Новая редакция ст. 159 УКУ с комментариями.

1. Умышленное нарушение тайны голосования во время проведения выборов или референдума, что выразилось в разглашении содержания волеизъявления избирателя или участника референдума, –

наказывается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное членом избирательной комиссии или членом комиссии по референдуму, кандидатом, уполномоченным лицом политической партии, представителем организации партии в избирательной комиссии, уполномоченным лицом субъекта процесса всеукраинского референдума, доверенным лицом кандидата, членом инициативной группы референдума, официальным наблюдателем или служебным лицом с использованием своего служебного положения, –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пять лет.

Комментарий к ст. 159 УК Украины

1. Статья 71 Конституции Украины гарантирует гражданам свободное волеизъявление на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

2. Разглашение тайны голосования является грубым нарушением этого важного конституционного права гражданина и квалифицируется по ст. 159 УК.

Способы и последствия разглашения тайны голосования юридического значения не имеют.

3. Ответственными за разглашение тайны голосования члены избирательной комиссии или другие должностные лица избирательных органов, которым эти сведения стали известны при исполнении ими своих обязанностей.

Другой комментарий к статье 159 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является установленный порядок голосования во время выборов Президента Украины, депутатов советов всех уровней, сельских, поселковых, городских голов.

2. Объективная сторона преступления выражается в совершении действий, нарушающих тайну голосования.

1. Объектом преступления является установленный порядок голосования во время выборов Президента Украины, депутатов советов всех уровней, сельских, поселковых, городских голов.

2. Объективная сторона преступления выражается в совершении действий, нарушающих тайну голосования.

3. Тайна голосования – это конституционный принцип избирательного права, в соответствии с которым для обеспечения свободного осуществления избирателем своего волеизъявления не допускаются любые наблюдения и контроль во время заполнения им в процессе голосования избирательного бюллетеня.

Тайна голосования обеспечивается условиями, исключающими возможность контроля другими лицами процесса голосования. Организация и порядок голосования регулируются Конституцией Украины, Законами Украины “О выборах Президента Украины” от 5 марта 1999 г. с последующими изменениями; “О выборах народных депутатов Украины” от 25 марта 2004 г.; “О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов” от 6 апреля 2004 г. (начнут действовать с 1 октября 2005 г.). Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней, а избирательные урны установлены таким образом, чтобы избиратели при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них надлежащего порядка возлагается на участковые избирательные комиссии. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона Украины “О выборах народных депутатов Украины” голосование проводится в специально отведенных и обустроенных помещениях, в которых оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования и определяются места выдачи избирательных бюллетеней и установления избирательных ящиков. При этом обязанность осуществления контроля за обустройством помещения для голосования прямо возлагается на участковую комиссию.

Согласно ч. 10 ст. 68 того же закона в день выборов народных депутатов Украины перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии на ее заседании предоставляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, присутствующим кандидатам в депутаты, уполномоченным лицам партий (блоков), официальным наблюдателям от партий (блоков), представителям средств массовой информации поочередно все имеющиеся на избирательном участке избирательные ящики

Избирательные ящики после осмотра пломбируются или опечатываются печатью участковой избирательной комиссии. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении избирательных бюллетеней запрещается присутствие других лиц. Согласно ч. 4 ст. 69 упомянутого закона избиратель, который вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, имеет право с ведома председателя или другого члена участковой комиссии воспользоваться помощью другого лица, кроме членов избирательной комиссии, кандидатов в депутаты, уполномоченных лиц партий (блоков), официальных наблюдателей.

4. Нарушение тайны голосования – это деяния, нарушающие установленный избирательными законами порядок голосования и делают невозможным свободное осуществление гражданами Украины свободного волеизъявления при заполнении избирательного бюллетеня во время голосования на соответствующих выборах. Они могут выражаться в оборудовании ограниченного количества кабин для голосования, установлении избирательных ящиков в образ, что не обеспечивает тайну голосования, установлении специальной аппаратуры для контроля за действиями избирателей в кабине или комнате для голосования, присутствия в кабине (комнате) для голосования члена избирательной комиссии, определении на бюллетене в любой способ порядкового номера избирателя или нанесении каких-либо других пометок, по которым можно определить того или иного избирателя и тому подобное.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъектом преступления может быть член избирательной комиссии или другое должностное лицо, которое имеет отношение к выборам. Необходимым признаком преступления является то, что он совершается с использованием власти или служебного положения.