Новая редакция ст. 109 УКУ с комментариями.
1. Действия, совершенные с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий, –
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.
3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.
Комментарий к ст. 109 УК Украины
1. Преступление, предусмотренное ст. 109 УК, посягает на общественные отношения, образующие две главные составляющие государства — конституционный строй Украины и государственную власть.
Конституционный строй Украины — это закрепленные Конституцией Украины полновластие народа ( статьи 2 , 5 ), общественный и государственный строй (статьи 5, 6 и 7), равенство всех наций и народностей (статьи 11, 12, 21, 24), права и свободы граждан (статьи 22, 23).
Государственная власть в ее трех взаимносоединенных ветвях: законодательной, исполнительной и судебной является руководителем и проводником воли народа в реализации Конституции Украины, действующего законодательства и обеспечения благосостояния людей, охраны человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности, поскольку эти блага человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. Из Конституции Украины).
2. Объективными проявлениями совершение преступления, предусмотренного ст. 109 УК, является:
а) насильственные действия, совершаемые с целью изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, то есть применения силы или оружия для захвата важных государственных объектов (средств связи, транспорта, банков, средств массовой информации и т. п);
б) заговор о насильственном свержении конституционного строя или о насильственном захвате государственной власти-то есть составлении соглашения между определенным количеством лиц для осуществления насильственного свержения в Украине конституционного строя или насильственного захвата государственной власти;
в) публичные призывы к насильственному изменению или свержению в Украине конституционного строя или к насильственному захвату государственной власти — любые публичные выступления (в газетах, по радио, телевидению, на митингах, во время массовых демонстраций, других массовых собраниях людей) с призывами такого содержания;
г) распространение материалов (листовок, писем, газетных статей, книг, лозунгов, обращений и т. п) с призывами к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к насильственному захвату государственной власти.
3. Преступление, предусмотренное ст. 109 УК, содержит формальный состав (достаточно одних только действий) преступления, и поэтому он считается законченным с момента совершения указанных в диспозициях частей 1, 2 и 3 преступных действий, независимо от наступления последствий, к которым стремились преступники.
4. Части 2 и 3 ст. 109 УК предусматривают ответственность за квалифицированные виды этого преступления. Квалифицирующими признаками ч. 2 и ч. со ст. 109 УК являются:
а) совершения публичных призывов к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к насильственному захвату государственной власти представителем власти;
б) совершение таких действий повторно, вторично;
в) совершение таких действий организованной группой лиц — несколькими лицами, которые до совершения призывов договорились заранее о совершении преступления, или с использованием средств массовой информации.
5. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 109 УК, является умышленной, и умысел только прямой, поскольку целью совершения преступления является изменение или свержение конституционного строя или захват государственной власти, то есть преступники стремятся насильственно изменить или свергнуть в Украине конституционный строй или насильственно захватить государственную власть. Эти преступные последствия являются целью совершенных субъектом деяний, а потому субъект желает их наступления, то есть действует с прямым умыслом.
Мотивами этого преступления могут быть различные побуждения (карьеризм, корысть, месть и тому подобное), но существенного юридического значения они не имеют, поскольку не влияют на основания ответственности и квалификацию преступления.
6. Субъектами ответственности за преступление, предусмотренное ст. 109 УК, являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которым к моменту совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.
7. В случае совершения гражданином Украины преступления, предусмотренного статьей 109 УК, по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 109 УК и ст. 111 УК.
Другой комментарий к статье 109 Уголовного кодекса Украины
Конституция Украины содержит нормы и гарантии, выполнение которых создает условия безопасного функционирования современного конституционного строя и организации в Украине определенного государственного устройства. Она определяет статус государственных и негосударственных институтов, которые выступают гарантами выполнения конституционных норм, в частности о государственном устройстве Украины, и устанавливает жесткие условия и порядок внесения изменений и дополнений в Основной закон относительно конституционного строя Украины.
Согласно ст. 5 Конституции Украины “Украина является республикой.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами”.
Решения по изменению конституционного строя могут быть приняты только путем проведения всеукраинского референдума. Именно в такой способ могут быть внесены изменения в разделы i, III, XIII Конституции, содержание которых составляет и определяет сущность Конституционного строя в Украине. Основным гарантом конституционного строя выступает государство.
В Конституции изложены предостережения относительно запрета образования и деятельности политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены, в частности, на “изменение конституционного строя насильственным путем, … незаконный захват государственной власти” (ст. 37).
1. Непосредственным объектом этого преступления является политическая безопасность (внутриполитическая сфера как составляющая национальной безопасности Украины в наиболее важных сферах: существование конституционного строя и функционирования государственной власти.
Конституционный строй – это основанные на Конституции Украины: полновластия Украинского народа как носителя и единственного источника власти в Украине, суверенитет государства, его территориальная целостность и неприкосновенность государственных границ, демократизм, республиканская форма правления, принципы и формы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, равенство всех наций и народностей, права и свободы человека и гражданина, взаимоотношения граждан и государства.
Государственная власть – это система сформированных в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины, правоохранительных органов, которые олицетворяют законодательную, исполнительную и судебную власть: парламент – Верховная Рада Украины, глава государства – Президент Украины, высшие, центральные и местные органы исполнительной власти, органы судебной власти, органы местного самоуправления, а также контрольно – надзорные органы (Прокуратура, Счетная палата Украины и тому подобное).
Государственная власть в Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Украины). Таким образом, существующая в Украине государственная власть является частью ее конституционного строя.
Неотъемлемыми признаками государственной власти являются суверенность( суверенитет), то есть верховенство, полнота, неделимость, самостоятельность, независимость от любой организации (или лица) как в данной стране, так и за ее пределами.
2. объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109, может быть в трех формах, а именно: действия, совершенные с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя; действия, совершенные с целью захвата государственной власти; заговор о совершении таких действий.
С учетом положений Конституции Украины действия, совершенные с целью насильственного изменения конституционного строя, могут заключаться в насильственной смене республиканской формы правления государства, системы формирования органов государственной власти (законодательной и исполнительной), системы судебных органов; ограничении суверенитета государства; нарушении территориальной целостности и неприкосновенности, то есть изменению конституционного строя Украины как в целом, так и его отдельных звеньев вопреки установленному действующим законодательством порядка – без участия или без учета воли Украинского народа.
Действия, совершенные с целью насильственного изменения конституционного строя, – это лишение власти органов государственной власти, а также органов местного самоуправления путем их насильственного, в том числе вооруженного, отстранение от выполнения законных полномочий или с помощью угрозы применения такого насилия. Такие действия могут быть направлены на свержение – полную ликвидацию, уничтожение конституционного строя Украины.
Действия, совершенные с целью насильственного захвата государственной власти, могут иметь форму конкретных действий, направленных на насильственное овладение любой из ветвей власти как в центре (м. Киеве), так и на местах (областях, районах, городах).
Это может быть устранение законно избранной власти или назначенной местной администрации, формирование неконституционным путем каких-либо органов власти вместо существующих или параллельных с ними. Такое увлечение может быть с применением оружия, физической силы, угроз психологического давления и других форм насилия.
Заговор о совершении таких действий – это тайное соглашение двух или более лиц по совершению конкретных, определенных планами заговорщиков акций, направленных на насильственное изменение конституционного строя или насильственное свержение конституционного строя Украины, или направленные на насильственный захват государственной власти.
Объективная сторона заговора заключается в достижении согласия о совершении действий, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или захват государственной власти. Сам насильственный способ захвата власти, так же как и степень осуществления преступного плана, на квалификацию преступления не влияют.
Под насильственным способом захвата власти следует понимать совершение военного переворота, организацию восстания, лишение должностных лиц, государственных деятелей и т. п. с применением физической силы или угроз реальной возможности выполнять свои полномочия.
Для преступления, предусмотренного ст. 109, необходимо наличие не только общей воли нескольких лиц действовать вместе, но и согласование отдельных действий. Это может быть разработка хотя бы в общих чертах плана захвата помещений органов государственной власти, важных государственных объектов или определение способов или сроков захвата власти, поиск или вербовка лиц для совершения вооруженного нападения на государственные органы власти и тому подобное.
3. Субъективная сторона преступления включает наличие прямого умысла и специальной цели – насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти. Лицо осознает общественно опасный характер своих действий и желает их совершения, преследуя при этом упомянутую выше цель. Преступление считается законченным с момента совершения действий, которые направлены на достижение такой цели, хотя бы сама цель и не была достигнута. Мотивы совершения данного преступления на квалификацию преступления не влияют, но учитываются при установлении цели преступников, а также при назначении наказания. Такими мотивами могут быть: неудовлетворенность существующим конституционным строем или действиями представителей государственной власти, политический авантюризм, карьеризм, месть, корыстность и тому подобное.
4. Субъект преступления – физическое вменяемое или ограниченно вменяемое лицо (гражданин Украины, гражданин другого государства или лицо без гражданства), которому до совершения преступления исполнилось 16 лет.
В случае, когда гражданин Украины совершает указанные действия по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей или вместе с ними, он будет отвечать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 111 и ст. 109 (за государственную измену в форме оказания помощи указанному иностранному адресату).
5. в части 2 ст. 109 предусмотрена ответственность за публичные призывы к указанным в ч. 1 этой статьи действиям, а также за распространение материалов с призывами к совершению таких действий.
Призыв, о котором говорится в ч. 2 ст. 109, – это активное влияние (устно или письменно, с использованием магнитофона, радио, телевидения, других технических средств и т.п.) на неопределенное количество людей (слушателей, читателей, зрителей) или на членов определенной партии, организации или другой группировки, связанный с склонением их к насильственному изменению или насильственному свержению конституционного строя или к насильственному захвату государственной власти. Такой призыв должен быть публичным. Это означает, что он должен быть открыто обращен не к одному, а к нескольким лицам (не менее двух), которые реально воспринимают или, по мнению распространителя, могут воспринимать эти призывы. Поэтому призыв к совершению данного преступления, обращенный к отдельным конкретным лицам, должен рассматриваться как подстрекательство к преступлению (ч. 4 ст. 27 и ст. 109 или ч. 1 ст. 14 и ст. 109 – при неудачном подстрекательстве).
Призывы могут быть рассчитаны вообще на неопределенный круг граждан, могут быть целенаправленно обращены к тем или иным слоям населения, этническим группам, членам тех или иных движений, партий, других общественных организаций, но в любом случае они связаны с целенаправленным склонением неопределенного числа лиц к совершению любого из действий, упомянутых в ст. 109.
6. Распространение материалов (обращений, листовок, лозунгов, писем, магнитофонных кассет, компьютерных компакт-дисков, дискет и т. п) заключается в доведении их содержания – призыва к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к насильственному захвату государственной власти – к сведению неопределенной или определенной группы людей. Распространение таких материалов может осуществляться путем рассылки по почте, передачи через компьютерные сети, расклейки их на стенах домов, витринах, подбрасывания в помещения государственных органов или учреждений, предприятий или организаций и тому подобное.
Сам факт распространения материалов с такими призывами является законченным преступлением, независимо от последствий совершенного призыва.
Изготовление таких материалов с целью последующего их распространения следует расценивать как приготовление к преступлению.
7. обстоятельствами, отягчающими преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 109 (согласно ч. 3 настоящей статьи), являются:
– Совершение публичных призывов лицом, являющимся представителем власти;
– совершение этого преступления повторно;
– организованной группой;
– с использованием средств массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции Украины только представители законодательной, исполнительной, судебной и контрольно-надзорной ветвей государственной власти могут быть представителями власти и при соответствующих обстоятельствах отвечать за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 109.
8. Представитель власти должен рассматриваться как представитель особой категории должностных лиц, наделенных в пределах своих полномочий правом отдавать обязательные для исполнения другими лицами (как физическими, так и юридическими) приказы, распоряжения, указания, принимать решения не только в рамках ведомства, представителем которого он является, но и вне его, то есть по поводу поведения, поступков, деяний граждан, не подчиненных ему по службе или работе.
Общеобязательное выполнение указаний и требований представителя власти обеспечивается возможностью применения мер принудительного характера (задержание физического лица, штраф, прекращение или запрет деятельности юридического или физического лица и др.).
К представителям власти относятся: народные депутаты Украины, депутаты Автономной республики Крым, представители органов местного самоуправления (депутаты сельских, поселковых, городских и областных советов, сотрудники исполнительных органов этих советов, местных государственных администраций); сотрудники правоохранительных и административных органов, органов исполнительной власти (судьи, судебные исполнители, следователи и оперативные работники органов МВД и СБУ, прокуроры, их помощники, а также следователи прокуратуры, сотрудники милиции, пожарные инспекторы, инспекторы лесоохраны, рыбного надзора, охотничьи и налоговые инспекторы и др.).
9. Повторным следует считать преступление, совершенное лицом, ранее совершившим такое преступление, независимо от того, была она осуждена за него или нет.
10. Часть 3 ст. 109 предусматривает ответственность за действия, совершенные организованной группой. В соответствии с ч. 3 ст. 28 преступление признается совершенным организованной группой, если в его приготовлении или совершении принимали участие несколько лиц (три и более), которые предварительно организовались в устойчивое объединение для совершения этого и другого (других) преступлений, объединенных единым планом с распределением функций участников группы, направленных на достижение этого плана, известного всем участникам группы.
11. Средствами массовой информации (СМИ) являются материальные и иные носители информации, органы и организации (юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, которые обеспечивают публичное распространение печатной и аудиовизуальной информации. К СМИ в соответствии с Законом Украины “Об информации” от 2 октября 1992 г. № 2657-ХІІ принадлежат печатные средства массовой информации (ст. 20) – периодические и продолжающиеся издания (пресса) – газеты, журналы, бюллетени и т.п., которые выходят под постоянным названием с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года, разовые издания с определенным тиражом.
Закон Украины” о печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине ” от 16 ноября 1992 г. № 2782-ХІІ к печатным изданиям, отдельным периодическим и продолжающимся, относит также приложения к печатным СМИ в виде изданий газет и журнального типа (ст. 1). Указанные издания могут включать в свой состав другие носители информации (пластинки, дискеты, магнитофонные и видеокассеты и тому подобное), распространение которых не запрещено действующим законодательством Украины.
Аудиовизуальными СМИ являются радиовещание, телевидение (кабельное, спутниковое), кино -, звукозапись, компьютерные сети и тому подобное.
12. преступление считается законченным с момента сговора трех (ч. 3 ст. 28) или более лиц о совершении действий с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя Украины или захвата государственной власти. Разработка планов заговора, подбор средств и создание иных условий обеспечения намеченной преступной деятельности, подыскивание возможных соучастников заговора до вступления с ними в контакт должны квалифицироваться как приготовление к этому преступлению. Переговоры с целью достижения согласия о насильственном свержении конституционного строя Украины или захвате государственной власти, когда они не привели к желаемым последствиям взаимного согласия сторон, следует рассматривать как покушение на это преступление.