ст. 204 законодателем употреблен не в его прямом, а в более широком, переносном значении. Цех в прямом смысле-это основной производственный участок, структурная часть, отдел промышленного предприятия. Цех-организационно и / или технологически обособленное структурное подразделение, прямо или косвенно участвующее в переработке предмета труда на готовую продукцию и состоящее из совокупности производственных участков (см. п. 3 Положения по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, утвержденного приказом Госкомнадзорохрантруда от 17 июня 1999 г. № 112). Под понятием “подпольный цех”, употребленным в диспозиции ч. 2 ст. 204, надо понимать определенное место, приспособленное и/или оборудованное для подпольного (нелегального, скрытого, конспиративного) изготовления подакцизных товаров. Это может быть отдельное здание, сооружения различного назначения, помещение или его часть, например квартира в доме, подвал, гараж, погреб и тому подобное, а также определенные места природного или техногенного происхождения (пещеры, катакомбы, неработающие шахты, карьеры, тоннели, землянки и тому подобное), которые используются для подпольного изготовления подакцизных товаров лицом, не имеющим права на осуществление такой деятельности. Под открытием подпольных цехов надо понимать незаконное создание технологического цикла изготовления (производства) подакцизных товаров, что обеспечивает переработку сырья в продукцию (подакцизные товары), готовую для реализации конечному потребителю. В частности, под полным технологическим циклом производства всех видов спирта, алкогольных напитков и табачных изделий понимается совокупность помещений, технологического и другого оборудования, соответствующих технологических процессов, обеспечивающих переработку сырья в продукцию, готовую для реализации конечному потребителю, а также лабораторий, аккредитованных органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательством (см. абз. 16 ч. 1 ст. 1 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”).
Размер помещения (здания, сооружения), которое создается (приспосабливается) для незаконного изготовления подакцизных товаров, его местонахождение, вид, технические характеристики и т. п. значения не имеют. Технологический процесс переработки сырья в продукцию (подакцизные товары), готовую для реализации конечному потребителю, может быть обеспечен, в зависимости от вида подакцизных товаров, минимальным по размеру помещением или его частью, незначительным количеством технологического оборудования. Незаконным открытием подпольного цеха должно считаться не только “строительство” определенного помещения (здания), но и, например, незаконное приспособление или использование определенных мест для нелегального (конспиративной, скрытого, подпольного) массового производства подакцизных товаров.
Согласно действующему законодательству, лицензии на производство всех видов спирта и алкогольных напитков выдаются субъектам предпринимательской деятельности, которые на момент подачи заявления о выдаче лицензии являются собственниками или в соответствии других не запрещенных законодательством оснований владеют и/или пользуются помещениями и оборудованием, которые обеспечивают полный технологический цикл их производства, при условии, что использование таких помещений и оборудования осуществляет только один субъект предпринимательской деятельности (см. ч. 7 ст. 3 Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”).
Преступление в этой форме является оконченным с момента изготовления в открытом подпольном цехе любого количества подакцизных товаров. Действия лица, направленные на открытие (создание) подпольного цеха для незаконного изготовления в нем подакцизных товаров, должны квалифицироваться как приготовление к совершению предусмотренного ч. 2 ст. 204 преступления (см. п. 14 названного постановления ПВСУ) в форме незаконного изготовления подакцизных товаров путем открытия подпольных цехов.
Под незаконным изготовлением подакцизных товаров с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство, надо понимать производство таких товаров с применением аппаратов, приборов, технологического оборудования (кустарного или промышленного производства), которые используются при промышленном производстве тех или других подакцизных товаров, то есть используются легально действующими субъектами хозяйственной деятельности при осуществлении хозяйственной деятельности по производству подакцизных товаров. В частности, как изготовление подакцизных товаров путем использования оборудования, обеспечивающего их массовое производство, должно квалифицироваться использование (приспособление) легально действующим субъектом хозяйственной деятельности, который занимается осуществлением определенной деятельности (например, розливом минеральной воды и безалкогольных напитков), помещений и оборудования, что им используются, для незаконного изготовления алкогольных напитков. Вопрос о признании используемого оборудования таким, что обеспечивает массовое производство подакцизных товаров, должен решаться в каждом конкретном случае отдельно. При этом должны учитываться вид подакцизных товаров (транспортные средства, алкогольные напитки и др.), объем (количество) незаконно изготовленных подакцизных товаров, их общая стоимость, размер незаконно полученного дохода, объемы производства, количество лиц, занятых в незаконном изготовлении подакцизных товаров, и тому подобное. Фактического незаконного массового производства подакцизных товаров для наличия законченного состава преступления в этой форме не требуется.
Незаконное изготовление подакцизных товаров, в частности, алкогольных напитков и табачных изделий, путем открытия подпольных цехов, может сочетаться с одновременным использованием оборудования, обеспечивающего их массовое производство, то есть могут иметь место в действиях лица эти обе формы совершения предусмотренного ч. 2 ст. 204 преступления. В подобных случаях в формулировке обвинения в процессуальных документах должны быть указаны обе названные формы совершения преступления.
Под незаконным изготовлением подакцизных товаров, совершенным лицом, которое ранее было осуждено по ст. 204, надо понимать их незаконное изготовление лицом, которое ранее было осуждено по любой части ст. 204 и судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке. Если действия такого лица содержат и признаки составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. со ст. 204, то они должны квалифицироваться по совокупности преступлений – по ч. 2 ст. 204 и ч. 1 или/и ч. 3 комментируемой статьи. Незаконное изготовление подакцизных товаров лицом, ранее судимым по ст. 204, если оно содержит признаки двух других форм совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 204 (с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство таких товаров, или путем открытия подпольных цехов), совокупности преступлений не образует и квалифицируется по ч. 2 ст. 204 как единичное преступление, но в формулировке обвинения должны быть указаны все формы совершения предусмотренного ч. 2 ст. 204 преступления.
7. Формами совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204, являются: 1) Незаконное изготовление подакцизных товаров из недоброкачественного сырья (материалов), если такие товары представляют угрозу для жизни и здоровья людей, и 2) незаконный сбыт подакцизных товаров, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, незаконно изготовленных из недоброкачественного сырья (материалов), который привел к отравлению людей или другим тяжелым последствиям.
Недоброкачественная сырье (материалы) – это недоброкачественные предметы труда и природные компоненты, подлежащие переработке при изготовлении (производстве) подакцизных товаров. В частности, сырьем для изготовления алкогольных напитков может быть недоброкачественный спирт этиловый или ингредиенты, которые добавляются в производимых алкогольных напитков. При изготовлении табачных изделий недоброкачественным может быть табачное сырье, из которого они изготавливаются.
Такими, что составляют угрозу для жизни и здоровья людей, следует считать такие незаконно изготовленные подакцизные товары, употребление которых (алкогольные напитки, табачные изделия, пиво солодовое), пользование которыми или использования которых (транспортные средства, дистилляты, бензины, керосин и др.) создает реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей таких товаров (возможность отравления, радиоактивного облучения, поражения электрическим током, травмирования подобное).
Под другими тяжкими последствиями следует понимать уничтожение или повреждение имущества, причинившее ущерб в крупных или особо крупных размерах (например, вследствие взрыва емкостей с недоброкачественными дистиллятами, возгорания или взрыва транспортного средства, гибели большого количества животных и тому подобное).
8. Частью 3 ст.204 не охватывается изготовление подакцизных товаров, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, из доброкачественной сырья (материалов) и незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или других тяжелых последствий.
Изготовление из доброкачественного сырья (материалов) недоброкачественных (фальсифицированных) алкогольных напитков или табачных изделий и их реализация, в том числе их выпуск на товарный рынок, может квалифицироваться по ст. 227, при условии, если их стоимость превышает триста необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть если реализация недоброкачественных алкогольных напитков или табачных изделий совершена в крупных размерах. Если же употребление таких недоброкачественных (фальсифицированных) алкогольных напитков или табачных изделий повлекло вред здоровью потребителей или их смерть, в зависимости от психического отношения виновного к таким последствиям его действия должны квалифицироваться дополнительно как преступление против жизни или здоровья (умышленное или неосторожное) (абз.5 п. 16 названного постановления ПВСУ).
9. С субъективной стороны все три составы преступлений являются умышленными, вид умысла прямой. Обязательным признаком субъективной стороны незаконного приобретения, хранения, транспортировки незаконно изготовленных подакцизных товаров (ч. 1 ст. 204) является цель совершения таких действий – следующий сбыт таких товаров. Приобретение, хранение и транспортировка незаконно изготовленных подакцизных товаров для личного некоммерческого использования или потребления, то есть без цели их сбыта складов преступления, предусмотренных ст. 204, не образует.
Психическое отношение к последствиям в виде создания угрозы для жизни и здоровья людей может быть либо неосторожным, либо характеризоваться косвенным умыслом, а в отношении отравления людей и других тяжких последствий – лишь неосторожным. При наличии относительно таких последствий умышленной вины действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений-по ч. 3 ст. 204 и соответствующей статье УК, которой предусмотрена ответственность за умышленное причинение соответствующего вреда.
10. Субъектом преступлений, предусмотренных ст.204, является вменяемое, в том числе и должностное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
11. Статьей 204 не предусмотрена ответственность за незаконное изготовление алкогольных напитков и табачных изделий, не связано с открытием подпольных цехов или с использованием оборудования, обеспечивающего их массовое производство, или с их изготовлением из недоброкачественного сырья (материалов). Такие действия, в зависимости от того, кем они совершены и какое качество незаконно изготовленных напитков или табачных изделий (фальсифицированные или такие, которые отвечают требованиям стандартов), может квалифицироваться:
1) по ч. 1 или ч. 2 ст. 177-2 КУоАП;
2) по ч. 1 ст. 202 УК, если лицо не зарегистрировано как субъект предпринимательской деятельности и от изготовления и / или реализации фальсифицированных алкогольных напитков оно получило доход в крупном размере;
3) по ст. 203 УК в случае незаконного изготовления лицом, не зарегистрированным как субъект предпринимательской деятельности, спирта этилового, коньячного или плодового, поскольку деятельность по производству спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового осуществляется только государственными предприятиями, а производство спирта коньячного и плодового и предприятиями других форм собственности, которые по состоянию на 1 января 2001 г. имели соответствующую лицензию, для собственных нужд без права реализации (Подробнее см. п. 4 комментария) и не может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности – физическими лицами, то есть для физического лица является запрещенным – оно не сможет получить лицензии на такой вид хозяйственной деятельности даже при условии государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.
Под действие ст. 203 подпадает и незаконное изготовление спирта этилового субъектами хозяйственной деятельности – юридическими лицами негосударственной формы собственности, потому что производство спирта этилового может осуществляться только на государственных предприятиях при наличии у них лицензий. Кроме того, по ст. 203 должно квалифицироваться и изготовление с целью сбыта (получения прибыли) самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки;
4) по ст. 227, которой предусмотрена ответственность за реализацию, в том числе за выпуск на товарный рынок недоброкачественной продукции, если недоброкачественные алкогольные напитки или табачные изделия изготовлены из доброкачественного сырья (материалов) и если стоимость таких товаров превысила триста необлагаемых минимумов доходов граждан.
Если же незаконное изготовление или / и реализация незаконно изготовленных алкогольных напитков или табачных изделий осуществлялось путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, обеспечивающего их массовое производство, или с использованием недоброкачественного сырья (материалов), в результате чего незаконно изготовленные алкогольные напитки и табачные изделия представляют опасность для жизни и здоровья людей или если их употребление привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям, или же осуществлялось лицом, ранее судимым по ст. 204, то действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений: по ч. 1 ст. 202 или ст. 203 или ст. 227 и по соответствующей части ст. 204.
12. Совершение предусмотренных ст.204 действий может осуществляться под прикрытием легально созданного или приобретенного субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица. Поскольку виды деятельности, ответственность за которые предусмотрена ст. 204, являются незаконными, то создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности – юридических лиц для прикрытия таких видов деятельности должно дополнительно квалифицироваться и по ст. 205 при наличии в действиях лица всех других необходимых признаков предусмотренного настоящей статьей состава преступления.
13. Совершение предусмотренных ст.204 действий может сочетаться с легализацией (отмыванием) денежных средств и другого имущества, добытых преступным путем. При наличии оснований, действия лица должны квалифицироваться по соответствующим частям ст. 204 и ст. 209.
14. Незаконное изготовление алкогольных напитков и табачных изделий, как правило, сочетается с незаконным использованием незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного сбора и незаконным использованием чужого знака для товаров и услуг, фирменного наименования или квалифицированного указания происхождения товара, которые содержатся на этикетках, кольєретках, ярлыках, упаковке. Такие действия, при наличии оснований, должны дополнительно квалифицироваться по ст. 216, 229.