Новая редакция ст. 184 УКУ с комментариями.

1. Незаконное требование оплаты за предоставление медпомощи в государственных или коммунальных заведениях охраны здоровья –

наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное сокращение сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения –

наказывается штрафом до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к ст. 184 УК Украины

1. Конституцией Украины гарантируется право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ч. 1 ст. 49). Государство создает условия для эффективного и доступного медицинского обслуживания.

В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, существующая сеть таких заведений не может быть сокращена (ч. Ст. 49 Конституции Украины).

2. Статья 184 УК предусматривает ответственность за нарушение этих конституционных прав граждан. Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь может оказаться в отказе от принятия в лечебное учреждение, в требовании оплаты лечения, лекарств или других медицинских услуг. Преступление признается оконченным с момента отказа в бесплатном лечении (ч. 1 ст. 184 УК Украины) или с момента принятия решения о сокращении сети государственных или коммунальных учреждений здравоохранения, то есть закрытия или аннулирования хотя бы одного из них (ч. 2 ст. 184 УК Украины).

3. Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь является не отказ от оказания медицинской помощи больному вообще, что предусматривает статья 139 УК, а является требованием оплаты лечения или согласие оказать медицинскую помощь только за оплату.

4. Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь совершается умышленно, с целью принудить больного оплатить оказанную ему медицинскую помощь и получить такую плату.

5. Ответственными за нарушение права на бесплатную медицинскую помощь есть врачи, главные врачи, заведующие отделениями, врачи и другие медицинские работники государственных или коммунальных медицинских заведений, а за сокращение сети государственных или коммунальных учреждений здравоохранения — должностные лица органов государственной власти или здравоохранения, которые наделены полномочиями принимать решение о сокращении или распространение сети таких учреждений здравоохранения.

Другой комментарий к статье 184 Уголовного кодекса Украины

1. статьей 184 предусмотрена ответственность за два самостоятельных состава преступлений, сформулированных соответственно в ее ч. 1 и ч. 2.

2. термин “медицинская помощь” широко употребляется в национальном законодательстве, однако целостная правовая дефиниция этого понятия в законах Украины отсутствует, а потому понятие медицинской помощи должно быть определено законом (см. Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 53 народных депутатов Украины относительно официального толкования положения ч. 3 ст. 49 Конституции Украины “в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно” (дело о бесплатной медицинской помощи) от 29 мая 2002 г. № 10-рп / 02, дело № 1-13 / 2002).

Согласно решению Конституционного Суда Украины в деле по конституционному представлению 66 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) постановления КМ “Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования” (дело о платных медицинских услугах) от 25 ноября 1998 г. № 15-рп/98, понятием “медицинская помощь” охватывается лечения, профилактические мероприятия, которые проводятся при заболеваниях, травмах, родах, а также медицинский осмотр и некоторые другие виды медицинских работ. В Программе предоставления гражданам гарантированной государственной бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением КМУ от 11 июля 2002 г. № 955, под медицинской помощью понимается вид деятельности, который включает комплекс мероприятий, направленных на оздоровление и лечение пациентов в состоянии, которое на момент ее предоставления угрожает жизни, здоровью и трудоспособности и осуществляется профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с законодательством. В названной Программе определены виды медицинской помощи, которые безвозмездно предоставляются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения: скорая и неотложная – на догоспитальном состоянии станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, пунктами неотложной медицинской помощи в состоянии, которое угрожает жизни человека; амбулаторно – поликлиническая; стационарная – в случае острого заболевания и в неотложных случаях, когда необходимо интенсивное лечение, круглосуточное медицинское наблюдение и госпитализация, в том числе по эпидемическим показаниям, детям, беременным и роженицам, больным по направлениям медико-социальных экспертных комиссий, врачебно-консультативных комиссий; неотложная стоматологическая помощь (в полном объеме – детям, инвалидам, пенсионерам, студентам, беременным, женщинам, имеющим детей до 3 лет); доврачебная медицинская помощь сельским жителям; санаторно-курортная помощь инвалидам и больным в специализированных и детских санаториях; содержание детей в домах ребенка; медико-социальная экспертиза потери трудоспособности. Бесплатная медицинская помощь следующих видов предоставляется разрешенными к применению в Украине методами диагностики и лечения (соответствующие протоколы, стандарты), включая лекарственные средства, кровь и ее компоненты и препараты, аппаратуру, лабораторные и другие исследования с использованием имеющейся материально-технической базы.

В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно (ч. 3 ст. 49 Конституции Украины). К медицинским услугам, предоставление которых безвозмездно в государственных учреждениях охраны здоровья не может брать на себя государство, то есть которые могут оплачиваться, в решении Конституционного Суда Украины отнесены медицинский осмотр лиц для получения удостоверения водителя транспортных средств; разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, за исключением военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которыми предусмотрено законодательством; соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих за рубежом, и некоторые другие. Перечень таких платных услуг не может вторгаться в пределы бесплатной медицинской помощи и в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины должен устанавливаться законом (см. названное решение Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 г.).

КМУ постановлением от 11 июля 2002 г. № 989 внес изменения в свое постановление от 17 сентября 1996 г. № 1138 “Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования”, утвердив в новой редакции Перечни платных услуг, которые могут предоставляться в соответствии с функциональными полномочиями государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, и платных услуг по осуществлению хозяйственной и/или производственной деятельности, а также дополнил перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с функциональными полномочиями высшими медицинскими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями.

Согласно ч. 6 ст. 18 Основ законодательства Украины О здравоохранении от 19 ноября 1992 г. все учреждения здравоохранения имеют право использовать для повышения качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения владельца или уполномоченного им органа устанавливать плату за услуги в области здравоохранения.

Конституционный Суд Украины признал противоречащим ст. 49 Конституции Украины положения абз.2 п. 1 Постановления КМУ “Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских учреждениях образования” от 17 сентября 1996 г. № 1138, которым разрешено лечебнота санитарно-профилактическим учреждениям принимать от больных плату за предоставленные им другие медицинские услуги как внесение добровольной компенсации. Конституционный Суд Украины, не исключая возможности и целесообразности добровольных пожертвований на охрану здоровья, считает, что благотворительная деятельность должна осуществляться в соответствующих правовых формах и в порядке, предусмотренных, в частности, Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организациях” от 16 сентября 1997 г. Положения постановления о внесении добровольной компенсации (к тому же непосредственно в кассу государственного учреждения здравоохранения) на практике нередко используется как основание для обязательной оплаты за больными оказанной им медицинской помощи.

3. согласно упомянутому решению Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 г. положения ч. 3 ст. 49 Конституции Украины “надо понимать так, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или следующего их расчета за предоставление такой помощи”.

4. с объективной стороны предусмотренный ч. 1 ст. 184 преступление получает проявление в требовании, обращенном к больному или любому другому лицу, оплатить (предварительно в момент или после оказания) стоимость оказанной медицинской помощи или такой, которая должна быть предоставлена, которая, согласно действующему законодательству, должна предоставляться бесплатно. Незаконным должен считаться требование оплаты за оказание любой медицинской помощи в государственных и коммунальных заведениях охраны здоровья, в том числе и требование завуалированной ее оплаты (добровольная компенсация за предоставленные услуги, добровольное пожертвование на охрану здоровья, добровольные взносы в разнообразных медицинских фондов и тому подобное), за исключением оплаты медицинских услуг, которые не являются видами медицинской помощи, и которые, в соответствии с упомянутым постановлением КМУ от 17 сентября 1996 г. № 1138 отнесены к платным, и случаев оплаты медицинской помощи, предоставляемой иностранцам, в порядке, предусмотренном Порядком оказания медицинской помощи иностранным гражданам, которые временно находятся на территории Украины, утвержденным постановлением КМУ от 28 января 1997 г. № 79.

Преступление является законченным с момента предъявления требования оплатить медицинскую помощь, независимо от того, имела место или нет такая оплата.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления специальный – медицинский или фармацевтический работник, который оказывает медицинскую помощь больному. Субъектом преступления могут быть и служебные лица государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, которые или незаконно требуют от больных оплаты предоставленной или такой, которая должна быть предоставлена, медицинской помощи, или же дают подчиненным указания требовать плату или предлагать осуществлять “благотворительные” пожертвования за оказание медицинской помощи. При наличии оснований, действия служебных лиц также квалифицируются по ст. 364 или 365.

7.с субъективной стороны предусмотрен ч. 2 ст. 184 преступление характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект этого преступления специальный: должностные лица 1) органов власти или органов местного самоуправления, в собственности или подчинении которых находится учреждение здравоохранения, деятельность которого ими прекращена, и 2) должностные лица государственных и коммунальных заведений здравоохранения.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 184, необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 354. Указанные преступления различаются по субъекту (субъекту преступления, предусмотренного ст. 354, является любой работник государственного или коммунального учреждения здравоохранения, который не является служебным лицом, а предусмотренного ч. 1 ст. 184 – медицинский или фармацевтический работник, оказывающий медицинскую помощь или осуществляющий руководство учреждением здравоохранения или его структурного подразделения), по целевому назначению средств (при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 184, оплата медицинской помощи осуществляется на счет государственного или коммунального учреждения здравоохранения, а при совершении преступления, предусмотренного ст. 354, материальные блага или выгоды имущественного характера требуются и получаются работником такого учреждения для себя лично), по размеру средств (по ч. 1 ст. 184 размер уплаченных средств значения не имеет, а по ст. 354 размер вознаграждения должен быть значительным).