Новая редакция ст. 179 УКУ с комментариями.
Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь –
наказываются штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Комментарий к ст. 179 УК Украины
1. Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь нарушает конституционное право граждан Украины свободно и беспрепятственно отправлять равно-личностно или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность (ст. 35 Конституции Украины).
2. Состав преступления образует одно из предусмотренных ст. 179 УК деяний:
– незаконное содержание;
– осквернение (нанесение непристойных рисунков, надписей, обливание грязью и т. п);
– уничтожение-поджогом, взрывом, поломкой, кромсанием и тому подобное.
Попытка совершить одно из таких деяний образует покушение на совершение этого преступления и квалифицируется по ст. 15 и 179 УК.
3. Уничтожение религиозных святынь является специальным видом уничтожение чужого имущества (ст. 194 УК Украины), и поэтому в. 179 УК имеет преимущество перед общей нормой ст. 194 УК.
4. Предметом содержание, осквернение или уничтожение могут быть любые религиозные святыни — алтаря, иконы, плащаницы, мощи.
5. Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь совершается умышленно.
Неосторожные действия, приведшие к осквернению или уничтожению религиозной святыни этого преступления не образуют. Возможна ответственность по ст. 196 УК.
6. Ответственность за незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь наступает с шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 179 Уголовного кодекса Украины
1. В законодательных актах, которыми регулируется порядок реализации гражданами гарантированного Конституцией Украины (ст.35) права на свободу мировоззрения и вероисповедания, не содержится определения понятия “религиозные святыни”. Системное толкование положений законодательных актов, которыми регулируются отношения в сфере вероисповедания и отправления религиозных культов, охраны культурных и исторических ценностей, дает основания для вывода, что под религиозными святынями следует понимать почитаемые верующими определенной религии предметы и места религиозного поклонения, а также места паломничества верующих. Религиозными святынями могут быть любые предметы религиозного поклонения – религиозные реликвии, то есть предметы, которым служители или верующие определенного религиозного культа приписывают чудодейственную силу, делая их предметами религиозного поклонения: иконы и кресты, в частности, чудотворные (например, Честный и Животворящий Крест Господень), книги, манускрипты, останки и мощи святых (например, мощи Андрея Первозванного из храма святого Андрея в греческом городе Патры, которые лишь четыре раза вывозили за пределы храма, один из которых – в г. Киев в сентябре 2001 г., мощи Сергия Радонежского, Святого Феодосия), а так же другие вещи – религиозные реликвии. Религиозными святынями могут признаваться и наиболее известны и почитаемы верующими определенных религий культовые здания, храмы, монастыри, склепы, часовни и прочие религиозные сооружения, которые для них являются предметами религиозного поклонения (например, скит Манявский ” в Богородчанском районе Ивано-Франковской области, на территории которого, как считается, похоронен гетман Иван Выговский и бьет чудодейственный источник с целебной водой). Кроме того, религиозными святынями могут считаться и определенные места паломничества и религиозного поклонения, например, пещеры Киево-Печерской Лавры, в которых покоятся мощи святых, источник праведной Анны в Онишковцы Дубенского района Ровенской области, могилы, часовни святых, например, могила Баал Шем Това, известного под именем Бешт, в г. Умани, которая является местом поклонения и паломничества евреев-хасидов, 9667 которых в сентябре 2002 г. посетили ее (хасидизм-одно из направлений иудаизма, основателем которого был Баал Шем Тов родом из Подолья), святилища (места, которые вызывают у верующих чувство глубокого почтения, набожности).
Определенные предметы или места могут признаваться религиозными святынями как для всех верующих определенной религии (например, места пребывания Иисуса Христа или предметы, связанные с ним, являются религиозными святынями для всех христиан, а аналогичные места пребывания Аллаха, Будды и предметы, которые связываются с их именами, – являются религиозными святынями соответственно для всех мусульман и буддистов), так и лишь для верующих отдельных конфессий, ветвей, направлений определенной религии, отдельной религиозной общины.
2. Вопрос о признании того или иного предмета религиозной святыней должен решаться на основании заключения религиоведческой экспертизы, обязанность осуществления которой возложена на Государственный комитет Украины по делам религий – центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через МЮ, который действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента Украины от 14 ноября 2000 г. № 1229/2000. К участию в проведении религиоведческой экспертизы привлекаются представители религиозных организаций, научных учреждений, ученые религиоведы и специалисты других отраслей (см. п. 10 п. 4 Положения). Для осуществления религиоведческой экспертизы в Госкомрелигий Украины образован экспертный совет с участием представителей научных учреждений, ученых религиоведов и специалистов других отраслей, которая действует на основании Положения о ней, которое утверждается КМУ. Состав экспертного совета утверждается также КМУ (п. 10 Положения).
3. с объективной стороны преступление получает проявление в совершении в отношении религиозных святынь одного из трех деяний, альтернативно определенных в диспозиции ст. 179: их 1) незаконное содержание, 2) осквернение или 3) уничтожение.
4. Под незаконным удержанием религиозных святынь следует понимать непередачу их религиозным организациям или религиозным общинам, которые имеют на них законное право, лицами, которые ими незаконно владеют, пользуются ли их незаконно хранят. Незаконное содержание религиозных святынь может также проявляться в недопущении верующих определенной религии (конфессии) для отправления богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий, право на которые верующим гарантируется законом (см. ч. 1 ст. 21 Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях”).
Незаконным содержанием религиозных святынь является также их непередача после прекращения деятельности религиозной организации, которая ими владела, другим религиозным организациям, отказ освободить самовольно (незаконно) захваченное культовое здание, которое считается религиозной святыней, вернуть присвоенную святыню.
Незаконному содержанию религиозных святынь всегда предшествуют определенные деяния, в результате которых субъект приобрел возможность фактического владения или пользования такими предметами. Если такие действия сами по себе являются противоправными, они нуждаются в самостоятельной уголовно-правовой оценке.
5. Под уничтожением религиозных святынь следует понимать приведение их в такое состояние, когда они полностью теряют свойство предмета религиозного поклонения: сжигание, разбивание, развал, разрушение. Способы уничтожения религиозных святынь могут быть разными и для квалификации действий виновного по ст. 179 значения не имеют.
6. Осквернением религиозных святынь являются действия лица, которые выражают демонстративно циничное, пренебрежительное, унизительное отношение к ним: глумление, надругательство над религиозными святынями, осквернение, унижение, издевательства, издевательства над ними как над религиозными святынями, которые свидетельствуют о демонстративное неприятие таких предметов как религиозных святынь и о намерении нарушить их святость. Осквернение религиозных святынь может быть совершено как публично, то есть в присутствии других лиц, так и тайно, при условии, что виновный рассчитывает на восприятие через определенное время совершенных им действий именно как осквернение религиозных святынь. Действия по осквернению религиозных святынь могут иметь разнообразное проявление: совершение на них различных непристойных рисунков, надписей, оскорбляющих религиозные чувства верующих, которые им поклоняются, их повреждение и тому подобное.
7. С субъективной стороны незаконное удержание и осквернение религиозных святынь характеризуется только умышленной виной, вид умысла прямой. Обязательными признаками субъективной стороны являются мотивы и цель: целью незаконного содержания религиозных святынь является продолжение незаконного владения или пользования ими, лишение других лиц реализации надлежащего им права пользования или владения такими святынями. Целью осквернения религиозных святынь является нарушение или унижение их святости, совершение надругательства над ними. Уничтожение религиозных святынь может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, но по ст. 179 может квалифицироваться только их умышленное уничтожение.
8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как правило, осквернение и уничтожение религиозных святынь совершается так называемыми религиозными фанатиками других религий или иных религиозных течений чем та, которой поклоняются верующие оскверненной или уничтоженной религиозной святыни, в частности, сатанистами, но ими могут быть и верующие той же религии (религиозного течения), которые по тем или иным причинам не соглашаются с признанием оскверненного или уничтоженного ими предмета религиозной святыней. Субъектами преступления в форме незаконного удерживания или уничтожение религиозных святынь могут быть и должностные лица, например, должностные лица музеев, других религиозных организаций, которые отказываются выполнять возложенный на них законом, решением компетентных органов власти или решением суда обязанность передать во владение или пользование верующим определенной религиозной организации предмет, который ими считается религиозной святыней, а так же лица, которые незаконно разрушают место поклонения для строительства на нем определенных зданий, дорог и тому подобное. Действия должностных лиц в подобных случаях могут дополнительно квалифицироваться по ст. 364 или 365 при наличии в их действиях всех других обязательных признаков предусмотренных этими статьями составов преступлений.
9. Статьей 179 предусмотрена ответственность не за нарушение порядка удержания (владения, пользования) религиозных святынь, а за их незаконное содержание в себя, непередачу во владение или пользование религиозным организациям или государственным учреждениям или организациям (например, музеям), которому такое право принадлежит. Нарушение же порядка содержания религиозных святынь, например, создание препятствий верующим для отправления религиозных обрядов, поклонения святыням, ограничения доступа к ним и тому подобное может квалифицироваться, при наличии оснований по ст.180 как воспрепятствование осуществлению религиозного обряда, или же как служебное преступление.